РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
29 марта 2011 года г. Химки
Химкинский городской суд Московской области в составе судьи Дубровина Д.Е., с участием адвоката Сидорова А.В., при секретаре Савостиной Ю.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № № по иску Поповой Л.А. к Администрации г.о. Химки Московской области о признании права пользования, обязании заключить договор социального найма жилого помещения, 3-е лицо - ОАО «НПО Энергомаш» и по встречному иску Администрации г.о. Химки к Поповой Л.А. об истребовании жилого помещения, обязании освободить жилое помещение, 3-е лицо - ОАО «НПО Энергомаш»,
У С Т А Н О В И Л:
Истица обратились в суд с иском к Администрации г.о. Химки Московской области в котором просила признать за ней право пользования жилым помещением – комнатой <данные изъяты> кв.м. в квартире № в доме № <адрес>, обязании заключить с ней договор социального найма жилого помещения, указывая, что с ДД.ММ.ГГГГ. и по настоящее время она проживает в указанном помещении, которое было предоставлено Поповой Л.А. как работнику ОАО «НПО Энергомаш» на основании договора найма жилого помещения.
По мнению истицы, в связи с принятием жилого дома № <адрес> в муниципальную собственность, заключенный с ней договор найма жилой площади в общежитии преобразован в договор социального найма жилого помещения. Однако, при обращении к ответчику с заявлением о заключении договора социального найма на занимаемое жилое помещение, истицей был получен отказ, в связи с наличием у дома статуса общежития.
Попова Л.А., указывая на то, что статус вышеуказанного жилого дома как общежития прекращен, по ее мнению, прямым указанием закона, и не имеет правового значения непринятие органами власти решения об исключении дома из специализированного жилищного фонда, просила суд признать за ней право пользования на жилое помещение – комнату <данные изъяты> кв.м. в квартире №, <адрес> обязать ответчика заключить с ней договор социального найма на вышеуказанное жилое помещение.
Администрация г.о. Химки, не согласившись с предъявленными требованиями, предъявила встречный иск к Поповой Л.А. об истребовании жилого помещения квартиры № в <адрес>, указывая, что с ДД.ММ.ГГГГ введен в действие ЖК РФ, договор найма жилого помещения с Поповой Л.А. заключен ДД.ММ.ГГГГ как с работником ОАО «НПО Энергомаш», однако после введение в действие ЖК РФ ОАО «НПО Энергомаш» утратило право заключать договоры найма, поскольку дом перешел в муниципальную собственность, с учетом указанных обстоятельств Администрация г.о. Химки просила истребовать жилое помещение и обязать Попову Л.А. освободить предоставленное ей ОАО «НПО Энергомаш» жилое помещение.
Истец и представитель истца в судебное заседание явились, исковые требования поддержали в полном объеме, во встречных исковых требованиях просили отказать.
Представитель ответчика – Администрации г.о. Химки Московской области в судебное заседание явилась, исковые требования не признала, поддержала встречный иск.
Представитель 3-его лица ОАО «НПО Энергомаш» в судебное заседание не явился, извещен, ходатайствовал о рассмотрении дела в их отсутствие, встречный иск не признал.
Суд, выслушав лиц участников процесса исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.
Из материалов дела усматривается, что спорное жилое помещение представляет собой комнату <данные изъяты> кв.м. в квартире №, расположенную в доме № № <адрес>, предоставленную истице как работнику ОАО «НПО Энергомаш».
В указанном помещении Попова Л.А. проживает с ДД.ММ.ГГГГ, которое было предоставлено ей как работнику ОАО «НПО Энергомаш».
В соответствии со ст. 12 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Ч. 1 ст. 27 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и место жительства.
В силу ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
В соответствии с ч. 2 ст.102 ЖК РФ переход права собственности на служебное жилое помещение или жилое помещение в общежитии, а также передача такого жилого помещения в хозяйственное ведение или оперативное управление другому юридическому лицу влечет за собой прекращение договора найма такого жилого помещения, за исключением случаев, если новый собственник такого жилого помещения или юридическое лицо, которому передано такое жилое помещение, является стороной трудового договора с работником – нанимателем такого жилого помещения.
Как следует из представленных суду материалов, общежитие научно-производственного объединения энергетического машиностроения им. академика В.П.Глушко, расположенное по вышеуказанному адресу, входило в перечень объектов федерального имущества, закрепленного за ОАО «НПО Энергомаш».
В судебном заседании установлено, что решением Исполнительного комитета Химкинского городского совета народных депутатов Химкинского района Московской области № от ДД.ММ.ГГГГ построенному по типовому проекту <данные изъяты> этажному блочному зданию (стр. <адрес>) на <данные изъяты> койко-мест, расположенному по адресу: <адрес>, принятому в эксплуатацию государственной комиссией ДД.ММ.ГГГГ, присвоен, введенному КБ Энергомаш статус общежития для молодых семей и одиноких специалистов на 960 мест.
Согласно распоряжению Мингосимущества России от ДД.ММ.ГГГГ № общежитие было оставлено на балансе ОАО «НПО Энергомаш» для совместного использования с местной администрацией.
ДД.ММ.ГГГГ во исполнение распоряжения Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Московской области от ДД.ММ.ГГГГ № «О безвозмездной передаче имущества, составляющего государственную казну РФ, в собственность муниципального образования «Городской округ Химки Московской области», здание общежития, расположенного по адресу: <адрес> было принято в собственность муниципального образования «Городской округ Химки Московской области», что подтверждается актом приема-передачи имущества от ДД.ММ.ГГГГ
Постановлением Главы г.о. Химки Московской области № от ДД.ММ.ГГГГ здание общежития, оборудование, объекты благоустройства, инженерные коммуникации, расположенные по адресу: <адрес>, приняты в муниципальную собственность городского округа Химки Московской области от ОАО «НПО «Энергомаш им. академика В.П. Глушко».
Постановлением Главы г.о. Химки Московской области № от ДД.ММ.ГГГГ в Постановление Главы г.о. Химки Московской области от ДД.ММ.ГГГГ № внесены изменения, а именно п. 1.1 следует читать в следующей редакции: «Принять в муниципальную собственность городского округа Химки Московской области от ОАО «НПО «Энергомаш им. Академика В.П. Глушко» согласно перечню здание общежития, оборудование, объекты благоустройства, инженерные коммуникации, расположенные по адресу: <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ
Свидетельством о государственной регистрации права, выданным УФРС по Московской области ДД.ММ.ГГГГ подтверждается, что <данные изъяты>-ти этажное здание с жилым назначением общей площадью <данные изъяты>, расположенное по адресу: <адрес>, принадлежит на праве собственности г.о. Химки Московской области на основании Распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ № и акта приема-передачи от ДД.ММ.ГГГГ, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним ДД.ММ.ГГГГ сделана запись регистрации за №.
Указом Президента РФ от 10.01.93 г. №8 «Об использовании объектов социально-кулътурного и бытового назначения, приватизируемых предприятий» было предусмотрено при приватизации предприятий, находящихся в федеральной (государственной) собственности, по решению их трудовых коллективов в состав приватизируемого имущества могут быть включены находящиеся на балансе приватизируемого предприятия объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, за исключением жилищного фонда.
Согласно плану приватизации «Научно-производственного объединения энергетического машиностроения им. академика В.П.Глушко», утвержденному распоряжением Мингосимущества России от ДД.ММ.ГГГГ. № объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения вошли в перечень имущества, не подлежащего приватизации.
Постановлением Правительства РФ от 07.03.95 г. №235 «О порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения … » было установлено, что с целью освобождения предприятий от несвойственных им функций по содержанию, объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности, находящиеся в ведении предприятий, не включаемые в состав приватизируемого имущества предприятий, согласно п.1 вышеназванного Указа, подлежали передаче в государственную собственность субъектов РФ или муниципальную собственность.
В соответствии с планом приватизации и распоряжением Мингосимущества России от ДД.ММ.ГГГГ № о подтверждении пообъектных перечней имущества ОАО «НПО Энергомаш», общежитие по адресу: <адрес> вошло в перечень имущества, остающегося в федеральной собственности. Согласно распоряжению Мингосимущества России от ДД.ММ.ГГГГ № общежитие было оставлено на балансе ОАО «НПО Энергомаш» для совместного использования с местной администрацией.
Передача общежитий, как объектов федеральной собственности, в муниципальную собственность осуществляется в соответствии с ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты… организации местного самоуправления в Российской Федерации» №122-ФЗ от 22.08.2004г.
Согласно разъяснениям Конституционного Суда РФ (Постановление КС РФ №8-П от 30.06.2006 года, Определение КС РФ № 542-0 от 07.12.2006 года, Определение КС РФ № 828-О-П от 04.12.2007 года) отношения по передаче имущества, находящегося в федеральной собственности в муниципальную собственность, регулируемые вышеназванным законом, обусловлены разграничением публично-властных полномочий. В силу этого данные отношения гражданским законодательством, определяющим правовое положение участников гражданского оборота и регулирующие имущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, по общему правилу, не регулируются.
Абзацем 31 ч. 11 ст.154-ФЗ предусмотрено, что право собственности на имущество, передаваемое в определенном данным законом порядке, возникает с даты, установленной в решении о передачи имущества из федеральной собственности в муниципальную, принятым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника имущества, если иное не установлено Правительством РФ.
В соответствии с п. 5.13 Положения о федеральном агентстве по управлению государственным: имуществом, органом, осуществляющим передачу имущества, находящегося в федеральной собственности, в муниципальную собственность является Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (его уполномоченными территориальными управлениями).
Распоряжением Росимущества РФ № от ДД.ММ.ГГГГ указанное выше общежитие было передано в муниципальную собственность.
Из п.п. 3,6 Распоряжения следует, что моментом возникновения права собственности муниципального образования городской округ Химки Московской области следует считать момент утверждения соответствующего акта приема-передачи этого имущества Росимуществом РФ (его уполномоченными территориальными управлениями).
Оценивая представленные по делу доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ с учетом их относимости, допустимости и достоверности, суд приходит к выводу, что истица имеет право на заключение с ней договора социального найма жилого помещения.
Как установлено в ходе судебного разбирательства, Попова Л.А. ДД.ММ.ГГГГ обратилась с заявлением в Администрацию г.о. Химки с просьбой заключить с ней договор социального найма, однако письмом от ДД.ММ.ГГГГ. Первый заместитель Главы Администрации г.о. Химки М.О. Валов А.В. отказал истцу в удовлетворении его просьбы, указав, что его заявление не имеет законных оснований для заключения с ним договора социального найма, и спорные вопросы разрешаются в судебном порядке.
Суд отмечает, что из положений ст. 7 ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» следует, что общежития, которые принадлежали государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и были переданы в ведение органов местного самоуправления, утрачивают статус общежитий в силу закона и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма. При этом отсутствие договора социального найма, а также решения об исключении соответствующего дома из специализированного жилищного фонда не может препятствовать осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, поскольку их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления указанных документов.
В соответствии со ст. 60 ЖК РФ по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных законом.
Пользование жилым помещением по договору социального найма осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом, договором социального найма данного жилого помещения (ст. 61 ЖК РФ).
Согласно ст. 62 ЖК РФ предметом договора социального найма жилого помещения должно быть жилое помещение (жилой дом, квартира, часть жилого дома или квартиры). Самостоятельным предметом договора социального найма жилого помещения не могут быть неизолированное жилое помещение, помещения вспомогательного использования, а также общее имущество в многоквартирном доме.
Как указывалось № № 161, расположенной в <адрес>, что полностью отвечает требованиям ст. 62 ЖК РФ.
Юридически значимым обстоятельством для разрешения дела является тот факт, что жилое помещение, занимаемое истицей, находится в жилом доме, принадлежавшем государственному предприятию, использовалось в качестве общежития и передано в ведение Администрации г.о. Химки Московской области, в связи с чем, статус общежития с жилого дома снят прямым указанием закона, истица была вселена в спорное жилое помещение на основании договора с ОАО «НПО Энергомаш» как работник ОАО «НПО Энергомаш», фактически проживает в нем, что подтверждается представленными истицей доказательствами, она оплачивает проживание и коммунальные услуги, обеспечивает сохранность жилого помещения и поддерживает его в надлежащем состоянии, то есть добросовестно исполняет обязанности, вытекающие из договора социального найма жилого помещения.
Спорное жилое помещение относится в жилищному фонду социального использования.
Ст. 63 ЖК РФ устанавливает, что договор социального найма жилого помещения заключается в письменной форме на основании решения о предоставлении жилого помещения жилищного фонда социального использования. Типовой договор социального найма жилого помещения утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Довод Администрации г. Химки о том, что с 1 марта 2005 г. введен в действие ЖК РФ, договор найма жилого помещения с Поповой Л.А. заключен ДД.ММ.ГГГГ как с работником ОАО «НПО Энергомаш», однако после введение в действие ЖК РФ ОАО «НПО Энергомаш» утратило право заключать договоры найма, поскольку дом перешел в муниципальную собственность не может быть принят судом во внимание по следующим обстоятельствам.
Принимая в процессе приватизации государственных и муниципальных предприятий решение о передаче принадлежавших им жилых домов, использовавшихся в качестве общежитий, в ведение органов местного самоуправления и распространяя на отношения по пользованию жилыми помещениями в этих домах нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма, федеральный законодатель действовал в рамках дискреционных полномочий, признаваемых за ним в этом вопросе Конституцией Российской Федерации.
Введение в законодательство нормы статьи 7 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 3 июля 2007 года N 425-0-0, было обусловлено задачей защиты прав именно тех граждан, которые после передачи органам местного самоуправления общежитий, ранее принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям (учреждениям), выполнявшим в отношении указанных граждан функцию и наймодателя, и работодателя, оказались пользователями жилых помещений, принадлежащих другому наймодателю, не являющемуся их работодателем. Соответственно, распространяя на жилые помещения в общежитиях правовой режим социального найма и тем самым фактически предрешая вопрос о правовом режиме самих зданий, в которых они находятся, федеральный законодатель преследовал цель устранить неопределенность правовых последствий передачи этих зданий в ведение органов местного самоуправления.
Статья 7 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" рассматривается, как не позволяющая применять нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям (учреждениям) и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, если граждане были вселены в такие жилые помещения после 1 марта 2005 года, т.е. после введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, и само общежитие было передано в муниципальную собственность после этой даты.
Между тем изменение правового режима таких жилых помещений обусловлено передачей зданий, в которых они расположены, в ведение органов местного самоуправления, когда проживающие в них граждане оказываются пользователями жилых помещений, принадлежащих наймодателю, который не является их работодателем. Сообразно с этим определяется и дальнейшая юридическая судьба правоотношений, возникших ранее в связи с наймом жилых помещений в общежитии.
Кроме того, ограничения конституционного права на жилище могут быть установлены в конституционно значимых целях только федеральным законом, но не могут следовать из него по умолчанию или на основании ограничительного толкования его норм. Однако ни сама статья 7 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", ни какие-либо другие его положения не содержат указания на ограничение действия данной статьи во времени, в пространстве или по кругу лиц.
Поскольку жилищные правоотношения преимущественно носят длящийся характер, федеральный законодатель при установлении новой системы соответствующего правового регулирования, включив в Федеральный закон "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" норму статьи 7, восполнил пробел, имевшийся в ранее действовавшем жилищном законодательстве, которым не был определен правовой режим жилых помещений в зданиях общежитий, ранее находившихся на балансе государственных или муниципальных предприятий, а затем в связи с приватизацией этих предприятий переданных в ведение органов местного самоуправления.
Проживающие в таких жилых помещениях граждане, которым они были предоставлены на законных основаниях как работникам соответствующего государственного или муниципального предприятия (учреждения), независимо от того, до или после введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации эти граждане приобрели право пользования жилыми помещениями, а здание общежития передано в ведение органов местного самоуправления, - с точки зрения правового статуса составляют одну категорию субъектов жилищных правоотношений и, следовательно, равным образом подлежат защите при реализации своего конституционного права на жилище.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации (постановления от 3 ноября 1998 года N 25-П и от 5 апреля 2007 года № 5-П, Определение от 15 мая 2007 года N 378-О-П), соблюдение конституционного принципа равенства, гарантирующего защиту от любых проявлений дискриминации, означает - помимо недопустимости установления в законе какого-либо различия, исключения или предпочтения, основанного на признаках расы, пола, религии, политических убеждений, национальной принадлежности, социального происхождения или каких-либо других обстоятельств, - запрет вводить такие различия в правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях). Исходя из этого государство должно гарантировать равенство прав граждан, находящихся в одинаковых условиях, в данном случае - проживающих на законных основаниях в жилых домах, ранее использовавшихся в качестве общежитий, независимо от даты передачи таких домов в ведение органов местного самоуправления (до или после введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации) и при условии законного вселения в жилое помещение и в тех случаях, если оно имело место после 1 марта 2005 года.
При таких данных, суд считает заявленные истицей требования являются обоснованными, поскольку с ней заключен договор на предоставление жилого помещения и она, проживая в предоставленном жилом помещении, несла расходы по его содержанию, в связи с чем приобрела права в отношении занимаемого жилого помещения, а ее проживание в спорном жилом помещении после введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации не имеет правового значения, поскольку она приобрела право пользования жилым помещениям, а здание общежития передано в ведение органов местного самоуправления, с точки зрения правового статуса составляют одну категорию субъектов жилищных правоотношений и, следовательно, равным образом подлежат защите при реализации своего конституционного права на жилище.
С учетом изложенного суд находит исковые требования Поповой Л.А. обоснованными и подлежащими удовлетворению и об отказе в удовлетворении исковых требований Администрации г.о. Химки об истребовании жилого помещения, обязании освободить жилое помещение, при этом суд учитывает, что договор должен быть заключен на условиях, указанных в типовом договоре социального найма жилого помещения, утвержденного Постановлением Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ, так как в нем содержатся все необходимые условия.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е III И Л:
Признать за Поповой Л.А. право пользование на жилое помещение, состоящее из <данные изъяты> жилой комнаты (помещение № в поэтажном плане БТИ) площадью <данные изъяты> в двухкомнатной квартире № дома <адрес>.
Обязать Администрацию г.о. Химки Московской области заключить с Поповой Л.А. договор социального найма жилого помещения на комнату площадью <данные изъяты> в <данные изъяты> квартире № № <адрес> на условиях, предусмотренных Типовым договором социального найма жилого помещения, утвержденного Постановлением Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ
В удовлетворении встречных исковых требований Администрации г.о. Химки к Поповой Л.А. об истребовании жилого помещения, обязании освободить жилое помещение - отказать.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд в течение 10 дней.
Федеральный судья: