о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации



Дело № 2-4081/10

Р е ш е н и е

Именем Российской Федерации

17 декабря 2010 года г. Химки Московской области

Химкинский городской суд Московской области в составе: председательствующего судьи Тягай Н.Н., при секретаре Внукович С.Э., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Симбаевой В.В. к Администрации г.о. Химки Московской области, третьим лицам – ОАО «НПО Энергомаш», Симбаевой Д.Ю., о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,

УСТАНОВИЛ:

Симбаева В.В. обратилась в суд с иском к Администрации г.о. Химки, о признании за ней права собственности в порядке приватизации на жилое помещение – квартиру №... общей площадью <данные изъяты> кв.м., жилой – <данные изъяты> кв.м., подсобной – <данные изъяты> кв.м., расположенную по адресу<адрес>, обосновывая тем, что с /дата/ г. она вместе с дочерью – Симбаевой Д.Ю. проживают в данном общежитии в спорном жилом помещении, предоставленном Истице как семье работника МСЧ №..., зарегистрированы в ней по месту жительства. Первоначально занимали комнату <данные изъяты> кв.м. в данной квартире, в /дата/ г. им была предоставлена вся квартира по договору от /дата/ В /дата/ г. Истица обратилась в Администрацию г.о. Химки с заявлением о приватизации, однако ей было отказано в связи с наличием у дома статуса общежития, который в силу законодательства является незаконным, т.к. здание <адрес> принято в муниципальную собственность, а заключенный с Истицей договор найма жилого помещения в общежитии преобразован в договор социального найма жилого помещения, отношения по проживанию Симбаевой В.В. регулируются нормами о договоре социального найма, а занимаемое ею жилое помещение относится к муниципальному жилищному фонду социального использования, в связи с тем, что статус вышеуказанного жилого дома, как общежития, прекращен прямым указанием закона, таким образом, отношения по проживанию Истицы регулируются нормами о договоре социального найма, поэтому она вправе приобрести занимаемое жилое помещение в собственность в порядке приватизации. Симбаева Д.Ю. от участия в приватизации отказалась.

В судебном заседании Истица Симбаева В.В., и её представитель по доверенности Дороненко М.В. поддержали исковые требования, по изложенным в иске основаниям, уточнив общую и жилую площадь спорного помещения, а также пояснив, что в ст.7 ФЗ-189 распространены отношения социального найма, на граждан проживавших в общежитии, которое в дальнейшем перешло в муниципальную собственность, поэтому в силу ст.ст.2,11 федерального закона о приватизации жилищного фонда Истцы имеют право на приватизацию жилого помещения. Истица проживает и зарегистрирована в спорном жилом помещении вместе со своей дочерью. Квартплату Симбаева В.В. оплачивает регулярно, что подтверждается платежными документами. Просили суд иск удовлетворить.

Представитель Администрации г.о. Химки по доверенности Горбачева А.В. исковые требования не признала, пояснив, что в соответствии с п. 1 Решения Химкинского городского Совета народных депутатов от /дата/ № №... «введенному КБ Энергомаш строительному объекту №... по адресу: <адрес> присвоен статус общежития для молодых семей и одиноких специалистов на 960 мест». Таким образом, общежитие научно-производственного объединения энергетического машиностроения им. Академика В.П. Глушко было закреплено за ОАО "НПО Энергомаш" как объект федерального имущества. Согласно плану приватизации НПО Энергетического машиностроения им. Академика В.П. Глушко, утвержденному распоряжением Министерства государственного имущества Российской Федерации от /дата/ здание общежития по адресу: <адрес> вошло в перечень имущества, не подлежащего приватизации. Согласно распоряжению Мингосимущества России от /дата/ №... здание общежития было оставлено на балансе ОАО «НПО Энергомаш» для совместного использования с местной администрацией в качестве общежития. Впоследствии, /дата/ во исполнение распоряжения Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Московской области от /дата/ №... «О безвозмездной передаче имущества, составляющего государственную казну РФ, в собственность муниципального образования «Городской округ Химки Московской области», был утвержден Акт приема-передачи имущества, составляющего казну РФ, передаваемого в собственность муниципального образования "Городской округ Химки Московской области", в соответствии с которым здание общежития, расположенного по адресу: <адрес> (далее по тексту - Здание) было передано в собственность муниципального образования «Городской округ Химки Московской области». Однако, вышеуказанное здание стало принадлежать органу местного самоуправления в силу прямого указания закона ранее, а именно с /дата/ (с момента вступления в силу Жилищного кодекса РФ), независимо от того, оформлено ли это в установленном порядке. Более того, после вступления в силу Федерального закона № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» статус Здания как общежития был утрачен в силу закона, независимо от того, оформлено ли это в установленном порядке. Данная позиция подтверждена Определением ВС РФ от 23.06.2009г. № 2-В09-1, Определением СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 09 июня 2009 г. № 5-В09-22. С гражданами, которые не обеспечены жильем в соответствующем населенном пункте, на период их работы, службы или учебы заключается договор найма жилого помещения в общежитии, который по своей сущности является договором найма специализированного жилого помещения (ст.ст. 94, 99, 100 - 105 ЖК РФ). В соответствии со статьями 99, 100 Жилищного кодекса Российской Федерации специализированные жилые помещения (общежития) предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений. Единственным основанием для вселения в общежитие по действовавшему до 01.03.2005 г. жилищному законодательству, являлся Ордер на занятие по найму жилой площади в общежитии (ст. 109 ЖК РСФСР и ст. 10 Примерного положения об общежитиях от 11.08.1998 г. № 328). Данная правовая позиция изложена в Постановлении Пленума Верховного суда от 02.07.2009 г,. № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении ЖК РФ». Договоры найма жилого помещения в общежитии, заключенные между истцом и ОАО "НПО "Энергомаш" свидетельствуют о том, что помещение №..., площадью <данные изъяты> кв.м. в Общежитии Истцу было предоставлено для проживания с ребенком только на период с /дата/ по /дата/ Указанные договоры по своей сущности являются договорами найма специализированного жилого помещения (заключены в связи с трудовыми отношениями, носят временный характер проживания и др.). В связи с тем, что совместного решения между органами местного самоуправления и ОАО «НПО Энергомаш» либо решения органа местного самоуправления о предоставлении истцам спорного жилого помещения для проживания не принималось, ввиду того, что статус общежития Здания в силу закона был утрачен после вступления в силу ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" от 29.12.2004 г., все заключенные до /дата/ договоры найма специализированного жилого помещения в Здании между ОАО "НПО "Энергомаш" и его штатными сотрудниками (сотрудниками организаций, ходатайствующих о предоставлении ОАО "НПО "Энергомаш" жилья в общежитии), прекратили действие с вышеуказанной даты. Местом жительства является место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает на каких-либо иных основаниях, предусмотренных законодательством РФ, в том числе в общежитии. Регистрация по месту жительства является одним из доказательств наличия права пользования жилым помещением на законных основаниях. Истец постоянно зарегистрирован по адресу: <адрес>, общ, без указания конкретного номера жилого помещения. Регистрацию по адресу: <адрес> истец не имела, в том числе на дату /дата/ и в настоящий момент. Согласно статье 7 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса РФ" от 29.12.2004 г. № 189-ФЗ "к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые, находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма". В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных законодательством. В связи с тем, что с момента введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации статус Здания как общежития был утрачен, жилые помещения в Здании могли предоставляться только в порядке улучшения жилищных условий по договору социального найма. В соответствии со статьей 49 ЖК РФ жилые помещения муниципального жилищного фонда предоставляются по договорам социального найма гражданам, признанным органом местного самоуправления нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в порядке очередности по правилам раздела III ЖК РФ. Доказательств того, что истцы состояли на учете по улучшению жилищных условий, последними представлено не было. Согласно ст. 5 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса РФ, последний применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом № 189-ФЗ. В "Обзоре судебной практики Верховного суда РФ за 1 квартал 2006 г.", утвержденном Постановлением Президиума Верховного суда РФ от 07.06.2006 г. и 14.06.2006 г., вопрос 20 Верховный суд РФ указал следующее: В соответствии со ст. 4 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" не подлежат приватизации жилые помещения, предоставленные гражданам по договорам социального найма после 1 марта 2005 года. Из вышеизложенного следует, что жилые помещения в общежитиях, расположенные в жилых домах, ранее принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, которые были предоставлены гражданам и переданы в муниципальный жилищный фонд до 1 марта 2005 года, могут быть приобретены гражданами в порядке приватизации в собственность после 1 марта 2005 года при условии, если это жилое помещение является изолированным". Таким образом, можно сделать вывод, что положения статьи 7 Федерального закона от 29.12.2004 г. № 189-ФЗ применяются только к отношениям по пользованию жилыми помещения в общежитиях, возникшим между государственными или муниципальными предприятиями (учреждениями) и гражданами до 01.03.2005 г., а также только в отношении общежитий, переданных в муниципальную собственность до 01.03.2005 г. (т.е до вступления в силу ЖК РФ). Согласно сведениям, содержащимся в выданном БТИ техническом паспорте здания (строения), жилые помещения в здании по адресу: <адрес> не являются квартирами. Жилая площадь, право собственности на которую истцы просят за собой признать, является структурно обособленным помещением, в котором отсутствуют помещения вспомогательного использования, предназначенные для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении, а именно отсутствует кухня, ванная и туалет отнесены к подсобным помещениям. Более того, здание по адресу: <адрес> находится в значительном отдалении (через магистраль <адрес>) от жилой зоны, расположено на территории промышленных объектов, территории технопарков, технополисов, коммунально-складских и транспортных объектов, НИИ, КБ. Из приведенного выше следует, что жилые помещения данного общежития не соответствуют приведенным требованиям, установленным действующим законодательством, относящимся как к комнате так и к квартире. Ввиду того, что истица не зарегистрирована постоянно по адресу спорного жилого помещения; доказательств законного вселения в спорное жилое помещение истицей предоставлено не было, а именно, не представлены ордер или Решение; не представлено доказательств регулярной оплаты жилищно-коммунальных услуг, несения других расходов по содержанию спорного жилого помещения, право пользования спорного жилого помещения, в том числе на дату /дата/, у истицы не возникло. Заключение договоров найма жилого помещения в общежитии между истцом и ОАО «НПО Энергомаш» не означает, что истец впоследствии может приобрести право собственности на помещение №.... В связи с тем, что право пользования спорного жилого помещения, в том числе на дату /дата/, у истицы не возникло; в ввиду того, что Здание было передано в муниципальную собственность после вышеуказанной даты; в связи с тем, что отсутствуют документы, подтверждающие, что истцы состояли на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, к спорному жилому помещению положения статьи 7 Федерального закона № 189-ФЗ применяться не могут, отношения по проживанию истцов в спорном жилом помещении не могут регулироваться нормами договора социального найма, и, следовательно, у истицы не возникло право приобрести спорное жилое помещение в собственность на условиях, предусмотренных законодательством. Просила суд полностью отказать в удовлетворении исковых требований.

Третье лицо – Симбаева Д.Ю. в судебном заседании не возражала против удовлетворения заявленных требований, а также пояснила, что дает свое согласие на приватизацию квартиры по указанному адресу, а также отказалась от права на участие в ее приватизации, о чем представила нотариально удостоверенное заявление.

Третье лицо – представитель ОАО «НПО «Энергомаш» в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, в своем письменно отзыве указал, что ОАО «НПО Энергомаш» рассмотрело документы, представленные истицей в качестве обоснования вышеуказанного требования, и считает его подлежащим удовлетворению по следующим основаниям. Общежитие научно-производственного объединения энергетического машиностроения им. академика В.П. Глушко, расположенное по адресу: <адрес> входило в перечень объектов федерального имущества, закрепленного за ОАО «НПО Энергомаш». Указом Президента РФ от 10.01.93 г. № 8 «Об использовании объектов социально-культурно и бытового назначения приватизируемых предприятий» было предусмотрено: при приватизации предприятий, находящихся в федеральной (государственной) собственности, по решению их трудовых коллективов в состав приватизируемого имущества могут быть включены находящиеся на балансе приватизируемого предприятия объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, за исключением жилищного фонда. Согласно плану приватизации научно-производственного объединения энергетического машиностроения им. академика В.П. Глушко, утвержденному распоряжением Мингосимущества России от 11.02.98 г. № 132-р объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения вошли в перечень имущества, не подлежащего приватизации. Постановлением правительства РФ от 07.03.95 г. № 235 «О порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения...» было установлено, что с целью освобождения предприятий от несвойственных им функций по содержанию, объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности, находящиеся в ведении предприятий, не включаемые в состав приватизируемого имущества предприятий, согласно п. 1 вышеназванного Указа, подлежат передаче в государственную собственность субъектов РФ или муниципальную собственность. При этом утверждение плана приватизации являлось решением о передаче объектов в соответствующую собственность. Между тем, в соответствии с планом приватизации и распоряжением Мингосимущества России от 23.12.02 г. № 4411-р о подтверждении пообъектных перечней имущества ОАО «НПО Энергомаш», общежитие по адресу: <адрес> вошло в перечень имущества остающегося в федеральной собственности. Согласно распоряжению Мингосимущества России от 29.06.98 г. № 608-р общежитие было оставлено на балансе ОАО «НПО Энергомаш» для совместного использования с местной администрацией. Тем не менее, общество неоднократно обращалось в Администрацию г.о. Химки с просьбой принять общежитие в муниципальную собственность. Передача общежитий, как объектов федеральной собственности, в муниципальную собственность осуществляется в рамках ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты.... организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 122-ФЗ от /дата/. Согласно разъяснениям Конституционного Суда РФ (Постановление КС РФ №...-П от /дата/, Определение КС РФ №...-О от /дата/, Определение КС РФ №...-О-П от /дата/) отношения по передаче имущества, находящегося в федеральной собственности в муниципальную собственность, регулируемые вышеназванным законом, обусловлены разграничением публично-властных полномочий. При этом изначально предполагается обязательное волеизъявление органов местного самоуправления на такую передачу и согласованные действия между органами местного самоуправления и федеральными органами государственной власти. В соответствии с п. 5.13 Положения о федеральном агентстве по управлению государственным имуществом1 органом, осуществляющим передачу имущества, находящегося в федеральной собственности, в муниципальную собственность является Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (его уполномоченными территориальными управлениями). Решение по вопросу передачи общежития в муниципальную собственность было принято Росимуществом РФ в распоряжении №... от /дата/, в котором конкретная дата перехода права собственности на общежитие не указана. Постановление Главы г.о. Химки №... от /дата/ и Постановление Главы г.о. Химки №... от /дата/ содержат указание на дату, согласно которой здание общежития по принято в муниципальную собственность городского округа Химки Московской области с /дата/ Статьями 6, 7 действующего Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" установлено, что к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма. В определении от 30.07.07 г. № 425-О Конституционный суд РФ указал, что введение в действующее законодательство ст. 7 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» было обусловлено защитой прав тех граждан, которые после передачи органам местного управления общежитий оказались пользователями жилой площади принадлежащей другому наймодателю, не являющемуся их работодателем, что исключало возможность использования этих помещений в качестве общежитий и, соответственно, выселения проживающих в них граждан по основаниям, предусмотренным для выселения из специализированного жилищного фонда. Распространение законодателем на указанные жилые помещения норм Жилищного кодекса РФ о договоре социального найма устранило неопределенность правовых последствий передачи таких общежитий органам местного самоуправления. Причем, отсутствие договора социального найма, а также решения органа местного самоуправления об исключении соответствующего дома из специализированного жилищного фонда не может препятствовать осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, поскольку их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления органами местного самоуправления указанных документов. Следовательно, отношения между проживающими и наймодателем подпадают под действие норм о социальном найме, а значит нормы о найме жилого помещения в общежитии к данным отношениям не применяются. Учитывая, что истицей представлены доказательства правомерного проживания в вышеуказанном помещении, представитель третьего лица считал, что требования Симбаевой В.В. подлежат удовлетворению.

Дело с учетом мнения участников процесса рассмотрено в отсутствие третьего лица – представителя ОАО «НПО «Энергомаш» в порядке п.5 ст.167 ГПК РФ.

Суд, выслушав объяснения участников процесса, исследовав представленные по делу доказательства, приходит к следующему.

В соответствии со ст.12 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

В соответствии с ч. 1 ст. 27 Конституции Российской Федерации каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и место жительства.

В силу ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

В судебном заседании установлено, что решением Исполнительного комитета Химкинского городского совета народных депутатов Химкинского района Московской области №... от /дата/ построенному по типовому проекту <данные изъяты> этажному блочному зданию <адрес>) на <данные изъяты> койко-мест, расположенному по адресу: <адрес>, принятому в эксплуатацию государственной комиссией /дата/, присвоен, введенному КБ Энергомаш статус общежития для молодых семей и одиноких специалистов на <данные изъяты> мест.

Согласно распоряжению Мингосимущества России от /дата/ №...-р общежитие было оставлено на балансе ОАО «НПО Энергомаш» для совместного использования с местной администрацией.

В соответствии с планом приватизации и распоряжением Мингосимущества России от /дата/ №...-р о подтверждении пообъектных перечней имущества ОАО «НПО Энергомаш», общежитие по адресу: <адрес> вошло в перечень имущества, остающегося в федеральной собственности.

/дата/ во исполнение распоряжения Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Московской области от /дата/ №... «О безвозмездной передаче имущества, составляющего государственную казну РФ, в собственность муниципального образования «Городской округ Химки Московской области», здание общежития, расположенного по адресу: <адрес> было принято в собственность муниципального образования «Городской округ Химки Московской области», что подтверждается актом приема-передачи имущества от /дата/

Постановлением Главы г.о. Химки Московской области №... от /дата/ здание общежития, оборудование, объекты благоустройства, инженерные коммуникации, распложенные по адресу: <адрес>, приняты в муниципальную собственность городского округа Химки Московской области от ОАО «НПО «Энергомаш им. Академика В.П. Глушко».

Постановлением Главы г.о. Химки Московской области №... от /дата/ в Постановление Главы г.о. Химки Московской области от /дата/ №... внесены изменения, а именно п.1.1 следует читать в следующей редакции: «Принять в муниципальную собственность городского округа Химки Московской области от ОАО «НПО «Энергомаш им. Академика В.П. Глушко» согласно перечню здание общежития, оборудование, объекты благоустройства, инженерные коммуникации, расположенные по адресу: <адрес>, с /дата/

Свидетельством о государственной регистрации права, выданным УФРС по Московской области /дата/ подтверждается, что <данные изъяты>-ти этажное здание с жилым назначением общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенное по адресу: <адрес>, принадлежит на праве собственности г.о. Химки Московской области на основании Распоряжения от /дата/ №... и акта приема-передачи от /дата/, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним /дата/ сделана запись регистрации за №....

Согласно справке №... от /дата/ Симбаева В.В. работает в <данные изъяты> в должности <данные изъяты> с /дата/ (приказ о зачислении №... от /дата/) по настоящее время.

/дата/ администрация <данные изъяты> №... обратилась к и.о. Генерального директора ОАО «НПО Энергомаш» с просьбой оказать содействие в улучшении жилищных условий семье <данные изъяты> Симбаевой В.В., проживающей в настоящее время в общежитии ОАО «НПО Энергомаш» по адресу: ул. Ленинградская, д.33, кв.175 с дочерью Д., <данные изъяты> лет от рождения.

Как усматривается из договоров найма жилого помещения в общежитии №... от /дата/, №... от /дата/, ОАО «НПО «Энергомаш» предоставил Симбаевой В.В. жилую площадь в размере <данные изъяты> кв.м. (<данные изъяты> койко-места) для временного проживания в общежитии коечного типа по адресу: <адрес>, с указанием в договорах, что жилая площадь предоставлена ФИО и члену её семьи: дочери Симбаевой Д.Ю., /дата/ рождения, а затем жилую площадь в размере 30 кв.м. (пять койко-мест) по указанному выше адресу, а Симбаева В.В. обязалась оплачивать расходы за жилье.

Как указала Истица в судебном заседании, с 1988 г. она проживает в общежитии, а с 2000 г. в двухкомнатной <адрес>, расположенной по адресу: <адрес>, г.о. Химки, <адрес>, вместе с дочерью Симбаевой Д.Ю., /дата/ рождения.

Согласно, представленных Симбаевой В.В. платежных документов – счетов, квитанций по оплате за проживание, она оплачивала проживание по спорному адресу в <адрес> 2000 г.

Согласно выписки из домовой книги от /дата/ Симбаева В.В., /дата/ рождения, Симбаева Д.Ю., /дата/ рождения, с /дата/ и с /дата/ соответственно, постоянно зарегистрированы по месту жительства по адресу: <адрес>, г.о. Химки, <адрес>, общежитие.

Финансово-лицевым счетом от /дата/ подтверждается, что Симбаева В.В. и Симбаева Д.Ю. постоянно зарегистрированы в двухкомнатной <адрес> в г.о. <адрес>.

Симбаева В.В. /дата/ обратилась с заявлением в Администрацию г.о. Химки с просьбой предоставить ей право на приватизацию, однако письмом за № С-62 от /дата/ Администрация отказала Симбаевой В.В. в удовлетворении её просьбы, пояснив, что в соответствии с ЖК РФ, Положением «О муниципальном жилищном фонде и о порядке предоставления жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в г.о. Химки», утвержденным решением Совета депутатов г.о. Химки от /дата/ №...: жилые помещения в общежитии предоставляются гражданам, не имеющим жилых помещений для постоянного проживания на территории г.о. Химки, на период работы для временного проживания из расчета не менее 6кв.м. жилой площади на 1 человека с заключением договора найма жилого помещения в общежитии; жилые помещения в общежитиях не могут быть приобретены гражданами в собственность.

Из технического паспорта здания (строения), расположенного по адресу: <адрес>, усматривается, что помещение, в котором проживает Истица, со своей дочерью представляет собой две изолированные комнаты в двухкомнатной квартире №... общей площадью <данные изъяты> кв.м., жилой – <данные изъяты> кв.м., подсобной – <данные изъяты> кв.м..

Судом установлено, что решение по вопросу передачи общежития в муниципальную собственность было принято Росимуществом РФ в распоряжении №... от /дата/, в котором конкретная дата перехода права собственности на общежитие не указана. Вместе с тем, из содержания п.п.3, 6 данного документа усматривается, что моментом возникновения права собственности муниципального образования «Городской округ Химки Московской области» следует считать момент утверждения соответствующего акта приема-передачи этого имущества Росимуществом РФ (его уполномоченными территориальными управлениями), т.е. дату его утверждения этим органом.

В соответствии со статьей 7 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.

Из указанной статьи следует, что общежития, которые принадлежали государственным или муниципальным предприятиям и учреждениям и переданы в иную форму собственности, утрачивают статус общежитий в силу закона и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма. При этом отсутствие договора социального найма, а также решения об исключении соответствующего дома из специализированного жилищного фонда не может препятствовать осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, поскольку их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления указанных документов.

В соответствии со ст. 60 ЖК РФ по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных законом.

Пользование жилым помещением по договору социального найма осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом, договором социального найма данного жилого помещения (ст. 61 ЖК РФ).

Согласно ст. 62 ЖК РФ предметом договора социального найма жилого помещения должно быть жилое помещение (жилой дом, квартира, часть жилого дома или квартиры). Самостоятельным предметом договора социального найма жилого помещения не могут быть неизолированное жилое помещение, помещения вспомогательного использования, а также общее имущество в многоквартирном доме.

Как указывалось ранее, жилое помещение, которое занимает Истица представляет собой двухкомнатную квартиру, имеющую все коммунальные удобства, что полностью отвечает требованиям ст.62 ЖК РФ.

Истица и ее дочь были вселены в спорное жилое помещение, фактически проживают в нем, что подтверждается представленными Истицей доказательствами, оплачивала указанное жилое помещение, с /дата/ зарегистрирована в нем постоянно, а с /дата/ в спорном жилом помещении зарегистрирован постоянно ее дочь.

Судом установлено, что в спорном жилом помещении также проживает совместно с Истицей, ее дочь – Симбаева Д.Ю., которая, как усматривается из её заявления нотариально удостоверенного от /дата/, не возражает против приватизации квартиры, находящейся по адресу: <адрес> на имя Симбаевой В.В., от приватизации данного жилого помещения она отказалась, что не отрицалось ею в судебном заседании.

Юридически значимым обстоятельством для разрешения дела является тот факт, что жилое помещение, занимаемое Истицей и ее дочерью находится в жилом доме, принадлежавшем государственному предприятию, использовалось в качестве общежития и передано в ведение Администрации г.о. Химки Московской области, в связи с чем, статус общежития с жилого дома снят прямым указанием закона, а доводы Ответчика о том, что помещение находится в общежитии, поэтому приватизации не подлежит, суд находит несостоятельными по вышеуказанным основаниям.

Спорное жилое помещение относится к жилищному фонду социального использования.

Таким образом, у Истицы возникли правоотношения с Администрацией г.о. Химки, которая является собственником жилого здания №..., регулируемые нормами о договоре социального найма.

Согласно ст. 1 ФЗ РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» № 1541-1, приватизация жилых помещений - это бесплатная передача в собственность граждан на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде.

Исходя из смысла преамбулы и статей 1 и 2 ФЗ РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных этим Законом условиях, если они обратились с таким требованием.

Статья 2 упомянутого выше Закона предусматривает, что граждане, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи. .. приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом.

Основные принципы и условия приватизации жилых помещений, а также перечень оснований, по которым может быть отказано в приватизации жилых помещений, установлен и содержится в статье 4 раздела 2 ФЗ РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», а именно: не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных. Собственники жилищного фонда или уполномоченные ими органы, а также предприятия, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, и учреждения, в оперативное управление которых передан жилищный фонд, с согласия собственников вправе принимать решения о приватизации служебных жилых помещений.

Однако при этом Конституционный суд РФ Постановлением от 15.06.2006г. № 6-П признал не соответствующим Конституции РФ, ее ст. 19 (часть 2), положение части первой ст. 4 Закона РФ от 04.07.1991г. «О приватизации жилищного фонда в РФ» (в редакции ст. 12 ФЗ «О введении в действие ЖК РФ»), в силу которого не подлежат бесплатной приватизации (в пределах установленного законом общего срока действия норм о приватизации жилищного фонда) жилые помещения, предоставленные гражданам по договорам социального найма после /дата/.

Согласно ст. 8 упомянутого Закона, решение вопроса о приватизации жилья должно приниматься по заявлениям граждан в двухмесячный срок со дня подачи документов. В случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилья он вправе обратиться в суд.

Как было установлено судом, в приватизации спорного жилого помещения Истице было отказано.

Как установлено Постановлением Конституционного Суда РФ от 15.06.2006г. № 6-П, установив в ст. 4 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (в редакции статьи 12 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации") запрет на бесплатную передачу в собственность граждан жилых помещений, предоставленных им после /дата/ по договорам социального найма из государственного и муниципального жилищных фондов, и обосновав это тем, что с введением в действие Жилищного кодекса Российской Федерации договоры социального найма жилых помещений заключаются на новых условиях, федеральный законодатель фактически поставил таких граждан в неравное положение с гражданами, получившими жилье до указанной даты и, следовательно, сохранившими право на приватизацию в пределах общего срока действия норм о приватизации жилищного фонда.

Между тем единственным различием в условиях заключения договоров социального найма до и после /дата/ является форма административного решения о предоставлении нуждающемуся гражданину жилого помещения: до /дата/ оно предоставлялось на основании ордера, а после этой даты - на основании решения органа местного самоуправления. Данное различие носит формально-юридический характер и не является существенным, оно не влияет на правовой режим жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, и потому не предопределяет каких-либо его особенностей. Следовательно, и после /дата/ правомочия по владению, пользованию и ограниченному распоряжению жилым помещением, занимаемым по договору социального найма, осуществляются на единых условиях для всех нанимателей жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов независимо от времени их предоставления.

Судом установлено, что правом на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования, Истица не пользовалась, что подтверждается сообщением об отказе в предоставлении сведений из ЕГРП на недвижимое имуществе и сделок с ним из УФРС по Московской области за №... от /дата/, справкой Химкинского филиала ГУП МО МОБТИ от /дата/

Оценивая представленные по делу доказательства каждое в отдельности и в совокупности, принимая во внимание, что спор возник по поводу квартиры, переданной Истице наймодателем в соответствии с договором найма, не смотря на то, что договор социального найма заключен не был, однако правоотношения возникли из договора социального найма, суд считает, что отказ Ответчика в передаче помещения, не может служить основанием к ограничению жилищных прав Истицы, в т.ч. и права последней на приобретение занимаемого жилого помещения в собственность.

Кроме того, в соответствии с разъяснениями Пленума ВС РФ от 24.08.1993г. № 8 «О некоторых вопросах применения судами Закона российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в РФ», (п.5) требования граждан о бесплатной передаче жилого помещения в общую собственность всех проживающих в нем лиц либо в собственность одного или некоторых из них (в соответствии с достигнутым между этими лицами соглашением) подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложена обязанность по передаче жилья в собственность граждан.

Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

Статьей 6 Закона РФ от 25.06.1993г. №5242-1 «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ» предусмотрено, что гражданин Российской Федерации, изменивший место жительства, обязан не позднее семи дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к должностному лицу, ответственному за регистрацию, с заявлением по установленной форме. При этом предъявляются: паспорт или иной заменяющий его документ, удостоверяющий личность гражданина; документ, являющийся основанием для вселения гражданина в жилое помещение (ордер, договор, заявление лица, предоставившего гражданину жилое помещение, или иной документ), или его надлежаще заверенная копия. Орган регистрационного учета обязан зарегистрировать гражданина по месту жительства не позднее трех дней со дня предъявления им документов на регистрацию.

Согласно Постановлению Конституционного суда от 02.02.1998г. №4-П органы регистрационного учета уполномочены лишь удостоверить акт свободного волеизъявления гражданина при выборе им места пребывания и жительства. Именно поэтому регистрационный учет не может носить разрешительного характера и не должен приводить к ограничению конституционного права гражданина выбирать место пребывания и жительства.

При изложенных обстоятельствах, суд считает исковые требования Симбаевой В.В. подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ суд,

Р Е Ш И Л:

Иск Симбаевой В.В. - удовлетворить.

Признать за Симбаевой В.В., /дата/ рождения, уроженкой <адрес> <адрес>, право собственности на жилое помещение – квартиру №... общей площадью <данные изъяты> кв.м., жилой – <данные изъяты> кв.м., подсобной – <данные изъяты> кв.м., расположенную по адресу: <адрес>, в порядке приватизации (бесплатно).

Решение может быть обжаловано в Мособлсуд через Химкинский городской суд в течение 10 дней.

Судья Н.Н. Тягай

-32300: transport error - HTTP status code was not 200