о назначении пенсии



Дело № 2-114/11

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

16 февраля 2011 г. г. Химки Московской области

Химкинский городской суд Московской области в составе: судьи Тягай Н.Н., при секретаре Ивановой В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Горюнкова Д.Н. к ГУ - Главное Управление Пенсионного фонда РФ № 5 по г. Москве и Московской области об оценке пенсионных прав с момента назначения пенсии, индексации частей пенсии,

У С Т А Н О В И Л:

Горюнкову Д.Н. назначена пенсия за выслугу лет как работнику летно-испытательного состава с ... в размере ... рубль ... копейки.

С момента назначения по ... пенсия Горюнкова Д.Н. не индексировалась.

Полагая не индексацию пенсии в указанный период незаконным, Истец обратился в Химкинский городской суд Московской области с иском к ГУ - Главное Управление Пенсионного фонда РФ № 5 по г. Москве и Московской области об оценке пенсионных прав с момента назначения пенсии, индексации частей пенсии, которыми с учетом их уточнения просил суд обязать произвести оценку пенсионных прав из установленного размера пенсии за выслугу лет (... рублей ... копеек), определив страховую часть пенсии путем вычитания из установленного (назначенного) размера пенсии базовой части, установленной соответствующими нормативными актами на момент назначения пенсии (...), производить индексацию базовой и страховой частей пенсии с момента назначения пенсии, взыскать с Государственного учреждения Главное управление Пенсионного фонда РФ № 5 по г. Москве и Московской области недополученную пенсию за выслугу лет за период с ... (начало выплаты пенсии) по ... в размере ... руб. (... руб. ... коп.).

Представитель Истца по доверенности Чижикова Н.Е. в судебном заседании исковые требования с учетом их уточнения поддержала в полном объеме.

Представитель Ответчика по доверенности Шевелева И.В., не признавая по существу заявленные исковые требования, сослалась на доводы, изложенные в письмах, направленных в адрес Истца, послужившие мотивом к отказу в индексации пенсии.

Суд, выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Доводы Ответчика сводятся к тому, что индексация пенсии не производится, так как пенсия за выслугу лет не содержит ни базовой, ни страховой части, в связи с чем проиндексировать данный вид пенсии не представляется возможным.

Между тем, Конституционный суд в своем Определении по жалобам граждан Барсукова Б.Ю., Богдана С.Л. и других на нарушение их конституционных прав положениями пункта 3 статьи 31 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» указал, что «Осуществляя дифференциацию пенсионного обеспечения, федеральный законодатель должен исходить из требований Конституции РФ, в том числе ее статьи 55 (часть 2), согласно которой в Российской Федерации не допускается издание законов, отменяющих или умаляющих права и свободы граждан, и учитывать правовые позиции Конституционного суда РФ, выраженные в сохраняющих свою силу постановлениях от 24.02.98 № 7-П, от 03.06.04 № 11-П, определениях от 06.03.03 № 107-О, от 12.04.05 № 164-О, от 27.06.05 № 231-О и других решениях…. В сфере пенсионного обеспечения соблюдение принципа равенства означает, помимо прочего, запрет вводить такие различия в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях)».

В пункте 4 Конституционный суд РФ констатирует, что «В отличие от утратившего силу с 1 января 2002 года Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", введенный в действие с той же даты, непосредственно не определяет специальные условия пенсионного обеспечения работников летно-испытательного состава, однако пунктом 3 его статьи 31 сохранены действовавшие до 1 января 2002 года льготные условия и нормы назначения им пенсий, предусмотренные нормативными правовыми актами, а также предписано применять их при оценке пенсионных прав соответствующих лиц согласно нормам данного Федерального закона.

Приведенные законоположения являются отсылочными и сами по себе не регулируют условия пенсионного обеспечения названной категории граждан после указанной даты. Разъяснения, касающиеся порядка их применения, были даны в письме Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 22 февраля 2002 года N 1035-ЮЛ и информационном письме от 15 марта 2002 года Министерства труда и социального развития Российской Федерации N 1465-ЮЛ и Пенсионного фонда Российской Федерации N МЗ-06-25\2339, на основе которых сформировалась следующая правоприменительная практика.

До введения в действие Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" все работники летно-испытательного состава в силу особого характера осуществляемой ими профессиональной деятельности рассматривались законодателем как относящиеся к одной категории граждан, имеющих право на льготное пенсионное обеспечение, а потому и последующее правовое регулирование пенсионного обеспечения этих лиц должно осуществляться - в целях соблюдения конституционного принципа равенства - также унифицированным образом. Именно такую цель преследовал законодатель, закрепляя в пункте 3 статьи 31 названного Федерального закона принцип сохранения действовавшего до 1 января 2002 года порядка пенсионного обеспечения работников летно-испытательного состава».

Конституционный суд РФ признал, что сложившаяся правоприменительная практика вводит дискриминацию и нарушает принцип равенства. Подобная трактовка п. 3 ст. 31 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», действовавшая в заявленный Истом в исковых требованиях период, признана противоречащей Конституции РФ.

Отказ Ответчика индексировать пенсию Истца дискриминирует Истца по отношению как ко всем иным пенсионерам, так и к летчикам-испытателям, вышедшим на пенсию до 01.01.02. Кроме того, до 01.01.02 пенсия летчиков-испытателей также индексировалась в соответствии с коэффициентами индексации государственных пенсий наравне со всеми иными пенсиями.

Пенсионный Фонд РФ, как страховщик обязан своевременно исполнить свои обязательства перед застрахованным лицом посредством выплаты обязательного страхового обеспечения.

Оценка пенсионных прав летно-испытательного состава по законодательству на момент назначения пенсии должна производиться в порядке, предусмотренном ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ». В результате оценки пенсионных прав определяется страховая часть пенсии, как разница между начисленной пенсией и базовой частью пенсии, установленной на момент назначения пенсии.

Для Истца сложилась ситуация, при которой его право возникает из посылок ранее действующего законодательства, а порядок реализации права регулируется более поздним законодательством.

С 01.01.02 утратил силу ФЗ «О государственных пенсиях в РФ», под правовое регулирование которого подпадали как пенсии летчикам-испытателям, так и все иные пенсии, признаваемые в настоящее время трудовыми.

С момента вступления в силу п. 3 ст. 31 Закона отменены ранее действовавшие Постановления Правительства РФ, устанавливавшие индекс роста среднемесячной заработной платы для исчисления и повышения размера государственных пенсий, к числу которых относились пенсии за выслугу лет, назначавшиеся в соответствии с Положением о порядке назначения и выплаты пенсий за выслугу лет работникам летно-испытательного состава (Постановление № 384).

С 01.01.02 индексация пенсий (страховой и базовой части) производится в соответствии с ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», таким образом, для всех пенсионеров (ранее подпадавших под регулирование ФЗ «О государственных пенсиях в РФ») закон предусмотрел компенсирующий правовой механизм, направленный на периодическое приведение пенсий в соответствие с ростом стоимости жизни.

Пенсии, назначаемые в соответствии с Положением о порядке назначения и выплаты пенсий за выслугу лет работникам летно-испытательного состава, были включены в правовое поле Закона «О трудовых пенсиях» (п. 3 ст. 31), в связи с чем, пенсионеры из данной группы лиц (как и все иные пенсионеры, ранее попадавшие под регулирование утратившего силу закона) законно рассчитывали на возможность индексации их пенсий в порядке, предусмотренном ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» и соответствующими Постановлениями Правительства РФ.

Однако, пенсия Истца с момента назначения, а именно с ... Ответчиком не индексировалась, так как формально не имела статуса трудовой пенсии, то есть не была разделена на части (страховую и базовую) и напрямую механизм индексации трудовых пенсий в этой связи к ней Ответчиком не применялся, в результате чего пенсия Истца не соответствовала на протяжении длительного времени уровню жизни с учетом темпов инфляции, и на всем протяжении с ... по ... гг. являлась замороженной. Между тем, в указанный период все иные пенсии, попавшие под действие ФЗ «О трудовых пенсиях», подвергались регулярной индексации.

Таким образом, позиция Ответчика привела к необоснованной дискриминации прав Истца на получение пенсии, увеличиваемой соразмерно инфляции и росту стоимости жизни.

Принципы правовой справедливости и равенства, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации как правовом и социальном государстве, в том числе права на социальное обеспечение (в частности, пенсионное обеспечение), по смыслу статей 1, 2, 6 (часть 2), 15 (часть 4), 17 (часть 1), 18, 19 и 55 (часть 1) Конституции Российской Федерации, предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения. Это, как и точность и конкретность правовых норм, которые лежат в основе соответствующих решений правоприменителей, включая суды, необходимо для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты.

Согласно правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 24 мая 2001 года придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан и означающему, по существу, отмену для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого ими в конкретных правоотношениях, несовместимо с положениями статей 1 (часть 1), 2, 18, 54 (часть 1), 55 (часть 2) и 57 Конституции Российской Федерации, поскольку, по смыслу указанных конституционных положений, изменение законодателем ранее установленных условий должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм, а также - в случае необходимости - предоставление гражданам возможности (в частности, посредством установления временного регулирования) в течение некоторого переходного периода адаптироваться к вносимым изменениям. С этим связаны законные ожидания граждан, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Суд принимает во внимание Постановление Президиума Московского областного суда от 03.05.06 № 302, указавшего, что вывод суда о том, что «поскольку в связи с изменением законодательства такой порядок индексации в настоящее время не применяется, а назначенная истцу пенсия не является трудовой, не имеет составляющих базовой и страховой частей, то индексация в порядке, предусмотренном в настоящее время постановлением Правительства РФ от 24.01.02 № 42 «Об утверждении коэффициентов индексации с 01 февраля 2002 г. базовой и страховой частей трудовой пенсии» также не может быть применена» является ошибочным.

Ссылаясь на Закон РСФСР «Об индексации денежных доходов граждан в РСФСР», действовавший на момент назначения Истцу пенсии, и ч. 3 ст. 31 ФЗ «О трудовых пенсиях», действовавшую с момента назначения Истцу пенсии, Президиум Московского областного суда указал, что «все назначенные гражданам государственные пенсии подлежат индексации…Постановлением Правительства РФ от 24.01.02 № 42 утвержден коэффициент индексации трудовой пенсии с 01.02.02. Другого механизма индексации пенсий законом либо Постановлениями Правительства РФ не предусмотрено. Следовательно, данный порядок индексации подлежит применению при индексации всех пенсий, в том числе и назначенных в соответствии с ранее действовавшими нормативными актами. При этом страховая часть таких пенсий определяется путем вычитания из «сохраненного» размера пенсии базовой части, предусмотренной названным Законом для соответствующей категории пенсионеров».

По мнению суда, Ответчик обязан был индексировать страховую и базовую части пенсии Истца, предварительно произведя их оценку, с момента назначения пенсии в соответствии с принимавшимися Федеральными законами и Постановлениями Правительства РФ об индексации базовой и страховой частей пенсии.

Суд также принимает во внимание, что до 01.01.2002 пенсии за выслугу лет летчикам-испытателям индексировались, норм права, предусматривающих ухудшение прав данной категории лиц с 01.01.2002 в части не индексации их пенсий законодателем не принималось, следовательно пенсии подлежали индексации, однако на протяжении заявленного Истцом периода времени отсутствовала прямая норма права, определяющая механизм индексации данного вида пенсий, что само по себе не может являться законным основанием лишения данной категории лиц законного права приведения пенсий в соответствие с темпами инфляции и их дискриминации. Кроме того, суд учитывает, что фактически с 01.01.2010 законодатель устранил данный пробел в законодательстве, предусмотрев, что и пенсии за выслугу лет, и трудовые пенсии данной категории лиц подлежат обязательной индексации в прямо предусмотренном законами порядке.

Таким образом, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения исковых требований Истца.

Судом установлено, что в соответствии с п.3 ст.31 Федерального Закона РФ от 17.12.2001г. «О трудовых пенсиях в РФ» Горюнкову Д.Н. была назначена пенсия в размере ... рубль ... копейки с ... года. Пенсия выплачивается с ... согласно приказа ФГУП ГНИИ Аэронавигации от ... .../л об освобождении Горюнкова Д.Н. от участия в полетах по летным испытаниям.

С учетом коэффициентов индексации базовая часть пенсии на момент назначения пенсии составляла ... рублей ... копеек.

Страховая часть пенсии Горюнкову Д.Н. составит: ... рублей – ... руб. (базовая часть пенсии на дату назначения) = ... рублей.

Базовая часть пенсии с учетом индексации составит:

С .... - ... рублей (утверждена Постановлением Правительства РФ от 24.01.2002 N42).

С .... - ... рубля (утверждена Постановлением Правительства РФ от 18.07.2002 N535).

С .... - ... рубля (утверждена Постановлением Правительства РФ от 24.01.2003 N47).

С .... - ... рублей (установлена Постановлением Правительства РФ от 16.07.2003г. №428)

С .... - ... рубль (установлена Постановлением Правительства РФ от 15.03.2004г. №142)

С ....- ... рублей (установлена Постановлением Правительства РФ от 21.07.2004г. №363)

С .... - ... рублей (ФЗ от 17.12.2001г. №173-ФЗ в редакции от 14.02.2005г.)

С .... - ... (установлена Постановлением Правительства РФ от 11.07.2005г. №419)

С ... - ... руб. (коэффициент установлен Постановлением Правительства РФ от 24.03.2006г. №165 «Об утверждении коэффициента индексации с 01.04.2006г. базовой части трудовой пенсии и коэффициента дополнительного увеличения с 01.04.2006г. размера страховой части трудовой пенсии»),

С ... - ... рублей (процент увеличения установлен Постановлением Правительства РФ от 27.03.2007г.)

С ... - ... рублей (ФЗ от 17.12.2001г. №173-ФЗ редакция от
24.09.2007г.)

С ... - ... рублей (ФЗ от 17.12.2001г. №173-ФЗ редакция от
01.11.2007г.)

С ...... рублей (ФЗ от 11.11.2007г. №244-ФЗ)

С ... - ... рублей (ФЗ от 22.12.2008г. №269-ФЗ)

Страховая часть пенсии Горюнкова Д.Н. составит: ... рубля.

- С ... (коэффициент индексации – 1,09) – ... = ... (коэффициент индексации установлен Постановлением Правительства РФ от 18.07.2002 N535).

- С ... (коэффициент индексации - 1,126) - ...126 = ... (коэффициент индексации установлен Постановление Правительства РФ от 13.03.2003 N152).

- С ... (коэффициент индексации -1,08) -... = ... ... (коэффициент индексации установлен Постановление Правительства РФ от 16.07.2003 N428).

- С ... (коэффициент индексации - 1,09) - ... (предыдущий размер страховой части) х 1,09 = ... (коэффициент индексации установлен постановлением Правительства РФ от 15.03.2004г. №142).

- С ... (коэффициент индексации - 1,0628) - ... руб. (предыдущий размер страховой части) х 1,0628 = ... руб. (коэффициент индексации установлен постановлением Правительства РФ от21.07.2004г. №363).

- С ... (коэффициент индексации - 1,11088) - ... руб. (предыдущий размер страховой части) х 1,11088 = ... руб. (коэффициент индексации установлен постановлением Правительства РФ от 01.07.2005г. №419).

- С ... (коэффициент индексации -1,063) -... руб. (предыдущий размер страховой части) х 1,063 = ... руб. (коэффициент индексации установлен постановлением Правительства РФ от 24.03.2006г. №165 «Об утверждении коэффициента индексации с 01.04.2006г. базовой части трудовой пенсии и коэффициента дополнительного увеличения с 01.04.2006г. размера страховой части трудовой пенсии»),

- С ... (коэффициент индексации - 1,062) - ... руб. (предыдущий размер страховой части) х 1,062 = ...27 руб. (коэффициент индексации установлен постановлением Правительства РФ от 28.07.06г. №446 об индексации с 01.08.2006г.).

- С ... (увеличен на 9,2%) - ... руб. (предыдущий размер страховой части) + 9.2% = ... руб. (процент увеличения установлен постановлением Правительства от 27.03.2007г. №181).

- С ... (коэффициент индексации - 1,12) - ... руб. (предыдущий размер страховой части) х 1,12 = ... ... руб. (коэффициент индексации установлен постановление Правительства РФ от 25.01.2008г. №25).

- С ... (увеличена на 1,075%) - ... руб. (предыдущий размер страховой части) х 1,075% = ... руб. (процент увеличения установлен постановлением Правительства РФ от 25.03.2008г. №204)

- С ... (коэффициент индексации - 1,08) - ... руб. (предыдущий размер страховой части) х 1,08 = ... руб. (коэффициент индексации установлен Правительством РФ от 21.07.2008г. №548).

- С ... (увеличена на 17,5%) - ... руб. (предыдущий размер страховой части) + 17,5% = ... руб.

- С ... (коэффициент индексации - 1,075%) - ... (предыдущий размер страховой части) х 1,075% = ... (коэффициент индексации установлен Постановлением Правительства РФ от 23.07.2009 № 611)

За этот период с учетом индексации Истцу подлежали к выплате следующие суммы:

•     С ... по ... - ... + ... х ... = ...

•     С ... по ... - ... + ... x ... = ...

•     С ... по ... - ... +... х ... = ...

• С ... по ... - ... + ... х ... = ...

•     С ... по ... - ... +... х ... = ...

•     С 01,04.2006г. по ... - ... + ... х ... = ...

• С ... по ... - ... + ... х ... = ...

• С ... по ... - ... +... х ... = ...

• С ... по ...... + ... х ...= ...

• С ... по ... - ... +... х ... = ...

• С ... по ... - ... + ... х ... = ...

• С ... по ... - ... + ... х ... = ...

• С ... по ... - ... + ... х ... = ...

•     С ... по ... - ... + ... ... = ...

•     С ... по ...... + ... х ... = ...

•     С ... по ...... + ... x ... = ...

Итого за весь период Истец должен был получить ... рублей.

Истцом фактически было получено за период с ... по ... ... руб. Итого задолженность по недополученной в результате индексации пенсии составляет ... руб. Указанную сумму следует взыскать с Ответчика в пользу Истца.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Иск Горюнкова Д.Н. к ГУ - Главное Управление Пенсионного фонда РФ № 5 по г. Москве и Московской области об оценке пенсионных прав с момента назначения пенсии, индексации частей пенсии - удовлетворить.

Обязать Государственное учреждение – Главное управление Пенсионного фонда Российской Федерации № 5 по г.Москве и Московской области произвести оценку пенсионных прав Горюнкова Д.Н. из установленного размера пенсии за выслугу лет ... руб.), определив страховую часть пенсии путем вычитания из установленного (назначенного) размера пенсии базовой части, произвести индексацию базовой и страховой пенсии.

Обязать Государственное учреждение – Главное управление Пенсионного фонда Российской Федерации № 5 по г.Москве и Московской области выплатить Горюнкову Д.Н. недополученную пенсию за выслугу лет за период с ... по ... в размере ... руб. (... руб. ... коп.).

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней, с момента вынесения, в Московский областной суд через Химкинский городской суд.

Судья: Н.Н. Тягай

-32300: transport error - HTTP status code was not 200