РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 09 июня 2011 года г. Химки Химкинский городской суд Московской области в составе судьи Дубровина Д.Е., с участием прокурора Белоусовой Е.А., при секретаре Бакулине А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-608/11 по иску Химкинского городского прокурора Московской области в интересах неопределенного круга лиц к ОАО «Полигон ТБО» о прекращении деятельности, 3-и лица Администрация г.о. Химки Московской области, Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по центральному федеральному округу, УСТАНОВИЛ Химкинский городской прокурор Московской области обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц о прекращении деятельности ОАО «Полигон ТБО» по размещению отходов производства и потребления на полигоне ТБО «Левобережный», указывая, что Химкинской городской прокуратурой Московской области проведена проверка соблюдения требований санитарно-эпидемиологического законодательства, а так же законодательства в области отходов производства и потребления, охране поверхностных водных объектов ОАО «Полигон ТБО», осуществляющим эксплуатацию полигона ТБО, расположенного в <адрес>, общая площадь Полигона около <данные изъяты> га, что в ходе ранее проведенных проверок Департаментом Росприроднадзора по ЦФО с участием специалистов <данные изъяты> установлено, что деятельность ОАО «Полигон ТБО» не отвечает требованиям действующего экологического законодательства, законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, требованиям Водного Кодекса РФ, в связи с чем деятельность полигона подлежит прекращению на основании ФЗ «Об охране окружающей среды», ФЗ «Об отходах производства и потребления». Помощник Химкинского городского прокурора Московской области Белоусова Е.А. в судебное заседание явилась, заявленные исковые требования поддержала. Представитель ответчика, в судебное заседание явился, исковые требования не признал, Третье лицо представитель Департамента Росприроднадзора по ЦФО в судебное заседание явился, исковые требования поддержал. Третье лицо Администрация городского округа Химки в судебное заседание не явилось, извещено. Суд, выслушав лиц участников процесса исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему. В соответствии со ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. В соответствии с п. 1 ст. 12 Федерального закона № 89-ФЗ от 24.06.1998г. "Об отходах производства и потребления" создание объектов размещения отходов допускается на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. Создание объектов размещения отходов, т.е. специально оборудованных сооружений, предназначенных для размещения отходов (полигонов, шламохранилищ, отвалов горных пород и др.), допускается только на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами и после специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы. Статьей 18 Федерального закона № 89-ФЗ от 24.06.1998г. "Об отходах производства и потребления" установлено, что в целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются, отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение. Лимиты на размещение отходов устанавливают в соответствии с нормативами предельно допустимых вредных воздействий на окружающую среду уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. Лимиты на размещение опасных отходов для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, получающих лицензию на обращение с отходами I-IV класса опасности, устанавливаются на срок действия такой лицензии. В Законе указано, что при нарушении нормативов образования отходов и Лимитов их размещения, деятельность индивидуальных предпринимателей и Юридических лиц в области обращения с отходами производства может быть ограничена или прекращена (ст. 18 Закона РФ "Об отходах производства и потребления"). Судом установлено, что ОАО «Полигон ТБО» учредителем которого является комитет по управлению имуществом Химкинского района осуществляет свою деятельность на основании лицензии от /дата/ на осуществление деятельности по сбору, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов, со сроком действия лицензии до 25 июля 2012 года на основании Положения о лицензировании деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I-IV класса опасности (утв. постановлением Правительства РФ от 26 августа 2006г. N524) (с изменениями от 15 июня 2009 г., 21 апреля 2010 г.) Как следует из материалов дела, у ОАО «Полигон ТБО» имеются Лимиты на размещение отходов, выданные до срока истечения Лицензии, а именно до 25 июля 2012 года. Лимит на размещение отходов - предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которые разрешается размещать определенным способом на установленный срок в объектах размещения отходов с учетом экологической обстановки на данной территории. Согласно пункту 2 ст. 29 ФЗ «Об отходах производства и потребления» деятельность индивидуальных предпринимателей, осуществляемая с нарушением требований законодательства в области обращения с отходами, может быть прекращена, но только судом общей юрисдикции. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 16 июня 2000 г. № 461 "О правилах разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение" (в ред. ПП РФ от 29.08.2007 № 545) лимиты на размещение отходов устанавливаются сроком на 5 лет при условии ежегодного подтверждения индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами неизменности производственного процесса и используемого сырья. При отсутствии такого подтверждения до окончания отчетного года деятельность индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в области обращения с отходами может быть ограничена, приостановлена или прекращена в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации. Как следует из материалов дела, распоряжением Министерства экономики М.О. от 30.09.2010г. № 56–РМ во исполнение ФЗ от 30.12.2004г. № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» утверждены тарифы на услуги организации коммунального комплекса, обеспечивающих утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов на территории Московской области на 2011г. в том числе на полигоне ТБО г.о. Химки Московской области. Кроме того, в 2001 году <данные изъяты> разработала проект «Рекультивация и реконструкция полигона ТБО «Левобережный Химкинского района», одобренный экспертной комиссией государственной экологической экспертизы. Дозагрузка полигона планируется до 2012 года. В 2008 году дано положительное Заключение «<данные изъяты>» по рекультивации полигона. Проектом рекультивации полигона предусмотрено до конца 2012 года, строительство специальных ограждений и фильтров для предотвращения загрязнения прибрежной территории. Также данное заключение, относит строительство системы, для предотвращения загрязнения реки к окончанию эксплуатации полигона, приблизительно в 2012 году. При таких обстоятельствах довод прокурора о том, что общество нарушает ст.18 ФЗ «Об отходах производства и потребления» и производит сверхнормативное размещение ТБО является несостоятельным. Кроме того, согласно экспертного заключения <данные изъяты>» /номер/ от 27.12.2010 г. установлено, что максимально приземные концентрации загрязняющих веществ на границе жилой застройки не превышают ПДВ. Ссылка истца на ст. 56 Федерального закона "Об охране окружающей природной среды", предусматривающие такой способ защиты права как пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, не может быть принята судом во внимание по следующим обстоятельствам. Статья 56 Федерального закона "Об охране окружающей природной среды", предусматривающая меры воздействия за нарушение природоохранных требований, указывает, что "при нарушении предусмотренных настоящей главой природоохранных требований деятельность, осуществляемая с нарушением указанных требований, может быть ограничена, приостановлена или прекращена в порядке, установленном законодательством Российской Федерации". Таким образом, данная норма носит отсылочный характер и самостоятельно не регулирует порядок ограничения, приостановления или прекращения деятельности, осуществляемой с нарушением требований указанного Федерального закона. Пресечение действий, нарушающих право, как способ защиты гражданских прав, предусмотренный статьей 12 ГК РФ, предполагает доказанность фактического осуществления таких действий, продолжаемость этих действий во времени и наличие причинной связи между осуществляемыми действиями и нарушением права. Суду не представлены доказательства, что нарушения ответчиком природоохранного законодательства, на которые указывает прокурор, носят длящийся характер и имеют место на момент рассмотрения данного дела. Кроме того, по мнению суда, прекращение деятельности полигона ТБО может привести к невозможности утилизации новых твердых бытовых отходов и переработку старых твердых бытовых отходов уже находящихся на территории полигона. На основании изложенного и руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: В удовлетворении исковых требований Химкинского городского прокурора Московской области в интересах неопределенного круга лиц к ОАО «Полигон ТБО» о прекращении деятельности отказать. Решение может быть обжаловано в Московский областной суд в течение 10 дней. Федеральный судья: