о признании права пользования и обязании завключить договор социального найма жилого помещения



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

03 февраля 2011 года г. Химки

Химкинский городской суд Московской области в составе судьи Дубровина Д.Е., при секретаре Ивановой В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-432/11 по иску Лукьянова Д.А., Лукьяновой А.В. в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего Лукьянова Е.Д. к Администрации г.о. Химки Московской области о признании права пользования, обязании заключить договор социального найма жилого помещения, 3-е лицо - ОАО «НПО Энергомаш»,

У С Т А Н О В И Л:

Истцы обратились в суд с иском к Администрации г.о. Химки Московской области в котором просили признать за ними право пользования жилым помещением двухкомнатной квартирой № в <адрес>, обязании заключить с ними договор социального найма жилого помещения, указывая, что с 2003г. и по настоящее время они проживает в указанном помещении, которое было предоставлено Лукьянову Д.А. как работнику <данные изъяты>.

По мнению истцов, в связи с принятием жилого <адрес> в муниципальную собственность, заключенный с ними договор найма жилой площади в общежитии преобразован в договор социального найма жилого помещения. Однако, при обращении к ответчику с заявлением о заключении договора социального найма на занимаемое жилое помещение, истцами был получен отказ, в связи с наличием у дома статуса общежития.

Истцы, указывая на то, что статус вышеуказанного жилого дома как общежития прекращен, по их мнению, прямым указанием закона, и не имеет правового значения непринятие органами власти решения об исключении дома из специализированного жилищного фонда, просили суд признать за ними право пользования на жилое помещение двухкомнатную <адрес> обязать ответчика заключить с ними договор социального найма на вышеуказанное жилое помещение.

Истец в судебное заседание явился, иск поддержал.

Представитель ответчика – Администрации г.о. Химки Московской области в судебное заседание явился, в иске просил отказать.

Представитель 3-его лица ОАО «НПО Энергомаш» в судебное заседание не явился, извещен.

Суд, выслушав лиц участников процесса исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.

Из материалов дела усматривается, что спорное жилое помещение представляет собой <адрес>, предоставленную истцу как работнику <данные изъяты>.

В указанном помещении истцы проживают с ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии со ст. 12 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

Ч. 1 ст. 27 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и место жительства.

В силу ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

В соответствии с ч. 2 ст.102 ЖК РФ переход права собственности на служебное жилое помещение или жилое помещение в общежитии, а также передача такого жилого помещения в хозяйственное ведение или оперативное управление другому юридическому лицу влечет за собой прекращение договора найма такого жилого помещения, за исключением случаев, если новый собственник такого жилого помещения или юридическое лицо, которому передано такое жилое помещение, является стороной трудового договора с работником – нанимателем такого жилого помещения.

Как следует из представленных суду материалов, общежитие научно-производственного объединения энергетического машиностроения <данные изъяты>, расположенное по вышеуказанному адресу, входило в перечень объектов федерального имущества, закрепленного за ОАО «НПО Энергомаш».

В судебном заседании установлено, что решением Исполнительного комитета Химкинского городского совета народных депутатов <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ построенному по типовому проекту <данные изъяты> этажному блочному зданию (стр. <адрес>) на <данные изъяты> койко-мест, расположенному по адресу: <адрес> принятому в эксплуатацию государственной комиссией ДД.ММ.ГГГГ, присвоен, введенному КБ Энергомаш статус общежития для молодых семей и одиноких специалистов на <данные изъяты> мест.

Согласно распоряжению Мингосимущества России от ДД.ММ.ГГГГ № общежитие было оставлено на балансе ОАО «НПО Энергомаш» для совместного использования с местной администрацией.

ДД.ММ.ГГГГ во исполнение распоряжения Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Московской области от ДД.ММ.ГГГГ № «О безвозмездной передаче имущества, составляющего государственную казну РФ, в собственность муниципального образования «Городской округ Химки Московской области», здание общежития, расположенного по адресу: <адрес> было принято в собственность муниципального образования «Городской округ Химки Московской области», что подтверждается актом приема-передачи имущества от ДД.ММ.ГГГГ

Постановлением Главы г.о. Химки Московской области № от ДД.ММ.ГГГГ здание общежития, оборудование, объекты благоустройства, инженерные коммуникации, расположенные по адресу: <адрес>, приняты в муниципальную собственность городского округа Химки Московской области от ОАО «НПО «Энергомаш <данные изъяты>

Постановлением Главы г.о. Химки Московской области № от ДД.ММ.ГГГГ в Постановление Главы г.о. Химки Московской области от ДД.ММ.ГГГГ № внесены изменения, а именно п. 1.1 следует читать в следующей редакции: «Принять в муниципальную собственность городского округа Химки Московской области от ОАО «НПО «Энергомаш им. <данные изъяты>» согласно перечню здание общежития, оборудование, объекты благоустройства, инженерные коммуникации, расположенные по адресу: <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ

Свидетельством о государственной регистрации права, выданным УФРС по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ подтверждается, что <данные изъяты>-ти этажное здание с жилым назначением общей площадью <данные изъяты>, расположенное по адресу: <адрес> принадлежит на праве собственности г.о. Химки Московской области на основании Распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ № и акта приема-передачи от ДД.ММ.ГГГГ, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним ДД.ММ.ГГГГ сделана запись регистрации за №.

Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об использовании объектов социально-кулътурного и бытового назначения, приватизируемых предприятий» было предусмотрено при приватизации предприятий, находящихся в федеральной (государственной) собственности, по решению их трудовых коллективов в состав приватизируемого имущества могут быть включены находящиеся на балансе приватизируемого предприятия объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, за исключением жилищного фонда.

Согласно плану приватизации «Научно-производственного объединения энергетического машиностроения <данные изъяты>», утвержденному распоряжением Мингосимущества России от ДД.ММ.ГГГГ №-р объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения вошли в перечень имущества, не подлежащего приватизации.

Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения … » было установлено, что с целью освобождения предприятий от несвойственных им функций по содержанию, объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности, находящиеся в ведении предприятий, не включаемые в состав приватизируемого имущества предприятий, согласно п.1 вышеназванного Указа, подлежали передаче в государственную собственность субъектов РФ или муниципальную собственность.

В соответствии с планом приватизации и распоряжением Мингосимущества России от ДД.ММ.ГГГГ №-р о подтверждении пообъектных перечней имущества ОАО «НПО Энергомаш», общежитие по адресу: <адрес> вошло в перечень имущества, остающегося в федеральной собственности. Согласно распоряжению Мингосимущества России от ДД.ММ.ГГГГ №-р общежитие было оставлено на балансе ОАО «НПО Энергомаш» для совместного использования с местной администрацией.

Передача общежитий, как объектов федеральной собственности, в муниципальную собственность осуществляется в соответствии с ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты… организации местного самоуправления в Российской Федерации» №122-ФЗ от 22.08.2004г.

Согласно разъяснениям Конституционного Суда РФ (Постановление КС РФ №8-П от 30.06.2006 года, Определение КС РФ № 542-0 от 07.12.2006 года, Определение КС РФ № 828-О-П от 04.12.2007 года) отношения по передаче имущества, находящегося в федеральной собственности в муниципальную собственность, регулируемые вышеназванным законом, обусловлены разграничением публично-властных полномочий. В силу этого данные отношения гражданским законодательством, определяющим правовое положение участников гражданского оборота и регулирующие имущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, по общему правилу, не регулируются.

Абзацем 31 ч. 11 ст.154-ФЗ предусмотрено, что право собственности на имущество, передаваемое в определенном данным законом порядке, возникает с даты, установленной в решении о передачи имущества из федеральной собственности в муниципальную, принятым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника имущества, если иное не установлено Правительством РФ.

В соответствии с п. 5.13 Положения о федеральном агентстве по управлению государственным: имуществом, органом, осуществляющим передачу имущества, находящегося в федеральной собственности, в муниципальную собственность является Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (его уполномоченными территориальными управлениями).

Распоряжением Росимущества РФ № от ДД.ММ.ГГГГ указанное выше общежитие было передано в муниципальную собственность.

Из п.п. 3, 6 Распоряжения следует, что моментом возникновения права собственности муниципального образования городской округ Химки Московской области следует считать момент утверждения соответствующего акта приема-передачи этого имущества Росимуществом РФ (его уполномоченными территориальными управлениями).

Оценивая представленные по делу доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ с учетом их относимости, допустимости и достоверности, суд приходит к выводу, что истцы имеют право на заключение с ними договора социального найма жилого помещения.

Как установлено в ходе судебного разбирательства, истец обратился с заявлением в Администрацию г.о. Химки с просьбой заключить с ним договор социального найма, однако письмом от ДД.ММ.ГГГГ. Первый заместитель Главы Администрации г.о. Химки М.О. ФИО отказал истцу в удовлетворении его просьбы, указав, что его заявление не имеет законных оснований для заключения с ним договора социального найма, и спорные вопросы разрешаются в судебном порядке.

Суд отмечает, что из положений ст. 7 ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» следует, что общежития, которые принадлежали государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и были переданы в ведение органов местного самоуправления, утрачивают статус общежитий в силу закона и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма. При этом отсутствие договора социального найма, а также решения об исключении соответствующего дома из специализированного жилищного фонда не может препятствовать осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, поскольку их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления указанных документов.

В соответствии со ст. 60 ЖК РФ по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных законом.

Пользование жилым помещением по договору социального найма осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом, договором социального найма данного жилого помещения (ст. 61 ЖК РФ).

Согласно ст. 62 ЖК РФ предметом договора социального найма жилого помещения должно быть жилое помещение (жилой дом, квартира, часть жилого дома или квартиры). Самостоятельным предметом договора социального найма жилого помещения не могут быть неизолированное жилое помещение, помещения вспомогательного использования, а также общее имущество в многоквартирном доме.

Как указывалось ранее, жилое помещение, которое занимают Лукьяновы, представляет собой <адрес>, что полностью отвечает требованиям ст. 62 ЖК РФ.

Юридически значимым обстоятельством для разрешения дела является тот факт, что жилое помещение, занимаемое истицей, находится в жилом доме, принадлежавшем государственному предприятию, использовалось в качестве общежития и передано в ведение Администрации г.о. Химки Московской области, в связи с чем, статус общежития с жилого дома снят прямым указанием закона, истица была вселена в спорное жилое помещение на основании договора с ОАО «НПО Энергомаш» как работник ОАО «НПО Энергомаш», фактически проживает в нем, что подтверждается представленными истицей доказательствами, в частности в <данные изъяты> с ней также заключен договор об оказании услуги Интернет по указанному адресу, оплачивает проживание и коммунальные услуги, обеспечивает сохранность жилого помещения и поддерживает его в надлежащем состоянии, то есть добросовестно исполняет обязанности, вытекающие из договора социального найма жилого помещения.

Спорное жилое помещение относится в жилищному фонду социального использования.

Ст. 63 ЖК РФ устанавливает, что договор социального найма жилого помещения заключается в письменной форме на основании решения о предоставлении жилого помещения жилищного фонда социального использования. Типовой договор социального найма жилого помещения утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

При таких данных, суд считает заявленные истцами требования обоснованными и удовлетворяет их в полном объеме, при этом суд учитывает, что договор должен быть заключен на условиях, указанных в типовом договоре социального найма жилого помещения, утвержденного Постановлением Правительства РФ №315 от 21.05.2005г., так как в нем содержатся все необходимые условия.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е III И Л:

Признать за Лукьяновым Д.А., Лукьяновой А.В. Лукьяновым Е.Д. право пользование на жилое помещение, состоящее <адрес>.

Обязать Администрацию г.о. Химки Московской области заключить с Лукьяновым Д.А., Лукьяновой А.В. Лукьяновым Е.Д. договор социального найма жилого помещения <адрес> на условиях, предусмотренных Типовым договором социального найма жилого помещения, утвержденного Постановлением Правительства РФ № 315 от 21.05.2005г.

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд в течение 10 дней.

Федеральный судья:

-32300: transport error - HTTP status code was not 200