о назначении досрочной трудовой пенсии по старости



Дело № 2-360/11

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

31 января 2011 г. г. Химки Московской области

Химкинский городской суд Московской области в составе: судьи Тягай Н.Н., при секретаре Внукович С.Э., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Романчука О.Н. к ГУ - Главное Управление Пенсионного фонда РФ № 5 по г. Москве и Московской области о назначении досрочной трудовой пенсии по старости,

У С Т А Н О В И Л:

Романчук О.Н., /дата/ года рождения, обратился в суд с иском к ГУ Главному Управлению ПФР № 5 по г. Москве и Московской области о назначении досрочной трудовой пенсии по старости, обосновывая это тем, что решением комиссии по пенсионным вопросам от /дата/ (протокол №...) о назначении досрочной пенсии ей было отказано по мотиву отсутствия требуемого специального стажа.

В судебном заседании /дата/ Романчук О.Н. и его представитель по доверенности – адвокат Космынина И.В. уточнили исковые требования, просили суд обязать Государственное учреждение – Главное управление Пенсионного фонда Российской Федерации № 5 по г.Москве и Московской области назначить Истцу досрочную трудовую пенсию по старости с /дата/, засчитав в специальный трудовой стаж период работы: с /дата/ по /дата/, в должности <данные изъяты>», где считать один год работы за один год и шесть месяцев, указав, что при зачете спорного периода работы в специальный стаж, специальный медицинский стаж Истца будет превышать необходимые 30 лет работы в учреждениях здравоохранения в городах и сельской местности.

Представитель Ответчика ГУ-ГУ ПФР № 5 по г. Москве и Московской области по доверенности Кучер О.П., не соглашаясь с заявленными требованиями, в судебном заседании поддержала доводы, изложенные в решении комиссии по пенсионным вопросам и послужившие мотивом к отказу в назначении Истцу досрочной трудовой пенсии по старости.

Выслушав объяснения сторон, изучив представленные по делу доказательства, суд приходит к выводу, что заявленные Романчуком О.Н. требования с учетом уточнения обоснованы и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с подпунктом 20 пункта 1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ, лицам, осуществляющим лечебную и иную работу по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа назначается досрочная трудовая пенсия независимо от их возраста.

В силу п.2 ст.27 указанного Федерального закона, Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пункта 1 настоящей статьи, а также правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии, утверждаются Правительством РФ.

Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781 утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии со ст.27 Закона от 17.12.2001 г.

В соответствии с Постановлением от 06.09.1991 г. № 464 «Об утверждении списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно–эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет» правом на указанную пенсию имеют врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно - профилактических и санитарно - эпидемиологических учреждений всех форм собственности. Также согласно указанного Постановления в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет, работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений засчитываются все виды лечебной и иной работы по охране здоровья населения в учреждениях (организациях) и должностях независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций).

Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 г. № 1066 утверждены списки должностей, работа в которых засчитывается в выслугу лет в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения.

Согласно п.4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.ст. 27 и 28 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. № 516 в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня.

Пунктом 5 Постановления Правительства РФ от 11.07.2002 г. № 516 предусмотрено, что периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке. При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.

П.2 ст.13 Федерального Закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» предусмотрено, что при подсчете страхового стажа периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с «Федеральным законом об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

В соответствии с Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. № 464 «Об утверждении списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно–эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет» врачам-хирургам всех наименований … один год работы в этих должностях и подразделениях считать за один год и 6 месяцев».

Исходя из записей, представленной трудовой книжки Романчука О.Н., приказом №... от /дата/ – /дата/ Истец был принят на должность <данные изъяты>; на основании приказа №... от /дата/ /дата/ Романчук О.Н. был переведен <данные изъяты>; приказом №...-Л от /дата/ -/дата/ Истцу была присвоена первая квалификационная категория по специальности урология; на основании приказа №... от /дата/ – /дата/ Романчук О.Н. переведен <данные изъяты> приказом №... от /дата/ – /дата/ Истец был уволен переводом в <данные изъяты> на основании п.5 ст.29 КЗоТ РФ.

В зачет специального медицинского стажа работы Истца Романчука О.Н. Ответчиком не принят период его работы: с /дата/ по /дата/ в должности врача <данные изъяты>, так как наименование учреждения не предусмотрено Списками, документально не доказана работа в структурном подразделении п.6 Правил.

Однако данный довод Ответчика нельзя признать обоснованным.

Как пояснил в судебном заседании Истец Романчук О.Н. в период его работы с /дата/ по /дата/ в должности <данные изъяты> Истец занимался лечебной деятельностью в должности, относящейся к врачам-хирургам, где один год работы в этих должностях и подразделениях необходимо считать за один год и 6 месяцев. При зачете спорного периода работы в специальный стаж, его специальный медицинский стаж будет превышать необходимые 30 лет работы в учреждениях здравоохранения в городах и сельской местности, кроме того, ГУ-ГУ ПФР № 5 по г. Москве и Московской области засчитал в стаж работы Истца период работы с /дата/ по /дата/ в должности врача <данные изъяты> в полуторном исчислении, которая на основании приказа <данные изъяты> №... от /дата/ была преобразована в медицинскую фирму <данные изъяты> с /дата/, однако его должностные обязанности с момента устройства на работу – с /дата/ не изменялись, Истец на протяжении всего времени работы занимался лечебной деятельностью.

Кроме того, в подтверждении доводов Истца о его работе в спорный период времени в должности, в которой он занимался лечебной деятельностью суду были представлены доказательства:

- диплом №... (регистрационный №... от /дата/), выданный Романчуку О.Н., в том, что он в /дата/ поступил в <данные изъяты> и в /дата/ окончил полный курс названного института по специальности лечебное дело, решением государственной комиссии от /дата/ Романчуку О.Н. присвоена квалификация врача;

- удостоверение №... (регистрационный №... от /дата/), выданное Романчуку О.Н. в том, что он проходил подготовку с /дата/ по /дата/ в <данные изъяты>;

- сертификат №... (регистрационный номер №... от /дата/), выданный Романчуку О.Н. в том, что он сдал квалификационный экзамен и решением экзаменационной квалификационной комиссии при <данные изъяты> от /дата/ протокол №... Истцу была присвоена специальность – <данные изъяты>;

- справка №... от /дата/, выданная руководителем предприятия <данные изъяты> согласно которой Романчук О.Н. работал в <данные изъяты> в должности <данные изъяты> на полную ставку с /дата/ (приказ №... от /дата/) по /дата/ (приказ №... от /дата/); в должности <данные изъяты> на полную ставку с /дата/ (приказ №... от /дата/) по /дата/ (приказ №... от /дата/); в должности <данные изъяты> с /дата/ (приказ №... от /дата/) по /дата/ (приказ №... от /дата/);

- сведения о реорганизации организации (справка №... от /дата/, выданная руководителем предприятия <данные изъяты>»): на основании приказа Горздравотдела №... от /дата/ <данные изъяты> реорганизован в <данные изъяты> на основании приказа <данные изъяты> №... от /дата/ <данные изъяты> преобразована в <данные изъяты>; На основании приказа <данные изъяты> №... от /дата/ <данные изъяты> преоб­разована в <данные изъяты> на основании приказа <данные изъяты>» №... от /дата/ <данные изъяты>» преобразова­на в <данные изъяты>»; на основании приказа <данные изъяты> №... от /дата/ <данные изъяты> пре­образована в <данные изъяты>». с /дата/; на основании приказа <данные изъяты>» №... от /дата/ медицинская фирма <данные изъяты>» преобразована в <данные изъяты>» с /дата/;

- штатные расписания <данные изъяты> с /дата/, с /дата/, с /дата/, в которых в предусмотрена должность <данные изъяты>

- справка заместителя главного врача по кадрам, согласно которой на основании приказа <данные изъяты> №... от /дата/ <данные изъяты> реорганизован в <данные изъяты> на основании приказа <данные изъяты> №... от /дата/ <данные изъяты> преобразована в <данные изъяты> на основании приказа <данные изъяты> №... от /дата/ медсанчасть <данные изъяты> преобразована в <данные изъяты>»; на основании приказа <данные изъяты> №... от /дата/ <данные изъяты>» преобразована в <данные изъяты>; на основании приказа <данные изъяты> №... от /дата/ <данные изъяты> преобразована в <данные изъяты> с /дата/; на основании приказа <данные изъяты> №... от /дата/ <данные изъяты> преобразована в <данные изъяты> с /дата/; во исполнение постановления Главы Администрации Ростовской области №... от /дата/ <данные изъяты> преобразована в <данные изъяты> №...» с /дата/;

- положение о <данные изъяты> <данные изъяты>», утвержденное генеральным директором, согласно которому задачами медицинской части являются оказание квалифицированной, специализированной медицинской помощи рабочим, руководителям, специалистам и служащим <данные изъяты>» в стационаре, поликлинике, а также в здравпунктах структурных подразделений с целью снижения общей и профессиональной заболеваемости, производственного травматизма, трудопотерь по болезни и инвалидности, выполнение программ обязательного медицинского страхования;

- лицензия №... от /дата/, согласно которому <данные изъяты> разрешается деятельность в системе медицинского страхования;

- письмо начальника <данные изъяты> №... от /дата/, адресованное Министерству труда и социального развития Ростовской области, в котором указано, что в связи с проводимыми с /дата/. по /дата/. реорганизациями в структуре общества «Ростсельмаш», Медико-санитарная часть в разные периоды была самостоятельным подразделением, входила в состав социальной фирмы <данные изъяты> с /дата/ выделена в самостоятельную <данные изъяты>); изменение наименований <данные изъяты>, связанное с реорганизацией общества, никогда не меняло статуса лечебного учреждения, что подтверждено Положением о <данные изъяты>: п.1.9 – Медицинская фирма является лечебным учреждением – <данные изъяты> и в своей деятельности руководствуется законодательными и нормативными документами по вопросам охраны здоровья населения, а также в соответствии с полученной лицензией на медицинскую деятельность;

- письмо начальника городского управления здравоохранения №... от /дата/, адресованное министру труда и социального развития Ростовской области, которое подтверждает, что медицинская фирма <данные изъяты> <данные изъяты> с момента своего открытия оказывает медицинскую помощь жителям Ростова и <адрес>, а также осуществляет госпитализацию по экстренной помощи;

- письмо директора городского филиала РОФОМС №... от /дата/, адресованное министру труда и социального развития Ростовской области, которым было сообщено, что медицинская фирма медико-санитарная часть <данные изъяты> работает в системе обязательного медицинского страхования, оказывая медицинскую помощь жителям <адрес> и <адрес> и других регионов России;

- положение о медико-санитарной части социальной фирмы <данные изъяты>», утвержденное генеральным директором в /дата/., согласно которому медсанчасть является лечебным учреждением <данные изъяты> и в своей деятельности руководствуется законодательными и нормативными документами по вопросам охраны здоровья населения в соответствии с полученной лицензией на медицинскую деятельность;

- операционный журнал (урологическое отделение №...), начат /дата/, окончен /дата/ о проведенных операциях с участием врача-уролога Романчука О.Н.

Таким образом, судом установлено, что в рассматриваемый период трудовая деятельность Романчука О.Н. с /дата/ по /дата/ в должности <данные изъяты> была непосредственно связана с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.

В соответствии с п. 3.4. Постановления Конституционного Суда РФ от 03.06.2004г. № 11-П «По делу о проверке конституционности положений п.п. 10, 11 и 12 п. 1 ст. 28, п. 1 и 2 ст. 31 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»…» «в действующей системе правового регулирования пенсионного обеспечения, исходящего из того, что досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую, лечебную либо творческую деятельность на сцене, так же как и предоставление им ранее пенсии за выслугу лет, направлено, главным образом, на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности до достижения общего пенсионного возраста, различия в условиях приобретения права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которые устанавливаются исключительно по такому критерию, как форма собственности (т.е. зависят от того, являются учреждения, в которых осуществлялась эта деятельность, государственными, муниципальными или нет), нельзя считать обоснованными с точки зрения вытекающего из Конституции Российской Федерации требования равноправия применительно к правам, гарантированным ее статьей 39».

При рассмотрении вопроса о назначении досрочной трудовой пенсии в связи с осуществлением лечебной деятельности, ключевым вопросом при определении права работника здравоохранения на включение периода его работы в специальный трудовой стаж, является его профессиональная деятельность по охране здоровья населения в должностях, предусмотренных списками, не зависимо от наименования и ведомственной принадлежности учреждения, в котором он осуществляет эту деятельность, поскольку ведомственная принадлежность учреждения сама по себе не предопределяет различий в условиях и характере профессиональной лечебной деятельности и не свидетельствует о существовании таких различий.

В пункте 10 своего Постановления от 20.12.2005 г. № 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии», Пленум Верховного Суда РФ разъяснил, что: «При разрешении споров, возникших между пенсионными органами и гражданами по вопросу включения в специальный стаж (стаж педагогической, лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, а также творческой деятельности) периодов работы в учреждениях, не являвшихся государственными либо муниципальными (подпункты 10-12 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации») следует иметь в виду, что ранее действовавший Закон Российской Федерации от 29 ноября 1990 года № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» не содержал требований о том, чтобы педагогическая, лечебная, творческая деятельность осуществлялась лишь в государственных или муниципальных учреждениях, назначение такой пенсии гарантировалось на равных основаниях работникам, занятым в учреждениях (организациях) здравоохранения, общеобразовательных школах и других учреждениях для детей, на сцене в театрах и театрально-зрелищных организациях и коллективах, независимо от их ведомственной подчиненности и формы собственности. По смыслу статей 8 (часть 2), 19 (части 1 и 2), 35 (часть 1), 37 (части 1 и 3), 39 (части 1 и 2) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации форма собственности как таковая не может служить достаточным основанием для дифференциации условий назначения трудовых пенсий по старости лицам, работающим в учреждениях для детей, учреждениях здравоохранения, театрах или театрально-зрелищных организациях в одних и тех же по своим функциональным обязанностям должностях и по одним и тем же профессиям.

Принимая во внимание, что, сохраняя для лиц, осуществлявших педагогическую, лечебную, творческую деятельность на сцене в государственных или муниципальных учреждениях, льготные условия назначения трудовой пенсии по старости, законодатель не предусмотрел соответствующий правовой механизм, гарантирующий гражданам, занятым такой же по своим условиям и характеру профессиональной деятельностью, но не в государственных учреждениях для детей, учреждениях здравоохранения, театрах и театрально-зрелищных организациях, защиту риска от утраты профессиональной трудоспособности до достижения общего пенсионного возраста аналогичным образом или с использованием других адекватных досрочному выходу на пенсию правовых средств, до установления соответствующего правового механизма педагогическая, лечебная и творческая деятельность подлежит включению в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости на основании подпунктов 10-12 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» независимо от того, в чьем ведении находились учреждения, где работал истец, и кому принадлежало закрепленное за ними имущество – государству, муниципальному образованию, акционерному обществу и пр., поскольку само по себе не предопределяет различий в условиях и характере профессиональной деятельности названных работников и не свидетельствует о существовании таких различий. Решение этого вопроса иным образом может породить такое неравенство в сфере пенсионного обеспечения, которое приведет к несоразмерному ограничению конституционного права этих лиц на социальное обеспечение и тем самым нарушит предписания статей 19 (части 1 и 2), 39 (части 1 и 2) и 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации.

Исходя из указанного, суд, признавая юридически значимым обстоятельством для разрешения данного конкретного спора именно осуществление Истцом в оспариваемый период лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, не находит оснований для отказа в удовлетворении требований о включении спорного периода работы Истца в его специальный трудовой стаж, дающий право на установление досрочной трудовой пенсии, так как Романчук О.Н. работал в должности и исполнял обязанности, соответствующие Списку должностей и учреждений, работа в которых дает право на назначение досрочной пенсии, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781.

Согласно заявлению Романчук О.Н. обратился в ГУ-ГУ ПФР № 5 по г.Москве и Московской области о назначении пенсии /дата/

Учитывая, что на /дата/ – дату обращения за назначением пенсии - ГУ–ГУ ПФР № 5 по г. Москве и Московской области в специальный трудовой стаж работы Романчука О.Н. были засчитаны периоды работы продолжительностью <данные изъяты> лет <данные изъяты> месяцев <данные изъяты> дней при требуемом специальном стаже 30 лет, а период его работы: с /дата/ по /дата/ в должности <данные изъяты>, подлежит зачету в специальный стаж Истца исходя из расчета один год работы как за один год и шесть месяцев, суд, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

Романчука О.Н. к ГУ - Главное Управление Пенсионного фонда РФ № 5 по г. Москве и Московской области о назначении досрочной трудовой пенсии по старости - удовлетворить.

Обязать Государственное учреждение – Главное управление Пенсионного фонда Российской Федерации № 5 по г.Москве и Московской области назначить Романчуку О.Н. досрочную трудовую пенсию по старости с /дата/, засчитав в специальный трудовой стаж период работы с /дата/ по /дата/ в должности <данные изъяты>», где считать один год работы за один год и шесть месяцев.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней, с момента вынесения, в Московский областной суд через Химкинский городской суд.

Судья: Н.Н. Тягай

-32300: transport error - HTTP status code was not 200