о признании права собственности



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

23 декабря 2010 года г. Химки

Химкинский городской суд Московской области в составе председательствующего судьи Дубровина Д.Е., при секретаре Бакулине А.А.., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-4041/10 по иску Филипповой О.Г. действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетнего Филиппова И.Г. к Администрации г.о. Химки, 3-им лицам - ОАО «НПО Энергомаш», Управлению опеки и попечительства Министерства образования Московской области о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,

У С Т А Н О В И Л:

Филиппова О.Г., действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего Филиппова И.Г. обратились в суд с иском к Администрации г.о. Химки о признании равнодолевой собственности в порядке приватизации за Филипповой О.Г. и Филипповым И.Г. на <адрес>, обосновывая тем, что с ДД.ММ.ГГГГ года истица проживает в спорном помещении, предоставленном ей как работнику <данные изъяты>. ДД.ММ.ГГГГ. Истцы обратились в Администрацию г.о. Химки с заявлением о приватизации, однако им было отказано письмом от ДД.ММ.ГГГГ, в связи с наличием у дома статуса общежития, который в силу законодательства является незаконным, т.к. здание <адрес> принято в муниципальную собственность, а заключенный с истцами договор найма жилого помещения в общежитии преобразован в договор социального найма жилого помещения, отношения по проживанию истцов регулируются нормами о договоре социального найма, а занимаемое истцами жилое помещение относится к муниципальному жилищному фонду социального использования, в связи с тем, что статус вышеуказанного жилого дома, как общежития, прекращен прямым указанием закона, таким образом, отношения по проживанию истцов регулируются нормами о договоре социального найма, поэтому они вправе приобрести занимаемое жилое помещение в собственность в порядке приватизации, также в нарушение законодательства истцам было отказано в регистрации по указанному адресу.

ДД.ММ.ГГГГ в связи с получением технического паспорта БТИ, Филипповы О.Г., И.Г. уточнили исковые требования, просили признать право собственности в порядке приватизации по <данные изъяты> доли за каждым на двухкомнатную <адрес>, обязать зарегистрировать истцов по указанному адресу.

В судебном заседании представитель истцов про доверенности ФИО поддержал уточненные исковые требования, по изложенным в исковом заявлении основаниям.

Филиппова О.Г. действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего Филиппова И.Г. поддержала уточненные исковые требования, по изложенным представителем основаниям.

Представитель Администрации г.о. Химки исковые требования не признала, пояснив, что согласно действующему законодательству, ФЗ «О приватизации», приватизации подлежат изолированные жилые помещения, на которые с гражданами заключен договор соц. найма, жилые помещения, которые находятся в общежитии, приватизации не подлежат. Согласно положения о муниципальных общежитиях г.о. Химки прямо запрещено до издания специального распоряжения об изменения статуса общежития на жилой дом приватизация этих общежитий.

Представитель ОАО НПО «Энергомаш» не возражала против удовлетворения исковых требований.

Представитель Управления опеки и попечительства по доверенности ФИО оставила решение данного спора на усмотрение суда

Суд, выслушав участников процесса, исследовав представленные по делу доказательства, приходит к следующему.

В соответствии со ст.12 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

В соответствии с ч. 1 ст. 27 Конституции Российской Федерации каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и место жительства.

В силу ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

В судебном заседании установлено, что решением исполнительного комитета Химкинского городского совета народных депутатов Химкинского района Московской области № от ДД.ММ.ГГГГ построенному по типовому проекту <данные изъяты> этажному блочному зданию (стр. <адрес>) на <данные изъяты> койко-мест, расположенному по адресу: <адрес>, принятому в эксплуатацию государственной комиссией ДД.ММ.ГГГГ, присвоен, введенному КБ Энергомаш статус общежития для молодых семей и одиноких специалистов на <данные изъяты> мест

Согласно распоряжению Мингосимущества России от ДД.ММ.ГГГГ №-р общежитие было оставлено на балансе ОАО «НПО Энергомаш» для совместного использования с местной администрацией.

В соответствии с планом приватизации и распоряжением Мингосимущества России от ДД.ММ.ГГГГ №-р о подтверждении пообъектных перечней имущества ОАО «НПО Энергомаш», общежитие по адресу: <адрес> вошло в перечень имущества, остающегося в федеральной собственности.

ДД.ММ.ГГГГ во исполнение распоряжения Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О безвозмездной передаче имущества, составляющего государственную казну РФ, в собственность муниципального образования «Городской округ <адрес>», здание общежития, расположенного по адресу: <адрес> было принято в собственность муниципального образования «Городской округ Химки Московской области», что подтверждается актом приема-передачи имущества от ДД.ММ.ГГГГ

Постановлением Главы г.о. Химки Московской области № от ДД.ММ.ГГГГ здание общежития, оборудование, объекты благоустройства, инженерные коммуникации, распложенные по адресу: <адрес>, приняты в муниципальную собственность городского округа Химки Московской области от ОАО «НПО «Энергомаш им. Академика В.П. Глушко».

Постановлением Главы г.о. Химки Московской области № от ДД.ММ.ГГГГ в Постановление Главы г.о. Химки Московской области от ДД.ММ.ГГГГ № внесены изменения, а именно п.1.1 следует читать в следующей редакции: «Принять в муниципальную собственность городского округа Химки Московской области от ОАО «НПО «Энергомаш им. Академика В.П. Глушко» согласно перечню здание общежития, оборудование, объекты благоустройства, инженерные коммуникации, расположенные по адресу: <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ

Свидетельством о государственной регистрации права, выданным УФРС по Московской области ДД.ММ.ГГГГ подтверждается, что <данные изъяты> этажное здание с жилым назначением общей площадью <данные изъяты> расположенное по адресу: <адрес>, принадлежит на праве собственности г.о. Химки Московской области на основании Распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ № и акта приема-передачи от ДД.ММ.ГГГГ, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним ДД.ММ.ГГГГ сделана запись регистрации за №.

Согласно, представленных истцами платежных документов – счетов, квитанций по оплате за проживание, они оплачены за проживание по спорному адресу <адрес>.

В соответствии со справкой № от ДД.ММ.ГГГГ задолженности на ДД.ММ.ГГГГ перед ОАО НПО «Энергомаш» по проживанию у Филипповой О.Г. нет.

Согласно выписке из домовой книги Филиппова О.Г. была зарегистрирована по месту пребывания по адресу: <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ, а Филиппов И.Г. с ДД.ММ.ГГГГ.

Филиппова О.Г. ДД.ММ.ГГГГ обратилась с заявлением в Администрацию г.о. Химки с просьбой разрешить ей приватизация занимаемого ей помещения с 1989 года, расположенного по адресу: <адрес> однако письмом Администрации г.о. Химки от ДД.ММ.ГГГГ Администрация отказала Филипповой О.Г. в удовлетворении их просьбы, пояснив, что в соответствии с ЖК РФ, Положением «О муниципальном жилищном фонде и о порядке предоставления жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в г.о. Химки», утвержденным решением Совета депутатов г.о. Химки от ДД.ММ.ГГГГ №: жилые помещения в общежитии предоставляются гражданам, не имеющим жилых помещений для постоянного проживания на территории г.о. Химки, на период работы для временного проживания из расчета не менее 6кв.м. жилой площади на 1 человека с заключением договора найма жилого помещения в общежитии; жилые помещения в общежитиях не могут быть приобретены гражданами в собственность.

Из технического паспорта здания (строения), расположенного по адресу: <адрес>, усматривается, что помещение, в котором проживают истцы, представляет собой двухкомнатную <адрес> общей площадью <данные изъяты> кв.м., жилой <данные изъяты> кв.м.

Судом установлено, что решение по вопросу передачи общежития в муниципальную собственность было принято Росимуществом РФ в распоряжении № 473 от 14.05.2007 г., в котором конкретная дата перехода права собственности на общежитие не указана. Вместе с тем, из содержания п.п.3, 6 данного документа усматривается, что моментом возникновения права собственности муниципального образования «Городской округ Химки Московской области» следует считать момент утверждения соответствующего акта приема-передачи этого имущества Росимуществом РФ (его уполномоченными территориальными управлениями), т.е. дату его утверждения этим органом.

В соответствии со статьей 7 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.

Из указанной статьи следует, что общежития, которые принадлежали государственным или муниципальным предприятиям и учреждениям и переданы в иную форму собственности, утрачивают статус общежитий в силу закона и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма. При этом отсутствие договора социального найма, а также решения об исключении соответствующего дома из специализированного жилищного фонда не может препятствовать осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, поскольку их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления указанных документов.

В соответствии со ст. 60 ЖК РФ по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных законом.

Пользование жилым помещением по договору социального найма осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом, договором социального найма данного жилого помещения (ст. 61 ЖК РФ).

Согласно ст. 62 ЖК РФ предметом договора социального найма жилого помещения должно быть жилое помещение (жилой дом, квартира, часть жилого дома или квартиры). Самостоятельным предметом договора социального найма жилого помещения не могут быть неизолированное жилое помещение, помещения вспомогательного использования, а также общее имущество в многоквартирном доме.

Как указывалось ранее, жилое помещение, которое занимают Истцы представляет собой двухкомнатную квартиру, имеющую все коммунальные удобства, что полностью отвечает требованиям ст.62 ЖК РФ.

Спорное жилое помещение было предоставлено истице в ДД.ММ.ГГГГ году как работнику Химкинского <данные изъяты>. Ранее она занимала <данные изъяты>. в данной квартире, позднее ей вместе с сыном Филипповым И.Г. была предоставлена комната, а в <данные изъяты> году вся квартира №

Юридически значимым обстоятельством для разрешения дела является тот факт, что жилое помещение, занимаемое Истцом, находится в жилом доме, принадлежавшем государственному предприятию, использовалось в качестве общежития и передано в ведение Администрации г.о. Химки Московской области, в связи с чем, статус общежития с жилого дома снят прямым указанием закона, а доводы ответчика о том, что помещение находится в общежитии, поэтому приватизации не подлежат, суд находит несостоятельными по вышеуказанным основаниям.

Спорное жилое помещение относится в жилищному фонду социального использования.

Таким образом, у истцов возникли правоотношения с Администрацией г.о. Химки, которая является собственником жилого здания №, регулируемые нормами о договоре социального найма.

Согласно ст. 1 ФЗ РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» № 1541-1, приватизация жилых помещений - это бесплатная передача в собственность граждан на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде.

Исходя из смысла преамбулы и статей 1 и 2 ФЗ РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных этим Законом условиях, если они обратились с таким требованием.

Статья 2 упомянутого выше Закона предусматривает, что граждане, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом.

Основные принципы и условия приватизации жилых помещений, а также перечень оснований, по которым может быть отказано в приватизации жилых помещений, установлен и содержится в статье 4 раздела 2 ФЗ РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», а именно: не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных. Собственники жилищного фонда или уполномоченные ими органы, а также предприятия, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, и учреждения, в оперативное управление которых передан жилищный фонд, с согласия собственников вправе принимать решения о приватизации служебных жилых помещений.

Однако при этом Конституционный суд РФ Постановлением от 15.06.2006г. № 6-П признал не соответствующим Конституции РФ, ее ст. 19 (часть 2), положение части первой ст. 4 Закона РФ от 04.07.1991г. «О приватизации жилищного фонда в РФ» (в редакции ст. 12 ФЗ «О введении в действие ЖК РФ»), в силу которого не подлежат бесплатной приватизации (в пределах установленного законом общего срока действия норм о приватизации жилищного фонда) жилые помещения, предоставленные гражданам по договорам социального найма после 1 марта 2005 года.

Согласно ст. 8 упомянутого Закона, решение вопроса о приватизации жилья должно приниматься по заявлениям граждан в двухмесячный срок со дня подачи документов. В случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилья он вправе обратиться в суд.

Как было установлено судом, в приватизации спорного жилого помещения Истцам было отказано.

Как установлено Постановлением Конституционного Суда РФ от 15.06.2006г. № 6-П, установив в ст. 4 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (в редакции статьи 12 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации") запрет на бесплатную передачу в собственность граждан жилых помещений, предоставленных им после 1 марта 2005 года по договорам социального найма из государственного и муниципального жилищных фондов, и обосновав это тем, что с введением в действие Жилищного кодекса Российской Федерации договоры социального найма жилых помещений заключаются на новых условиях, федеральный законодатель фактически поставил таких граждан в неравное положение с гражданами, получившими жилье до указанной даты и, следовательно, сохранившими право на приватизацию в пределах общего срока действия норм о приватизации жилищного фонда.

Между тем единственным различием в условиях заключения договоров социального найма до и после 1 марта 2005 года является форма административного решения о предоставлении нуждающемуся гражданину жилого помещения: до 1 марта 2005 года оно предоставлялось на основании ордера, а после этой даты - на основании решения органа местного самоуправления. Данное различие носит формально-юридический характер и не является существенным, оно не влияет на правовой режим жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, и потому не предопределяет каких-либо его особенностей. Следовательно, и после 1 марта 2005 года правомочия по владению, пользованию и ограниченному распоряжению жилым помещением, занимаемым по договору социального найма, осуществляются на единых условиях для всех нанимателей жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов независимо от времени их предоставления.

Как усматривается из сообщений Управления Федеральной регистрационной службы по Московской области № № от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ им отказано в предоставлении сведений из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, поскольку в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним права Филипповых О.Г и И.Г. не зарегистрированы.

Кроме того, в соответствии с разъяснениями Пленума ВС РФ от 24.08.1993г. № 8 «О некоторых вопросах применения судами Закона российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в РФ», (п.5) требования граждан о бесплатной передаче жилого помещения в общую собственность всех проживающих в нем лиц либо в собственность одного или некоторых из них (в соответствии с достигнутым между этими лицами соглашением) подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложена обязанность по передаче жилья в собственность граждан.

Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

Статьей 6 Закона РФ от 25.06.1993г. №5242-1 «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ» предусмотрено, что гражданин Российской Федерации, изменивший место жительства, обязан не позднее семи дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к должностному лицу, ответственному за регистрацию, с заявлением по установленной форме. При этом предъявляются: паспорт или иной заменяющий его документ, удостоверяющий личность гражданина; документ, являющийся основанием для вселения гражданина в жилое помещение (ордер, договор, заявление лица, предоставившего гражданину жилое помещение, или иной документ), или его надлежаще заверенная копия. Орган регистрационного учета обязан зарегистрировать гражданина по месту жительства не позднее трех дней со дня предъявления им документов на регистрацию.

Согласно Постановлению Конституционного суда от 02.02.1998г. №4-П органы регистрационного учета уполномочены лишь удостоверить акт свободного волеизъявления гражданина при выборе им места пребывания и жительства. Именно поэтому регистрационный учет не может носить разрешительного характера и не должен приводить к ограничению конституционного права гражданина выбирать место пребывания и жительства.

При изложенных обстоятельствах, суд считает исковые требования Филипповой О.Г. действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетнего Филиппова И.Г., подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ суд,

РЕШИЛ:

Признать за Филипповой О.Г. и Филипповым И.Г. право собственности в порядке приватизации на двухкомнатную квартиру общей площадью <данные изъяты> кв.м, жилой площадью <данные изъяты> кв.м № <адрес> в равных долях по <данные изъяты> доли за каждым.

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд в течение 10 дней.

Федеральный судья:

-32300: transport error - HTTP status code was not 200