о признании права собственост на жилое помещение



Р Е Ш Е Н И ЕИменем Российской Федерации

г. Химки Московской области 13 июля 2011 года

Химкинский городской суд Московской области в составе:

судьи – Колмаковой И.Н.,

при секретаре – Жупановой Т.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по иску Астаниной М.Р. к Администрации г.о. Химки Московской области о признании права пользования жилым помещением, обязании заключить договор социального найма жилого помещения, 3-и лица - ОАО «НПО Энергомаш», Астанин В.М.,

У С Т А Н О В И Л:

Астанина М.Р. обратилась в суд с иском к Администрации г.о.Химки Московской о признании права пользования жилым помещением, обязании заключить договор социального найма жилого помещения, ссылаясь на то, что с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время она является работником ОАО «НПО Энергомаш», а ДД.ММ.ГГГГ ей и ее супругу Астанину В.М. на основании договора найма жилого помещения в общежитии от ДД.ММ.ГГГГ была предоставлена жилая площадь в размере 12 кв.м. в общежитии по адресу: <адрес>.

Как указала истица, в ДД.ММ.ГГГГ она обратилась к ответчику с заявлением о заключении с нею договора социального найма на занимаемую жилую площадь, однако ей было отказано в этом.

Однако, по мнению истицы, не имеется препятствий для заключения с нею договора социального найма на спорное жилое помещение, статус вышеуказанного жилого дома как общежития прекращен прямым указанием закона и к нему применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договору социального найма.

На основании изложенного, истица просит суд признать отказ Администрации г.о.Химки Московской области в заключении договора социального найма на комнату жилой площадью <данные изъяты>. в жилом помещении по адресу: <адрес>, незаконным; признать за Астаниной М.Р. право пользования вышеуказанным жилым помещением; обязать Администрацию г.о.Химки Московской области заключить с Астаниной М.Р. договор социального найма на жилое помещение – комнату жилой площадью <данные изъяты>. в квартире в <адрес>, на условиях, предусмотренных Типовым договором социального найма жилого помещения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 21.05.2005г. №315.

В судебном заседании истица Астанина М.Р. исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика – Администрации г.о.Химки Московской области в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, указав при этом, что поддерживает письменные возражения на исковое заявление.

Третье лицо Астанин В.М. в судебном заседании требования истицы Астаниной М.Р. поддержал в полном объеме.

Представитель 3-его лица ОАО «НПО Энергомаш» в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие, представил письменный отзыв на исковое заявление, где указал, что требования истицы подлежат удовлетворению.

Гражданское дело рассмотрено в отсутствие представителя ОАО «НПО Энергомаш» в порядке ч.5 ст. 167 ГПК РФ.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные по делу доказательства, суд приходит к следующему.

Как усматривается из материалов дела, спорное жилое помещение представляет собой комнату площадью, согласно плану БТИ, <данные изъяты> кв.м. в квартире , расположенной в <адрес>. Квартира состоит из двух комнат площадью <данные изъяты> (комната ) и <данные изъяты>. (комната ). Собственниками комнаты площадью <данные изъяты>м. являются Боровикова Н.М. и Боровиков М.В.

Согласно справки /к от ДД.ММ.ГГГГ, Астанина М.Р. действительно работает на предприятии ОАО «НПО Энергомаш им. акад. В.П.Глушко» в должности <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ (приказ от ДД.ММ.ГГГГ) по настоящее время.

Судом установлено, что истица в ДД.ММ.ГГГГ была вселена ОАО «Энергомаш» в семейное общежитие, расположенное по адресу: <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ между ОАО «НПО Энергомаш» (наймодатель) и Астаниной М.Р. (наниматель) был заключен Договор найма жилого помещения в общежитии Общества, предметом которого являлось предоставление нанимателю за плату для временного проживания жилую площадь в размере <данные изъяты>два койко-места) в общежитии коечного типа, расположенного по адресу: <адрес>

Срок действия указанного договора был установлен на время работы Нанимателя у Наймодателя.

ДД.ММ.ГГГГ между ОАО «НПО Энергомаш» (наймодатель) и Астаниной М.Р. (наниматель) был заключен Договор найма жилого помещения в общежитии Общества, предметом которого являлось предоставление нанимателю и членам его семьи – муж Астанину В.М., за плату для временного проживания жилую площадь в размере <данные изъяты> (два койко-места) в общежитии коечного типа, расположенного по адресу: <адрес>

Срок действия указанного договора был установлен на время работы Нанимателя у Наймодателя.

Справкой ОАО «НПО Энергомаш» на от ДД.ММ.ГГГГ подтверждено, что Астанина М.Р. и ее муж – Астанин В.М. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, на основании договоров найма жилой площади ( от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ), проживали в общежитии, расположенном по адресу: <адрес>, занимая в квартире под №, состоящей из <данные изъяты> жилых комнат, комнату на два койко-места (<данные изъяты> Задолженности на ДД.ММ.ГГГГ по оплате за проживание по указанному адресу перед ОАО «НПО Энергомаш» не имеют.

Из справки от ДД.ММ.ГГГГ, выданной Администрацией Мошковского сельского поселения Торжокского района Тверской области, следует, что Астанина М.Р. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ была зарегистрирована по месту жительства по адресу: <адрес> Фактически по указанном адресу не проживала и в настоящее время не проживает. Коммунальные услуги не оплачивала.

Из данных в паспорте на имя истицы усматривается, что Астанина М.Р. ДД.ММ.ГГГГ снята с регистрационного учета по вышеуказанному адресу в Тульской области и в настоящее время места постоянной регистрации по месту жительства не имеет.

В соответствии со ст. 12 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

Ч. 1 ст. 27 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и место жительства.

В силу ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

В соответствии с ч. 2 ст.102 ЖК РФ переход права собственности на служебное жилое помещение или жилое помещение в общежитии, а также передача такого жилого помещения в хозяйственное ведение или оперативное управление другому юридическому лицу влечет за собой прекращение договора найма такого жилого помещения, за исключением случаев, если новый собственник такого жилого помещения или юридическое лицо, которому передано такое жилое помещение, является стороной трудового договора с работником – нанимателем такого жилого помещения.

Как следует из представленных суду материалов, общежитие научно-производственного объединения энергетического машиностроения им. академика В.П.Глушко, расположенное по вышеуказанному адресу, входило в перечень объектов федерального имущества, закрепленного за ОАО «НПО Энергомаш».

В судебном заседании установлено, что решением Исполнительного комитета Химкинского городского совета народных депутатов Химкинского района Московской области № от ДД.ММ.ГГГГ г. построенному по типовому проекту <данные изъяты> этажному блочному зданию (стр. <адрес>) на <данные изъяты> койко-мест, расположенному по адресу: <адрес>, принятому в эксплуатацию государственной комиссией ДД.ММ.ГГГГ, присвоен, введенному КБ Энергомаш статус общежития для молодых семей и одиноких специалистов на <данные изъяты> мест.

Согласно распоряжению Мингосимущества России от ДД.ММ.ГГГГ общежитие было оставлено на балансе ОАО «НПО Энергомаш» для совместного использования с местной администрацией.

ДД.ММ.ГГГГ во исполнение распоряжения Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Московской области от 14.05.2007 г. № 473 «О безвозмездной передаче имущества, составляющего государственную казну РФ, в собственность муниципального образования «Городской округ Химки Московской области», здание общежития, расположенного по адресу: <адрес> было принято в собственность муниципального образования «Городской округ Химки Московской области», что подтверждается актом приема-передачи имущества от ДД.ММ.ГГГГ

Постановлением Главы г.о. Химки Московской области от ДД.ММ.ГГГГ здание общежития, оборудование, объекты благоустройства, инженерные коммуникации, расположенные по адресу: <адрес>, приняты в муниципальную собственность городского округа Химки Московской области от ОАО «НПО «Энергомаш им. академика В.П. Глушко».

Постановлением Главы г.о. Химки Московской области от ДД.ММ.ГГГГ в Постановление Главы г.о. Химки Московской области от ДД.ММ.ГГГГ внесены изменения, а именно п. 1.1 следует читать в следующей редакции: «Принять в муниципальную собственность городского округа Химки Московской области от ОАО «НПО «Энергомаш им. Академика В.П. Глушко» согласно перечню здание общежития, оборудование, объекты благоустройства, инженерные коммуникации, расположенные по адресу: <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ

Свидетельством о государственной регистрации права, выданным УФРС по Московской области ДД.ММ.ГГГГ подтверждается, что <данные изъяты>-ти этажное здание с жилым назначением общей площадью <данные изъяты>., расположенное по адресу: <адрес>, принадлежит на праве собственности г.о. Химки Московской области на основании Распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ и акта приема-передачи от ДД.ММ.ГГГГ, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним ДД.ММ.ГГГГ сделана запись регистрации за .

Указом Президента РФ от 10.01.93 г. №8 «Об использовании объектов социально-кулътурного и бытового назначения, приватизируемых предприятий» было предусмотрено при приватизации предприятий, находящихся в федеральной (государственной) собственности, по решению их трудовых коллективов в состав приватизируемого имущества могут быть включены находящиеся на балансе приватизируемого предприятия объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, за исключением жилищного фонда.

Согласно плану приватизации «Научно-производственного объединения энергетического машиностроения им. академика В.П.Глушко», утвержденному распоряжением Мингосимущества России от 11.02.98г. №132-р объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения вошли в перечень имущества, не подлежащего приватизации.

Постановлением Правительства РФ от 07.03.95 г. №235 «О порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения … » было установлено, что с целью освобождения предприятий от несвойственных им функций по содержанию, объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности, находящиеся в ведении предприятий, не включаемые в состав приватизируемого имущества предприятий, согласно п.1 вышеназванного Указа, подлежали передаче в государственную собственность субъектов РФ или муниципальную собственность.

В соответствии с планом приватизации и распоряжением Мингосимущества России от ДД.ММ.ГГГГ о подтверждении пообъектных перечней имущества ОАО «НПО Энергомаш», общежитие по адресу: <адрес> вошло в перечень имущества, остающегося в федеральной собственности. Согласно распоряжению Мингосимущества России от ДД.ММ.ГГГГ общежитие было оставлено на балансе ОАО «НПО Энергомаш» для совместного использования с местной администрацией.

Передача общежитий, как объектов федеральной собственности, в муниципальную собственность осуществляется в соответствии с ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты… организации местного самоуправления в Российской Федерации» №122-ФЗ от 22.08.2004г.

Согласно разъяснениям Конституционного Суда РФ (Постановление КС РФ №8-П от 30.06.2006 года, Определение КС РФ № 542-0 от 07.12.2006 года, Определение КС РФ № 828-О-П от 04.12.2007 года) отношения по передаче имущества, находящегося в федеральной собственности в муниципальную собственность, регулируемые вышеназванным законом, обусловлены разграничением публично-властных полномочий. В силу этого данные отношения гражданским законодательством, определяющим правовое положение участников гражданского оборота и регулирующие имущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, по общему правилу, не регулируются.

Абзацем 31 ч. 11 ст.154-ФЗ предусмотрено, что право собственности на имущество, передаваемое в определенном данным законом порядке, возникает с даты, установленной в решении о передачи имущества из федеральной собственности в муниципальную, принятым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника имущества, если иное не установлено Правительством РФ.

В соответствии с п. 5.13 Положения о федеральном агентстве по управлению государственным: имуществом, органом, осуществляющим передачу имущества, находящегося в федеральной собственности, в муниципальную собственность является Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (его уполномоченными территориальными управлениями).

Распоряжением Росимущества РФ от ДД.ММ.ГГГГ указанное выше общежитие было передано в муниципальную собственность.

Из п.п. 3, 6 Распоряжения следует, что моментом возникновения права собственности муниципального образования городской округ Химки Московской области следует считать момент утверждения соответствующего акта приема-передачи этого имущества Росимуществом РФ (его уполномоченными территориальными управлениями).

Оценивая представленные по делу доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ с учетом их относимости, допустимости и достоверности, суд приходит к выводу, что истица имеет право пользования спорным жилым помещением и на заключение с нею договора социального найма данного жилого помещения.

Как установлено в ходе судебного разбирательства, Астанина М.Р. обращалась с заявлением в Администрацию г.о. Химки с просьбой заключить с нею договор социального найма, однако письмом от ДД.ММ.ГГГГ Первый заместитель Главы Администрации г.о.Химки МО Валов А.В. отказал истице в удовлетворении ее просьбы, указав, что в соответствии с ЖК РФ, Положением «О муниципальном жилищном фонде и о порядке предоставления жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в г.о. Химки», утвержденным решением Совета депутатов г.о. Химки от ДД.ММ.ГГГГ жилые помещения в общежитии предоставляются гражданам, не имеющим жилых помещений для постоянного проживания на территории г.о. Химки, на период работы для временного проживания из расчета не менее 6 кв.м. жилой площади на 1 человека с заключением договора найма жилого помещения в общежитии; жилые помещения в общежитии не могут быть приобретены гражданами в собственность.

Суд отмечает, что из положений ст. 7 ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» следует, что общежития, которые принадлежали государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и были переданы в ведение органов местного самоуправления, утрачивают статус общежитий в силу закона и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма. При этом отсутствие договора социального найма, а также решения об исключении соответствующего дома из специализированного жилищного фонда не может препятствовать осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, поскольку их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления указанных документов.

Более того, как разъяснил Конституционный Суд РФ в Постановлении от 11.04.2011г. №4-П, изменение правового режима таких жилых помещений обусловлено передачей зданий, в которых они расположены, в ведение органов местного самоуправления, когда проживающие в них граждане оказываются пользователями жилых помещений, принадлежащих наймодателю, который не является их работодателем. Сообразно с этим определяется и дальнейшая юридическая судьба правоотношений, возникших ранее в связи с наймом жилых помещений в общежитии.

Кроме того, ограничения конституционного права на жилище могут быть установлены в конституционно значимых целях только федеральным законом, но не могут следовать из него по умолчанию или на основании ограничительного толкования его норм. Однако ни сама статья 7 ФЗ «О введение в действие ЖК РФ», ни какие-либо другие его положения не содержат указания на ограничение действия данной статьи во времени, в пространстве или по кругу лиц.

Проживающие в таких жилых помещениях граждане, которым они были предоставлены на законных основаниях как работникам соответствующего государственного или муниципального предприятия (учреждения), - независимо от того, до или после введения в действия ЖК РФ эти граждане приобрели право пользования жилыми помещениями, а здание общежития передано в ведение органов местного самоуправления, - с точки зрения правового статуса составляют одну категорию субъектов жилищных правоотношений и, следовательно, равным образом подлежат защите при реализации своего конституционного права на жилище.

В данном случае, истица вселилась в спорное жилое помещение в ДД.ММ.ГГГГ, то есть на момент передачи общежития в муниципальную собственность, Астанина М.Р. являлась нанимателем комнаты площадью <данные изъяты> (по данным БТИ) в квартире по адресу: <адрес>, в связи с чем, требования истицы о заключении договора социального найма на указанное помещение, по мнению суда, подлежит удовлетворению.

В соответствии со ст. 60 ЖК РФ по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных законом.

Пользование жилым помещением по договору социального найма осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом, договором социального найма данного жилого помещения (ст. 61 ЖК РФ).

Согласно ст. 62 ЖК РФ предметом договора социального найма жилого помещения должно быть жилое помещение (жилой дом, квартира, часть жилого дома или квартиры). Самостоятельным предметом договора социального найма жилого помещения не могут быть неизолированное жилое помещение, помещения вспомогательного использования, а также общее имущество в многоквартирном доме.

Как указывалось ранее, жилое помещение, которое занимает истица, представляет собой отдельную комнату площадью <данные изъяты>. (по данным техпаспорта БТИ) в двухкомнатной квартире , что полностью отвечает требованиям ст.62 ЖК РФ.

Довод Ответчика о том, что в квартире отсутствует кухня, и здание находится в значительном отдалении (через магистраль Ленинградское шоссе М-10) от жилой зоны, расположено на территории промышленных объектов, территории технопарков, технополисов, коммунально-складских и транспортных объектов, НИИ, КБ, в связи с чем, следует отказать в удовлетворении иска, суд отклоняет как необоснованный, поскольку не имеет правового значения для разрешения данного конкретного спора.

Юридически значимым обстоятельством для разрешения дела является тот факт, что жилое помещение, занимаемое истицей, находится в жилом доме, принадлежавшем государственному предприятию, использовалось в качестве общежития и передано в ведение Администрации г.о. Химки Московской области, в связи с чем, статус общежития с жилого дома снят прямым указанием закона. Истица была вселена в спорное жилое помещение как работник предприятия на основании договора найма жилого помещения в общежитии, фактически проживала в нем со своей семьей, что подтверждается представленными истицей доказательствами, оплачивала проживание и коммунальные услуги. Кроме того, истица обеспечивает сохранность жилого помещения и поддерживает его в надлежащем состоянии, то есть добросовестно исполняет обязанности, вытекающие из договора социального найма жилого помещения.

Спорное жилое помещение относится в жилищному фонду социального использования.

Ст. 63 ЖК РФ устанавливает, что договор социального найма жилого помещения заключается в письменной форме на основании решения о предоставлении жилого помещения жилищного фонда социального использования. Типовой договор социального найма жилого помещения утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

При таких данных, суд считает заявленные истицей требования являются обоснованными и удовлетворяет их в полном объеме, при этом суд учитывает, что договор должен быть заключен на условиях, указанных в типовом договоре социального найма жилого помещения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, так как в нем содержатся все необходимые условия.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е III И Л:

Исковые требования Астаниной М.Р. к Администрации г.о. Химки Московской области о признании права пользования жилым помещением, обязании заключить договор социального найма жилого помещения, 3-и лица - ОАО «НПО Энергомаш», Астанин Вячеслав Михайлович, - удовлетворить.

Признать отказ Администрации г.о.Химки Московской области в заключении с Астаниной Минодорой Радовной договора социального найма на комнату площадью <данные изъяты>. в жилом помещении , расположенном по адресу: <адрес>, незаконным.

Признать за Астаниной М.Р. право пользования комнатой площадью <данные изъяты>м. в <данные изъяты> квартире по адресу: <адрес>.

Обязать Администрацию г.о.Химки Московской области заключить с Астаниной М.Р. договор социального найма жилого помещения на комнату площадью <данные изъяты>. (по плану БТИ) в <данные изъяты> квартире , расположенной по адресу: <адрес>, на условиях, предусмотренных Типовым договором социального найма жилого помещения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Химкинский городской суд в течение 10 дней.

Судья:

-32300: transport error - HTTP status code was not 200