Дело № РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 8 июля 2011 года г.о. Химки Химкинский городской Федеральный суд Московской области в составе: председательствующего судьи Татарова В.А., при секретаре судебного заседания Симованян К.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Химкинского городского суда гражданское дело по исковому заявлению Кирюшиной Л.В. к Администрации городского округа Химки Московской области о признании права пользования, и обязании заключить договор социального найма жилым помещением Третье лицо: ОАО «НПО Энергомаш» УСТАНОВИЛ: Кирюшина Л.В. обратилась в суд с исковым заявлением к Администрации городского округа Химки Московской области о признании права пользования, и обязании заключить договор социального найма жилым помещением. В обосновании заявленных требований истец положил, то обстоятельство, что в ДД.ММ.ГГГГ., в связи со сложными жилищными условиями, как сотрудник МСЧ № ЦМСЧ №, она была вселена в общежитие, расположенное по адресу: <адрес>, которую занимает по настоящее время. По данному адресу она зарегистрирована постоянно с ДД.ММ.ГГГГ., о чем в паспорте имеется отметка ПВС Химкинского УВД. В данное помещение она была вселена законным обладателем общежития - ОАО «НПО Энергомаш» и проживала на законных основаниях, что подтверждается прилагаемой справкой от ДД.ММ.ГГГГ, выданной ОАО «НПО Энергомаш». На сегодняшний день в связи с изданием Распоряжения Росимущества от ДД.ММ.ГГГГ № «О безвозмездной передаче имущества, составляющего казну РФ, в собственность муниципального образования «городской округ Химки Московской области», постановления Главы г. о. Химки М.О. от ДД.ММ.ГГГГ № «О приемке в муниципальную собственность г.о. Химки М.О. от ОАО «НПО Энергомаш» данного здания, оборудования, объектов благоустройства, инженерных коммуникаций, расположенных по адресу: <адрес>» и постановления Главы городского округа Химки Московской области от ДД.ММ.ГГГГ № «О внесении изменения в постановление Главы г. о. Химки М.О. №. .. » здание, в котором она проживает, передано в муниципальную собственность. Учитывая, что статус общежития зданием утрачен, ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в Администрацию г.о. Химки с просьбой о заключении истцом договора социального найма, однако ДД.ММ.ГГГГ письмом за № ответ получила от <данные изъяты> в котором истцу предлагалось собрать определенный набор документов, большую часть из которых заведомо невозможно получить по причине отсутствия у истца правовых полномочий по их запросу. В ответ на повторное обращение в Администрацию г.о. Химки письмом за №-исх от ДД.ММ.ГГГГ она получила отказ с обоснованием, что администрация г.о. Химки не имеет законных оснований для заключения с истцом договора социального найма. Данные действия считает незаконными, нарушающими ее права человека и гражданина Российской Федерации. Истец Кирюшина Л.В. в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело без ее участия. Представитель ответчика Администрации городского округа Химки в судебное заседание явилась, исковые требования не признала, просила в иске отказать, суду пояснила, что в соответствии с решением Химкинского городского Совета народных депутатов «О присвоении статуса общежития для молодых семей и одиноких специалистов стр. корпусу № в г Химки, возведенному Энергомаш присвоен статус общежития для молодых семей и одиноких специалистов на <данные изъяты> мест. В соответствии с действующим до ДД.ММ.ГГГГ. жилищным законодательством, порядок предоставления жилой площади в общежитиях и пользования ею определяется законодательством Союза ССР и Советом Министров РСФСР. Основанием для вселения в общежитие по действующему до ДД.ММ.ГГГГ жилищному законодательству, являлся ордер на занятие по найму жилой площади в общежитии. Вышеуказанная правовая позиция изложена в Постановлении Пленума Верховного суда от 02.07.2009 г,. № «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении ЖК РФ». Согласно ч. 11 ст. 154 Федерального закона от 22.11.2004г. №122-ФЗ право собственности муниципального образования «Городской округ Химки, Московской области» на общежитие, расположенное по адресу: <адрес> возникло с момента утверждения Акта приема-передачи от ДД.ММ.ГГГГ Однако, общежитие по адресу: <адрес> принадлежит муниципальной собственности непосредственно силу прямого указания закона, а именно с ДД.ММ.ГГГГ, независимо от того, оформлено ли это в установленном порядке. Данная позиция подтверждена Определением СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ №. Согласно технического паспорта здания (строения), выданного БТИ, жилые помещения по вышеуказанному адресу не являются квартирами. Жилое помещение является структурно обособленным помещением, состоящим из двух комнат. Комната, на которую претендует истец, в ней отсутствуют помещения вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении, а именно отсутствует кухня. Более того, ванная и туалет отнесены к подсобным помещениям. Из приведенного выше следует, что жилые помещения данного общежития не соответствуют приведенным требованиям, установленные действующим законодательством, относящимся как к комнате так и к квартире. Здание общежития находится в значительном отдалении (через магистраль <адрес>) от жилой зоны, расположено на территории промышленных объектов, территории технопарков, технополисов, коммунально-складских и транспортных объектов, НИИ, КБ. Договора найма заключенные истицей являются срочными и утратили свою силу по истечению срока своего действия. Договор прекращается в связи с передачей общежития в муниципальную собственность. На сегодняшний день право владения спорным жилым помещением истец не имеет. Работником ОАО «НПО Энергомаш» истица не является. Учитывая изложенное Администрация г.о. Химки просит в иске отказать. Представитель 3-его лица ОАО "НПО Энергомаш" в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, представив письменный отзыв на исковое заявление, в котором не возражал против удовлетворения исковых требований. Выслушав мнение лиц, явившихся в судебное заседание, исследовав представленные доказательства, оценив все в совокупности, суд приходит к выводу о том, что исковые требования Кирюшиной Л.В. подлежат удовлетворению по следующим основаниям. Из материалов дела следует, что решением исполнительного комитета <данные изъяты> городского совета народных депутатов <данные изъяты> района Московской области № от ДД.ММ.ГГГГ зданию по указанному адресу был присвоен статус общежития для молодых семей и одиноких специалистов КБ Энергомаш. Распоряжением Мингосимущества России ДД.ММ.ГГГГ была разрешена приватизация НПО энергетического машиностроения имени академика ФИО. Предметом спора является №, расположенная по адресу: <адрес>. Согласно паспорту №, выданному <данные изъяты> Московской области ДД.ММ.ГГГГ, Кирюшина Л.В. зарегистрирована по адресу: <адрес> ДД.ММ.ГГГГ. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ была зарегистрирована также: г.о. <адрес>. Судом установлено, что Кирюшина Л.В. с ДД.ММ.ГГГГ постоянно проживает в квартире № по адресу: <адрес>, что повлекло возникновение права пользования данным жилым помещением. Кроме этого Кирюшина Л.В. зарегистрирована по спорном адресу. Также в судебном заседании достоверно и объективно установлено, что истец Кирюшина Л.В. проживает по адресу: <адрес>, оплачивает коммунальные платежи, из чего вытекает, что она осуществляет пользование данным жилым помещением. Факт проживания истцом в вышеуказанной комнате подтверждается имеющейся в деле копией паспорта, копиями справок об отсутствии задолженности по коммунальным платежам, квитанциями об оплате коммунальных платежей, при этом место проживания истца не оспаривается ответчиком. Согласно п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31 октября 1995 г. "О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия" при рассмотрении дел, связанных с признанием права пользования жилым помещением, необходимо учитывать, что данные, свидетельствующие о наличии или отсутствии прописки (регистрации), являются лишь одним из доказательств того, состоялось ли между нанимателем жилого помещения, членами его семьи соглашение о вселении лица в занимаемое ими жилое помещение и на каких условиях. В соответствии со ст. 12 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Ч.1 ст. 27 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет права свободно передвигаться, выбирать место пребывания и место жительства. В силу ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. В виду того, что истцом заключался договор социального найма, она вселена в спорное жилое помещение на законных основаниях, фактически она проживает там, оплачивает коммунальные платежи, суд признает за Кирюшиной Л.В. право пользования спорным жилым помещением. В материалах дела имеются квитанции об оплате коммунальных услуг квитанции за ДД.ММ.ГГГГ, <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ., <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ. Следовательно, вселившись в указанное помещение, Кирюшина Л.В. добросовестно исполняет обязанности нанимателя жилого помещения, а именно: платит за жилье и коммунальные услуги. ДД.ММ.ГГГГ во исполнение распоряжения Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Московской области от ДД.ММ.ГГГГ № «О безвозмездной передаче имущества, составляющего государственную казну Российской Федерации, в собственность муниципального образования «<данные изъяты>», здание общежития, расположенного по адресу: <адрес>, было принято в собственность муниципального образования «<адрес>», что подтверждается актом приема-передачи имущества от ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ Администрация <данные изъяты> получила в УФРС по МО свидетельство о государственной регистрации права собственности на <адрес>, в котором указано, что объектом права является жилое здание. ДД.ММ.ГГГГ Администрацией городского округа <данные изъяты> Московской области отказано Кирюшиной Л.В. в заключение договора социального найма жилого помещения. Отсутствие договора социального найма, а также решения органа местного самоуправления об исключении соответствующего дома из специализированного жилищного фонда не препятствует осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, поскольку их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления органами местного самоуправления указанных документов. Таким образом, общежитие по адресу: <адрес>, которое принадлежало ОАО «НПО Энергомаш» и было передано в ведение органов местного самоуправления городского округа <данные изъяты> Московской области, утратило статус общежития в силу закона и к нему применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договору социального найма, без каких-либо ограничений. Согласно технического паспорта здания № по <адрес> размер комнаты, занимаемой Кирюшиной Л.В., составляет <данные изъяты> кв. м. В соответствии со ст. 2 ГПК РФ, задачами гражданского судопроизводства являются правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, прав и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, других лиц, являющихся субъектами гражданских, трудовых или иных правоотношений. Гражданское судопроизводство должно способствовать укреплению законности и правопорядка, предупреждению правонарушений, формированию уважительного отношения к закону и суду. В связи с принятием здания жилого <адрес> в муниципальную собственность, заключенный договор найма жилой площади в общежитии преобразован в договор социального найма жилого помещения. Постановлением главы городского округа <данные изъяты> Московской области от ДД.ММ.ГГГГ № (в редакции постановления от ДД.ММ.ГГГГ №) жилой <адрес> принят в муниципальную собственность городского округа <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ Согласно ст. 7 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» от 29.12.2004 г. к отношениям по пользованию жилыми помещениями, находившимися в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшимся в качестве общежитии, и переданных в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы ЖК РФ о договоре социального найма, заявленную в основании иска. Поскольку предоставленное истцу жилое помещение находится в жилом доме, принадлежавшем государственному предприятию, использовался в качестве общежития и передано в ведение органов местного самоуправления, суд признает, что отношения по проживанию регулируется нормами о договоре социального найма, а жилое помещение истцов в силу п. 1 ч.3 ст. 19 ЖК РФ относится к муниципальному жилищному фонду социального использования. Статья 7 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» от 29.12.2004 г. прямо устанавливает, что договор социального найма является заключенным по самому факту пользования жилым помещением, не требует облечения его в письменную форму и не зависит от наличия таковой. В связи с тем, что статус названного жилого дома как общежития прекращен прямым указанием закона, не имеет правового значения непринятие органами власти решения об исключении дома из специализированного жилищного фонда. Это прямо следует из правовой позиции Верховного суда РФ, изложенной в «Обзоре судебной практики Верховного суда РФ за 1 квартал 2006 г.», утвержденного постановлением президиума Верховного суда РФ от 07.06 и 14.06.2006 г., вопрос 20 («Бюллетень Верховного суда РФ». 2006 г. №9), а именно: «При этом отсутствие договора социального найма, а также решения органа местного самоуправления об исключении соответствующего дома из специализированного жилищного фонда не препятствует осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, поскольку их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления органами местного самоуправления указанных документов». Согласно правовой позиции Конституционного суда РФ, (изложенной в Разрешая заявленные требования, суд учитывает, что в соответствии со ст. ст. 60, 61, 62 ЖК РФ предметом договора социального найма жилого помещения должно быть жилое помещение (жилой дом, квартира, часть жилого дома или квартиры). Самостоятельным предметом договора социального найма жилого помещения не могут быть неизолированное жилое помещение, помещения вспомогательного использования, а также общее имущество в многоквартирном доме. Как усматривается из материалов дела, жилое помещение, которое занимают истец, представляет собой жилое помещение, состоящее из одной комнаты площадью 19,5 кв. м в квартире N 71, что полностью отвечает требованиям ст. 62 ЖК РФ. При этом, передача жилого фонда из федеральной собственности в муниципальную не должна приводить к ущемлению прав нанимателей жилых помещений. К отношениям с жильем в бывших общежитиях должны применяться нормы ЖК РФ о договоре социального найма. Это не только гарантирует сохранность жилого фонда, но и дает гражданам возможность приватизации жилья. При передаче собственности меняется правовой статус жилого помещения. КС указал, что изменение правового статуса – это и есть преобразование договора найма жилого помещения в договор социального найма. При этом моментом изменения правового статуса является передача общежития в ведение органов местного самоуправления, а не день введения в действие Жилищного кодекса РФ. КС подчеркнул, что работники приватизированных предприятий, получившие жилье как до ДД.ММ.ГГГГ, так и после, представляют собой одну и ту же категорию субъектов жилищных отношений. Отнесение работников, получивших жилье после ДД.ММ.ГГГГ к отдельной с точки зрения правового статуса группе, нарушает конституционный принцип равенства. А это, в свою очередь, влечет недопустимое ограничение конституционного права этих граждан на жилище. Таким образом, Конституционный Суд признал неконституционными положения статьи 7 ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ», не допускающие заключение договора социального найма с проживающими в бывших ведомственных общежитиях после введения в действие Жилищного кодекса РФ. Юридически значимым обстоятельством для разрешения дела является тот факт, что жилое помещение, занимаемое истцом, находится в жилом доме, принадлежащем государственному предприятию, использовалось в качестве общежития и передано в ведение Администрации <данные изъяты> Московской области, в связи с чем, статус общежития с жилого дома снят прямым указанием закона. Истец была вселена в спорное жилое помещение, фактически проживала в нем, что подтверждается представленными Истцом доказательствами, оплачивает проживание и коммунальные услуги, обеспечивают сохранность жилого помещения и поддерживают его в надлежащем состоянии, то есть добросовестно исполняет обязанности, вытекающие из договоров социального найма жилого помещения. Спорное жилое помещение относится к жилищному фонду социального использования. Ст. 63 ЖК РФ устанавливает, что договор социального найма жилого помещения заключается в письменной форме на основании решения о предоставлении жилого помещения жилищного фонда социального использования. Типовой договор социального найма жилого помещения утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. При таких данных, суд считает заявленные истцом требования являются обоснованными и удовлетворяет их в полном объеме, при этом суд учитывает, что договор должен быть заключен на условиях, указанных в типовом договоре социального найма жилого помещения, утвержденного Постановлением Правительства РФ №315 от 21.05.2005г., так как в нем содержатся все необходимые условия. В нарушение требований п. 1 ст. 56 ГПК РФ администрацией г.о. <данные изъяты> Московской области не представлено суду надлежащих и бесспорных доказательств, подтверждающих законность и обоснованность возражений на исковые требования. Доводы ответчика о том, что спорное помещение не отвечает признакам жилого, поскольку в нем отсутствует кухня, а также о том, что здание находится в значительном отдалении (через магистраль <данные изъяты>) от жилой зоны, расположено на территории промышленных объектов, территории технопарков, технополисов, коммунально-складских и транспортных объектов, НИИ, КБ, не могут быть приняты во внимание, поскольку указанные обстоятельства не имеют значения для рассмотрения данного дела. Согласно Постановлению Конституционного Суда от 02.02.1998г. № 4-П органы регистрационного учета уполномочены лишь удостоверить акт свободного волеизъявления гражданина при выборе им места пребывания и жительства. Именно поэтому регистрационный учет не может носить разрешительного характера и не должен приводить к ограничению конституционного права гражданина выбирать место пребывания и жительства. Следовательно, отказ Администрации г.о. <данные изъяты> в заключении договора социального найма с Кирюшиной Л.В. суд признает законным. При изложенных обстоятельствах, суд считает исковые требования Кирюшиной Л.В. к Администрации городского округа <данные изъяты> Московской области о признании права пользования, и обязании заключить договор социального найма жилым помещением подлежащими удовлетворению. На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд,- РЕШИЛ: Исковые требования Кирюшиной Л.В. к Администрации городского округа Химки Московской области о признании права пользования, и обязании заключить договор социального найма жилым помещением – удовлетворить. Признать за Кирюшиной Л.В. право пользования жилым помещением –квартирой № по адресу: <адрес>. Обязать Администрацию городского округа Химки Московской области заключить с Кирюшиной Л.В. договор социального найма на занимаю площадь по адресу: ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с типовым договором социального найма жилого помещения, утвержденного Постановлением Правительства РФ №315 от 21.05.2005 г. «Об утверждении типового договора социального найма жилого помещения». Данное решение может быть обжаловано сторонами в кассационном порядке в Московский областной суд через Химкинский городской суд в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения суда. Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ. Судья В.А. Татаров
определении от 03.07.2007г. №425-0-0: «...введение в действующее законодательство статьи 7 Федерального закона от 29.12.2004 г. №89-ФЗ было обусловлено задачей защиты прав тех граждан, которые после передачи органам местного самоуправления общежитии, ранее принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям (учреждения), выполнявшим в отношении указанных граждан функцию и заимодателя, и работодателя, оказались пользователями жилой площади, принадлежащей другому наймодателю не являющемуся их работодателем, что исключало возможность использования этих помещений в качестве общежитии и. соответственно, выселения проживающих в них граждан по основаниям, предусмотренным для выселения из специализированного жилищного фонда. Фактически это привело к изменению их правового статуса и тем самым потребовало изменения правового режима занимаемых жилых помещений. Распространение законодателем, в полномочия которого входит определение действия закона по кругу лиц, на указанные жилые помещения действия норм Жилищного кодекса РФ о договоре социального найма устранило неопределенность правовых последствий передачи таких общежитии органами местного самоуправления...».