РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
14 декабря 2010 года г. Химки
Химкинский городской суд Московской области в составе председательствующего судьи Дубровина Д.Е., при секретаре Бакулине А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1975/10 по иску Величковской А.И. к Министерству социальной защиты населения Московской области о признании отказа в предоставлении льгот незаконным, признании права на льготы, обязании выдать удостоверение,
УСТАНОВИЛ:
Величковская А.И. обратилась в суд с иском к Министерству социальной защиты населения Московской области о признании отказа в предоставлении льгот незаконным, признании права на льготы, обязании выдать удостоверение, указывая, что родилась ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, откуда переехала в <адрес>, где проживала ДД.ММ.ГГГГ. Данный населенный пункт не был включен в Перечень населенных пунктов <адрес>, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на <адрес> ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 15.03.1995г. № 356-р, однако, полученная ей суммарная (накопленная) доза радиации составляет свыше <данные изъяты> С учетом этого истица просила заявленные требования удовлетворить в полном объеме и обязать ответчика выдать ей удостоверение как лицу, пострадавшему от ядерных испытаний на <адрес>.
Истица в судебное заседание явилась, требования поддержала.
Представитель Министерства социальной защиты населения Московской области в судебное заседание явился, просил в иске отказать.
Суд, выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" гражданам, которые проживали в 1949 - 1963 годах в населенных пунктах на территории Российской Федерации и за ее пределами, включенных в утверждаемые Правительством Российской Федерации перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и которые получили суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 с3в (бэр), а также детям в возрасте до 18 лет первого и второго поколения указанных граждан, страдающим заболеваниями вследствие радиационного воздействия на одного из родителей, гарантируются меры социальной поддержки, установленные настоящим Федеральным законом.
Меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Федеральным законом, предоставляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Порядок отнесения граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, определяется Правительством Российской Федерации.
Таким образом, законодателем определены следующие обязательные условия предоставления гражданам мер социальной поддержки: проживание в 1949 - 1963 гг. в определенных населенных пунктах и получение гражданами суммарной (накопленной) эффективной дозы облучения свыше 5 с3в (бэр).
Статьей 5 названного Федерального закона предусмотрено, что гражданам, получившим суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 с3в (бэр), уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти выдаются удостоверения единого образца, которые дают право на получение мер социальной поддержки с момента их предъявления. Порядок выдачи этих удостоверений определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (в ред. Федеральных законов от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ, от 23 июля 2008 г. № 160-ФЗ).
В силу пункта 2 Правил отнесения граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15 ноября 2004 г. N 634, отнесение граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, получивших суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 с3в (бэр), осуществляется на основании сведений об их проживании или прохождении военной службы в 1949 - 1963 годах в населенных пунктах, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, включенных в Перечни, утверждаемые в установленном порядке.
Определение населенных пунктов, в которых граждане за счет внешнего и внутреннего облучения получили суммарную (накопленную) эффективную дозу более 5 с3в (бэр), осуществляется на основании расчетов доз облучения граждан (с учетом особенностей радиационного воздействия при проведении конкретных ядерных испытаний) в соответствии с методикой оценки доз облучения, утвержденной в установленном порядке.
Перечень населенных пунктов <адрес>, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, утвержден распоряжением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-р. Из указанного Перечня следует, что населенные пункты дифференцировались в зависимости от полученной населением суммарной (накопительной) эффективной дозы облучения вследствие проведения ядерных испытаний ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ
Истицей представлен документ, подтверждающий её проживание в период ДД.ММ.ГГГГ. в <адрес>.
Между тем данный населенный пункт не включен в перечень населенных пунктов <адрес>, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне утвержденный распоряжением Правительства РФ от 15.03.1995 № 356-р.
Согласно п. 4 определения Конституционного Суда РФ от 04.12.2007 № 960-О-П часть первая статьи 1 Федерального закона "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования не может рассматриваться как исключающая предоставление предусмотренных данным Федеральным законом мер социальной поддержки гражданам, которые получили суммарную (накопленную) дозу облучения свыше 5 с3в (бэр) вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, проживая в населенном пункте, который не включен Правительством Российской Федерации в соответствующий перечень.
При этом вопрос о возможности предоставления указанных мер социальной поддержки в случае, если настаивающий на их получении гражданин не проживал в населенном пункте, включенном Правительством Российской Федерации в перечень населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, вправе разрешить суды общей юрисдикции в зависимости от фактических обстоятельств, подтверждающих либо опровергающих получение соответствующим лицом суммарной (накопленной) эффективной дозы облучения свыше 5 с3в (бэр) вследствие проведения ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.
Для установления полученной истицей суммарной (накопленной) эффективной дозы облучения в (бэрах) по делу была проведена судебно-медицинская экспертиза, из заключения которой следует, что суммарная (накопленная) эффективная доза облучения Величковской А.И. лежит в диапазоне доз от <данные изъяты>. Можно достоверно утверждать, что за период ее проживания ДД.ММ.ГГГГ <адрес> доза ее облучения не могла превысить <данные изъяты>
Суд доверяет указанному заключению, поскольку оно обоснованно, выводы в экспертном заключении мотивированы, экспертиза проведена квалифицированными экспертами, имеющими большой стаж работы, эксперты были предупреждены об уголовной ответственности в связи с чем данное заключение у суда не вызывает сомнений.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В соответствии с ч. 1 ст. 96 ГПК РФ денежные суммы, подлежащие выплате свидетелям, экспертам и специалистам, или другие связанные с рассмотрением дела расходы, признанные судом необходимыми, предварительно вносятся на счет, открытый в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации, соответственно Верховному Суду Российской Федерации, верховному суду республики, краевому, областному суду, суду города федерального значения, суду автономной области, суду автономного округа, окружному (флотскому) военному суду, управлению (отделу) Судебного департамента в субъекте Российской Федерации, а также органу, осуществляющему организационное обеспечение деятельности мировых судей, стороной, заявившей соответствующую просьбу. В случае, если указанная просьба заявлена обеими сторонами, требуемые суммы вносятся сторонами в равных частях.
Как следует из материалов дела, представителем ответчика по делу было заявлено ходатайство о назначении по делу судебно-медицинской экспертизы, однако не была им оплачена, в связи с чем <данные изъяты> был направлен в адрес суда счет о взыскании денежных средств за проведенную экспертизу с Министерства социальной защиты населения Московской области.
При таких обстоятельствах суд считает возможным взыскать с Министерства социальной защиты населения Московской области в пользу <данные изъяты> расходы по экспертизе в размере <данные изъяты>.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Величковской А.И. к Министерству социальной защиты населения <адрес> о признании отказа в предоставлении льгот незаконным, признании права на льготы, обязании выдать удостоверение отказать.
Взыскать с Министерства социальной защиты населения <данные изъяты> расходы по экспертизе в размере <данные изъяты>.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд в течение 10 дней.
Федеральный судья: