Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 20 апреля 2011 г. г. Химки Московской области Химкинский городской суд Московской области в составе: судьи Тягай Н.Н., при секретаре Ивановой В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Смышляевой Н.И. к ГУ - Главное Управление Пенсионного фонда РФ № 5 по г. Москве и Московской области о назначении досрочной трудовой пенсии по старости, У С Т А Н О В И Л: Смышляева Н.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратилась в суд с иском к ГУ Главному Управлению ПФР № 5 по г. Москве и Московской области о назначении досрочной трудовой пенсии по старости, обосновывая это тем, что решением комиссии по пенсионным вопросам от ДД.ММ.ГГГГ (протокол №) о назначении досрочной пенсии ей было отказано по мотиву отсутствия требуемого специального стажа. Смышляева Н.И. с учетом уточнения заявленных требований просила суд обязать Ответчика назначить ей досрочную пенсию по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения с момента подачи заявления, а именно с ДД.ММ.ГГГГ, включив в зачет специального медицинского стажа Истицы для назначения досрочной трудовой пенсии периоды работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты> с. Казакевичево Харабовского края; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности фельдшера <данные изъяты> в период действительной военной службы в пограничных войсках в Войсковой части 2492 с. Казакевичево Хабаровского края, где считать один год работы за один год и три месяца. В судебном заседании Истица Смышляева Н.И. и ее представитель по доверенности Никифоров В.Д. подержали заявленные требования по изложенным в иске основаниям с учетом его уточнения, просили суд иск удовлетворить в полном объеме. Представитель Ответчика ГУ-ГУ ПФР № 5 по г. Москве и Московской области по доверенности Кучер ОП., не соглашаясь с заявленными требованиями, в судебном заседании поддержала доводы, изложенные в решении комиссии по пенсионным вопросам и послужившие мотивом к отказу в назначении Истице досрочной трудовой пенсии по старости. Выслушав объяснения сторон, изучив представленные по делу доказательства, суд приходит к выводу, что заявленные Смышляевой Н.И. требования с учетом их уточнения подлежат удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии с подпунктом 20 пункта 1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста. При этом согласно подпункту "а" пункта 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781, если работа осуществлялась в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке) период работы в сельской местности исчисляется в льготном порядке (1 год работы за 1 год и 3 месяца). В силу п.2 ст.27 указанного Федерального закона, Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пункта 1 настоящей статьи, а также правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии, утверждаются Правительством РФ. Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781 утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии со ст.27 Закона от 17.12.2001 г. В соответствии с Постановлением от 06.09.1991 г. № 464 «Об утверждении списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно–эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет» правом на указанную пенсию имеют врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно - профилактических и санитарно - эпидемиологических учреждений всех форм собственности. Также согласно указанного Постановления в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет, работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений засчитываются все виды лечебной и иной работы по охране здоровья населения в учреждениях (организациях) и должностях независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций). Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 г. № 1066 утверждены списки должностей, работа в которых засчитывается в выслугу лет в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения. Согласно п.4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.ст. 27 и 28 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. № 516 в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня. Пунктом 5 Постановления Правительства РФ от 11.07.2002 г. № 516 предусмотрено, что периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке. При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков. П.2 ст.13 Федерального Закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» предусмотрено, что при подсчете страхового стажа периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с «Федеральным законом об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. Исходя из записей, представленной трудовой книжки Смышляева Н.И. на основании приказа в/ч № от ДД.ММ.ГГГГ – ДД.ММ.ГГГГ была принята в в/ч 2493 на должность <данные изъяты> в Войсковой части 2492 с. Казакевичево Харабовского края; приказом в/ч 2492 № № от ДД.ММ.ГГГГ уволена по ст.19 п.3 КЗоТ РФ (в связи с поступлением на военную службу); с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходила военную службу по контракту в Пограничных войсках РФ в Войсковой части 2492 с. Казакевичево Хабаровского края (приказ в/ч 2492 от ДД.ММ.ГГГГ №, приказ в/ч 2492 от ДД.ММ.ГГГГ №). Как усматривается из протокола заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан № № от ДД.ММ.ГГГГ, периоды работы Истицы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты> в Войсковой части 2492 <адрес> края; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности фельдшера пункта медицинской помощи в период действительной военной службы в пограничных войсках в Войсковой части 2492 с. Казакевичево Хабаровского края не были приняты в зачет специального трудового стажа ФИО1 в связи с тем, что учреждение «Войсковая часть» отсутствует в Номенклатуре учреждений здравоохранения, утвержденных приказом Министерства здравоохранения России от ДД.ММ.ГГГГ № (в редакции приказа Минздрава России от ДД.ММ.ГГГГ №), которой руководствуются при определении права на досрочную пенсию с учетом постановления Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 г. № 2-П, а структурное подразделение «Пункт медицинской помощи» не предусмотрен п. 1 Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 г. № 1066 и п.6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначении пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781. Однако данные доводы Ответчика нельзя признать обоснованными. До 14 ноября 2002 года право на досрочное пенсионное обеспечение медицинских работников определялось в соответствии с Постановлением СМ РСФСР от 06 сентября 1991 года N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа, которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет" и Постановлением от 22 сентября 1999 года N 1066 "Об утверждении списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения и правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной деятельностью". Согласно п. 5 "Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения..." периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы в календарном порядке, за исключением случаев применения льготного порядка исчисления стажа указанной работы: а) лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения в городе, в сельской местности и в поселке городского типа, год работы в сельской местности или в поселке городского типа засчитывается в указанный стаж работы как год и 3 мес.; б) лицам, работавшим в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по перечню согласно приложению (далее именуется - перечень), год работы засчитывается в указанный стаж работы как год и 6 месяцев. В таком же порядке в стаж работы засчитываются периоды работы в соответствующих должностях в отделениях (группах, палатах), перечисленных в пунктах 1 - 3 перечня в организациях (структурных подразделениях, указанных в п. 6 Правил). Исчисление стажа работы лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях согласно перечню в городе, производится с применением льготного порядка исчисления стажа, предусмотренного как подпунктом "а", так и подпунктом "б". В соответствии с п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 25 от 20 декабря 2005 года "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии", в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (п. 1 ст. 27 и пп. 7 - 13 п. 1 ст. 28 названного Закона), периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.). В силу разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31 октября 1995 года N 8 "О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия", судам при рассмотрении дел следует оценивать содержание закона или иного нормативного акта, регулирующего рассматриваемые судом правоотношения, и во всех необходимых случаях применять Конституцию РФ в качестве акта прямого действия. Архивной справкой, выданной Центральным пограничным архивом ФСБ РФ ДД.ММ.ГГГГ № подтверждается, что ДД.ММ.ГГГГ Смышляева Н.И. была принята на работу в войсковую часть 2492 с. Казакевичево Хабаровского края на должность врача-стоматолога пункта медицинской помощи на основании приказа командира войсковой части 2492 № от ДД.ММ.ГГГГ Затем ДД.ММ.ГГГГ я была уволена с указанной выше должности и в этот же день принята на действительную военную службу в пограничные войска в войсковую часть 2492 и назначена на должность фельдшера пункта медицинской помощи. В данной должности я проработала до ДД.ММ.ГГГГ. В войсковой части 2492 имелся пункт медицинской помощи с количеством коек лазарета: <данные изъяты>. Из самого названия - «пункт медицинской помощи» следует, что в данном структурном подразделении оказывалась медицинская помощь, т.е. деятельность по охране здоровья населения. Как указала Истица в судебном заседании, она непосредственно оказывала медицинскую помощь военнослужащим, проходящим службу в воинской части, членам их семей и жителям близлежащих сел. Согласно справки № от ДД.ММ.ГГГГ Смышляева Н.И. действительно с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходила военную службу по контракту в пограничных войсках ФПС РФ в селе Казакевичево Хабаровского края и района войсковой части 2492 на должности <данные изъяты> № В соответствии с Выпиской из послужного списка на Смышляеву Н.И., военная служба в отдаленной местности Хабаровского района и края засчитывается в выслугу лет, дающую право на пенсию один месяц службы за полтора. В Уставе внутренней службы в вооруженных силах СССР, утвержденном Указом президиума ВС СССР от 30 июля 1975 года закреплено, что «...Сохранение здоровья военнослужащих достигается. .. постоянным медицинским контролем за состоянием здоровья личного состава» (ст.362). В ст.375 отражено, что медицинские осмотры проводятся в целях наблюдения за состоянием здоровья военнослужащих. Ст.381 закреплено, что после осмотра врачем (фельдшером) заболевшие в зависимости от характера болезни направляются для лечения в полковой медицинский пункт, в лечебное учреждение вне части (госпиталь, больницу) или им назначается амбулаторное лечение. Согласно ст.386 амбулаторный прием производится в полковом медицинском пункте. После осмотра больных и оказания медицинской помощи врач делает соответствующие отметки в медицинских книжках и в книге записи больных (ст.387). Военнослужащие, внезапно заболевшие или получившие травматическое повреждение, направляются в полковой медицинский пункт в любое время суток (ст.388). Больные, назначенные на амбулаторное лечение, для приема лекарств и производства других лечебных процедур направляются в полковой медицинский пункт (ст.389). Согласно Устава внутренней службы вооруженных сил Российской Федерации, утвержденного Указом президента Российской Федерации от 14 декабря 1993 года № 2140 основными лечебно-профилактическими мероприятиями являются диспансеризация, амбулаторное, стационарное и санаторно-курортное лечение военнослужащих (ст.339). Военнослужащий не должен скрывать своего заболевания. При заболевании он обязан немедленно доложить об этом непосредственному начальнику и с его разрешения обратиться за медицинской помощью в медицинский пункт полка (ст.347). Амбулаторный прием проводится в медицинском пункте полка (ст.348). После осмотра врачом (фельдшером) заболевшие в зависимости от характера болезни направляются для лечения в медицинский пункт полка, в лечебное учреждение вне полка (госпиталь, больницу) или им назначается амбулаторное лечение (ст.349). Больные, назначенные на амбулаторное лечение, для приема лекарств и проведения других лечебных процедур, а также нуждающиеся в консультации медицинских специалистов, направляются в медицинский пункт полка (ст.350). В лазарете медицинского пункта полка проводится стационарное лечение больных со сроками лечения до 14 дней (ст.352). В личной карточке № формы №, поступившей из Центрального пограничного архив ФСБ, отражено, что Смышляева Н.И. имеет специальность и квалификацию «<данные изъяты>» и работала в должности «<данные изъяты>». Согласно п.п. «г» п.1 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от ДД.ММ.ГГГГ №, учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитываются служба в составе Вооруженных Сил СССР. В соответствии с п.6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской федерации" (утв. Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 N 781) в стаж работ, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии, засчитывается работа в медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями организаций (воинских частей). С учетом установленных по делу обстоятельств суд приходит к выводу о том, что в специальный стаж работы Смышляевой Н.И. должны быть засчитаны оспариваемые Ответчиком периоды работы Истицы, поскольку работа Смышляевой Н.И. в спорные периоды была непосредственно связана с деятельностью по охране здоровья населения, при этом Истица работала на полную ставку, полный рабочий день. Удовлетворяя исковые требования, по каждому из спорных периодов суд исходит из того, что пенсия назначается с учетом осуществляемого вида деятельности, а не от правового статуса медицинского учреждения; что Истица работала в учреждениях, расположенных в сельской местности – с. Казакевичево Харабовского края. На дату обращения – ДД.ММ.ГГГГ Истица Смышляева Н.И. имела достаточный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии: 12 лет 01 месяц 21 день – принятый Ответчиком в зачет специального стажа; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – в льготном исчислении как 1 <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – в льготном исчислении как 1 <данные изъяты> Всего: <данные изъяты> Пенсия подлежит назначению в соответствии со ст.19 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» с даты обращения – с ДД.ММ.ГГГГ На основании изложенного, суд, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, Р Е Ш И Л: Иск Смышляевой Н.И. к ГУ - Главное Управление Пенсионного фонда РФ № 5 по г. Москве и Московской области о назначении досрочной трудовой пенсии по старости - удовлетворить. Обязать Государственное учреждение – Главное управление Пенсионного фонда Российской Федерации № 5 по г.Москве и Московской области назначить Смышляевой Н.И., ДД.ММ.ГГГГ рождения, досрочную трудовую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ, засчитав в специальный трудовой стаж периоды работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты> в Войсковой части 2492 с. Казакевичево Харабовского края; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты> в период действительной военной службы в пограничных войсках в Войсковой части 2492 с. Казакевичево Хабаровского края, где считать один год работы за один год и три месяца. Решение может быть обжаловано в течение 10 дней, с момента вынесения, в Московский областной суд через Химкинский городской суд. Судья: Тягай Н.Н. Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ Судья: Тягай Н.Н.