Р Е Ш Е Н И Е
именем российской федерации
06 декабря 2010 года г.Химки
Химкинский городской Федеральный суд Московской области в составе:
Судьи Кучинского Е.Н.
При секретаре Буториной Е.В.
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Федоровой Н.Г. к ГУ - ГУ ПФ РФ №5 по г. Москве и Московской области о включении в специальный стаж периодов работы и назначении досрочной трудовой пенсии по старости,
У С Т А Н О В И Л:
Истица Федорова Н.Г. обратилась в суд с иском к ГУ – ГУ ПФ РФ №5 о включении в специальный стаж периодов работы и назначении досрочной трудовой пенсии по старости.
В обоснование заявленного требования истица сослалась на следующее: Решением комиссии по пенсионным вопросам ГУ ПФ РФ № 5, Протокол ... от /Дата/, ей отказано в назначении пенсии за выслугу лет, в связи с отсутствием у нее специального стажа. Так в специальный стаж истицы не включена работа: с /Дата/ по /Дата/ работа в должности <данные изъяты> ..., с /Дата/ по /Дата/, с /Дата/ по /Дата/, с /Дата/ по /Дата/ работа в должности <данные изъяты> ..., с /Дата/ по /Дата/ работа в должности <данные изъяты> ..., с /Дата/ по /Дата/ работа в должности <данные изъяты>, с /Дата/ по /Дата/, с /Дата/ по /Дата/, с /Дата/ по /Дата/. с /Дата/ по /Дата/, с /Дата/ по /Дата/ работа в должности <данные изъяты> .... Указанные периоды работы не были включены в специальный стаж, так как наименование должности <данные изъяты> не предусмотрена Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, утвержденному Постановлением Правительства РФ от /Дата/ ..., а также не предусмотрено Списками, утвержденного Постановлением СМ РСФСР .... При этом организация УВК также не предусмотрена указанными документами.
Истица просит включить указанные периоды работы в специальный стаж и назначить ей пенсию с момента обращения в пенсионный фонд с заявлением о назначении пенсии с /Дата/
Представитель Ответчика в судебном заседании, не признавая по существу заявленные требования, пояснил, что периоды работы истицы не были засчитаны в специальный стаж, так как должность <данные изъяты> не предусмотрена действующим законодательством, как должность, дающая право на назначение досрочной пенсии по старости. УВК также не предусмотрена списками.
Выслушав стороны, изучив представленные письменные документы, изучив пенсионное дело истца, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно протоколу ... от /Дата/, истице отказано в назначении пенсии за выслугу лет, в связи с отсутствием специального стажа. Так в специальный стаж истицы не включена работа: с /Дата/ по /Дата/ работа в должности <данные изъяты> ..., с /Дата/ по /Дата/, с /Дата/ по /Дата/, с /Дата/ по /Дата/ работа в должности <данные изъяты> ..., с /Дата/ по /Дата/ работа в должности <данные изъяты> ..., с /Дата/ по /Дата/ работа в должности <данные изъяты> ..., с /Дата/ по /Дата/, с /Дата/ по /Дата/, с /Дата/ по /Дата/. с /Дата/ по /Дата/, с /Дата/ по /Дата/ работа в должности <данные изъяты> .... Указанные периоды работы не были включены в специальный стаж, так как наименование должности <данные изъяты> не предусмотрена Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, утвержденному Постановлением Правительства РФ от /Дата/ ..., а также не предусмотрено Списками, утвержденного Постановлением СМ РСФСР .... При этом организация УВК также не предусмотрена указанными документами.
Ст. 55 Закона РФ «Об образовании» говорит о том, что педагогические работники образовательных учреждений пользуются правом на пенсию за выслугу лет.
Права гражданина в области пенсионного обеспечения находятся в прямой зависимости от его трудовой или иной общественно-полезной деятельности, ее объема и характера. Основным критерием дифференциации условий и норм пенсионного обеспечения признаются труд и его результаты.
Согласно ст. 39 Конституции РФ, гражданам «гарантируется социальное обеспечение. .. в. .. случаях, установленных законом. Государственные пенсии. .. устанавливаются законом».
Ст. 55 Конституции РФ устанавливает, что «права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства».
Согласно ст. 12 Закона РФ «Об образовании» образовательным является учреждение, реализующее одну или несколько образовательных программ...», «к образовательным относятся учреждения следующих типов. -...общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования...», «государственный статус образовательного учреждения (тип, вид и категория...) определяются при его государственной аккредитации. Т.е. перечисленные нормы федеральных законов не связывают право педагогов на пенсию за выслугу лет с работой в конкретных видах образовательных учреждений, а называют лишь 2 обязательных условия: стаж педагогической работы не менее 25 лет и организационно-правовая форма образовательного учреждения государственное или муниципальное.
По смыслу Федерального Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001г., право на досрочное получение пенсии по старости связывается не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой работой, при выполнении которой работник подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных именно спецификой и характером труда.
Соответственно, п.п.10 п.1 ст.28 названного выше закона, предусматривается досрочное назначение пенсии лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 г. № 781 был утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с п.п.10 п.1 ст.28 ФЗ РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и утверждены Правила исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с п.п.10 п.1 ст.28 ФЗ РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Также в наименовании и должностей дающих право на назначение досрочной пенсии входит организатор внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми.
Согласно пункта 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.27 и 28 ФЗ РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002г. №516 в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой в течение полного рабочего дня. Под полным рабочим днем пронимается выполнение работы, в условиях труда, предусмотренного Списками производств, профессий и должностей.
В Постановлении Правительства РФ от 03.04.2003г. №191 и приложении к нему указано следующее:
Продолжительность рабочего времени педагогических работников включает преподавательскую (учебную) работу, воспитательную, а также другую педагогическую работу, предусмотренную должностными обязанностями и режимом рабочего времени, утвержденными в установленном порядке.
Учителям, которым не может быть обеспечена полная учебная нагрузка, гарантируется выплата ставки заработной платы в полном размере при условии догрузки их до установленной нормы часов другой педагогической работой.
Согласно представленным документам истица с /Дата/ по /Дата/ работала в должности <данные изъяты> ..., с /Дата/ по /Дата/, с /Дата/ по /Дата/, с /Дата/ по /Дата/ работала в должности <данные изъяты> ..., с /Дата/ по /Дата/ работала в должности <данные изъяты> ..., с /Дата/ по /Дата/ работала в должности <данные изъяты> ..., с /Дата/ по /Дата/, с /Дата/ по /Дата/, с /Дата/ по /Дата/. с /Дата/ по /Дата/, с /Дата/ по /Дата/ работала в должности <данные изъяты> .... Данные факты соответствуют и записям в трудовой книжке. Суд считает, что трудовая книжка является одним из основных доказательств по данному гражданскому делу.
Работа в должности <данные изъяты> ответчиком не оспаривалось.
Из представленных истицей документов следует, что работа <данные изъяты> была непосредственно связана с детьми.
Более того, из Определения Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 14 января 2005г. №9-Г04_35 следует, что в силу п.9 ст.30 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в РФ» при оценке пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 01 января 2002 года применяется порядок исчисления и подтверждения трудового стажа, в том числе стажа на соответствующих видах работ, который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до вступления в силу этого Федерального Закона. Согласно ст.96 Закона РФ от 20 ноября 1990года «О государственных пенсиях в Российской Федерации» (действовавшего в период трудовой деятельности заявителя) трудовой стаж подтверждался на основании документов, выдаваемых в установленном порядке организациями.
В соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959г. №1397 «о пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», Постановления Госкомтруда СССР, Президиума ВЦСПС от 25.10.1978г. №24, Приказа Госкомитета СССР по народному образованию от 01.08.1989г. №635 «Об утверждении инструкции о порядке определения стажа научно-педагогической работы», в специальный стаж истца должны быть засчитаны периоды работы в должности <данные изъяты>.
В разделе "Наименование должностей" Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, должность пионервожатой не указана. И не предусматривалась вышеназванная должность и действовавшими до 1 января 2002 г. нормативными правовыми актами, которые принимались в соответствии с Законом Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. "О государственных пенсиях в Российской Федерации". Вместе с тем согласно п. 2 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397, учителям и другим работникам просвещения работа в штатных должностях пионервожатых включалась в стаж работы по специальности. Указанная работа подлежала включению в стаж при определенном условии. В силу п. 4 данного Положения период работы в должности "пионервожатая" засчитывался в стаж работы по специальности в том случае, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим Положением, проходило в учреждениях, организациях, должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на пенсию за выслугу лет. Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 29 января 2004 г. N 2-П, а также в ряде его определений, ст. 6 (ч. 2), 15 (ч. 4), 17 (ч. 1), 18, 19 и 55 (ч. 1) Конституции Российской Федерации по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано. Законодатель же не принял мер для создания правовой определенности, в результате чего педагогические работники не могли предвидеть в дальнейшем исключение из педагогического стажа работы в должности <данные изъяты>. С учетом этого обстоятельства и исходя из вышеприведенной правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации период работы старшей пионервожатой подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, при условии соблюдения механизма его зачета, то есть работником должно быть выработано не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии, в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.
Ответчик не представил в суд доказательств, что обязанности старшей пионервожатой, вожатой и пионервожатой являются разными, между тем суд считает, что обязанности указанных должностей идентичны.
Учитывая засчитанный в специальный стаж период работы с /Дата/ по /Дата/ работа в должности <данные изъяты> ..., с /Дата/ по /Дата/, с /Дата/ по /Дата/, с /Дата/ по /Дата/ работа в должности <данные изъяты> ....
Согласно Устава, <данные изъяты> ... <адрес> являлся государственным образовательным учреждением, ориентированным на обучение, воспитание и развитие способностей детей. Это подтверждается Лицензией на образовательную деятельность.
Согласно Устава, <данные изъяты> ... <адрес> являлся государственным образовательным учреждением, ориентированным на обучение, воспитание и развитие способностей детей с 3-х до 7 лет. Это подтверждается Лицензией на образовательную деятельность.
В соответствии с пунктом 3 статьи 12 Федерального закона "Об образовании» образовательные учреждения по своим организационно - правовым формам могут быть государственными, муниципальными, негосударственными (частными). Действие законодательства Российской Федерации в области образования распространяется на все образовательные учреждения на территории Российской Федерации независимо от их организационно - правовой формы.
Решением Верховного Суда РФ от 07 июня 2001г. № ГК ПИ 2001-875 был признан недействительным (незаконным) и не порождающим правовых последствий абзац первый пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 3 сентября 1999 г. N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Прав исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей".
Конституционный суд РФ своим Постановлением №№ 2-П от 20.01.2004г. установил, что нормы закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ « по своему конституционно -правовому смыслу не могут служить основанием для ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, на которое рассчитывало застрахованное лицо до введения в действие нового правового регулирования.
В трудовой книжке имеется запись ... о преобразовании школы ... в Учебно-воспитательный комплекс ....
В судебном заседании было установлено, что в спорные периоды времени истица осуществляла педагогическую деятельность.
Постановлением Правительства РФ от 29.10. 2002г. ... утвержден Список работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и Правила исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение пенсии по старости в соответствии со статьей 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», согласно п. 13 которых в специализированный стаж работы включается также работа в структурных подразделениях государственных организаций, независимо оттого, предусмотрены ли списком сами такие организации.
На основании изложенного суд приходит к выводу, что периоды работы с /Дата/ по /Дата/ работа в должности <данные изъяты> ..., с /Дата/ по /Дата/ работа в должности <данные изъяты> ..., с /Дата/ по /Дата/, с /Дата/ по /Дата/, с /Дата/ по /Дата/. с /Дата/ по /Дата/, с /Дата/ по /Дата/ работа в должности <данные изъяты> .... должны быть включены в специальный стаж истицы.
Суд приходит к выводу, что у истицы хватает специального стажа (25 лет) для назначения досрочной трудовой пенсии по старости с момента обращения в пенсионный фонд с заявлением о назначении пенсии.
С учетом установленных по делу обстоятельств, руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд,
Р Е Ш И Л:
Иск Федоровой Н.Г. к ГУ - ГУ ПФ РФ №5 по г. Москве и Московской области о включении в специальный стаж периодов работы и назначении досрочной трудовой пенсии по старости – удовлетворить.
Обязать ГУ - ГУ ПФ РФ ... по <адрес> и <адрес> включить Федоровой Н.Г. в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии, период работы с /Дата/ по /Дата/ работа в должности <данные изъяты> ..., с /Дата/ по /Дата/, с /Дата/ по /Дата/, с /Дата/ по /Дата/ работа в должности <данные изъяты> ..., с /Дата/ по /Дата/ работа в должности <данные изъяты> ..., с /Дата/ по /Дата/ работа в должности <данные изъяты> ..., с /Дата/ по /Дата/, с /Дата/ по /Дата/, с /Дата/ по /Дата/. с /Дата/ по /Дата/, с /Дата/ по /Дата/ работа в должности <данные изъяты> ... и назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости с /Дата/ с момента обращения в ГУ – ГУ ПФ РФ №5 по г.Москве и Московской области с заявлением о назначении пенсии.
Решение может быть обжаловано в Мособлсуд через Химкинский горсуд в течение 10 дней.
Федеральный Судья Кучинский Е.Н.