РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.Химки, Московской области « 19 » мая 2011 года
Химкинский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Кучинского Е.Н.
при секретаре Измайловой Д.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по заявлению Дачно-потребительского кооператива «Сходня» к Администрации г.о.Химки Московской области о признании незаконными действий, направленных на предоставление земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Дачно-потребительский кооператив «Сходня» обратился в суд с заявлением к Администрации г.о.Химки Московской области о признании незаконными действий, направленных на предоставление земельного участка.
В обоснование заявленного требования ДПК «Сходня» сослался на следующее: Администрацией городского округа Химки ДД.ММ.ГГГГ в печатном издании «Химкинские новости» (...) и на официальном сайте в сети Интернет http://www.himki.ru/news ДД.ММ.ГГГГ было опубликовано сообщение следующего содержания:
«Администрация городского округа Химки в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации информирует жителей города о предполагаемом предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, площадью ... кв.м., в аренду для благоустройства. Прием предложений и возражений будет производиться по адресу: <адрес> течение двух недель с момента настоящей публикации».
ДПК «Сходня» письмом от «ДД.ММ.ГГГГ г. ... (вх. ...-вх от ДД.ММ.ГГГГ) направило в адрес Администрации городского округа Химки свои возражения на предоставление земельного участка, принадлежащего ДПК «Сходня», в аренду для благоустройства с требованиями не предоставлять земельный участок в аренду и о принятых решениях сообщить ДПК.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ ... Администрация городского округа Химки Московской области сообщила, что возражение принято к сведению и потребовала предоставить правоустанавливающие (правоудостоверяющие документы) на земельный участок.
После получения письма ДПК «Сходня» Администрация городского округа Химки Московской области направила своих представителей для осмотра земельного участка на местности. При этом представители Администрация не оспаривали прав ДПК на земельный участок.
ДПК «Сходня» направил в адрес Администрации повторное письмо (ДД.ММ.ГГГГ ...) с приложением правоустанавливающих документов и повторными требованиями сообщить о принятых решениях. Однако до настоящего времени ответ от Администрации не получен. ДПК «Сходня» считает действия Администрации городского округа Химки Московской области по осуществлению действий, направленных на передачу части земельного участка в аренду, незаконными, нарушающими права и законные интересы членов ДПК «Сходня», создающими препятствия к осуществлению прав и свобод членами ДПК «Сходня», так как земельный участок площадью ... кв.м, указанный в сообщении о предоставлении его в аренду, является имуществом общего пользования, предназначенный для удовлетворения потребностей членов ДПК «Сходня». Какие-либо действия с указанным земельным участком являются незаконными. Спорный земельный участок Администрация г.о.Химки может предоставить члену ДПК «Сходня» ФИО в нарушение прав членов ДПК «Сходня». Также представитель ДПК «Сходня» показал, что спорный земельный участок находится фактически в середине земельного участка, предоставленного ДПК «Сходня» в пользование.
Заявитель просит суд признать незаконными действия Администрации городского округа Химки Московской области, направленные на передачу земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, площадью ... кв.м, в аренду для благоустройства. Принять обеспечительные меры в виде запрета Администрация городского округа <адрес> совершать действия, направленные на передачу в аренду земельного участка площадью ... кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, являющегося частью земельного участка ДПК «Сходня» общей площадью ..., расположенного по адресу: <адрес>. Обязать Администрацию г.о. Химки Московской области опубликовать опровержение о предполагаемом предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, площадью ..., в аренду для благоустройства в печатном издании «Химкинские новости», а также на официальном сайте Администрации в сети Интернет.
Представитель Администрации г.о.Химки МО в судебном заседании показал, что в ДД.ММ.ГГГГ в Администрацию г.о.Химки с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка площадью ... кв.м. близи <адрес>, мкр.Сходня, г.о.Химки МО обратился ФИО Получив обращение, Администрация г.о.Химки в соответствии со ст.31 Земельного кодекса РФ, начала проводить мероприятия направленные на рассмотрение заявления ФИО, запросила необходимые документы, в том числе и схему земельного участка, а также для выяснения, имеются ли возражения относительно указанного земельного участка, была дана публикация в газете «Химкинские новости» и сообщение в Интернете. ДПК «Сходня» представил в Администрацию возражения относительно предоставления спорного земельного участка, который входит в состав земельного участка ранее предоставленного ДПК «Сходня» на основании решения исполкома Сходненского горсовета от ДД.ММ.ГГГГ ... с выдачей Государственного акта на право пользования землей от ДД.ММ.ГГГГ В связи с тем, что спорный земельный участок находится внутри земельного участка, предоставленного ДПК «Сходня», на межведомственной комиссии по предоставлению гражданам земельных участков на территории г.о.Химки МО ДД.ММ.ГГГГ было согласовано предоставление в аренду ФИО земельного участка, при условии предоставления согласия ДПК «Сходня». В настоящее время права и законные интересы ДПК «Сходня» не нарушены, договор аренды с ФИО не заключен, и без согласия ДПК «Сходня» земельный участок не может быть предоставлен в аренду ФИО При этом представитель Администрации г.о.Химки МО показал, что у ДПК «Сходня» отсутствуют документы о переоформлении прав ДПК «Сходня» на земельный участок, предоставленный ранее в бессрочное пользование, в том числе и земли общего пользования.
В соответствии со ст. 254 ГПК РФ, гражданин, организация вправе оспорить в суде, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы.
Статья 258 ГПК РФ гласит, что суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
В судебном заседании установлено, что Администрацией городского округа Химки ДД.ММ.ГГГГ в печатном издании «Химкинские новости» (...) и на официальном сайте в сети Интернет http://www.himki.ru/news ... было опубликовано сообщение о предполагаемом предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, площадью ... кв.м, в аренду для благоустройства. Прием предложений и возражений будет производится по адресу: <адрес> течении двух недель с момента настоящей публикации».
Данная публикация была произведена на основании обращения гражданина ФИО о предполагаемом предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, площадью ... кв.м, в аренду для благоустройства.
ФИО является собственником земельного участка по адресу: <адрес>, а также является членом ДПК «Сходня», данный факт не оспаривался в судебном заседании сторонами.
ДПК «Сходня» письмом от «14» декабря 2011 г. ... (вх. ...-вх от ДД.ММ.ГГГГ) направил в адрес Администрации городского округа Химки свои возражения на предоставление земельного участка, принадлежащего ДПК «Сходня» в аренду для благоустройства с требованиями не предоставлять земельный участок в аренду и о принятых решениях сообщить ДПК.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ ... Администрация городского округа <адрес> сообщила, что возражение принято к сведению и потребовала предоставить правоустанавливающие (правоудостоверяющие документы) на земельный участок.
Согласно пп.3 п. 4 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 136-ФЗ, передача земельных участков в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) допускается при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в случае, если имеется только одна заявка.
ДПК «Сходня» зарегистрирован решением исполкома Сходненского городского Совета народных депутатов ДД.ММ.ГГГГ за ....
Земельный участок площадью ... кв.м. входит в состав (находится внутри границ) земельного участка ДПК «Сходня» общей площадью ... выделенного на основании решения исполкома Сходненского горсовета от ДД.ММ.ГГГГ ... с выдачей Государственного акта на право пользование землей от ДД.ММ.ГГГГ (AI ...).
План земельного участка утвержден решением исполкома Сходненского горсовета от ДД.ММ.ГГГГ ....
Отвод земельного участка ДПК «Сходня» произведен на основании Постановления Администрации г. Сходня от ДД.ММ.ГГГГ ....
На земельный участок выдано свидетельство на право постоянного бессрочного пользования землей ... от ДД.ММ.ГГГГ
На межведомственной комиссии по предоставлению гражданам земельных участков на территории г.о.Химки МО ДД.ММ.ГГГГ было согласовано предоставление в аренду ФИО земельного участка площадью ... кв.м. при условии предоставления согласия ДПК «Сходня».
В соответствии с п. 9 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Признаются действительными и имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним выданные после введения в действие Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" до начала выдачи свидетельств о государственной регистрации прав по форме, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 февраля 1998 г. N 219 "Об утверждении Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним", свидетельства о праве собственности на землю по форме, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 27 октября 1993 г. N 1767 "О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России", а также государственные акты о праве пожизненного наследуемого владения земельными участками, праве постоянного (бессрочного) пользования земельными участками по формам, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 17 сентября 1991 г. N 493 "Об утверждении форм государственного акта на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей", свидетельства о праве собственности на землю по форме, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 1992 г. N 177 "Об утверждении форм свидетельства о праве собственности на землю, договора аренды земель сельскохозяйственного назначения и договора временного пользования землей сельскохозяйственного назначения".
Согласно абз. 2 п. 4 ст. 14 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ земельные участки, относящиеся к имуществу общего пользования, предоставляются садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению как юридическому лицу в собственность.
В соответствии со ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ под имуществом общего пользования понимается имущество (в том числе земельные участки), предназначенное для обеспечения в пределах территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения потребностей членов такого некоммерческого объединения в проходе, проезде, водоснабжении и водоотведении, электроснабжении, газоснабжении, теплоснабжении, охране, организации отдыха и иных потребностей (дороги, водонапорные башни, общие ворота и заборы, котельные, детские и спортивные площадки, площадки для сбора мусора, противопожарные сооружения и тому подобное).
Статья 31 ЗК РФ предусматривает, что гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты. 2. Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями. Необходимая информация о разрешенном использовании земельных участков и об обеспечении этих земельных участков объектами инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, технические условия подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения предоставляются бесплатно соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями в двухнедельный срок со дня получения запроса от органа местного самоуправления. 3. Органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства. Граждане, общественные организации (объединения), религиозные организации и органы территориального общественного самоуправления имеют право участвовать в решении вопросов, затрагивающих интересы населения, религиозных организаций и связанных с изъятием, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных и муниципальных нужд и предоставлением этих земельных участков для строительства. При предоставлении земельных участков в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации и этнических общностей для целей, не связанных с их традиционной хозяйственной деятельностью и традиционными промыслами, могут проводиться сходы, референдумы граждан по вопросам изъятия, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд и предоставления земельных участков для строительства объектов, размещение которых затрагивает законные интересы указанных народов и общностей. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимают решения о предварительном согласовании мест размещения объектов с учетом результатов таких сходов или референдумов. 4. Орган местного самоуправления информирует землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, законные интересы которых могут быть затронуты в результате возможного изъятия для государственных и муниципальных нужд находящихся соответственно в их пользовании и владении земельных участков, в связи с предоставлением этих земельных участков для строительства. В случае, если в целях размещения объектов необходимо выкупить земельные участки для государственных или муниципальных нужд из земель, находящихся в собственности граждан или юридических лиц, орган местного самоуправления информирует собственников этих земельных участков об их возможном выкупе. Порядок и условия предоставления такой информации могут быть установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации. 5. Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора. В случаях, предусмотренных федеральным законом, допускается утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории органом государственной власти субъекта Российской Федерации. В случае предполагаемого изъятия, в том числе путем выкупа, земельного участка для государственных или муниципальных нужд к акту о выборе земельного участка также прилагаются расчеты убытков собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков. 6. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта. 7. Копия решения о предварительном согласовании места размещения объекта с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории либо об отказе в размещении объекта выдается заявителю в семидневный срок со дня его утверждения. 8. Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет. В случае осуществления собственником земельного участка, землепользователем, землевладельцем, арендатором земельного участка строительства на земельном участке или иного его улучшения после информирования о возможном изъятии, в том числе путем выкупа, земельного участка для государственных или муниципальных нужд собственник земельного участка, землепользователь, землевладелец, арендатор земельного участка несут риск отнесения на них затрат и убытков, связанных со строительством на земельном участке или с иным его улучшением. В случае осуществления собственником земельного участка, землепользователем, землевладельцем, арендатором земельного участка строительства или осуществления иных улучшений земельного участка, расположенного в границах зарезервированных земель, после информирования указанных лиц о резервировании земель собственник такого земельного участка, землепользователь, землевладелец, арендатор такого земельного участка несут риск отнесения на них затрат и убытков, связанных со строительством на таком земельном участке или с иным его улучшением. В случае, если по истечении срока действия решения о предварительном согласовании места размещения объекта решение о предоставлении земельного участка не было принято, лица, права которых были ограничены, вправе требовать возмещения от исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 настоящего Кодекса и принявших такое решение, понесенных убытков. 9. Решение о предварительном согласовании места размещения объекта или об отказе в размещении объекта может быть обжаловано заинтересованными лицами в суд. В случае признания в судебном порядке недействительным решения о предварительном согласовании места размещения объекта исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса и принявшие такое решение, возмещает гражданину или юридическому лицу расходы, понесенные ими в связи с подготовкой документов, необходимых для принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта. 10. В субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге выбор земельных участков для строительства осуществляется органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, если иное не предусмотрено законами этих субъектов Российской Федерации.
Учитывая, что Администрация г.о.Химки в соответствии со ст.31 ЗК РФ обязана была при рассмотрении заявления ФИО провести необходимые для этого мероприятия, в том числе опубликовать в газете сообщение о предполагаемом предоставлении земельного участка, а также рассмотреть заявление ФИО, суд не находит нарушения Администрацией г.о.Химки действующего законодательства. Спорный земельный участок ФИО не выделен, и Администрация г.о.Химки МО указала, что выделение в аренду земельного участка будет произведено лишь при условии дачи ДПК «Сходня» согласия.
В настоящее время не имеется оснований к удовлетворению требований Заявителя, а тем более не имеется способа и порядка защиты прав, которые, по мнению Заявителя, были нарушены, так как целью обращения Заявителя в суд было признание незаконными действий Администрации г.о.Химки МО по предоставлению земельного участка, между тем земельный участок не предоставлен, и Администрация г.о.Химки МО обязана была в соответствии с Федеральным законом РФ ... «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ», рассмотреть обращение гражданина ФИО в соответствии законом, в том числе провести необходимые действия, направленные на рассмотрение обращения ФИО Как при рассмотрении заявления ФИО, так и в настоящий момент отсутствует какая-либо угроза нарушения прав ДПК «Сходня» на земельный участок, предоставленный ранее в бессрочное пользование.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л
В удовлетворении заявления Дачно-потребительского кооператива «Сходня» к Администрации г.о.Химки Московской области о признании незаконными действий, направленных на предоставлении земельного участка, отказать.
Данное решение может быть обжаловано в Московский областной суд в течение 10 дней через Химкинский городской суд.
Судья Кучинский Е.Н.