о признании незаконнным бездействия



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г.Химки, Московская область 16 мая 2011 года

Химкинский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи - Кучинского Е.Н.

при секретаре – Измайловой Д.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по заявлению Цветкова И.В. о признании незаконными действия и бездействия Администрации городского округа Химки Московской области,

Заинтересованное лицо: ОАО «МОСДАЧТРЕСТ»,

УСТАНОВИЛ:

Цветков И.В. обратился в суд с заявлением о признании незаконными действия и бездействия Администрации городского округа Химки Московской области.

В обоснование заявленного требования Цветков И.В. сослался на то, что ДД.ММ.ГГГГ соответствии с п.1 ст.31 Земельного Кодекса РФ (ЗК РФ) Цветков И.В.,будучи заинтересованым предоставлении ему земельного участка для строительства, обратился с письменным заявлением в уполномоченный орган местного самоуправления о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В своем заявлении Заявитель указал назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок, а также приложилк заявлению графические материалы - проектные варианты выбора земельного участка с учетом сведений государственного кадастра недвижимости об уже сформированных участках, а также с учетом экологических, градостроительных и иных условийиспользования каждой соответствующей территории. В силу Абзаца 2 пункта 10 ст.3 ФЗ №137-Ф3 «О введении в действие Земельного Кодекса РФ» именно Заинтересованное лицо является тем органом, которое обязано исполнить обязанность по заявлению Заявителя: «Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов,...». В силу пунктов 1, 6.2, 6.10 ст.29 Устава г.о.Химки, принятого решением Совета депутатов Химкинского района МО ... от ДД.ММ.ГГГГ (в послед, ред.) установлена обязанность Заинтересованного лица: « 6. Администрация городского округа в области. ..использования земли...: 6.2. Обеспечивает выбор и формирование земельных участков», а также «6.10. Организует проведение работ по землеустройству» (см.прил.). Заявитель указал назначение многофункционального объекта (в соответствии с зонированием и градостроительным планированием г.о.Химки с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования территории) и указал место размещения объекта: <адрес>, вблизи участка с кадастровым ... Обоснование примерного размера земельного участка: С учетом действующих линий градостроительного регулирования (в т.ч. УДС), зонирования территории, экологических, градостроительных и иных условий использования территории размер испрашиваемого участка составляет .... Проектируемые границы участка гарантированно не налагаются на земли, изъятые из оборота, а также не налагаются на участки и объекты, предоставленные третьим лицам на определенном праве. Испрашиваемое право на земельный участок: аренда на 49 лет. Администрация г.о.Химки МО рассмотрев его заявление, оставила его без ответа и предложила ему предоставить дополнительные документы: выписку из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на здание, строение, сооружение, находящиеся на приобретаемом земельном участке, или копии иных документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на такое здание, строение, сооружение (при наличии зданий, строений, сооружений на приобретаемом земельном участке); выписку из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на приобретаемый земельный участок или копии иных документов, удостоверяющих права на приобретаемый земельный участок. В случае отсутствия у собственника здания, строения, сооружения документов, удостоверяющих права на приобретаемый земельный участок, вместе с документами, указанными в пункте 1, к Заявлению прилагается мотивированный отказ в предоставлении информации, выданный в письменной форме органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в связи с отсутствием права на приобретаемый земельный участок, зарегистрированного в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним; кадастровый паспорт земельного участка или выписку государственного кадастра недвижимости на земельный участок с кадастровым номером ... Также Администрация указала, что для рассмотрения заявления необходимо обосновать, для строительства каких объектов испрашивается земельный участок, и обосновать его примерный размер.

Изучив заявление, суд приходит к выводу, что фактически Цветков И.В. просит суд признать незаконным действие Администрации г.о.Химки МО по возложению на Заявителя обязанности по предоставлению дополнительных документов, со сведениями ЕГРП и государственного кадастра недвижимости (ГКН); признать незаконным бездействие Заинтересованного лица, выраженное в уклонении от исполнения обязанности, установленной ст. 31 ЗК РФ - уклонение от рассмотрения письменного заявления Заявителя от ДД.ММ.ГГГГ №Ц-13 и уклонения от совершения обязательных действий по обеспечению выбора земельного участка посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования с предполагаемым местом размещения (испрашиваемого Заявителем): <адрес> вблизи участка с кадастровым ... Фактически истец просит суд обязать Администрацию г.о.Химки произвести действия в порядке ст.31 ЗК РФ и рассмотреть его заявление по существу.

Представитель Администрации г.о.Химки МО показал, что, действительно, ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с п.1 ст.31 Земельного Кодекса РФ (ЗК РФ) Цветков И.В. обратился с письменным заявлением в Администрацию г.о.Химки МО о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. Администрация г.о.Химки МО, рассмотрев заявление Цветкова И.В., предложила ему предоставить дополнительные документы: выписку из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на здание, строение, сооружение, находящиеся на приобретаемом земельном участке, или копии иных документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на такое здание, строение, сооружение (при наличии зданий, строений, сооружений на приобретаемом земельном участке); выписку из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на приобретаемый земельный участок или копии иных документов, удостоверяющих права на приобретаемый земельный участок. В случае отсутствия у собственника здания, строения, сооружения документов, удостоверяющих права на приобретаемый земельный участок, вместе с документами, указанными в пункте 1, к Заявлению прилагается мотивированный отказ в предоставлении информации, выданный в письменной форме органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в связи с отсутствием права на приобретаемый земельный участок, зарегистрированного в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним; кадастровый паспорт земельного участка или выписку государственного кадастра недвижимости на земельный участок с кадастровым номером ... Также Администрация указала, что для рассмотрения заявления необходимо обосновать, для строительства каких объектов испрашивается земельный участок и обосновать его примерный размер. Данные действия полностью соответствуют ст.36 ЗК РФ и ст.7 Закона МО от ДД.ММ.ГГГГ №23/96-ОЗ «О регулировании земельных отношений в МО». Представитель Администрации просил отказать в удовлетворении заявленных требований, при этом часть земельного участка, указанного Заявителем, находится в пользовании ОАО «МОСДАЧТРЕСТ».

Данное дело рассмотрено в отсутствие Цветкова И.В., который был извещен надлежащим образом о дате судебного слушания, но в суд не явился.

Данное дело рассмотрено в отсутствие представителя заинтересованного лица ОАО «МОСДАЧТРЕСТ», которое извещалось надлежащим образом о дате судебного слушания, но в суд представитель не явился.

Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям:

В соответствии со ст. 254 ГПК РФ, гражданин, организация вправе оспорить в суде, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы.

Статья 258 ГПК РФ гласит, что суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

Статья 31 ЗК РФ предусматривает, что гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты. 2. Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями. Необходимая информация о разрешенном использовании земельных участков и об обеспечении этих земельных участков объектами инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, технические условия подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения предоставляются бесплатно соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями в двухнедельный срок со дня получения запроса от органа местного самоуправления. 3. Органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства. Граждане, общественные организации (объединения), религиозные организации и органы территориального общественного самоуправления имеют право участвовать в решении вопросов, затрагивающих интересы населения, религиозных организаций и связанных с изъятием, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных и муниципальных нужд и предоставлением этих земельных участков для строительства. При предоставлении земельных участков в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации и этнических общностей для целей, не связанных с их традиционной хозяйственной деятельностью и традиционными промыслами, могут проводиться сходы, референдумы граждан по вопросам изъятия, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд и предоставления земельных участков для строительства объектов, размещение которых затрагивает законные интересы указанных народов и общностей. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимают решения о предварительном согласовании мест размещения объектов с учетом результатов таких сходов или референдумов. 4. Орган местного самоуправления информирует землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, законные интересы которых могут быть затронуты в результате возможного изъятия для государственных и муниципальных нужд находящихся соответственно в их пользовании и владении земельных участков, в связи с предоставлением этих земельных участков для строительства. В случае, если в целях размещения объектов необходимо выкупить земельные участки для государственных или муниципальных нужд из земель, находящихся в собственности граждан или юридических лиц, орган местного самоуправления информирует собственников этих земельных участков об их возможном выкупе. Порядок и условия предоставления такой информации могут быть установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации. 5. Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора. В случаях, предусмотренных федеральным законом, допускается утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории органом государственной власти субъекта Российской Федерации. В случае предполагаемого изъятия, в том числе путем выкупа, земельного участка для государственных или муниципальных нужд к акту о выборе земельного участка также прилагаются расчеты убытков собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков. 6. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта. 7. Копия решения о предварительном согласовании места размещения объекта с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории либо об отказе в размещении объекта выдается заявителю в семидневный срок со дня его утверждения. 8. Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет. В случае осуществления собственником земельного участка, землепользователем, землевладельцем, арендатором земельного участка строительства на земельном участке или иного его улучшения после информирования о возможном изъятии, в том числе путем выкупа, земельного участка для государственных или муниципальных нужд собственник земельного участка, землепользователь, землевладелец, арендатор земельного участка несут риск отнесения на них затрат и убытков, связанных со строительством на земельном участке или с иным его улучшением. В случае осуществления собственником земельного участка, землепользователем, землевладельцем, арендатором земельного участка строительства или осуществления иных улучшений земельного участка, расположенного в границах зарезервированных земель, после информирования указанных лиц о резервировании земель собственник такого земельного участка, землепользователь, землевладелец, арендатор такого земельного участка несут риск отнесения на них затрат и убытков, связанных со строительством на таком земельном участке или с иным его улучшением. В случае, если по истечении срока действия решения о предварительном согласовании места размещения объекта решение о предоставлении земельного участка не было принято, лица, права которых были ограничены, вправе требовать возмещения от исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 настоящего Кодекса и принявших такое решение, понесенных убытков. 9. Решение о предварительном согласовании места размещения объекта или об отказе в размещении объекта может быть обжаловано заинтересованными лицами в суд. В случае признания в судебном порядке недействительным решения о предварительном согласовании места размещения объекта исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса и принявшие такое решение, возмещает гражданину или юридическому лицу расходы, понесенные ими в связи с подготовкой документов, необходимых для принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта. 10. В субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге выбор земельных участков для строительства осуществляется органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, если иное не предусмотрено законами этих субъектов Российской Федерации.

Как следует из материалов гражданского дела, ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с п.1 ст.31 Земельного Кодекса РФ, Цветков И.В., будучи заинтересованным в предоставлении ему земельного участка для строительства, обратился с письменным заявлением в уполномоченный орган местного самоуправления о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта, в Администрацию г.о.Химки МО.

В своем заявлении Заявитель указал назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок, а также приложил к заявлению графические материалы - проектные варианты выбора земельного участка с учетом сведений государственного кадастра недвижимости об уже сформированных участках, а также с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования каждой соответствующей территории.

Суд отмечает, что в силу абзаца 2 пункта 10 ст.3 ФЗ №137-Ф3 «О введении в действие Земельного Кодекса РФ» именно Заинтересованное лицо является тем органом, которое обязано исполнить обязанность по заявлению Заявителя: «Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов,...».

В силу пунктов 1, 6.2, 6.10 ст.29 Устава г.о.Химки, принятого решением Совета депутатов Химкинского района МО ... от ДД.ММ.ГГГГ, установлена обязанность Заинтересованного лица: « 6. Администрация городского округа в области. ..использования земли...: 6.2. Обеспечивает выбор и формирование земельных участков», а также «6.10. Организует проведение работ по землеустройству».

Цветков И.В. в заявлении указал назначение многофункционального объекта (в соответствии с зонированием и градостроительным планированием г.о.Химки с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования территории) и указал место размещения объекта: <адрес>, вблизи участка с кадастровым ... Обоснование примерного размера земельного участка: С учетом действующих линий градостроительного регулирования (в т.ч. УДС), зонирования территории, экологических, градостроительных и иных условий использования территории размер испрашиваемого участка составляет ... кв.м. Проектируемые границы участка гарантированно не налагаются на земли, изъятые из оборота, а также не налагаются на участки и объекты, предоставленные третьим лицам на определенном праве. Испрашиваемое право на земельный участок: аренда на 49 лет.

Администрация г.о.Химки МО, рассмотрев заявление Цветкова И.В. ДД.ММ.ГГГГ предложила ему предоставить дополнительные документы: выписку из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на здание, строение, сооружение, находящиеся на приобретаемом земельном участке, или копии иных документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на такое здание, строение, сооружение (при наличии зданий, строений, сооружений на приобретаемом земельном участке); выписку из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на приобретаемый земельный участок или копии иных документов, удостоверяющих права на приобретаемый земельный участок. В случае отсутствия у собственника здания, строения, сооружения документов, удостоверяющих права на приобретаемый земельный участок, вместе с документами, указанными в пункте 1, к Заявлению прилагается мотивированный отказ в предоставлении информации, выданный в письменной форме органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в связи с отсутствием права на приобретаемый земельный участок, зарегистрированного в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним; кадастровый паспорт земельного участка или выписку государственного кадастра недвижимости на земельный участок с кадастровым номером ... Также Администрация указала, что для рассмотрения заявления необходимо обосновать, для строительства каких объектов испрашивается земельный участок, и обосновать его примерный размер.

В данном уведомлении Администрация г.о.Химки МО сослалась на ст.36 ЗК РФ и ст.7 Закона МО от ДД.ММ.ГГГГ ...-ОЗ «О регулировании земельных отношений в МО». Между тем данные статьи регулируют отношения, возникающие при предоставлении земельного участка, на котором располагается строение, или же ранее земельный участок уже находился в пользовании лица, и не распространяется на отношения по формированию и предоставлению земельного участка лицам, не являющимися ни собственниками строений на данном участке, ни пользователями земельного участка.

Исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что Администрация г.о.Химки МО уклонилась от исполнения обязанности, установленной пунктами 2-7 ст.31 ЗК РФ, а именно: не обеспечила выбор земельного участка посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими органами и организациями; не обеспечила информирование населения о возможном предоставлении земельного участка для строительства; не оформила результаты выбора земельного участка оформить актом о выборе земельного участку для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны и т.д.

Данные бездействия Администрации г.о.Химки МО создают препятствия осуществлению Заявителем его прав и свобод на предоставление ему под строительство земельного участка. Также суд считает, что Администрация г.о.Химки МО не имела правовых оснований для возложения на Цветкова И.В. обязательств по предоставлению дополнительных документов, не указанных ЗК РФ, тем более Администрация г.о.Химки МО имеет возможность истребовать из организаций необходимые документы.

В связи с чем суд приходит к выводу, что Администрация г.о.Химки обязана рассмотреть заявление Цветкова И.В. и выполнить действия, предусмотренные ст.31 ЗК РФ. Суд отмечает, что права ОАО «МОСДАЧТРЕСТ» данным решением не нарушаются, так как в данный момент не имеется данных о том, что земельный участок, на который претендует Заявитель, находится в пользовании ОАО «МОСДАЧТРЕСТ».

На основании изложенного, руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд,

Р Е Ш И Л

Удовлетворить заявление Цветкова И.В. о признании незаконным действия и бездействия Администрации городского округа Химки Московской области.

Признать незаконным действие Администрации г.о.Химки МО по возложению на Цветкова И.В. обязанности по предоставлению дополнительных документов со сведениями ЕГРП и государственного кадастра недвижимости.

Признать незаконным бездействие Администрации г.о.Химки МО, выраженное в уклонении от исполнения обязанности, установленной ст. 31 ЗК РФ: уклонение от рассмотрения письменного заявления Заявителя от ДД.ММ.ГГГГ и уклонение от совершения обязательных действий по обеспечению выбора земельного участка посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования с предполагаемым местом размещения (испрашиваемого Заявителем): <адрес>, вблизи участка с кадастровым ...

Обязать Администрацию г.о.Химки МО произвести действия в соответствии со ст.31 ЗК РФ, направленные на рассмотрение по существу заявления Цветкова И.В. о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.

Данное решение может быть обжаловано в Московский областной суд в течение 10 дней через Химкинский городской суд.

Судья Кучинский Е.Н.

-32300: transport error - HTTP status code was not 200