РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
26 апреля 2011 года г.Химки МО
Химкинский городской Федеральный суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Кучинского Е.Н.
при секретаре Прониной Е.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Агеева С.А., Егорова С.И. и Мышкина Д.Н. к Администрации г.о.Химки МО об оспаривании действий органа местного самоуправления в порядке главы 25 ГПК РФ,
У С Т А Н О В И Л
В суд с заявлением об оспаривании действий Администрации г.о.Химки МО обратились Агеев С.А., Егоров С.И. и Мышкин Д.Н., входящие в инициативную группу по проведению митинга.
В обоснование заявленного требования Заявители сослались на то, что ДД.ММ.ГГГГ Администрация г.о.Химки МО отказала Заявителям в проведении ДД.ММ.ГГГГ митинга на территории мкр.Левобережный, г.о.Химки, на берегу канала им.Москвы. Митинг должен был состояться по вопросу спасения реликтовых дубов на территории мкр.Левобережный г.о.Химки.
Заявители просят суд признать отказ Администрации г.о.Химки незаконным и обязать Администрацию г.о.Химки МО согласовать место проведенного митинга ДД.ММ.ГГГГ на территории мкр.Левобережный в районе пляжа.
В судебном заседании Агеев С.А. показал, что хотя Администрация г.о.Химки МО не согласовала место проведения митинга, который должен был проводиться ДД.ММ.ГГГГ, митинг ДД.ММ.ГГГГ состоялся и был проведен на берегу канала им.Москвы на территории мкр.Левобережный г.о.Химки.
Представитель Администрации г.о.Химки показал, что, действительно, ДД.ММ.ГГГГ от инициативной группы граждан по проведению собрания жителей мкр.Левобережный г.о.Химки Мышкина Д.Н., Агеева С.А. и Егорова С.И. поступило уведомление о проведении ДД.ММ.ГГГГ публичного мероприятия по вопросу вырубки дубравы на территории мкр.Левобережный. Местом проведения была выбрана территория рощи, расположенная между платформой <адрес> вдоль берега канала им.Москвы. 05 и ДД.ММ.ГГГГ инициативная группа направляла в Администрацию дополнения к уведомлению. Администрация г.о.Химки в своих ответах ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ отказала инициативной группе в согласовании проведения массового мероприятия, так как территория непригодна для проведения митинга. Проведение митинга в указанном месте противоречит требованиям безопасности и может повлечь угрозу для жизни и здоровья как участников данного мероприятия, так и других лиц. Администрация предлагала провести митинг на отрытой эстраде в парке культуры и отдыха им. Л.Н.Толстого г.о.Химки, то есть в специально приспособленном месте для проведения публичных мероприятий.
Заявители Егоров С.И. и Мышкин Д.Н. в судебное заседание не явились, о времени и дате судебного слушания были извещены надлежащим образом. Представили в суд ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие.
Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что заявление Агеева С.А., Егорова С.И. и Мышкина Д.Н. не подлежит удовлетворению по следующим основаниям:
В соответствии со ст. 254 ГПК РФ, гражданин, организация вправе оспорить в суде, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы.
Статья 258 ГПК РФ гласит, что суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
Согласно Статьи 1 ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» Законодательство Российской Федерации о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях основывается на положениях Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах международного права, международных договорах Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный закон и иные законодательные акты Российской Федерации, относящиеся к обеспечению права на проведение собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований. В случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, нормативные правовые акты, касающиеся обеспечения условий проведения собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований, издают Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, принимают и издают органы государственной власти субъектов Российской Федерации. 2. Проведение собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований в целях предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума регулируется настоящим Федеральным законом и законодательством Российской Федерации о выборах и референдумах. Проведение религиозных обрядов и церемоний регулируется Федеральным законом от 26 сентября 1997 года N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях".
Статья 4 Данного закона предусматривает, что к организации публичного мероприятия относятся: 1) оповещение возможных участников публичного мероприятия и подача уведомления о проведении публичного мероприятия в соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления; 2) проведение предварительной агитации; 3) изготовление и распространение средств наглядной агитации; 4) другие действия, не противоречащие законодательству Российской Федерации, совершаемые в целях подготовки и проведения публичного мероприятия.
Статья 7 ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», предусматривает, что уведомление о проведении публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) подается его организатором в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия. При проведении пикетирования группой лиц уведомление о проведении публичного мероприятия может подаваться в срок не позднее трех дней до дня его проведения. 2. Порядок подачи уведомления о проведении публичного мероприятия в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления регламентируется соответствующим законом субъекта Российской Федерации. 3. В уведомлении о проведении публичного мероприятия указываются: 1) цель публичного мероприятия; 2) форма публичного мероприятия; 3) место (места) проведения публичного мероприятия, маршруты движения участников; 4) дата, время начала и окончания публичного мероприятия; 5) предполагаемое количество участников публичного мероприятия; 6) формы и методы обеспечения организатором публичного мероприятия общественного порядка, организации медицинской помощи, намерение использовать звукоусиливающие технические средства при проведении публичного мероприятия; 7) фамилия, имя, отчество либо наименование организатора публичного мероприятия, сведения о его месте жительства или пребывания либо о месте нахождения и номер телефона; 8) фамилии, имена и отчества лиц, уполномоченных организатором публичного мероприятия выполнять распорядительные функции по организации и проведению публичного мероприятия; 9) дата подачи уведомления о проведении публичного мероприятия. 4. Уведомление о проведении публичного мероприятия в соответствии с принципами, изложенными в статье 3 настоящего Федерального закона, подписывается организатором публичного мероприятия и лицами, уполномоченными организатором публичного мероприятия выполнять распорядительные функции по его организации и проведению.
В статье 8 ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» указаны места проведения публичного мероприятия, которые могут проводиться в любых пригодных для целей данного мероприятия местах в случае, если его проведение не создает угрозы обрушения зданий и сооружений или иной угрозы безопасности участников данного публичного мероприятия. Условия запрета или ограничения проведения публичного мероприятия в отдельных местах могут быть конкретизированы федеральными законами. 2. К местам, в которых проведение публичного мероприятия запрещается, относятся: 1) территории, непосредственно прилегающие к опасным производственным объектам и к иным объектам, эксплуатация которых требует соблюдения специальных правил техники безопасности; 2) путепроводы, железнодорожные магистрали и полосы отвода железных дорог, нефте-, газо- и продуктопроводов, высоковольтных линий электропередачи; 3) территории, непосредственно прилегающие к резиденциям Президента Российской Федерации, к зданиям, занимаемым судами, к территориям и зданиям учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы; 4) пограничная зона, если отсутствует специальное разрешение уполномоченных на то пограничных органов. 3. Порядок проведения публичного мероприятия на территориях объектов, являющихся памятниками истории и культуры, определяется органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации с учетом особенностей таких объектов и требований настоящего Федерального закона. 4. Порядок проведения публичного мероприятия на территории Государственного историко-культурного музея-заповедника "Московский Кремль", включая Красную площадь и Александровский сад, определяется Президентом Российской Федерации.
В статье 12 ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» содержатся обязанности органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления: Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления после получения уведомления о проведении публичного мероприятия обязан: 1) документально подтвердить получение уведомления о проведении публичного мероприятия, указав при этом дату и время его получения; 2) довести до сведения организатора публичного мероприятия в течение трех дней со дня получения уведомления о проведении публичного мероприятия (а при подаче уведомления о проведении пикетирования группой лиц менее чем за пять дней до дня его проведения - в день его получения) обоснованное предложение об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, а также предложения об устранении организатором публичного мероприятия несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям настоящего Федерального закона; 3) в зависимости от формы публичного мероприятия и количества его участников назначить своего уполномоченного представителя в целях оказания организатору публичного мероприятия содействия в проведении данного публичного мероприятия в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона. Назначение уполномоченного представителя оформляется письменным распоряжением, которое заблаговременно направляется организатору публичного мероприятия; 4) довести до сведения организатора публичного мероприятия информацию об установленной норме предельной заполняемости территории (помещения) в месте проведения публичного мероприятия; 5) обеспечить в пределах своей компетенции совместно с организатором публичного мероприятия и уполномоченным представителем органа внутренних дел общественный порядок и безопасность граждан при проведении публичного мероприятия, а также оказание им при необходимости неотложной медицинской помощи; 6) информировать о вопросах, явившихся причинами проведения публичного мероприятия, органы государственной власти и органы местного самоуправления, которым данные вопросы адресуются; 7) при получении сведений о проведении публичного мероприятия на трассах проезда и в местах постоянного или временного пребывания объектов государственной охраны, определенных Федеральным законом от 27 мая 1996 года N 57-ФЗ "О государственной охране", своевременно информировать об этом соответствующие федеральные органы государственной охраны. 2. В случае, если информация, содержащаяся в тексте уведомления о проведении публичного мероприятия, и иные данные дают основания предположить, что цели запланированного публичного мероприятия и формы его проведения не соответствуют положениям Конституции Российской Федерации и (или) нарушают запреты, предусмотренные законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях или уголовным законодательством Российской Федерации, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления незамедлительно доводит до сведения организатора публичного мероприятия письменное мотивированное предупреждение о том, что организатор, а также иные участники публичного мероприятия в случае указанных несоответствия и (или) нарушения при проведении такого мероприятия могут быть привлечены к ответственности в установленном порядке.
Согласно п.3 ст.3 Закона МО «О порядке подачи уведомления о проведении публичного мероприятия на территории МО» уведомление регистрируется в день поступления в соответствующем уполномоченном органе. На копии уведомления, которая возвращается организатору публичного мероприятия, делается отметка о дате, времени приема уведомления, указываются наименование соответствующего уполномоченного органа, должность, фамилия и инициалы лица, зарегистрировавшего данное уведомление.
Статья 5 Закона МО «О порядке подачи уведомления о проведении публичного мероприятия на территории МО» предусматривает, что соответствующий уполномоченный орган в течение трех дней со дня получения уведомления (а при подаче уведомления о проведении пикетирования группой лиц менее чем за пять дней до дня его проведения - в день его получения) в случае необходимости изменения указанных в уведомлении места и (или) времени проведения публичного мероприятия обязан довести до сведения организатора публичного мероприятия обоснованное предложение об их изменении, а также предложения об устранении организатором публичного мероприятия несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям Федерального закона.
2. При согласии с предложенными изменениями организатор публичного мероприятия обязан не позднее чем за три дня до дня проведения публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) информировать соответствующий уполномоченный орган в письменной форме о принятии его предложения об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, указанных в уведомлении.
3. При несогласии с предложенными изменениями организатор публичного мероприятия вправе обратиться в соответствующий уполномоченный орган для согласования предложенных изменений.
4. Организатор публичного мероприятия не вправе проводить его, если уведомление не было подано в срок либо если с соответствующим уполномоченным органом не было согласовано изменение по его мотивированному предложению места и (или) времени проведения публичного мероприятия.
5. В случае отказа организатора публичного мероприятия от его проведения он обязан информировать соответствующий уполномоченный орган, в который подано уведомление, об отказе от его проведения.
Из материалов гражданского дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ от инициативной группы граждан по проведению собрания жителей мкр.Левобережный г.о.Химки Мышкина Д.Н., Агеева С.А. и Егорова С.И. в Администрацию г.о.Химки МО поступило уведомление о проведении ДД.ММ.ГГГГ публичного мероприятия по вопросу вырубки дубравы на территории мкр.Левобережный. Местом проведения была выбрана территория рощи, расположенная между платформой <адрес> вдоль берега канала им.Москвы.
05 и ДД.ММ.ГГГГ инициативная группа направляла в Администрацию дополнения к уведомлению.
Администрация г.о.Химки в своих ответах ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ отказала инициативной группе в согласовании проведения массового мероприятия, так как территория непригодна для проведения митинга, указав, что проведение митинга в указанном месте противоречит требованиям безопасности и может повлечь угрозу для жизни и здоровья как участников данного мероприятия, так и других лиц. Администрация предлагала провести митинг на отрытой эстраде в парке культуры и отдыха им. Л.Н.Толстого г.о.Химки, то есть в специально приспособленном месте для проведения публичных мероприятий.
Из сообщения начальника УВД по г.о.Химки МО от ДД.ММ.ГГГГ следует, что проведение митинга на берегу канала им.Москвы мкр.Левобережный г.о.Химки противоречит требованиям безопасности и может повлечь угрозу для жизни и здоровья как участников данного мероприятия, так и лиц, которые могут находиться в месте его проведения в это время. Указанная территория прилегает к водоему. Нахождение у воды требует соблюдение специальных правил безопасности. Особенную опасность в это время года может представлять обрывистый берег, действуя в интересах общественной безопасности, поддержания общественного порядка, охраны здоровья и нравственности жителей, защиты прав и свобод граждан УВД рекомендовано согласовать с организаторами иное место проведения митинга ДД.ММ.ГГГГ
Управление по землепользованию Администрации г.о.Химки в своем ответе ДД.ММ.ГГГГ направило в Администрацию г.о.Химки план земельного участка, на котором инициативная группа намеревалась провести мероприятие, и из данного плана следует, что спорный земельный участок граничит с землями ОАО «МОСЭНЕРГО» и ООО «Бизнес-Отель».
Учитывая данные обстоятельства и то, что митинг, о котором уведомляли Заявители состоялся в установленное Заявителями время, права и законные интересы Заявителей не нарушены, так как митинг проведен в г.о.Химки и в том месте, где Заявители желали его провести. Тем более Заявители не указали, каким способом необходимо восстановить их права. Между тем права и законные интересы Заявителей не нарушены.
Предложение Администрации г.о.Химки о проведении митинга в парке культуры и отдыха им Л.Н.Толстого не нарушает прав и законных интересов Заявителей, так как в соответствии со ст.12 п.1 пп.2 ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» Администрация имеет право предложить изменить место и время проведения публичного мероприятия, что и было сделано Администрацией.
Также суд не находит оснований к признанию, что Администрация г.о.Химки ввела фактически разрешительный порядок проведения митинга. В соответствии со ст.8 ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», митинги могут проводиться в любых пригодных для целей данного мероприятия местах в случае, если его проведение не создает угрозы обрушения зданий и сооружений или иной угрозы безопасности участников данного публичного мероприятия.
В судебном заседании Агеев С.А. подтвердил, что митинг ДД.ММ.ГГГГ состоялся и был проведен на берегу канала им.Москвы на территории мкр.Левобережный г.о.Химки.
Суд приходит к выводу, что права и законные интересы Заявителей не нарушены, так как митинг все же состоялся в указанное Заявителями в уведомлении время, месте и по вопросу сохранения реликтовых дубов на территории мкр.Левобережный г.о.Химки.
Тем более в ходе судебного слушания установлено, подтверждено сторонами и следует из материалов гражданского дела, что с заявлением в суд об оспаривании отказа Администрации г.о.Химки МО Агеев С.А., Егоров С.И. и Мышкин Д.Н. обратились ДД.ММ.ГГГГ, то есть спустя два дня после запланированной даты и проведения митинга.
В настоящее время не имеется оснований к удовлетворению требований Заявителей, а тем более не имеется способа и порядка защиты прав, которые, по мнению Заявителей, были нарушены, так как целью обращения Заявителей в Администрацию г.о.Химки являлось проведение митинга, который был проведен в указанный Заявителями в уведомлении день. Права Заявителей были бы нарушены в случае непроведения митинга, и в таком случае при принятии решения в удовлетворении заявления суд имел бы возможность определить способ и порядок защиты нарушенного права.
Из пояснений Агеева С.А. следует, что невозможно восстановить нарушенное право Заявителей на проведение митинга, так как митинг проведен.
Так как права Заявителей на день вынесения решения суда не нарушены, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявления в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л
В удовлетворении заявления Агеева С.А., Егорова С.И. и Мышкина Д.Н. к Администрации г.о.Химки МО об оспаривании действий органа местного самоуправления, отказать в полном объеме.
Данное решение может быть обжаловано в Московский областной суд в течение 10 дней через Химкинский городской суд.
Судья Кучинский Е.Н.