РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 15 сентября 2011 года г. Химки Химкинский городской суд Московской области в составе судьи Дубровина Д.Е., при секретаре Коноваловой Н.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело /номер/ по иску Галковской Е.М. к ГУ ГУПФ РФ № 5 по г. Москве и М.О. о признании права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, УСТАНОВИЛ: Истица обратилась в суд с иском к ГУ ГУПФ РФ № 5 по г. Москве и М.О. о признании права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, указывая, что Главным Управлением ПФР № 5 по Москве и Московской области ей было отказано в удовлетворении заявления о досрочном назначении трудовой пенсии, в зачет ее работы не были приняты периоды работы в ГОУ /данные изъяты/ в должности /данные изъяты/ с /дата/ по /дата/, поскольку данная должность не предусмотрена Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, а также период курсов повышения квалификации с /дата/ по /дата/ Данный отказ истица считает незаконным, т.к. комиссией неправомерно не были засчитаны в специальный стаж указанные период ее работы, поскольку учреждение /данные изъяты/ является образовательным учреждением и в период работы в должности /данные изъяты/ осуществляла педагогическую деятельность в государственном учреждении для детей, в связи с чем указанные периоды ее работы в соответствии со Списком засчитываются в стаж для назначения досрочно пенсии указанное обстоятельство было подтверждено ей при обращении в ГУ ГУПФ РФ № 5 по г. Москве и М.О., истица просила засчитать ей в стаж указанные периоды дающие право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости и назначить ей пенсию с момента обращения. Истица в судебное заседание явилась, требования поддержала. Представитель ГУ ГУПФ РФ № 5 по г. Москве и М.О. в судебное заседание явился, просил в иске отказать. Суд, выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему. Статьей 7 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусмотрено, что право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. В соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 27 Закона РФ от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» досрочное назначение трудовой пенсии по старости производится независимо от возраста лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста. Согласно п. 2 ст. 27 Закона РФ от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых назначается трудовая пенсия, предусмотренная пунктом 1 указанной статьи, Правила исчисления периодов работы и назначения трудовых пенсий утверждаются Правительством РФ. «Списком работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781, а также в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781 которым был утвержден «Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 ст. 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», занимаемая ранее истицей должность /данные изъяты/ образовательного учреждения также входит в этот перечень. Положения ст. 6 (ч. 2), ст. 15 (ч. 4), ст. 17 (ч. 1), ст. ст. 18, 19 и 55 (ч. 1) Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано. Как следует из материалов дела, на основании приказа департамента образования от 24.06.2005г. № 339 было утверждено «Положение об организации экспериментальной и инновационной деятельности в системе образования г. Москвы». В соответствии с указанным положением образовательные учреждения, которые входят в состав городских экспериментальных площадок, руководствуются Законом РФ «Об образовании», Федеральным законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», законом города Москвы «О развитии образования в городе Москва, Законом города Москвы «О начальном и среднем профессиональном образовании в городе Москве», Положением об организации экспериментальной и инновационной деятельности в системе образования города Москвы и иными нормативными правовыми актами, регламентирующими деятельность образовательных учреждений в условиях экспериментальной и инновационной деятельности. На основании приказа Департамента образования города Москвы от 24.06.2005г. №339 «Об утверждении Положения об организации экспериментальной и инновационной деятельности в системе образования города Москвы» и Положения об организации экспериментальной и инновационной деятельности в системе образования города Москвы в школе, где работает истица, была введена, согласно штатному расписанию, /данные изъяты/ для организации экспериментальной деятельности. Истицей осуществлялся данный вид деятельности в период с /дата/ по /дата/ согласно должностным инструкциям /данные изъяты/ (/номер/), связанный с организацией учебно-воспитательного процесса в условия экспериментальной работы. Концепция и программа ГЭП-1 «Разработка модели межведомственных взаимодействий для практической реализации образовательных и воспитательных аспектов современного экологического образования» предполагала, что объектом исследования является экологическое образование в условиях дошкольного, полного общего среднего и дополнительного образования (стр. /номер/ Сутью эксперимента являлась разработка программного обеспечения практических взаимодействий образовательных и природоохранных учреждений, направленных на формирование эко-центрического мировоззрения. Разработка межведомственной программы экологического образования обеспечивала расширение границ образовательной среды. Для детей, по каким либо причинам не готовым к участию в учебных исследованиях, были расширены возможности практического участия в природоохранных, культурно-массовых и других мероприятиях, формирующих эко-центрическую жизненную позицию (стр./номер/ Направления экспериментальной работы (стр./номер/ включали в себя: анализ научной и методической литературы в области современной биополитики, формирования био-(эко-)центрической парадигмы, интегративной биологии, современной практики развития образовательных сред, исследовательской, проектной, волонтерской и других форм практической деятельности учащихся; практическое проектирование комплексного экологического образования и воспитания, основанного на реализации возможностей исследовательских педагогических технологий, волонтерских, художественно-эстетических и иных форм деятельности, в условиях взаимодействия образовательных и природоохранных учреждений; разработка и адаптация методик диагностики уровня развития биоцентрического сознания обучающихся. Формы организации работы с детьми использовались следующие (стр./номер/ реализация выездов и экспедиций как форм практической организации исследовательской, проектной, волонтерской, художественно-эстетической деятельности. Выполнение индивидуальных и групповых творческих работ различного характера. Выполнение учебно-исследовательских работ на территории ООПТ (особо охраняемые природные территории) Москвы, заповедников, с предоставлением отчетов в научно-просветительские отделы соответствующих природоохранных организаций. Проведение конференций учебно-исследовательских работ школьников, как форм презентации результатов проведенных исследований. Проведение конкурсов экологической фотографии (рисунка, сочинения и т.п.) как форм презентации результатов художественно-эстетического направления экологического воспитания. Факт занятости истицы в указанный период осуществлением педагогической деятельности в государственном учреждении для детей подтверждается: копией трудовой книжки, приказом от /дата/ в соответствии с которым истица была переведена на должность /данные изъяты/ с /дата/ по /данные изъяты/, также на основании Приказа /номер/ от /дата/ личного состава п. 28 «О педагогической учебной нагрузке», ей была определена учебная нагрузка /данные изъяты/. На основании приказа Департамента образования города Москвы от 24.06.2005г. № 339 «Об утверждении Положения об организации экспериментальной и инновационной деятельности в системе образования города Москвы» истицей осуществлялся педагогический вид деятельности в период с /дата/ по /дата/ согласно должностным инструкциям /данные изъяты/ (/номер/), связанный с организацией учебно-воспитательного процесса. В связи с сокращением штатной единицы /данные изъяты/ истица была переведена на должность /данные изъяты/ с /дата/. Согласно справки ГОУ /данные изъяты/ от /дата/ /номер/ истица в период с /дата/ по /дата/ являясь /данные изъяты/), осуществляла педагогическую деятельность в рамках городской экспериментальной площадки «Разработка модели межведомственных взаимодействий для практической реализации образовательных и воспитательных аспектов современного экологического образования». Формы организации работы с детьми использовались следующие: реализация выездов и экспедиций как форм практической организации исследовательской, проектной, художественно-эстетической деятельности; выполнение индивидуальных и групповых творческих работ различного характера; выполнение учебно-исследовательских работ на территории ООПТ (особо охраняемые природные территории) Москвы, заповедников; проведение конференций учебно-исследовательских работ школьников, как форм презентации результатов проведенных исследований; проведение конкурсов экологической фотографии (рисунка, сочинения и т.п.) как форм презентации результатов художественно-эстетического направления экологического воспитания. Вышеизложенное подтверждается грамотами, полученными истицей за подготовку детей к различным конкурсам в период с /дата/ по /дата/ Согласно Постановлению Конституционного суда от 03.06.2004 года № 11-П, форма собственности как таковая не может служить достаточным основанием для дифференциации условий назначения трудовых пенсий по старости лицам, работающим в учреждениях в одних и тех же по своим функциональным обязанностям должностях и по одним и тем же профессиям. Таким образом, суд приходит к выводу, что истица в период с /дата/ по /дата/ работая в /данные изъяты/ в должности /данные изъяты/ осуществляла педагогическую деятельность в государственном учреждении для детей, в связи с чем вышеуказанные периоды работы подлежат включению в специальный трудовой стаж истицы необходимый для назначения досрочной трудовой пенсии. В соответствии с разъяснениями, содержащимися в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 2005 г. № 25 "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии", в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (пункт 1 статьи 27 и подпункты 7 - 13 пункта 1 статьи 28 названного Закона), периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.). Из подпункта 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», не следует, что право граждан указанной категории на досрочное назначение трудовой пенсии по старости может быть поставлено в зависимость от того, предусмотрены ли действующими Списками или перестали считаться таковыми те должности, которые в период их выполнения гражданином относились, согласно действовавшим нормативным правовым актам, к должностям, работа на которых ранее засчитывалась в стаж, дающий право на пенсию, назначаемую при пониженном пенсионном возрасте. Истолкование перечисленных норм как позволяющих не включать время выполнения указанной работы в специальный стаж на том основании, что эти работы не предусмотрены Списком работ, профессий и должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, не только противоречило бы их действительному смыслу и предназначению, но и создавало бы неравенство при реализации права на досрочное назначение трудовой пенсии, что, по мнению суда недопустимо с точки зрения требований части 1 и 2 статьи 19 Конституции РФ, а также приводило бы к неправомерному ограничению права граждан на социальное обеспечение предусмотренного частью 1 статьи 39 Конституции РФ. Учитывая изложенное, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований в части включения в подсчет специального стажа периодов работы истицы в /данные изъяты/ в должности /данные изъяты/ с /дата/ по /дата/ Отказывая в иске в части включения в специальный стаж периодов с /дата/ по /дата/ и назначении досрочной трудовой пенсии по старости суд исходит из того, что в указанный период истица не осуществляла педагогическую деятельность, а поэтому отсутствия у истицы на момент обращения за назначением пенсии необходимого стажа для назначения досрочной пенсии, в связи с чем оснований для удовлетворения иска в этой части не имеется. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд, РЕШИЛ: Обязать Главное управление ПФ РФ № 5 по г. Москве и Московской области засчитать Галковской Е.М. в специальный стаж период работы в /данные изъяты/ в должности /данные изъяты/ с /дата/ по /дата/ В удовлетворении исковых требований в части включения в специальный стаж периодов с /дата/ по /дата/ и назначении пенсии отказать. Решение может быть обжаловано в Московский областной суд в течение 10 дней. Федеральный судья: