о признании права



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г.Химки, Московская область 13 июля 2011 года

Химкинский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи - Кучинского Е.Н.

при секретаре – Кистайкиной К.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению Ражковской Л.А. к Администрации г.о.Химки МО о предоставлении и формировании земельного участка для индивидуального жилищного строительства,

УСТАНОВИЛ:

Ражковская Л.А. обратилась в суд с исковым заявлением к Администрации г.о.Химки МО о предоставлении и формировании земельного участка для индивидуального жилищного строительства.

В обоснование заявленного требования Ражковская Л.А. сослалась на следующее: она является инвалидом второй группы, проживает в г.о.Химки по адресу: <адрес>, неоднократно в течение /дата/ обращалась в Администрацию г.о.Химки МО с заявлениями о предоставлении ей земельного участка под ИЖС, для ведения дачного строительства, садоводства или огородничества. Администрация г.о.Химки МО отказало истице в предоставлении земельного участка. Истица считает, что Администрация г.о.Химки, отказав ей в предоставлении земельного участка, нарушила Закон РФ «О социальной защите инвалидов в РФ», в соответствии с которым истица имеет право на первоочередное предоставление земельного участка. Представитель истицы в судебном заседании показал, что истица на территории г.о.Химки МО на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий не состоит.

В ходе судебного слушания /дата/ представитель истицы Ражковский В.И. уточнил исковые требования и просил суд обязать ответчика предоставить истице на праве аренды земельный участок, сформированный для осуществления кадастрового учета в сроки и в порядке, установленным ст.30 и ст.30.1 Земельного кодекса РФ.

Представитель ответчика просил отказать в удовлетворении исковых требований, так как правовых оснований для предоставления истице земельного участка не имеется, истица не является нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований, по следующим основаниям:

Ст.12 ГК РФ предусматривает, что защита гражданских прав осуществляется путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения…., иными способами, предусмотренными законом….

Ст.3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством и гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

Ст. 55 Конституции РФ устанавливает, что «права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства».

Как следует из представленных документов, истица является инвалидом второй группы и проживает по месту постоянного жительства по адресу: <адрес>, что подтверждается доверенностью от /дата/

/дата/ истица обратилась в Администрацию г.о.Химки МО с письменным заявлением о предоставлении ей земельного участка под ИЖС, /дата/ истица повторно подала заявление в Администрацию г.о.Химки о предоставлении ей земельного участка. /дата/ истица вновь обратилась с заявлением о предоставлении земельного участка для ИЖС, дачного хозяйства и садоводства.

/дата/ и /дата/ Администрация г.о.Химки МО отказала истице в предоставлении земельного участка в связи с тем, что на территории г.о.Химки не имеется свободных земель.

Из содержания абз.14 ст. 17 Закона РФ "О социальной защите инвалидов в РФ» следует, что разрешение требования о первоочередном предоставлении инвалиду земельного участка не ставится в зависимость от наличия или отсутствия у Ответчика руководящего нормативного документа (акта) или правоприменительной практики, определяющих конкретный механизм реализации такого права.

Статья 34 ЗК РФ гласит, что органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны: принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом; уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган; обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации. 2. Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса. 3. В указанном в пункте 2 настоящей статьи заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю. 4. Орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости". 5. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта, испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка. 6. Договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается в недельный срок со дня принятия указанного в пункте 5 настоящей статьи решения.

В обоснование своих требований истец сослался на п. 14 ст. 17 Федерального Закона от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», предусматривающий, что инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.

Суд отмечает, что приведенная норма закона всего лишь регламентирует наличие права отдельной социальной категории граждан на получение земельного участка. Однако ни указанным Федеральным Законом, ни каким-либо другим законодательным актом не установлен порядок предоставления земельных участков.

В связи с тем, что порядок предоставления земельных участков для указанной категории граждан не установлен, соответственно следует руководствоваться нормами Земельного Кодекса.

На основании п. 2 ст. 11 ЗК РФ - органами местного самоуправления осуществляется управление и распоряжение земельными участками, находящимся в муниципальной собственности.

Как установлено в судебном заседании, истица постоянно проживает по месту постоянного жительства по адресу: <адрес>, что подтверждается доверенностью от /дата/, на территории г.о.Химки Московской области не проживала и не имеет недвижимого имущества.

В связи с чем у Администрации г.о.Химки не было обязанности по обеспечению истицы, являющейся жителем другого района, земельным участком на территории г.о.Химки, МО.

Также суд отмечает, что в соответствии с абзацем 1 ст. 17 ФЗ №181 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», инвалиды и члены их семей, нуждающиеся в улучшении жилищных условий. Таким образом юридическим фактом обязательным для предоставления предусмотренных ст. 17 ФЗ №181 льгот является нуждаемость инвалида в улучшении жилищных условий. Жилищным кодексом установлены следующие основания признания граждан нуждающихся в жилых помещениях (по старому законодательству в улучшении жилищных условий), предоставляемых по договорам социального найма (ст. 51 ЖК РФ):

- не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

- являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;

- проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;

- являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности.

- при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений. Малоимущими являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, у счетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.

В соответствии со ст. 51 ЖК РФ, Законом Московской области от 30.12.2005г. №277/2005-О3 «О признании граждан, проживающих в Московской области, малоимущими в целях принятия их на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма», Постановлением от /дата/ ... «Об утверждении положения о муниципальном жилищном фонде и порядке предоставления жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве в качестве нуждающихся в жилых помещениях в городском округе Химки» гражданин признается нуждающимся в улучшении жилищных условий и ставится на учет в качестве такового решением органа местного самоуправления.

Из материалов дела следует, что Администрация акта о признании истицы нуждающейся в улучшении жилищных условий не выпускала, что также подтвердил представитель истицы.

В соответствии со ст. 2 Закона Московской области от 12.12.2005г. №260\2005-О3 «О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма»: «1. право на бесплатное предоставление жилых помещений по договорам социального найма в муниципальном жилищном фонде в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют малоимущие граждане, признанные нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и постоянно проживающие в Московской области не менее пяти лет». Пункт 2 «для принятия на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, гражданин подает заявление в орган местного самоуправления по месту постоянного проживания».

В связи с чем суд приходит к выводу, что истица для предоставления ей земельного участка под ИЖС должна первоначально обратиться с заявлением о признании ее малоимущей в орган местного самоуправления, то есть Администрацию городского округа Химки, а в последующем обратиться с заявлением о предоставлении земельного участка.

Таким образом, отнесение гражданина к категории «нуждающегося в предоставлении жилой площади» должно быть оформлено в установленном Жилищным кодексом РФ порядке. Именно этот юридический факт является условием при рассмотрении вопроса о льготе, которая установлена для инвалидов ст. 17 ФЗ №181 от 24.11.1995г. «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». По смыслу ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995г. № 181 ФЗ, данные нормы направлены на улучшение жилищных условий инвалидов и семей, имеющим в своем составе инвалидов.

На основании изложенного суд отказывает в удовлетворении исковых требований в полном объеме.

Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении искового заявления Ражковской Л.А. к Администрации г.о.Химки МО о предоставлении и формировании земельного участка для индивидуального жилищного строительства отказать.

Данное решение может быть обжаловано в Московский областной суд в течение 10 дней через Химкинский городской суд.

Судья Кучинский Е.Н.

-32300: transport error - HTTP status code was not 200