РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 23 августа 2011 года г. Химки Химкинский городской суд Московской области в составе судьи Дубровина Д.Е., при секретаре Жупановой Т.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-3349/11 по иску Решетинского В.И. к Военному комиссариату Московской области о доиндексации ежемесячных сумм возмещения вреда здоровью, взыскании недополученной в счет возмещения вреда здоровью денежной суммы, взыскании компенсации морального вреда, УСТАНОВИЛ: Истец обратился в суд с иском к Военному комиссариату Московской области о доиндексации ежемесячных сумм возмещения вреда здоровью, взыскании недополученной в счет возмещения вреда здоровью денежной суммы, взыскании компенсации морального вреда, указывая, что является инвалидом - чернобыльцем, получателем сумм в возмещение вреда здоровью, причиненного при ликвидации катастрофы на ЧАЭС с ДД.ММ.ГГГГ, согласно Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в ред. Закона РФ от 24.11.1995г. № 179-ФЗ). Решением Химкинского городского суда Московской области от ДД.ММ.ГГГГ на ответчика возложена обязанность выплачивать истцу с ДД.ММ.ГГГГ ежемесячные суммы возмещения вреда здоровью в размере ... коп., Законом РФ № 31-ФЗ от 26.04.2004 г. вступившем в силу с 29.04.2004 г. внесены изменения в ст. 5 специального (базового) Закона РФ от 18.06.1992 г. № 3061-1 и в ст.2 Закона РФ № 5-ФЗ от 12.02.2001 г. установлен новый способ правового регулирования, индексации сумм возмещения вреда - исходя из уровня инфляции, установленного федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством РФ, эта величина составляет 1,065, однако ответчик не производит индексацию суммы возмещения вреда здоровью. С учетом указанных обстоятельств истец просил обязать Военный комиссариат Московской области выплачивать истцу ежемесячно, начиная с ДД.ММ.ГГГГ в счет возмещения вреда, причиненного здоровью, денежную компенсацию в размере 53.986 руб. 67 коп. с последующей индексацией исходя из уровня инфляции, устанавливаемого Законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке определяемом Правительством РФ, без каких-либо ограничений. Взыскать единовременно с Военного комиссариата Московской области в пользу истца, недополученную денежную сумму в счет возмещения вреда здоровью за январь-июль 2011г. в размере ... коп., а также взыскать компенсацию морального вреда. Истец в судебное заседание явился, требования поддержал. Представитель ответчика в судебное заседание явился, в иске просил отказать. Суд, выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему. Как следует из материалов дела, истец является инвалидом - чернобыльцем, получателем сумм в возмещение вреда здоровью, причиненного при ликвидации катастрофы на ЧАЭС с ДД.ММ.ГГГГ, согласно Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в ред. Закона РФ от 24.11.1995г. № 179-ФЗ). В соответствии с п. 2 постановления Конституционного Суда РФ от 19.06.2002 N 11-П "По делу о проверке конституционности ряда положений Закона Российской Федерации от 18 июня 1992 года "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакциях от 24 ноября 1995 года и от 12 февраля 2001 года), Федеральных законов от 12 февраля 2001 года "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", от 19 июня 2000 года "О минимальном размере оплаты труда" и от 7 августа 2000 года "О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации" в связи с запросами Верховного Суда Российской Федерации и Октябрьского районного суда города Краснодара, жалобами граждан и общественных организаций чернобыльцев" из статей 1, 2 и 7 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями 42 и 53 вытекает, что признание и обеспечение права на возмещение вреда здоровью, являющемуся для каждого неотчуждаемым благом, - конституционная обязанность Российской Федерации как социального правового государства. Сам факт причинения вреда здоровью граждан, которые оказались в зоне влияния радиационного излучения и других неблагоприятных факторов, возникших вследствие чернобыльской катастрофы, обусловливает возникновение конституционно - правовых отношений по поводу возмещения вреда между государством, с деятельностью которого в сфере ядерной энергетики было связано причинение вреда, и гражданами (такая правовая позиция выражена Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 1 декабря 1997 года). В рамках правового регулирования этих отношений гражданам гарантируется предоставление денежных и иных материальных компенсаций и льгот за вред, причиненный их здоровью вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также за риск радиационного вреда вследствие проживания и работы на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, превышающему допустимые уровни (часть первая статьи 3 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" в первоначальной редакции). В силу статьи 71 (пункт "в") Конституции Российской Федерации государство обязано регулировать и защищать права и свободы человека и гражданина, что требует от федерального законодателя использования эффективных правовых механизмов возмещения вреда здоровью в условиях инфляции и роста цен. Предусмотренные базовым Законом процедуры назначения и определения размера компенсационных выплат не требуют от гражданина доказывания наличия и объема причиненного его здоровью вреда, который подлежит возмещению. Вместе с тем не исключается возмещение вреда на основе норм гражданского законодательства, если гражданин обращается за защитой своих прав в судебном порядке. Возможность выплаты дополнительных сумм по судебному решению наряду с недопустимостью уменьшения уже установленного размера компенсационных выплат повышают гарантии защиты прав и законных интересов граждан, пострадавших вследствие чернобыльской катастрофы. Учитывая, что вред, причиненный чернобыльской катастрофой, является вредом реально невосполнимым и неисчисляемым, объективно затруднено, а во многих случаях невозможно полное по объему его возмещение. Но, во всяком случае, размер возмещения должен обеспечивать лицам, пострадавшим в результате этой катастрофы, такой уровень жизни, при котором - в сопоставлении с доходами граждан по стране в целом - не ставились бы под сомнение само их право на возмещение вреда и принцип уважения достоинства личности. Определяя порядок обеспечения названного права, федеральный законодатель может избирать различные способы возмещения вреда - единовременную денежную компенсацию, ежемесячные и иные компенсационные выплаты, но не вправе при этом снижать признанный государством уровень возмещения вреда. Вместе с тем все лица, здоровью которых причинен в результате одной и той же техногенной катастрофы вред, как правило, не устранимый с течением времени, имеют равное право на возмещение расходов, возникших в связи с потерей и (или) ухудшением здоровья, что влияет и на определение критериев исчисления размера денежных компенсаций. Поэтому федеральный законодатель должен исходить из конституционных принципов справедливости (статьи 1 и 7 Конституции Российской Федерации) и равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от каких-либо обстоятельств (статья 19 Конституции Российской Федерации), в том числе независимо от профессиональной принадлежности, должностного положения этих лиц и, соответственно, от уровня их заработной платы. Возмещение вреда здоровью граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, не может отождествляться с какими-либо обязательными социальными выплатами, включая выплаты по обязательному социальному страхованию, поскольку особенности такого возмещения обусловлены конституционно - правовой природой соответствующих отношений, включая их длящийся характер, чем предопределяется правовой статус указанных граждан. Принимая на себя ответственность по возмещению вреда, государство обязано руководствоваться вытекающими из статей 2, 19 и 42 Конституции Российской Федерации требованиями, в основе которых лежит признание в качестве конституционной ценности жизни и здоровья, имеющих равное, одинаковое значение для всех граждан, пострадавших в результате чернобыльской катастрофы. Решением Химкинского городского суда Московской области от ДД.ММ.ГГГГ на ответчика возложена обязанность выплачивать истцу с ДД.ММ.ГГГГ ежемесячные суммы возмещения вреда здоровью в размере ... коп. Законом РФ № 31-ФЗ от 26.04.2004 г. вступившем в силу с 29.04.2004 г. внесены изменения в ст. 5 специального (базового) Закона РФ от 18.06.1992 г. № 3061-1 и в ст.2 Закона РФ № 5-ФЗ от 12.02.2001 г. Установлен новый способ правового регулирования, индексации сумм возмещения вреда - исходя из уровня инфляции, установленного федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством РФ, эта величина составляет: на 2011 г. в соответствии с пунктом первым Постановления Правительства РФ от 21 декабря 2010 г. № 1079 - 1, 065; с ДД.ММ.ГГГГ; выплачено ответчиком: с ДД.ММ.ГГГГ, а должно быть выплачено за указанный период ... При таких обстоятельствах суд считает возможным обязать Военный комиссариат Московской области выплачивать истцу ежемесячно, начиная с ДД.ММ.ГГГГ в счет возмещения вреда, причиненного здоровью, денежную компенсацию в размере ... коп. с последующей индексацией исходя из уровня инфляции, устанавливаемого Законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке определяемом Правительством РФ, без каких-либо ограничений. Размер задолженности с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составила: ... коп. С учетом изложенного суд считает возможным взыскать единовременно с Военного комиссариата Московской области в пользу истца, недополученную денежную сумму в счет возмещения вреда здоровью за ДД.ММ.ГГГГ. в размере ... коп. В соответствии с ч. 1 ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. Согласно ст. 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования. В соответствии с ч. 1, ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Между тем, истцом не представлено доказательств, перенесенных им физических или нравственных страданий, в результате действий или бездействия со стороны ответчика, в связи с чем оснований для удовлетворения иска в этой части не имеется. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд, РЕШИЛ: Обязать Военный комиссариат Московской области выплачивать Решетинскому В.И. ежемесячно, начиная с ДД.ММ.ГГГГ в счет возмещения вреда, причиненного здоровью, денежную компенсацию в размере ... коп. с последующей индексацией исходя из уровня инфляции, устанавливаемого Законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке определяемом Правительством РФ, без каких-либо ограничений. Взыскать единовременно с Военного комиссариата Московской области в пользу Решетинского В.И. недополученную денежную сумму в счет возмещения вреда здоровью за ДД.ММ.ГГГГ. в размере ... коп. В удовлетворении исковых требований Решетинского В.И. к Военному комиссариату Московской области о взыскании компенсации морального вреда отказать. Решение может быть обжаловано в Московский областной суд в течение 10 дней. Федеральный судья: