решение о зачете периодов работы в специальный трудовой стаж и назначении досрочной трудовой пенсии по старости



Дело № 2-4176/10

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

08 декабря 2010 г. г. Химки Московской области

Химкинский городской суд Московской области в составе: председательствующего судьи Тягай Н.Н., при секретаре Кордюковой С.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Добровольской Т.Е. к ГУ-Главному Управлению Пенсионного фонда РФ № 5 по г. Москве и Московской области о назначении досрочной трудовой пенсии по старости,

У С Т А Н О В И Л:

Добровольская Т.Е., /дата/ рождения, обратилась в суд с иском к ГУ Главному Управлению ПФР № 5 по г. Москве и Московской области о назначении досрочной трудовой пенсии по старости, обосновывая это тем, что решением комиссии по пенсионным вопросам от /дата/ (протокол /номер/) о назначении досрочной пенсии ей было отказано по мотиву отсутствия требуемого специального стажа.

Добровольская Т.Е. просила суд признать решение Комиссии ГУ-ГУ ПФР № 5 по г. Москве и Московской области по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от /дата/ /номер/ в части не включения в стаж периодов работы с /дата/ по /дата/ в должности медицинской <данные изъяты> в Территориальном медицинском комплексе; с /дата/ по /дата/, с /дата/ по /дата/ – курсы повышения квалификации, незаконным и обязать Ответчика назначить ей досрочную пенсию по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения с момента подачи заявления, а именно с /дата/

В судебной подготовке Истица уточнила свои исковые требования, просила суд обязать Ответчика назначить ей досрочную пенсию по старости с момента обращения к Ответчику с заявлением, с /дата/, засчитав в специальный медицинский стаж период её работы: с /дата/ по /дата/ в должности <данные изъяты> /номер/ Территориального медицинского комплекса /номер/.

В судебном заседании Истица Добровольская Т.Е. поддержала заявленные требования по изложенным в уточненном исковом заявлении основаниям.

Представитель Ответчика ГУ-ГУ ПФР № 5 по г. Москве и Московской области по доверенности <данные изъяты>, не соглашаясь с заявленными требованиями, в судебном заседании поддержала доводы, изложенные в решении комиссии по пенсионным вопросам и послужившие мотивом к отказу в назначении Истице досрочной трудовой пенсии по старости.

Выслушав объяснения сторон, изучив представленные по делу доказательства, суд приходит к выводу, что заявленные Добровольской Т.Е. требования с учетом уточнения обоснованы и подлежат удовлетворению.

В соответствии с подпунктом 20 пункта 1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ, лицам, осуществляющим лечебную и иную работу по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа назначается досрочная трудовая пенсия независимо от их возраста.

В силу п.2 ст.27 указанного Федерального закона, Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пункта 1 настоящей статьи, а также правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии, утверждаются Правительством РФ.

Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781 утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии со ст.27 Закона от 17.12.2001 г.

В соответствии с Постановлением от 06.09.1991 г. № 464 «Об утверждении списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно–эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет» правом на указанную пенсию имеют врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно - профилактических и санитарно - эпидемиологических учреждений всех форм собственности. Также согласно указанного Постановления в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет, работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений засчитываются все виды лечебной и иной работы по охране здоровья населения в учреждениях (организациях) и должностях независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций).

Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 г. № 1066 утверждены списки должностей, работа в которых засчитывается в выслугу лет в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения.

Согласно п.4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.ст. 27 и 28 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. № 516 в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня.

Пунктом 5 Постановления Правительства РФ от 11.07.2002 г. № 516 предусмотрено, что периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке. При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.

П.2 ст.13 Федерального Закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» предусмотрено, что при подсчете страхового стажа периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с «Федеральным законом об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Исходя из записей, представленной трудовой книжки Добровольской Т.Е., приказом /номер/ от /дата/ – /дата/ Истица была принята на должность <данные изъяты> отделения /номер/ Чеховской центральной районной больницы; на основании приказа /номер/ от /дата/ – /дата/ – переведена на должность <данные изъяты> отделения /номер/ палаты интенсивной терапии; /дата/ на основании Постановления Главы Администрации <адрес> /номер/ от /дата/ в связи с реорганизацией структуры <данные изъяты> Добровольская Т.Е. переведена на должность <данные изъяты> терапевтического отделения /номер/ Территориального медицинского комплекса /номер/; приказом /номер/ от /дата/ во исполнение приказа МЗ РФ № 110 от 09.04.1998 г. и приказа управления здравоохранения <адрес> /номер/ от /дата/, МЛПУ «<данные изъяты> /номер/» переименован в МЛПУ «<данные изъяты>»; Постановлением Главы <адрес> /номер/ от /дата/ <адрес> больница реорганизована в ЧРБ /номер/ и ЧРБ /номер/, считать работающей в ЧРБ /номер/ <данные изъяты> терапевтического отделения /номер/; на основании приказа /номер/ от /дата/ Добровольская Т.Е. уволена по ст.31 КЗоТ РФ (собственное желание) с /дата/

В зачет специального медицинского стажа работы Истицы Добровольской Т.Е. Ответчиком не приняты период её работы: с /дата/ по /дата/ в должности <данные изъяты> отделения /номер/ Территориального медицинского комплекса /номер/, так как наименование учреждения не предусмотрено Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения.

Однако данные доводы Ответчика нельзя признать обоснованным.

Как пояснила в судебном заседании Истица Добровольская Т.Е. в период её работы с /дата/ по /дата/ в должности <данные изъяты> в Территориальном медицинском комплексе, Истица занималась лечебной деятельностью в должности, относящейся к среднему медицинскому персоналу, и при зачете спорных периодов работы в специальный стаж, её специальный медицинский стаж будет превышать необходимые 30 лет работы в учреждениях здравоохранения в городах и сельской местности, кроме того, ГУ-ГУ ПФР /номер/ по <адрес> и <адрес> засчитал в стаж работы Истицы периоды работы в должности <данные изъяты>, которая с /дата/ была реорганизована, однако ее должностные обязанности с момента устройства на работу – с /дата/ не изменялись, Истица на протяжении всего времени работы занималась лечебной деятельностью.

Кроме того, в подтверждении доводов Истицы о ее работе в спорные периоды времени в должности, в которой она занималась лечебной деятельностью суду были представлены доказательства:

- справка /номер/ от /дата/, выданная МУЗ «Чеховская района больница /номер/», из которой усматривается, что Добровольская (Федорова) Татьяна Евгеньевна с /дата/ (приказ /номер/ от /дата/) по /дата/ (приказ /номер/ от /дата/) работала в должности <данные изъяты>: с /дата/ по /дата/ в терапевтическом отделении /номер/ <данные изъяты>; с /дата/ переведена в палату интенсивной терапии терапевтического отделения /номер/ <данные изъяты>. С /дата/ (приказ /номер/ от /дата/) Чеховская <данные изъяты> переименована в <данные изъяты>, в структуру которого входит Территориальный медицинский комплекс /номер/. С /дата/ (постановление Главы Администрации Чеховского <адрес> /номер/ от /дата/) <данные изъяты> децентрализовано в Территориальный медицинский комплекс /номер/ и Поликлиническое отделение. С /дата/ (приказ Управления здравоохранения <адрес> /номер/ от /дата/) Чеховский территориальный комплекс /номер/ переименован в МЛПУ «<данные изъяты>». С /дата/ МЛПУ «<данные изъяты>» реорганизована в МУЗ «<данные изъяты> /номер/» и МУЗ «<данные изъяты> /номер/», Добровольская Т.Е. работала в должности <данные изъяты> в терапевтическом отделении /номер/ МУЗ «Чеховская района больница /номер/»;

- справка /номер/ от /дата/, выданная МУЗ «<данные изъяты> /номер/» содержит сведения о преобразованиях и реорганизациях ЛПУ <адрес>, аналогичную вышеуказанной справке;

- положение о территориальном медицинском объединении <адрес>, устав <данные изъяты>, предметом деятельности которого является оказание лечебно-профилактической помощи населению района.

Таким образом, судом установлено, что в рассматриваемый период трудовая деятельность Добровольской Т.Е. с /дата/ по /дата/ в должности <данные изъяты> терапевтического отделения /номер/ Территориального медицинского комплекса /номер/ была непосредственно связана с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.

В соответствии с п. 3.4. Постановления Конституционного Суда РФ от 03.06.2004г. № 11-П «По делу о проверке конституционности положений п.п. 10, 11 и 12 п. 1 ст. 28, п. 1 и 2 ст. 31 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»…» «в действующей системе правового регулирования пенсионного обеспечения, исходящего из того, что досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую, лечебную либо творческую деятельность на сцене, так же как и предоставление им ранее пенсии за выслугу лет, направлено, главным образом, на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности до достижения общего пенсионного возраста, различия в условиях приобретения права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которые устанавливаются исключительно по такому критерию, как форма собственности (т.е. зависят от того, являются учреждения, в которых осуществлялась эта деятельность, государственными, муниципальными или нет), нельзя считать обоснованными с точки зрения вытекающего из Конституции Российской Федерации требования равноправия применительно к правам, гарантированным ее статьей 39».

При рассмотрении вопроса о назначении досрочной трудовой пенсии в связи с осуществлением лечебной деятельности, ключевым вопросом при определении права работника здравоохранения на включение периода его работы в специальный трудовой стаж, является его профессиональная деятельность по охране здоровья населения в должностях, предусмотренных списками, не зависимо от наименования и ведомственной принадлежности учреждения, в котором он осуществляет эту деятельность, поскольку ведомственная принадлежность учреждения сама по себе не предопределяет различий в условиях и характере профессиональной лечебной деятельности и не свидетельствует о существовании таких различий.

В пункте 10 своего Постановления от 20.12.2005 г. № 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии», Пленум Верховного Суда РФ разъяснил, что: «При разрешении споров, возникших между пенсионными органами и гражданами по вопросу включения в специальный стаж (стаж педагогической, лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, а также творческой деятельности) периодов работы в учреждениях, не являвшихся государственными либо муниципальными (подпункты 10-12 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации») следует иметь в виду, что ранее действовавший Закон Российской Федерации от 29 ноября 1990 года № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» не содержал требований о том, чтобы педагогическая, лечебная, творческая деятельность осуществлялась лишь в государственных или муниципальных учреждениях, назначение такой пенсии гарантировалось на равных основаниях работникам, занятым в учреждениях (организациях) здравоохранения, общеобразовательных школах и других учреждениях для детей, на сцене в театрах и театрально-зрелищных организациях и коллективах, независимо от их ведомственной подчиненности и формы собственности. По смыслу статей 8 (часть 2), 19 (части 1 и 2), 35 (часть 1), 37 (части 1 и 3), 39 (части 1 и 2) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации форма собственности как таковая не может служить достаточным основанием для дифференциации условий назначения трудовых пенсий по старости лицам, работающим в учреждениях для детей, учреждениях здравоохранения, театрах или театрально-зрелищных организациях в одних и тех же по своим функциональным обязанностям должностях и по одним и тем же профессиям.

Принимая во внимание, что, сохраняя для лиц, осуществлявших педагогическую, лечебную, творческую деятельность на сцене в государственных или муниципальных учреждениях, льготные условия назначения трудовой пенсии по старости, законодатель не предусмотрел соответствующий правовой механизм, гарантирующий гражданам, занятым такой же по своим условиям и характеру профессиональной деятельностью, но не в государственных учреждениях для детей, учреждениях здравоохранения, театрах и театрально-зрелищных организациях, защиту риска от утраты профессиональной трудоспособности до достижения общего пенсионного возраста аналогичным образом или с использованием других адекватных досрочному выходу на пенсию правовых средств, до установления соответствующего правового механизма педагогическая, лечебная и творческая деятельность подлежит включению в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости на основании подпунктов 10-12 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» независимо от того, в чьем ведении находились учреждения, где работал истец, и кому принадлежало закрепленное за ними имущество – государству, муниципальному образованию, акционерному обществу и пр., поскольку само по себе не предопределяет различий в условиях и характере профессиональной деятельности названных работников и не свидетельствует о существовании таких различий. Решение этого вопроса иным образом может породить такое неравенство в сфере пенсионного обеспечения, которое приведет к несоразмерному ограничению конституционного права этих лиц на социальное обеспечение и тем самым нарушит предписания статей 19 (части 1 и 2), 39 (части 1 и 2) и 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации.

Исходя из указанного, суд, признавая юридически значимым обстоятельством для разрешения данного конкретного спора именно осуществление Истицей в оспариваемый период лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, не находит оснований для отказа в удовлетворении требований о включении спорных периодов работы Истицы в её специальный трудовой стаж, дающий право на установление досрочной трудовой пенсии, так как Добровольская Т.Е. работала в должности и исполняла обязанности, соответствующие Списку должностей и учреждений, работа в которых дает право на назначение досрочной пенсии, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781.

Согласно заявлению Добровольская Т.Е. обратилась в ГУ-ГУ ПФР № 5 по г.Москве и Московской области о назначении пенсии /дата/

Учитывая, что на /дата/ – дату обращения за назначением пенсии - ГУ–ГУ ПФР № 5 по г. Москве и Московской области в специальный трудовой стаж работы Добровольской Т.Е. были засчитаны периоды работы продолжительностью <данные изъяты> при требуемом специальном стаже <данные изъяты>, а период её работы: с /дата/ по /дата/ (продолжительностью <данные изъяты>) в должности <данные изъяты> терапевтического отделения /номер/ Территориального медицинского комплекса /номер/, подлежит зачету в специальный стаж Истицы, суд, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

Иск Добровольской Т.Е. к ГУ-Главному Управлению Пенсионного фонда РФ № 5 по г. Москве и Московской области о назначении досрочной трудовой пенсии по старости - удовлетворить.

Обязать Государственное учреждение – Главное управление Пенсионного фонда Российской Федерации № 5 по г.Москве и Московской области назначить Добровольской Т.Е., /дата/ рождения, досрочную трудовую пенсию по старости с /дата/, засчитав в специальный трудовой стаж период работы: с /дата/ по /дата/ в должности <данные изъяты> терапевтического отделения /номер/ Территориального медицинского комплекса /номер/.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней, с момента вынесения, в Московский областной суд через Химкинский городской суд.

Судья: Н.Н. Тягай

-32300: transport error - HTTP status code was not 200