Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г.Химки Московской области 28 марта 2011 года
Химкинский городской суд Московской области в составе:
судьи - Колмаковой И.Н.,
при секретаре – Ефремовой Е.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Орловского И.В. к ГУ - Главному управлению Пенсионного фонда РФ № 5 по г. Москве и Московской области о назначении досрочной трудовой пенсии по старости, 3-е лицо – ФГУ «Государственный центральный аэромобильный спасательный отряд» МЧС РФ,
У С Т А Н О В И Л:
Орловский И.В. обратился в суд с иском к ГУ- ГУ ПФР №5 по г. Москве и Московской области о назначении трудовой пенсии по старости, указывая на то, что ДД.ММ.ГГГГ комиссией по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ему было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, в связи с отсутствием необходимого стажа работы, предусмотренного пп.16 п.1 ст.27 ФЗ от 17.12.2001г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Не согласившись с данным отказом, истец обратился в суд и указал, что ответчиком необоснованно не включены в специальный стаж периоды его работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты> <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты> № <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты>.
По утверждению истца, с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время он работает спасателем в <данные изъяты>, выполнял и выполняет все функции <данные изъяты>, участвует в аварийно-спасательных и других неотложных работах, то есть выполняет точно такую же работу, что и спасатели, работающие в федеральных исполнительных органах государственной власти, МЧС РФ. Более того, как указал истец, работая в должности <данные изъяты>, ему была выдана личная книжка спасателя, он осуществлял эвакуацию раненых беженцев, оказывал гуманитарную помощь в г.Моздок, р. Северная Осетия.
На основании изложенного, истец просит суд признать решение ответчика от ДД.ММ.ГГГГ (протокол №) необоснованным, назначить истцу досрочную трудовую пенсию, включив в стаж работы периоды: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты> № <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты>.
В судебном заседании представитель истца исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель Ответчика - ГУ-ГУ ПФР №5 по г. Москве и Московской области исковые требования не признал, сослалась на доводы, изложенные в решении комиссии по пенсионным вопросам и послужившие мотивом к отказу в назначении истцу досрочной трудовой пенсии.
Представитель третьего лица в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте судебного разбирательства извещался надлежащим образом.
Гражданское дело рассмотрено в отсутствие представителя третьего лица в порядке ч.3 ст. 167 ГПК РФ.
Выслушав стороны, изучив представленные по делу доказательства, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении исковых требований.
Согласно ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ч.1); государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом (ч.2).
В соответствии с пп.16 п. 1 ст. 27 Закона РФ от 17.12.2001г. досрочная пенсия по старости назначается лицам, проработавшим не менее 15 лет в качестве спасателей в профессиональных аварийно-спасательных формированиях Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и участвовавшим в ликвидации чрезвычайных ситуаций, по достижении возраста 40 лет либо независимо от возраста.
Как следует из п. 7 ст. 25 Федерального закона от 22.08.1995г. №151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» спасатели имеют право на льготное пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 01.10.2001г. №702 утвержден перечень должностей и специальностей работников профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований, дающих право на пенсию в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет.
Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002г. № 516 утверждены Правила исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27 и 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».
Согласно протоколу № от ДД.ММ.ГГГГ комиссия по пенсионным вопросам ГУ-Главного Управления ПФ РФ №5 по г.Москве и Московской области, рассмотрев документы Орловского И.В., представленные для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 16 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001г. №173-ФЗ, отказала Орловскому И.В. в назначении досрочной трудовой пенсии из-за отсутствия требуемого специального стажа.
В стаж на соответствующих видах работ, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости не засчитаны период работы истца: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты>, поскольку должность <данные изъяты> не предусмотрена Перечнем должностей и специальностей работников профессиональных аварийно-спасательных служб, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 01.10.2001г. №702; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты>, поскольку указанные организации не входят в систему Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Однако, согласно ответу на судебный запрос от ДД.ММ.ГГГГ №, ФГУ Государственный центральный аэромобильный спасательный отряд сообщает, что в соответствии с приказом №-ок от ДД.ММ.ГГГГ Орловский И.В. был принят в Государственный центральный аэромобильный спасательный отряд на должность <данные изъяты>. К кандидатам на должность «спасатель» предъявляются особые требования, и в целях проверки соответствия вновь принимаемого работника поручаемой работе в должности «спасатель» Правилами внутреннего трудового распорядка отряда установлен испытательный срок для кандидатов – шесть месяцев. Неправильное толкование определения статуса работника в период работы, приходящегося на испытательный срок, привело к выводу, что работник в этот период времени является «стажером-спасателем», несмотря на то, что в штатном расписании отряда на ДД.ММ.ГГГГ год такой должности не значилось. Также должность <данные изъяты> не предусмотрена и Приложением №2 Постановления Министерства труда РФ от 20.04.1993г. №84, установившим тарифно-квалификационные характеристики по должностям работников бюджетных учреждений и организаций, подведомственных Государственному комитету РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации стихийных бедствий. Вследствие этого в приказе о приеме на работу Орловского И.В. от ДД.ММ.ГГГГ № а затем и в его трудовой книжке, ошибочно произведены записи о приеме его в должности «<данные изъяты>», а не «<данные изъяты>».
Как указано в вышеуказанном ответе Отряда Центроспас, с первых дней работы Орловский И.В. в полном объеме выполнял все должностные обязанности, возложенные на работников, принятых на должность «спасатель». Так, в составе оперативных групп спасателей отряда неоднократно принимал участие в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, что документально подтверждено приказами о командировании Орловского И.В. для ликвидаций последствий ЧС в различные регионы нашей страны и записями в книжке спасателя:
- ДД.ММ.ГГГГ. тренировочные сборы в Крыму;
- ДД.ММ.ГГГГ – ДД.ММ.ГГГГ Северная Осетия, г.Моздок. Обеспечение функционирования базового лагеря в зоне чрезвычайного положения, доставка гуманитарной помощи пострадавшим в зоне боевых действий, эвакуация раненых и беженцев в медицинские учреждения и службы ФМС г.Моздока (приказ от ДД.ММ.ГГГГ №).
В результате безупречной работы и достижения высоких показателей в выполнении своих должностных обязанностей спасателя в соответствии с рекомендациями аттестационной комиссии с ДД.ММ.ГГГГ приказом от ДД.ММ.ГГГГ № Орловскому И.В. присвоена следующая за квалификацией спасатель квалификация – <данные изъяты>.
В ДД.ММ.ГГГГ указанная ошибка была выявлена, приказы о приеме на работу с записью принят в должности «<данные изъяты>», были признаны недействительными и изданы в новой редакции (о приеме в должности «<данные изъяты>»), внесены соответствующие изменения в записи в трудовых книжках. Однако, как указано в ответе, это было сделано только в отношении работников, состоявших на этот момент времени в трудовых отношениях с отрядом.
Данные обстоятельства также подтверждаются Справкой № т ДД.ММ.ГГГГ, где указано, что Орловский И.В. действительно работал полный рабочий день и участвовал в ликвидации чрезвычайных ситуаций на предприятии ФГУ Государственный центральный аэромобильный спасательный отряд МЧС России с ДД.ММ.ГГГГ в качестве <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ – <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ – <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ – <данные изъяты>. В соответствии со ст. №27.1.16 ФЗ №173-ФЗ от 17.12.2001г. имеет право на досрочное назначение трудовой пенсии.
Исследовав представленные по делу доказательства, суд приходит к выводу, что работа Орловского И.В. в должности <данные изъяты> не имеет никаких различий с работой в должности спасателя, означает полную тождественность выполняемых функций, условий и характера работы по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, то есть выполнение одной и той же работы в поисково-спасательной службе отряда Центроспас, независимо от наименования должности, что также подтверждено работодателем истца на спорный период времени.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу об удовлетворении требований истца в части включения в его специальный стаж периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности стажера-спасателя в ФГУ Государственном центральном аэромобильном спасательном отряде.
Однако, разрешая требования истца о включении в специальный стаж истца периодов его работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты> <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты>, суд исходит из следующего.
Не принимая в зачет специального стажа истца указанные периоды работы, ответчик указывает на то, что организации, где работал истец: <данные изъяты> не входят в систему Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Как следует из Определения Конституционного Суда РФ от 05.02.2009г. №551-О-П, досрочное назначение трудовой пенсии по старости спасателям, осуществлявшим профессиональную аварийно-спасательную деятельность в системе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, как и предоставление им ранее пенсии за выслугу лет, направлено на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности до достижения общеустановленного пенсионного возраста и обусловлено особыми условиями осуществления профессиональной деятельности, сопряженными с более высокой по сравнению с деятельностью спасателей иных профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований суточной загруженностью, повышенной степенью сложности и интенсивности труда в процессе ликвидации или локализации последствий чрезвычайных ситуаций, зона которых может охватывать не только территорию Российской Федерации, но и территории зарубежных стран.
Так, Положением о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (утверждено Указом Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 года N 868) на создаваемые в системе данного Министерства профессиональные аварийно-спасательные формирования возложены организация предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального и трансграничного характера и спасание людей при этих чрезвычайных ситуациях; поиск и спасание людей во внутренних водах и в территориальном море Российской Федерации в соответствии с планом взаимодействия федеральных органов исполнительной власти при проведении работ по поиску и спасанию людей на море и водных бассейнах Российской Федерации; формирование и доставка в установленном порядке совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти гуманитарной помощи населению Российской Федерации и иностранных государств в случае возникновения чрезвычайной ситуации, а также эвакуация граждан Российской Федерации из иностранных государств в случае возникновения чрезвычайных ситуаций (подпункт 3 пункта 8).
Деятельность спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий имеет существенные отличия от деятельности спасателей в профессиональных аварийно-спасательных службах и формированиях субъектов Российской Федерации и основана на объективных различиях в характере и содержании профессиональной деятельности, обусловленных закрепленным в законодательстве разграничением функций.
Кроме того, Конституционный Суд РФ указал, что субъекты Российской Федерации, создавая свои профессиональные аварийно-спасательные службы и формирования, вправе за счет средств собственного бюджета предусматривать для соответствующих категорий спасателей дополнительные гарантии пенсионного обеспечения, что прямо вытекает из статьи 20 Федерального закона "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей", согласно которой финансовое обеспечение прав и гарантий профессиональных спасателей аварийно-спасательных служб и формирований, созданных органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, является расходным обязательством субъекта Российской Федерации.
В ходе судебного разбирательства установлено, что в спорные периоды времени истец работал в Специализированном пожарно-спасательный отряде Управления по обеспечению мероприятий гражданской защиты г.Москвы и в Агентстве по обеспечению мероприятий гражданской защиты Зеленоградского АО г.Москвы, которые не входят в систему Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Таким образом, периоды работы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности спасателя <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты> не подлежат включению в специальный стаж Орловского И.В., дающего право на назначение досрочной трудовой пенсии по пп.16 п.1 ст.27 ФЗ от 17.12.2001г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
При решении вопроса о назначении истцу пенсии суд учитывает включенный ответчиком период работы Орловского И.В. в специальный стаж, а также период, включенный судом, однако, необходимый стаж, предусмотренный пп.16 п.1 ст.27 ФЗ от 17.12.2001г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», у истца отсутствует.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Орловского И.В. к ГУ - Главному управлению Пенсионного фонда РФ № 5 по г. Москве и Московской области о назначении досрочной трудовой пенсии по старости – удовлетворить частично.
Обязать ГУ-ГУ ПФ РФ №5 по г.Москве и Московской области включить в специальный стаж Орловского И.В. период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (<данные изъяты>) в должности <данные изъяты>.
В удовлетворении исковых требований Орловского И.В. о признании решения ответчика от ДД.ММ.ГГГГ необоснованным, назначении досрочной трудовой пенсии по старости, включении в специальный стаж истца периодов его работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <адрес> – отказать.
Решение в течении 10 дней может быть обжаловано в Мособлсуд через Химкинский городской суд.
Судья: