об обязании совершить действия



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

10 августа 2011 года г.Химки МО

Химкинский городской Федеральный суд Московской области в составе:

председательствующего судьи Кучинского Е.Н.

при секретаре Кистайкиной К.И.,

с участием помощника Химкинского городского прокурора Мо Белоусовой Е.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Химкинского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Потребительскому кооперативу «ЖСК Сходня-1» о признании строения самовольной постройкой и сносе самовольного строения,

по иску Администрации г.о.Химки МО к Потребительскому кооперативу «ЖСК Сходня-1» о признании строения самовольной постройкой и сносе самовольного строения,

а также по встречному иску Потребительского кооператива «ЖСК Сходня-1» к Администрации г.о.Химки о признании права собственности на самовольную постройку- жилой дом (инвентарный номер ...),

третьи лица: Главное Управление государственного административно-технического надзора Московской области Территориальное управление №1 территориальный отдел №6, Зеленкова Е.В., ФГУП Издательство «Известия» Управления делами Президента РФ, Министерство строительного комплекса Московской области Управление контроля за долевым участием в строительстве, Клименков Д.В.,

У С Т А Н О В И Л

Химкинский городской прокурор обратился в суд с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к Потребительскому кооперативу «ЖСК Сходня-1» о признании строения самовольной постройкой и сносе самовольного строения.

Администрация г.о.Химки МО обратилась в суд с исковым заявлением к Потребительскому кооперативу «ЖСК Сходня-1» о признании строения самовольной постройкой и сносе самовольного строения.

Потребительский кооператив «ЖСК Сходня-1» обратился в суд со встречным иском к Администрации г.о.Химки о признании права собственности на самовольную постройку- жилой дом (инвентарный номер ...).

В обоснование заявленного требования прокурор сослался на то, что во исполнение поручения прокуратуры Московской области ... от /дата/ Химкинской городской прокуратурой проведена проверка в отношении объекта строительства, расположенного по адресу: <адрес>. В ходе проведения проверки /дата/ установлено, что собственником земельного участка общей площадью ... кв.м. с кадастровым номером ... по адресу: <адрес> является Клименков Д.В. (свидетельство о государственной регистрации права от /дата/). По договору купли-продажи от /дата/ указанный земельный участок перешел в собственность Потребительского кооператива «ЖСК Сходня-1». Земельный участок имеет категорию земель: земли населенных пунктов, для целей индивидуального жилищного строительства. Проведенной /дата/ проверкой установлено, что на указанном земельном участке выполнены работы по монтажу несущих и ограждающих конструкций мансарды и 3-х этажей жилого дома размером предположительно 17 на 43 м. Также установлено, что данное сооружение имеет подземный этаж высотой 2 м 40 см. Строительство осуществляется в отсутствие разрешения на строительство, о чем составлен соответствующий Акт. Согласно ст. 4 Федерального закона РФ «Об охране окружающей среды», объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются, в том числе земли, недра, почвы. В соответствии со ст. 12 Земельного кодекса РФ, земля в Российской Федерации охраняется как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Использование земель должно осуществляться способами, обеспечивающими сохранение экологических систем, способности земли быть основой осуществления хозяйственной и иных видов деятельности. Строительство осуществляется без получения необходимой исходно-разрешительной документации, без соблюдения требований технических регламентов, санитарных и строительных норм и правил. Возведение многоквартирного дома на земельном участке, находящегося на земельном участке, не предназначенном для этих целей, является недопустимым. Признаки многоквартирного дома усматриваются из представленного технического паспорта. Возведение строение нарушает права третьих лиц и неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, условия проживания. Так как строительство ведется без соответствующих разрешений, прокурор просил суд признать строения самовольной постройкой и снести самовольное строение. В ходе судебного слушания было установлено, что Клименков Д.В. уступил право собственности на земельный участок по адресу: <адрес>, который продолжает строительство дома, в связи с чем прокурор подал уточненное заявление, в котором в качестве ответчика указал ПК «ЖСК Сходня-1» и просил суд признать строение самовольным и обязать снести строение, за средства ответчика немедленно с момента вступления в законную силу решения суда.

Администрация г.о.Химки МО при предъявлении иска сослалась на то, что Клименков Д.В. производит незаконное строительство многоквартирного жилого дома на земельном участке по адресу: <адрес>, который не предназначен для строительства указанного дома. В последующем Администрация г.о.Химки подала уточненный иск в котором в качестве ответчика указала ПК «ЖСК Сходня-1», который является собственником спорного земельного участка и на котором продолжает строить многоквартирный дом. Администрация г.о.Химки МО просила суд признать строение самовольной постройкой и обязать ответчика снести самовольное строение в течение 30 дней за свой счет.

Представитель ответчика ПК «ЖСК Сходня-1», а также председатель ПК «ЖСК Сходня-1» Клименков Д.В. просили отказать в удовлетворении исковых требований в части сноса самовольного строения, но при этом не возражали об удовлетворении требования о признании строения самовольной постройкой. ПК «ЖСК Сходня-1» подал в суд встречное исковое заявление, в котором просил суд признать право собственности Потребительского кооператива «ЖСК Сходня-1» (ОГРН ...) на самовольную постройку - многоквартирный жилой дом на 3 этажа, расположенный по адресу: <адрес>, микрорайон Сходня <адрес>, инвентарный номер ... литеры Б1, Б, общая площадь ... кв.м., жилая площадь ... кв.м. Как указал представитель ответчика, потребительский кооператив «ЖСК Сходня-1» был создан (зарегистрирован) /дата/ на основании протокола ... собрания учредителей от /дата/. Кооператив был создан с целью удовлетворения жилищных потребностей участников путем объединения его членами имущественных паевых взносов. До регистрации потребительского кооператива учредители кооператива осуществляли действия по удовлетворению своих жилищных потребностей в форме простого товарищества. Товарищи передали все свои полномочия по удовлетворению своих потребностей в жилье одному из своих членов (товарищей) - Клименкову Д.В., поскольку именно он являлся специалистом в области строительства. Приобретение строительных материалов, оплата строительных работ, перевозка, взаимоотношения с государственными органами осуществлял поверенный, а впоследствии Председатель потре­бительского кооператива - Клименков Д.В. Действовал Клименков Д.В. на основании доверенностей от всех членов кооператива. В настоящее время споров имущественного характера между Клименковым Д.В., учредителями ПК «ЖСК Сходня-1», членами ПК «ЖСК Сходня-1» и ПК «ЖСК Сходня-1» не имеется, также не имеется споров относительно принадлежности спорного строения. В обоснование иска ПК «ЖСК Сходня-1» сослался на то, что в настоящее время ПК «ЖСК Сходня-1» является собственником земельного участка по адресу: <адрес>, приобретенного на основании договора купли-продажи земельного участка от /дата/, заключенного между Клименковым Д.В. и ПК «ЖСК Сходня-1». На данном земельном участке ПК «ЖСК Сходня-1» возвел многоквартирный жилой дом общей площадью ... кв.м. В доме имеется 35 квартир. Данный жилой дом возведен без разрешения на строительство, между тем в настоящий момент строительство дома фактически завершено. ПК «ЖСК Сходня-1» обратился в Администрацию г.о.Химки с заявлением об изменении вида разрешенного использования участка с «индивидуальное жилищного строительства» на «для малоэтажного строительства», и в настоящий момент данный вопрос разрешается. Также Ответчик представил в материалы дела доказательства подключения спорного строящегося дома к системе водоснабжения холодного и горячего, канализации, отопления - технические условия на подключения к коммунальным системам и договоры на предоставление коммунальных услуг. Проектной документацией предусмотрена возможность размещения на участке установки мусорных контейнеров, размещения очистных сооружений, хозяйственно-бытовой и ливневой канализации.

Представитель ответчика показал, что данный дом построен как многоквартирный, но квартиры не продавались граждан и гражданами не инвестировались. Члены ЖСК имеют права на паенакопления и после признания права собственности дома за ЖСК и введением его в эксплуатацию будет решаться вопрос о передаче квартир членам ЖСК в счет паенакоплений.

Также председатель ПК «ЖСК Сходня-1» Клименков Д.В., являющийся одновременно третьим лицом, показал, что, действительно, ранее до отчуждения земельного участка кооперативу он являлся собственником земельного участка и дома, расположенного на указанном земельном участке, который им был снесен. Потом он на общие денежные средства граждан, которые образовали товарищество и позднее создавшие потребительский кооператив «ЖСК Сходня-1», стал возводить многоквартирный дом. После отчуждения кооперативу земельного участка с недостроенным домом никаких имущественных претензий к кооперативу относительно строящегося дома он не имеет. Рядом со спорным домом действительно на другом земельном участке возводятся два аналогичных дома, но другим ЖСК.

Третье лицо Зеленкова Е.В. просила отказать в удовлетворении исковых требований, так как Клименков Д.В. продолжает возводить аналогичные жилые строения на других земельных участках мкр.Сходня. г.о.Химки. Она зарегистрирована в доме, который находится в непосредственной близости от спорного дома и ее права нарушены следующим: возле строящегося дома невозможно будет сделать парковку для автомобилей, электричества не хватит на жителей данной улицы, в случае ввода дома в эксплуатацию и заселения будут перебои с канализацией, водой, электричеством и газификацией. Имеются затенения данным домом соседних участков. Треть лицо Зеленкова Е.В. просила снести данный дом.

Представитель Главного Управления государственного административно-технического надзора <адрес> Территориальное управление ... Территориальный отдел ... в суд не явился, извещался надлежащим образом.

Представитель ФГУП Издательство «Известия» Управления делами Президента РФ в суд не явился.

Представитель Министерства строительного комплекса Московской области Управление контроля за долевым участием в строительстве в суд не явился, ранее просил удовлетворить исковые требования Администрации г.о.Химки МО.

Представитель истца Администрации г.о.Химки МО и ответчика по встречному иску в суд не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Выслушав пояснения явившихся в суд лиц, изучив материалы гражданского дела, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора и Администрации г.о.Химки МО частично и к отказу в удовлетворении исковых требований ПК «ЖСК Сходня-1» по следующим основаниям:

В соответствии со ст.12 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

Согласно ст. 4 Федерального закона РФ «Об охране окружающей среды» объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются, в том числе земли, недра, почвы.

В соответствии со ст. 12 Земельного кодекса РФ, земля в Российской Федерации охраняется как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Использование земель должно осуществляться способами, обеспечивающими сохранение экологических систем, способности земли быть основой осуществления хозяйственной и иных видов деятельности.

В соответствии с п.2 ст.51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, осуществляется на основании разрешения на строительство.

В соответствии со ст.51 и 55 Градостроительного кодекса РФ, разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство.

Постановлением Правительства РФ от 24.11.2005 года № 698 утверждена единая форма разрешения на строительство, заполняемая в порядке, предусмотренном Приказом Министерства регионального развития РФ от 19.10.2006 года № 120.

Полномочиями по выдаче разрешения на строительство (реконструкцию) в силу п.6 ст.51 Градостроительного кодекса Российской Федерации обладают, в том числе органы местного самоуправления.

Пунктом 1 ст.222 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил. Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом, либо за его счет.

Статьей 25 Федерального закона от 17.11.1995 года № 169-ФЗ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» предусмотрено, что лицо, виновное в строительстве или в изменении архитектурного объекта без соответствующего разрешения на строительство, обязано за свой счет осуществить снос (полную разборку) самовольной постройки или привести архитектурный объект и земельный участок в первоначальное состояние.

Самовольное строительство представляет собой правонарушение, которое состоит в нарушении норм земельного законодательства, регулирующего предоставление земельного участка под строительство, либо градостроительных норм, регулирующих проектирование и строительство. Поэтому лицо, осуществившее самовольную постройку, не является законным владельцем.

Вводя правовое регулирование самовольной постройки, законодатель закрепил п.1 ст.222 Гражданского кодекса Российской Федерации три признака самовольной постройки, а именно: постройка должна быть возведена либо на земельном участке, не отведенном для этих целей в установленном законом порядке, либо без получения необходимых разрешений, либо с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил (причем для определения ее таковой достаточно наличия хотя бы одного из этих признаков), и установил п.2 той же статьи последствия, то есть санкцию за данное правонарушение в виде отказа признания права собственности за застройщиком и сноса самовольной постройки осуществившим ее лицом либо за его счет.

По буквальному смыслу указанной нормы, содержащаяся в ней санкция может быть применена, если доказана вина в осуществлении самовольной постройки. Осуществление самовольной постройки является виновным действием, доказательством совершения которого служит установление хотя бы одного из трех условий, указанных в пункте 1 ст.222 Гражданского кодека РФ. Данная правовая позиция выражена Конституционным Судом Российской Федерации в Определении от 03.07.2007 года № 595-О-П.

В соответствии со ст.56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, то есть обязанности по доказыванию распределяются между сторонами на основании общего правила.

Гражданско-процессуальный кодекс РФ предусматривает, что статья 56 рассматривается в контексте п.3 ст.123 Конституции РФ и ст.12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон.

Согласно п.30 Постановления Пленума ВС РФ №10 и пленума ВАС РФ №22 от 29.04.2010г. «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» в соответствии со статьей 130 ГК РФ, объекты незавершенного строительства отнесены законом к недвижимому имуществу. Исходя из пункта 1 статьи 222 ГК РФ самовольной постройкой признается не только жилой дом, другое строение, сооружение, но и иное недвижимое имущество. Следовательно, объект незавершенного строительства как недвижимое имущество также может признаваться самовольной постройкой. На объект незавершенного строительства как на самовольную постройку может быть признано право собственности при наличии оснований, установленных статьей 222 ГК РФ.

Согласно материалам дела, в настоящее время собственником земельного участка по адресу: <адрес> является ПК «ЖСК Сходня-1», который приобрел земельный участок на основании договора купли-продажи от /дата/, заключенного между Клименковым Д.В. и ПК «ЖСК Сходня-1». Ранее спорный земельный участок принадлежал на праве собственности Клименкову Д.В., также на указанном земельном участке находился дом, снесенный Клименковым Д.В. Факт того, что на спорном земельном участке не имеется дома инвен.№... площадью ... кв.м., подтверждается материалами гражданского дела и выпиской из ЕГРП.

Как установлено, с /дата/ года на земельном участке по адресу: <адрес> Клименков Д.В. стал возводить без разрешения соответствующих органов и без согласования проекта, многоэтажный и многоквартирный жилой дом. С момента создания ПК «ЖСК Сходня-1» и приобретения в собственность спорного земельного участка строительство дома продолжил ПК «ЖСК Сходня-1», что подтвердили в судебном заседании представитель ПК «ЖСК Сходня-1» и Клименков Д.В.

Согласно техническому паспорту, спорный дом инвен.№... является многоквартирным, состоит из подвала, трех этажей и мансарды. При этом мансарда, согласно техническому паспорту, также имеет 1 этаж, в связи с чем суд приходит к выводу, что дом является четырехэтажным, что также подтверждается фотографиями, приобщенными к материалам дела. Дом имеет общую площадь ... кв.м., из которой жилая площадь составляет ... (с учетом лоджий и балконов) кв.м. Дом состоит из 35 квартир.

Суд отмечает, что вновь возводимому жилому дому присвоен инвентарный номер ... ранее расположенного на земельном участке и снесенного дома.

Химкинской городской прокуратурой проведена проверка в отношении объекта строительства, расположенного по адресу: <адрес>. В ходе проведения проверки /дата/ установлено, что собственником земельного участка общей площадью ... кв.м. с кадастровым номером ... по адресу: <адрес> Клименковым Д.В. (свидетельство о государственной регистрации права от /дата/) проводится строительство многоквартирного дома без соответствующего разрешения. Земельный участок имеет категорию земель: земли населенных пунктов, для целей индивидуального жилищного строительства. Проведенной /дата/ проверкой установлено, что на указанном земельном участке выполнены работы по монтажу несущих и ограждающих конструкций мансарды и 3-х этажей жилого дома, размером предположительно 17м. на 43 м. Также установлено, что данное сооружение имеет подземный этаж высотой 2 м 40 см. Строительство осуществляется в отсутствие разрешения на строительство, о чем составлен соответствующий Акт.

Согласно протоколу рабочего совещания с застройщиками мкр.Сходня от /дата/ Администрация г.о.Химки обязала Клименкова Д.В. прекратить строительство дома по адресу: <адрес>.

Согласно градостроительному плану спорного земельного участка подготовленному МП «АПУ-Химки», строящийся многоквартирный дом располагается в 5 метрах от границ земельного участка.

Акт от /дата/ составленный сотрудниками Администрации г.о.Химки подтверждает, что на земельном участке по адресу: <адрес> выявлен факт проведения строительных работ. Владелец Клименков Д.В. проектную и разрешительную документацию не предъявил. Проведена прокладка водопровода за пределами земельного участка без разрешительной документации (т.1 л.д.25).

Суд считает, что одним из обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения спора, является определение статуса дома как многоквартирного или индивидуального.

Понятие многоквартирного дома Жилищным кодексом Российской Федерации не определено. При этом признаки многоквартирного дома содержатся в п. 6 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 N 47. Постановление в целом регулирует вопросы признания многоквартирного дома аварийным, одновременно устанавливая признаки многоквартирного дома как такового, а именно, что многоквартирным домом признается совокупность двух и более квартир, имеющих самостоятельные выходы либо на земельный участок, прилегающий к жилому дому, либо в помещения общего пользования в таком доме.

Из технического отчета №... от /дата/. следует, что на момент обследования в здании велись отделочные работы, устройство лестниц на мансардный этаж, монтаж систем инженерных коммуникаций, устройство вертикальной планировки. В результате обследования здания установлено, что основные строительные конструкции находятся в работоспособном состоянии. Дефектов снижающих эксплуатационную пригодность конструкций, не обнаружено.

Из отчета следует, что в настоящее время жилой дом является объектом незавершенного строительства.

Как следует из технического паспорта спорного домовладения, в доме имеются помещения общего пользования, что является одним из признаков, позволяющих отнести спорное строение к многоквартирному жилому дому. Кроме того, из представленного технического паспорта также усматривается наличие тридцати пяти квартир. Из пояснений ответчика следует, что дом возводится как многоквартирный.

Оценив указанные обстоятельства в их совокупности и взаимосвязи, суд приходит к выводу, что ответчиком по адресу: <адрес> осуществлено строительство многоквартирного жилого дома с тридцатью пятью квартирами.

Таким образом, поскольку ответчиками осуществлено возведение многоквартирного жилого дома, то при его строительстве должны в полной мере соблюдаться требования архитектурного и градостроительного законодательства.

В силу статьи 2 Градостроительного кодекса РФ, градостроительная деятельность должна осуществляться с соблюдением требований технических регламентов, безопасности территорий, инженерно-технических требований, требований гражданской обороны, обеспечением предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, принятием мер по противодействию террористическим актам, соблюдением требований охраны окружающей среды и экологической безопасности, сохранением объектов культурного наследия и особо охраняемых природных территорий.

Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 26 совместного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации ... от /дата/ суду, необходимо установить, предпринимало ли лицо, создавшее самовольную постройку, надлежащие меры к ее легализации, в частности, к получению разрешения на строительство и/или акта ввода объекта в эксплуатацию.

Как следует из материалов дела, и не оспаривалось ответчиком, Клименков Д.В. за получением разрешения на строительство и согласования проекта до подачи Администрацией г.о.Химки МО и прокурором исков в суд не обращался.

Администрация г.о.Химки также подтверждает, что разрешительная документация на строительство жилого дома отсутствует.

Суд считает, что в целях полного и всестороннего установления фактических обстоятельств, имеющих существенное значения для разрешения дела необходимо дать оценку спору с учетом целевого назначения земли и ст. 42 ЗК РФ.

В соответствии с подпунктом 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации, одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 40 Земельного кодекса РФ, собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

В соответствии со ст. 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.

Земельный участок может быть использован собственниками земельных участков и землепользователями только в соответствии с установленным назначением. Собственники земельных участков и землепользователи не имеют права самовольно изменять целевое назначение земельного участка.

Как следует из материалов дела, ответчик является собственником земельного участка общей площадью ... кв.м. <адрес>. Категория земли данного участка - «земли поселений», разрешенное использование - «для индивидуального жилищного строительства».

Однако, в ходе судебного разбирательства установлено, что ответчиком осуществлено строение многоквартирного жилого дома. Таким образом, многоквартирный жилой дом, создан ответчиком на земельном участке, не отведенном для этих целей, что в силу ст.222 ГК РФ является основанием для признания спорного строения самовольной постройкой.

На основании ч. 3 ст. 37 Градостроительного кодекса РФ изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.

В свою очередь, изменение градостроительного регламента является основанием для внесения изменений в правила землепользования и застройки. Внесение изменений в правила землепользования и застройки осуществляется а порядке, предусмотренном ст. ст. 31 и 32 Градостроительного кодекса РФ, устанавливающими обязательность согласительных процедур с представительным органом местного самоуправления.

Доказательств изменения вида разрешенного использования в порядке, предусмотренном законодательством, ответчиком в материалы дела не представлено.

Учитывая признание иска ответчиком в части того, что строение, возводимое ПК «ЖСК Сходня-1», является самовольной постройкой и учитывая материалы дела, суд признает недостроенное многоэтажное здание по адресу: <адрес> самовольной постройкой.

В соответствии с ч. 3 ст. 222 ГК и ст. 3 ГПК РФ, право собственности на самовольную постройку не может быть признано за лицами, осуществляющими самовольную постройку, если сохранение постройки нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц либо создает угрозу жизни и здоровью граждан

Иск о сносе предъявляется, в частности, с целью пресечения нарушения конституционных прав человека и гражданина, например права на благоприятную окружающую среду (статья 42 Конституции Российской Федерации), устранения существующей угрозы жизни и здоровью граждан (пункт 3 статьи 222 ГК РФ), а также приведения застройки в соответствие с получившими признание в законе требованиями обеспечения предупреждения чрезвычайных ситуаций, требованиями сохранения особо охраняемых природных территорий и т.п. Предъявление иска о сносе самовольной постройки может быть не связано с нарушением гражданского права конкретного лица, а с устранением постоянной угрозы, которую создает сохранение постройки.

В материалах дела не имеется доказательств, что у ответчика существуют технические условия на подключение многоквартирного дома к электричеству, воде, канализации и к газу, так как ранее к ним был подключен индивидуальный жилой дом. Акт ... от /дата/ о технологическом присоединении подтверждает, что мощность предоставляемой электроэнергии 15кВт, что хватает лишь для частного жилищного дома. Согласно ответу ОАО «Химкинская электросеть» от /дата/ техничнские условия на подключение дома по адресу: <адрес> были выданы ФИО для подключения частного жилого дома. Для снабжения многоквартирного жилого дома мощностью 15кВт недостаточно.

Из ответа МП «Химкинская теплосеть» от /дата/ следует, что технические условия для присоединения к муниципальным сетям теплоснабжения дома по адресу: <адрес> не выдавались.

Из ответа ОАО «Химкинский водоканал» от /дата/ следует, что по адресу: <адрес> коммунальным сетям водопровода и канализации был подключен частный дом ФИО, запрос о выдачи ТУ на подключение объекта капитального строительства – многоквартирного дома по данному адресу не поступал.

Из содержания пункта 1 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ усматривается, что разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных Кодексом.

Согласно ч. 2 указанной статьи, строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, осуществляется на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

Согласно статье 2 Федерального закона № 169-ФЗ от 17.11.1995 г. "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации", разрешение на строительство - основание для реализации архитектурного проекта, выдаваемое заказчику (застройщику) органами местного самоуправления городских округов, городских и сельских поселений, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга в целях контроля за выполнением градостроительных нормативов, требований утвержденной градостроительной документации, а также в целях предотвращения причинения вреда окружающей природной среде.

Согласно пп. 4 п. 7 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ, для получения разрешения на строительство вместе с заявлением представляется положительное заключение государственной экспертизы по проекту строительства в случаях, предусмотренных ст. 49 Кодекса, положительное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 6 статьи 49 настоящего Кодекса.

В соответствии с п. 1 ст. 49 Градостроительного кодекса РФ проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполняемых для подготовки такой проектной документации, подлежат государственной экспертизе, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

Согласно пунктам 4, 5 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, государственная экспертиза не проводится в отношении проектной документации следующих объектов капитального строительства:

- отдельно стоящие объекты капитального строительства с количеством этажей не более чем два, общая площадь которых составляет не более чем 1500 квадратных метров и которые не предназначены для проживания граждан и осуществления производственной деятельности, за исключением объектов, которые в соответствии со статьей 48.1 Кодекса являются особо опасными, технически сложными или уникальными объектами;

- отдельно стоящие объекты капитального строительства с количеством этажей не более чем два, общая площадь которых составляет не более чем 1500 квадратных метров, которые предназначены для осуществления производственной деятельности и для которых не требуется установление санитарно-защитных зон или для которых в пределах границ земельных участков, на которых расположены такие объекты, установлены санитарно-защитные зоны или требуется установление таких зон, за исключением объектов, которые в соответствии со статьей 48.1 Кодекса являются особо опасными, технически сложными или уникальными объектами.

Понятие "производственная деятельность" приведено в абзаце девятом статьи 209 Трудового кодекса Российской Федерации, согласно которому производственная деятельность - совокупность действий работников с применением средств труда, необходимых для превращения ресурсов в готовую продукцию, включающих в себя производство и переработку различных видов сырья, строительство, оказание различных видов услуг.

На основании ч. 6 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ разрешение на строительство выдается уполномоченными федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.

В соответствии с ч. 11 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения: 1) проводят проверку наличия документом, прилагаемых к заявлению, 2) проводят проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям градостроительного плана земельного участка, красным линиям. В случае выдачи лицу разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции проводится проверка проектной документации или указанной схемы планировочной организации земельного участка на соответствие требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства реконструкции, 3) выдают разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.

Исчерпывающий перечень документов, прилагаемых к заявлению о выдаче разрешения на строительство, содержится в ч. 7 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ.

В соответствии с частью 13 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ, уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления отказывают в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка, а также требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции.

Суд считает, что для признания права собственности на дом тот должен был пройти государственную экспертизу, предусмотренную ст.51 Градостроительного кодекса РФ, так как дом имеет площадь более 1500 кв.м. и имеет высоту с мансардой более 3 этажей и в данном случае государственная экспертиза обязательна, и строительно-техническая экспертиза о нарушении санитарных и строительных норм, о которой ходатайствовал кооператив, не может являться основанием к удовлетворению исковых требований ПК «ЖСК Сходня-1», так как заключение эксперта в данном случае не может подменить государственную экспертизу.

Оценив указанные обстоятельства в совокупности и взаимосвязи по правилам ст.67 ГПК РФ, установив отсутствие у ответчиков утвержденной проектной документации, разрешений на строительство и факт возведения объекта с нарушением градостроительных, санитарных, пожарных норм и правил, суд приходит к выводу о нарушении возведенным объектом прав и охраняемых законом интересов третьих лиц, в том числе и неопределенного круга лиц, которые проживают рядом с возведенным домом, а также создании угрозы жизни и здоровью граждан, которые могут проживать в спорном строении.

В соответствии с частью 1 статьи 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В качестве доказательств соответствия спорного объекта требованиям Градостроительного кодекса Российской Федерации, Федерального закона "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации" и иным законодательным актам в области строительства ответчиком в суд не представлено доказательств ненарушения возведением спорного строения прав и законных интересов третьих лиц.

Из совокупного толкования статей 1, 2, 6, 7, 8, 32, 34 Федерального закона Российской Федерации "О техническом регулировании", следует, что обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования, в том числе зданиям, строениям и сооружениям, устанавливаются техническими регламентами, принятыми федеральными законами и подзаконными нормативными актами.

Технические регламенты принимаются в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц. государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений, предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей. Технические регламенты с учетом степени риска причинения вреда устанавливают минимально необходимые требования, обеспечивающие, в том числе, взрывобезопасность, механическую безопасность, пожарную безопасность, промышленную безопасность, термическую безопасность: электрическую безопасность.

Проверка соблюдения требований технических регламентов, предъявляемых к объекту, а также оценка рисков вероятности причинения вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью окружающих, осуществляется уполномоченными на проведение государственного контроля (надзора) за соблюдением технических регламентов органами исполнительной власти Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, подведомственными им государственными учреждениями.

Судом установлено, что ООО «Промэкс», выдавшее технический отчет по результатам обследования спорного самовольно возводимого объекта, не является уполномоченным государственным органом на проведение государственного контроля. Приложенная к отчету копия выданной лицензии свидетельствует лишь о том, что данная организация вправе осуществлять проведение экспертизы проектной документации на разработку, строительство, расширение, реконструкцию, техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию опасного производственного объекта; проведение экспертизы технически устройств, применяемых на опасном производственном объекте, проведение экспертизы зданий и сооружения на опасном производственном объекте. Между тем спорный дом не является опасным производственным объектом. При таких обстоятельствах суд критически оценивает представленный ответчиком технический отчет о состоянии дома, при этом в отчете ни чего не говорит о соответствии строительства архитектурным, противопожарным, санитарно-бытовым, градостроительным нормам и об отсутствии угрозы жизни и здоровью граждан. Суд отмечает, что у ответчика было достаточно времени для сбора доказательств и предоставления их в суд. При этом суд учитывает, что Клименковым Д.В., являющимся председателем и учредителем ПК «ЖСК Сходня-1», строительные работы проводятся в период рассмотрения данного гражданского дела.

Заключение уполномоченного о органа архитектурно-строительного надзора о соответствии самовольной постройки градостроительным, строительным нормам и правилам, а также техническим условиям и градостроительным регламентам, в том числе на предмет безопасности с точки зрения надежности конструкций объекта, исключающих возможность её обрушения, возгорания, иного негативного техногенного проявления при обычной эксплуатации и в возможных аварийных и стихийных ситуациях, ответчик суду не представил.

Суд считает, что право на самовольную постройку, осуществленную лицом на принадлежащем ему земельном участке, может быть признано судом в том случае, если лицо имеет право на земельный участок и им соблюдено целевое назначение этого земельного участка, если сохранение самовольной постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан, а также, если лицом соблюдены установленные градостроительные, строительные, экологические, санитарно-гигиенические, противопожарные и иные правила и нормативы

При несоблюдении указанных требований к самовольной постройке применяются последствия, предусмотренные пунктом 2 статьи 222 ГК РФ, то есть снос строения.

Из анализа данного разъяснения усматривается, что требование о сносе самовольной постройки не может быть удовлетворено, если самовольная постройка осуществлена на принадлежащем лицу земельном участке. При этом необходимо одновременное соблюдение целого ряда дополнительных условий, а именно:

лицо имеет право на земельный участок и им соблюдено целевое назначение этого земельного участка;

сохранение самовольной постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан;

лицом соблюдены установленные градостроительные, строительные, экологические, санитарно-гигиенические, противопожарные и иные правила и нормативы.

Несоблюдение хотя бы одного из этих условий влечет за собой невозможность сохранения самовольной постройки, и дает возможность требовать ее сноса в судебном порядке.

В ходе судебного разбирательства было установлено, что спорное строение является многоквартирным жилым домом, созданным с нарушением целевого назначения, проект и здание не прошли государственную экспертизу. Кроме того, сохранение спорного строения нарушает права и охраняемые законом интересы третьих лиц и неопределенного количества лиц. Суд считает, что строение создает угрозу жизни и здоровью граждан, которые могут проживать в спорном доме, так как именно ответчик возводя без разрешения жилой дом должен подтвердить, что строение не угрожает жизни и здоровью указанных граждан, что не было сделано ответчиком.

При таких обстоятельствах у суда отсутствуют правовые основания для сохранения самовольно возведенного строения, расположенного по адресу: <адрес>

С учетом установленных статьей 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации основных принципов законодательства о градостроительной деятельности суд приходит к выводу, что сохранение самовольной постройки, о сносе которой заявлен иск, приведет к нарушению законных интересов территориальных органов исполнительной власти (Администрации г.о.Химки) в публично-правовой сфере.

Учитывая вышеизложенное, суд считает требования о сносе строения обоснованными и подлежащими удовлетворению. Ответчик не представили суду никаких доказательств, как того требует ст.56 ГПК РФ, при этом суд учитывает длительность слушания дела с апреля по /дата/ года. При этом не представлено доказательств того, что созданный объект недвижимости не представляет собой угрозы жизни и здоровья для окружающих, окружающей среды.

При вынесении решения суд учитывает, что квартиры в спорном доме не реализованы третьим лицам и будут реализовываться членам ПК «ЖСК Сходня-1» лишь после оформления ПК «ЖСК Сходня-1» квартир в свою собственность. Представитель ответчика и Клименков Д.В. в судебном заседании подтвердили, что квартиры не реализовывались третьим лицам, доказательств реализации квартир третьим лицам в суд не представлено, в связи с чем права и законные интересы третьих лиц, которые могли приобрести квартиры у ответчика и Клименкова Д.В. сносом дома, не нарушены. В случае реализации квартир третьим лицам последние имеют право обратиться к ПК «ЖСК Сходня-1» или Клименкову Д.В. о возврате денежных средств.

Суд считает, что снести строение обязан ПК «ЖСК Сходня-1», так как именно на земельном участке, принадлежащем кооперативу, распложен спорный дом, и кооператив продолжает достраивать дом. Клименков Д.В. в судебном заседании пояснил, что в настоящее время он не имеет никаких прав на строительство дома. В данном случае возложить обязанность о сносе дома возможно лишь на то лицо, которое является собственником земельного участка, которое обязано отвечать за строительство, производимое на земельном участке. Доказательств того, что дом возводился товариществом о котором упоминал Клименков Д.В., не имеется, в связи с чем к привлечению к участию в деле товарищества правовых оснований не имелось, тем более товарищество официально не зарегистрировано. Из пояснений Клименкова Д.В. и представителя ответчика следует, что первоначально дом возводился на денежные средства граждан, впоследствии ставшими учредителями ПК «ЖСК Сходня-1», в связи с чем права и законные интересы данных лиц в судебном заседании не нарушены, так как к участию в деле привлечен ПК «ЖСК Сходня-1».

В части установления срока сноса самовольного строения суд, считает необходимым представить ответчику для сноса строения срок в 90 дней, в течение которого после вступления в законную силу решения суда необходимо снести самовольное строение.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л

Удовлетворить частично исковое заявление Химкинского городского прокурора, заявленного в интересах неопределенного круга лиц и исковое заявление Администрации г.о.Химки МО к Потребительскому кооперативу «ЖСК Сходня-1» о признании строения самовольной постройкой и сносе самовольного строения.

Признать строение, возводимое Потребительским кооперативом «ЖСК Сходня-1» на земельном участке по адресу: <адрес> (инвентарный номер БТИ ...) самовольной постройкой.

Обязать Потребительский кооператив «ЖСК Сходня-1» за свой счет и своими силами снести самовольную постройку, расположенную по адресу: <адрес> (инвентарный номер БТИ ...) в течение 90 дней с момента вступления в законную силу решения суда.

В части удовлетворения требований Химкинского городского прокурора МО о сносе строения немедленно после вступления в законную силу решения суда и в удовлетворении требования Администрации г.о.Химки МО о сносе строения в течение 30 дней отказать.

В удовлетворении встречного искового заявления Потребительского кооператива «ЖСК Сходня-1» к Администрации г.о.Химки о признании права собственности на самовольную постройку - жилой дом (инвентарный номер ...), литеры Б1, Б, общей площадью ... кв.м., жилой площадью ... кв.м. отказать.

Данное решение может быть обжаловано в Московский областной суд в течение 10 дней через Химкинский городской суд.

Судья Кучинский Е.Н.

Мотивированное решение изготовлено 12.08.2011г.

Судья Кучинский Е.Н.

-32300: transport error - HTTP status code was not 200