ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ г. Химки Московской области 19 июля 2011 года Химкинский городской суд Московской области в составе: судьи – Колмаковой И.Н., с участием прокурора – Белоусовой Е.А., при секретаре – Жупановой Т.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Химкинского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации г.о.Химки Московской области об обязании совершения действий, установил : Химкинский городской прокурор в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Администрации г.о.Химки Московской области об обязании совершения действий, ссылаясь на то, что в нарушение ЗК РФ, Федерального закона от 15.04.1998г. №66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан», Администрацией г.о. Химки регистрация и учет заявлений граждан, нуждающихся в получении садовых, огородных или дачных земельных участков, не осуществляется, списки льготных категорий граждан, состоящих на учете на получение садовых, дачных земельных участков и участков для ведения ЛПХ Администрацией г.о.Химки до сведения заинтересованных граждан не доводятся, очередь граждан, нуждающихся в получении земельных участков для огородничества, отсутствует. Как указал истец, указанные обстоятельства не позволяют производить расчет потребности в садовых, огородных или дачных земельных участках. Учитывая ограниченность земли, как природного ресурса, федеральным законом установлен особый порядок наделения граждан земельными участками для садоводства, огородничества и дачного строительства, одним из принципов которого является учет нуждающихся в предоставлении участков для указанных целей и обеспечение именно нуждающихся граждан земельными участками в порядке очередности. Одними из основных требований при предоставлении земельных участков являются разработка и принятие органами государственной власти или местного самоуправления специальных актов, устанавливающих процедуры и критерии предоставления таких земельных участков. Данные акты должны соответствовать тем общим к ним требованиям, которые определены ст. 34 ЗК РФ, а также не должны противоречить иным нормам ЗК РФ, прежде всего направленным на урегулирование отношений по возникновению прав на земельные участки. По утверждению истца, Администрацией г.о. Химки не обеспечено надлежащее управление и распоряжение находящимися в ее ведении земельными участками на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления земельных участков, не организован учет нуждающихся в обеспечении земельными участками и определение реальной потребности населения в земельных участках, а также информирование широкого круга граждан о возможности предоставления им земельных участков, чем нарушены права граждан на обеспечение садовыми, дачными и огородными земельными участками. Тем не менее, как указал истец, ДД.ММ.ГГГГ. в Администрацию городского округа Химки от льготных категорий граждан поступило <данные изъяты> заявлений о выделении дачных, садовых и огородных земельных участков, в том числе от многодетных семей - <данные изъяты>, ветеранов ВОВ - <данные изъяты> ветеранов боевых действий - <данные изъяты>, ветеранов труда - <данные изъяты>, инвалидов - <данные изъяты> В период ДД.ММ.ГГГГ Администрацией регулярно, в обход ранее подавших заявлений граждан предоставлялись участки под указанные цели, в ДД.ММ.ГГГГ предоставлено <данные изъяты> земельных участков, а на обращение гр. Ражковской Л.А., заместителем Главы городского округа Химки Поздневым Д.А. заявителю был направлен письменный отказ в предоставлении земельного участка с указанием на отсутствие на территории округа свободных земельных участков под указанные цели (ответ № № от ДД.ММ.ГГГГ). Таким образом, по мнению истца, отсутствие системного подхода к регулированию вопроса предоставления садовых, огородных и дачных земельных участков на территории городского округа Химки создает причины и условия для коррупционных проявлений. На основании изложенного, истец просит суд обязать Администрацию г.о. Химки в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу: организовать регистрацию и учет заявлений граждан, нуждающихся в получении садовых, огородных или дачных земельных участков; организовать отдельные регистрацию и учет заявлений граждан, имеющих в соответствии с федеральным законодательством, законодательством Московской области преимущественное право на получение садовых, огородных или дачных земельных участков; обязать Администрацию г.о. Химки на постоянной основе доводить до сведения заинтересованных граждан в общедоступной месте Администрации, а также средствах массовой информации списки граждан, подавших заявление о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка, и изменения в указанных списках. В судебном заседании помощник Химкинского городского прокурора Белоусова Е.А. исковые требования Химкинского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации г.о.Химки Московской области об обязании совершения действий поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Представитель ответчика - Администрации г.о.Химки Московской области по доверенности Исаева О.Ю. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований в полном объеме, указав, что регистрация и учет заявлений граждан, нуждающихся в получении садовых, огородных или дачных земельных участков, а также отдельная регистрация и учет заявлений граждан, имеющих в соответствии с федеральным законодательством, законодательством Московской области преимущественное право на получение садовых, огородных или дачных земельных участков в Администрации г.о.Химки Московской области ведется, до сведения заинтересованных граждан в общедоступной месте Администрации такая информация имеется. Суд, выслушав участников процесса, оценив представленные по делу доказательства в их совокупности и каждое в отдельности, суд приходит к следующему. Ч.1 ст. 3 ГПК РФ установлено, что заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов, в том числе с требованием о присуждении ему компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного постановления в разумный срок. Защита гражданских прав осуществляется путем: признания права; восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки; признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления; самозащиты права; присуждения к исполнению обязанности в натуре; возмещения убытков; взыскания неустойки; компенсации морального вреда; прекращения или изменения правоотношения; неприменения судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону; иными способами, предусмотренными законом. (ст. 12 ГК РФ). В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. Как установлено судом и не отрицалось в судебном заседании сторонами, Химкинской городской прокуратурой в январе-феврале 2011 года проведена проверка соблюдения Администрацией г.о.Химки требований законодательства при предоставлении садовых, огородных и дачных земельных участков на территории городского округа Химки Московской области. В соответствии с п. 2 ст. 81 Земельного кодекса Российской Федерации порядок предоставления земельных участков гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства устанавливается настоящим Кодексом, федеральным законом о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан. Федеральным законом от 15.04.1998 г. № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» регламентирован порядок предоставления садовых, огородных и дачных земельных участков. Согласно ст. 13 вышеуказанного Закона обеспечение граждан садовыми, огородными и дачными земельными участками является обязанностью органов местного самоуправления по месту жительства граждан. Регистрация и учет заявлений граждан, нуждающихся в получении садовых, огородных или дачных земельных участков, ведутся органами местного самоуправления отдельно. Очередность предоставления садовых, огородных или дачных земельных участков определяется на основании регистрации соответствующих заявлений. Граждане, имеющие в соответствии с законодательством Российской Федерации или законодательством субъектов Российской Федерации преимущественное право на получение садовых, огородных или дачных земельных участков, включаются в отдельный список. Списки граждан, подавших заявление о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка, и изменения в указанных списках утверждаются органом местного самоуправления и доводятся до сведения заинтересованных граждан. Орган местного самоуправления на основании утвержденного списка граждан, подавших заявление о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка, определяет потребности в садовых, огородных или дачных земельных участках. Расчет производится исходя из установленных норм предоставления земельных участков с учетом необходимости размещения имущества общего пользования. Ст. 56 ГПК РФ предусмотрено, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основании своих требований и возражений. Ответчицей доказательств, подтверждающих законное проживание в спорной квартире, суду не представлено. По утверждению истца ответчиком регистрация и учет заявлений граждан, нуждающихся в получении садовых, огородных или дачных земельных участков, не осуществляется. Однако, данное заявление истца опровергается представленными в суд стороной ответчика списками ДД.ММ.ГГГГ Учета заявлений граждан, зарегистрированных в качестве нуждающихся в получении садовых, огородных, дачных земельных участков и участков для ведения ЛПХ в ДД.ММ.ГГГГ. (всего <данные изъяты> заявлений); списком учета заявлений граждан, имеющих преимущественное право на получение садовых, дачных земельных участков и участков для ведения ЛПХ, где указаны обращения многодетных семей <данные изъяты> заявлений), ветеранов (<данные изъяты> заявлений) инвалидов (<данные изъяты> заявления). Более того, по сообщению начальника управления документационного обеспечения Администрации г.о.Химки Пацевич А.А., такие же списки имеются в Управлении документационного обеспечения Администрации г.о.Химки за предыдущие годы. В соответствии с ч.5 ст. 67 ГПК РФ при оценке документов или иных письменных доказательств суд обязан с учетом других доказательств убедиться в том, что такие документ или иное письменное доказательство исходят от органа, уполномоченного представлять данный вид доказательств, подписаны лицом, имеющим право скреплять документ подписью, содержат все другие неотъемлемые реквизиты данного вида доказательств. Оценивая представленные суду списки Учета заявлений граждан, у суда не возникает сомнений в их подлинности и правильности, поскольку доказательств, с достоверностью подтверждающих отсутствие списков Учета заявлений граждан, зарегистрированных в качестве нуждающихся в получении садовых, огородных, дачных земельных участков и участков для ведения ЛПХ, а также списков учета заявлений граждан, имеющих преимущественное право на получение садовых, дачных земельных участков и участков для ведения ЛПХ, на момент рассмотрения данного гражданского дела и вынесения судебного решения, суду представлено не было, порядок ведения указанных выше списков не определен законом. В соответствии с ч. 4 ст. 2 Земельного кодекса РФ, ч. 5 ст. 1 Закона Московской области от 07.06.1996 N 23/96-03 «О регулировании земельных отношений в Московской области» органы местного самоуправления принимают нормативные правовые акты по земельным вопросам, решение которых находится в сфере их полномочий, а также по земельным вопросам, непосредственно отнесенным федеральным законодательством к сфере регулирования органов местного самоуправления. Как усматривается из материалов дела, в адрес Первого заместителя городского прокурора Химкинской городской прокуратуры Московской области А.Н.Чечина Заместителем Главы Администрации г.о.Химки Д.А.Поздневым было направлено сообщение от ДД.ММ.ГГГГ №-вх, где указано, что регистрация и учет заявлений о предоставлении земельных участков осуществляется Администрацией в соответствии с инструкцией по делопроизводству. Потребность граждан в земельных участках определяется Администрацией на основании анализа поступивших заявлений. Для этих целей выпущено Распоряжение Администрации г.о.Химки от 04.02.2010г. №10-р «Об организации работы структурных подразделений Администрации г.о.Химки по формированию списочного состава граждан в связи с предоставлением земельного участка в Клинском районе Московской области (с изменением – Распоряжение Администрации г.о.Химки от 17.12.2010г. № 66-р). Одновременно с этим, обращено внимание Первого заместителя городского прокурора Химкинской городской прокуратуры Московской области на то обстоятельство, что списки граждан, обратившихся за предоставлением земельных участков для целей садоводства, огородничества и дачного хозяйства неоднократно направлялись Администрацией г.о.Химки в Химкинскую городскую прокуратуру (ДД.ММ.ГГГГ № и др.). Как указал ответчик, персональный состав вновь образуемых дачных и огородных некоммерческих объединений граждан Администрация не утверждает и руководствуется списками, предоставляемыми Советом ветеранов г.о.Химки. Кроме того, в материалах дела имеется список по предоставлению земельных участков, предоставленных для целей индивидуального жилищного строительства, садоводства и ведения дачного хозяйства в индивидуальном порядке в период с 2008-2010 г.г. Таким образом, утверждение истца об отсутствие учета лиц, обратившихся с заявлением в Администрацию городского округа о выделении земельного участка на момент вынесения судебного решения необоснованно, в связи с чем, исковые требования Химкинского городского прокурора в этой части не подлежат удовлетворению. Одновременно с этим, суд соглашается с доводами истца о том, что не происходит надлежащего информирования широкого круга граждан о возможности предоставления им земельных участков, чем нарушаются права граждан на обеспечение садовыми, дачными и огородными земельными участками. Согласно представленному в суд сообщения Управляющего делами Администрации г.о.Химки И.П.Белкина, списки обращений граждан, нуждающихся в получении садовых, огородных или дачных земельных участков, а также списки обращений от льготных категорий граждан, вывешены на стенде в Управлении по землепользованию Администрации г.о.Химки, расположенном по адресу: <адрес> Однако, доказательств, с достоверностью подтверждающих, что указанные выше списки и изменения в них доводятся до заинтересованных лиц через средства массовой информации, что влечет ущемление прав и интересов граждан, круг которых непостоянен, изменчив и не поддается определению. На основании вышеизложенного, руководствуясь, ст. ст.194-198 ГПК РФ, суд решил : Исковые требования Химкинского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации г.о.Химки Московской области об обязании совершения действий – удовлетворить частично. Обязать Администрацию г.о. Химки на постоянной основе доводить до сведения заинтересованных граждан в общедоступной месте Администрации, а также средствах массовой информации списки граждан, подавших заявление о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка, и изменения в указанных списках. В удовлетворении исковых требований Химкинского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации г.о.Химки Московской области об организации регистрации и учета заявлений граждан, нуждающихся в получении садовых, огородных или дачных земельных участков, организации отдельной регистрации и учета заявлений граждан, имеющих в соответствии с федеральным законодательством, законодательством Московской области преимущественное право на получение садовых, огородных или дачных земельных участков – отказать. Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Химкинский городской суд в течение 10 дней. Судья: