Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
25 января 2011 года г.Химки, МО
Химкинский городской суд Московской области в составе
председательствующего судьи Кучинского Е.Н.
при секретаре Буториной Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Костроминой А.В. к Министерству социальной защиты населения Московской области и Дмитровскому Управлению социальной защиты населения Министерства социальной защиты населения Московской области об обязании предоставить меры социальной защиты в виде ежемесячной компенсации по оплате коммунальных услуг в качестве меры поддержки многодетных семей, имеющих место жительства в Московской области,
У С Т А Н О В И Л:
Костромина А.В. обратилась в суд с исковым заявлением к Министерству социальной защиты населения Московской области и Дмитровскому Управлению социальной защиты населения Министерства социальной защиты населения Московской области об обязании предоставить меры социальной защиты населения.
В обоснование заявленного иска Костромина А.В. сослалась на то, что она и ее муж ФИО, воспитывает троих несовершеннолетних детей ФИО, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО, ДД.ММ.ГГГГ года рождения; ФИО, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и в силу положений статьи 2 Закона Московской области от ДД.ММ.ГГГГ «Социальной поддержки семьи и детей в Московской области» ...-ОЗ имеют право на меру социальной поддержки многодетных семей.
В соответствии со статьей 15 указанного Закона Московской области семья истицы как многодетная имеет право на частичную компенсацию оплаты коммунальных услуг, а именно на ежемесячную денежную компенсацию в размере 50% оплаты коммунальных услуг (электроэнергии, газоснабжение, в том числе снабжение сетевым природным или сжиженным газом, газом в баллонах, водоснабжение, водоотведение (канализация), горячее водоснабжение, теплоснабжение (отопление), а проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, за топливо, приобретаемое в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортные услуги по доставке этого топлива).
Указанная компенсация предоставляется многодетным семьям, проживающим в жилых помещениях государственного, муниципального и частного жилых фондов.
Семья истицы проживает в частном доме, принадлежащем истице на праве собственности (свидетельство о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ серии ..., запись регистрации в ЕГРП ...), по адресу: <адрес>.
Решение о предоставлении указанной компенсации входит в полномочия Министерства социальной защиты населения и его территориальных структурных органов, а также п. 3 Порядка предоставления компенсации расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, имеющим место жительства в Московской области, утвержденного Постановлением Правительства Московской области от 30.12.2008 № 1235/52).
В ДД.ММ.ГГГГ истица обратилась в Дмитровское управление социальной населения Министерства социальной защиты населения Московской области с просьбой предоставить ей указанную в Законе Московской области № 1-2006 от 12.01.2006г. компенсацию на оплату коммунальных услуг, при этом предоставив все необходимые документы, установленные пунктом 4 Порядка предоставления компенсации расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, имеющим место жительства в Московской области, утвержденного постановлением Правительства Московской области от ДД.ММ.ГГГГ .... Однако в предоставлении истице указанной компенсации было отказано письмом Дмитровского управления социальной защиты населения Министерства социальной защиты населения Московской области от ДД.ММ.ГГГГ ....
В качестве причины отказа было названо отсутствие у Дмитровского управления социальной защиты правовых оснований и было предложено обратиться в суд.
Также истица показала, что в соответствии с Законом г.Москвы «О социальной поддержке семей с детьми в г.Москве» ... от ДД.ММ.ГГГГ после рождения третьего ребенка с ДД.ММ.ГГГГ года ей производятся выплаты в качестве мер социальной поддержке многодетных матерей по г.Москве.
Истица просит Министерство социальной защиты Московской области предоставить ей с ДД.ММ.ГГГГ года ежемесячную компенсацию по оплате коммунальных услуг в качестве меры поддержки многодетных семей, имеющих место жительства в Московской области.
Представитель Министерства социальной защиты населения Московской области и Дмитровского Управления социальной защиты населения Министерства социальной защиты населения Московской области в судебном заседании возражал об удовлетворении заявленного требовании и пояснил, что истица просит предоставить ей меры социальной поддержки по оплате коммунальных платежей с ДД.ММ.ГГГГ., между тем истица получает в г.Москве ежемесячную компенсационную выплату на возмещение расходов за жилое помещение и коммунальные услуги многодетным семьям. Тем более истица до настоящего времени является получателем мер социальной поддержки как житель <адрес>, что подтверждается справкой из Управления социальной защиты населения района <адрес> ... от ДД.ММ.ГГГГ
Из материалов гражданского дела усматривается, что в настоящее время истица проживает по адресу: <адрес>, что подтверждается выпиской из домовой книги по указанному адресу, из которой следует, что истица имеет регистрацию по месту пребывания с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Указанный дом принадлежит истице на праве собственности (свидетельство о регистрации права собственности находится в материалах дела).
Свидетельствами о регистрации по месту пребывания ... подтверждается, что истица совместно с детьми имеет регистрацию по адресу: <адрес>.
При этом истица постоянно зарегистрирована по адресу: <адрес>.
Из свидетельств о рождении следует, что истица имеет трех детей ФИО ДД.ММ.ГГГГ г.рождения, ФИО ДД.ММ.ГГГГ г.рождения, и ФИО ДД.ММ.ГГГГ г.рождения.
Справками из станции скорой помощи, из поликлиники, школы, администрации с/п Икша, Мосэнергосбыт подтверждается проживание истицы с детьми с ДД.ММ.ГГГГ. по адресу: <адрес>.
Справкой из Жилищно-строительного кооператива от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается, что истица по месту регистрации не пользуется льготами как многодетная семья.
<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ... «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в <адрес>» «устанавливает меры социальной поддержки для граждан Российской Федерации отдельных категорий, имеющих место жительства в <адрес>».
Понятие «место жительства» и связанные с ним права и обязанности гражданина определяются комплексом норм, закрепленных в статье 20 Гражданского кодекса Российской Федерации, – это место, где гражданин преимущественно или постоянно проживает, то есть данный кодекс предусматривает, что местом жительства гражданина является место, где гражданин преимущественно проживает. Истец преимущественно проживает в настоящее время в <адрес>.
В законе Российской Федерации от 25.06.1993 г. № 5242-1 «О праве граждан на свободу передвижения, выбора места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», постановлении Правительства Российской Федерации от 17.07. 1995 г. № 713 «Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию» и других нормативных актах, указано, что граждане должны регистрироваться по месту проживания или по месту жительства.
Суд отмечает, что местом пребывания может являться место, в котором гражданин преимущественно проживает.
Статья 3 Закона МО «О социальной поддержке семей и детей в МО» предусматривает, что настоящим Законом устанавливаются следующие виды социальных пособий: 1. Единовременное пособие при рождении (усыновлении) второго, третьего и последующих детей. 2. Ежемесячное пособие на ребенка. 3. Ежемесячное пособие детям-инвалидам. 4. Ежемесячное пособие студенческим семьям, имеющим детей, и отдельным категориям студентов. 5. Единовременное пособие супругам к юбилеям их совместной жизни.
Статья 5 данного закона предусматривает, другие меры социальной поддержки: 1. частичная оплата коммунальных услуг многодетным семьям. 2. Обеспечение отдыха и оздоровления детей. 3. Обеспечение лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения. 4. Бесплатное посещение музеев, выставок, парков культуры и отдыха. 5. Бесплатный проезд. 6. Обеспечение полноценным питанием беременных женщин, кормящих матерей, а также детей до трех лет.
Статья 15 закона предусматривает частичную компенсацию оплаты коммунальных услуг многодетным семьям: ежемесячная денежная компенсация в размере 50 процентов оплаты коммунальных услуг (электроснабжение, газоснабжение, в том числе снабжение сетевым природным или сжиженным газом, газом в баллонах, водоснабжение, водоотведение (канализация), горячее водоснабжение, теплоснабжение (отопление), а проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, за топливо, приобретаемое в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортные услуги для доставки этого топлива) предоставляется многодетным семьям. Указанная настоящей статьей компенсация предоставляется многодетным семьям, проживающим в жилых помещениях государственного, муниципального и частного жилищных фондов. Многодетным семьям, имеющим в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством Московской области, настоящим Законом, право на получение одних и тех же мер социальной поддержки по нескольким основаниям, меры социальной поддержки предоставляются по одному из оснований, по выбору, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области.
Между тем согласно Закону г.Москвы «О социальной поддержке семей с детьми в г.Москве» №60 от 23.11.2005г.данный закон распространяется на граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, имеющих место жительства в городе Москве. 2. Место жительства граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства устанавливается по данным органов регистрационного учета (ст.1).
Статья 2 данного закона гласит, что многодетная семья - семья, в которой родились и (или) воспитываются трое и более детей (в том числе усыновленные, а также пасынки и падчерицы) до достижения младшим из них возраста 16 лет, а обучающимся в образовательном учреждении, реализующем общеобразовательные программы, - 18 лет. В составе многодетной семьи не учитываются дети, находящиеся на полном государственном обеспечении, и дети, в отношении которых родители лишены родительских прав или ограничены в родительских правах. 2. Малообеспеченная семья - семья, среднедушевой доход которой ниже величины, ежегодно устанавливаемой Правительством Москвы в целях реализации Закона города Москвы от ДД.ММ.ГГГГ N 67 "О ежемесячном пособии на ребенка".
Мерами социальной поддержки семей с детьми являются: 1) единовременные, ежемесячные и ежегодные денежные выплаты; 2) оказание натуральной помощи; 3) предоставление льгот; 4) организация социального обслуживания (ст.3 Закона).
Статья 7 указанного закона предусматривает, что к ежемесячным денежным выплатам относятся: 1) ежемесячное пособие на ребенка; 2) ежемесячная компенсационная выплата на детей в возрасте до полутора лет; 3) ежемесячная компенсационная выплата неработающему лицу, занятому уходом за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет или инвалидом с детства в возрасте до 23 лет; 4) ежемесячная компенсационная выплата на возмещение расходов в связи с ростом стоимости жизни отдельным категориям семей с детьми; 5) ежемесячная компенсационная выплата на возмещение расходов в связи с ростом стоимости жизни многодетным семьям; 6) ежемесячная компенсационная выплата на возмещение роста стоимости продуктов питания отдельным категориям граждан на детей в возрасте до трех лет; 7) ежемесячная компенсационная выплата на приобретение товаров детского ассортимента многодетным семьям; ……12) ежемесячная компенсационная выплата на возмещение расходов по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги многодетным семьям; …..
Статья 17.1. Закона г.Москвы, гласит, что ежемесячная компенсационная выплата на возмещение расходов по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги многодетным семьям устанавливается одному из родителей (опекуну, попечителю, мачехе либо отчиму) независимо от получения многодетной семьей льгот по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги и количества жилых помещений.
Справка Управления социальной защиты населения района Строгино <адрес> ... от ДД.ММ.ГГГГ подтверждает, что истица является получателем ежемесячной компенсационной выплаты многодетной семье на возмещение расходов в связи с ростом стоимости жизни - в январе истица получила ... рублей; ежемесячной компенсационной выплаты на возмещение расходов за жилое помещение и коммунальные услуги многодетным семьям – в январе истица ДД.ММ.ГГГГ. истица получила ... рублей; ежемесячную компенсационную выплату за пользование телефоном многодетной семьей - в январе истица получила ... рублей. Выплаты производятся на основании ст.11, 17.1, 17.2 закона <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ
Учитывая изложенное суд, приходит к выводу, что истица, проживая в Московской области, является получателем мер социальной поддержки как житель г.Москвы. Действующее законодательство не предоставляет возможности многодетной матери являться одновременно получателем мер социальной поддержки по Закону МО как житель Московской области и по закону г.Москвы как житель г.Москвы. При этом закон г.Москвы и Московской области распространяются соответственно на лиц проживающих на территории г.Москвы и Московской области. Тот факт, что истица является получателем мер социальной поддержки по закону г.Москвы, не позволяет ей являться получателем мер социальной поддержки как многодетной матери, проживающей в Московской области. Тем более истица просит обязать МСЗН МО предоставить ей ежемесячную компенсацию по оплате коммунальных услуг как жителю Московской области. Между тем истица с ДД.ММ.ГГГГ года является получателем ежемесячной компенсационной выплаты по возмещению расходов за жилое помещение и коммунальные услуги многодетным семьям по г.Москве, в связи, с чем невозможно обязать МСЗН МО предоставить истице с ДД.ММ.ГГГГ года ежемесячную компенсацию по оплате коммунальных услуг в качестве меры поддержки многодетных семей. Являясь получателем мер социальной поддержки многодетным семьям по г.Москве, истица тем самым подтверждает факт проживания на территории г.Москвы, так как в случае непроживания на территории г.Москвы закон г.Москвы «О социальной поддержке семей с детьми в г.Москве» не распространялся бы на нее, проживающую на территории другого субъекта. Истица на момент рассмотрения гражданского дела не отказалась от получения мер социальной поддержке по месту регистрации, предоставляемых в соответствии с законом г.Москвы «О социальной поддержке семей с детьми в г.Москве». Суд отмечает, что проживание истицы в настоящее время на территории Московской области никоим образом не может являться основанием к распространению на нее Закона МО «О социальной поддержке се6мей и детей в МО», так как данный закон может быть распространен на истицу в случае, если она не получает меры социальной поддержки на территории г.Москвы.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
В удовлетворении искового заявления Костроминой А.В. к Министерству социальной защиты населения Московской области и Дмитровскому Управлению социальной защиты населения Министерства социальной защиты населения Московской области об обязании предоставить меры социальной защиты в виде ежемесячной компенсации по оплате коммунальных услуг в качестве меры поддержки многодетных семей, имеющих место жительства в Московской области, отказать.
Данное решение может быть обжаловано сторонами в кассационном порядке в Московский областной суд через Химкинский городской суд в течение 10 дней.
Судья: Кучинский Е.Н.