Именем Российской Федерации г. Химки Московской области 20 октября 2011 года Химкинский городской суд Московской области в составе: судьи – Колмаковой И.Н., при секретаре – Жупановой Т.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Цветкова И.В. о признании незаконным бездействия Администрации г.о.Химки Московской области, выраженное в уклонении от исполнения обязанности, установленной прямым указанием специальных норм земельного законодательства – ст. 31 ЗК РФ, заинтересованные лица – Администрация г.о.Химки Московской области, ООО «Площадь», У С Т А Н О В И Л: Цветков И.В. обратился в Химкинский городской суд Московской области с заявлением о признании незаконным бездействия Администрации г.о.Химки Московской области, выраженное в уклонении от исполнения обязанности, установленной прямым указанием специальных норм земельного законодательства – ст. 31 ЗК РФ, ссылаясь на то, что в точном соответствии с п.1 ст.31 ЗК РФ и с учетом информации о рядом расположенном участке с кадастровым номером № принадлежащего ОАО «Мосдачтрест», он, будучи заинтересованным гражданином в предоставлении ему земельного участка для строительства, обратился с новым и самостоятельным заявлением от ДД.ММ.ГГГГ в орган местного самоуправления о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта на испрашиваемом участке. По утверждению Цветкова И.В., в своем заявлении в орган местного самоуправления он указал назначение объекта (в соответствии с зонированием, проектом генерального плана г.о.Химки, разработанного ГУП НИиПИ Генплана г.Москвы, с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования территории), предполагаемое место его размещения относительно ориентира: <адрес> с кадастровым номером №, обоснование примерного размера земельного участка площадью <данные изъяты>., проектируемые границы участка гарантированно не налагаются на земли, изъятые из оборота, а также не налагаются на участки и объекты, предоставленные третьим лицам на определенном праве. Кроме того, было указано испрашиваемое право на земельный участок: аренда на <данные изъяты> Однако, Администрация г.о.Химки Московской области, по утверждению заявителя, фактически бездействовало, уклонившись от исполнения обязанности, установленной прямым указанием закона – пунктами 2-7 ст. 31 ЗК РФ, направив заявителю письмо от ДД.ММ.ГГГГфактически информационного содержания, сообщив некоторые сведения, характеризующие территорию под участок. По мнению Цветкова И.В., из письма от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Администрация г.о.Химки не совершило и не планирует совершить ни одного из обязательных действий по обеспечению выбора земельного участка, установленных пунктами 2-7 ст. 31 ЗК РФ. Как указал заявитель, п.2 ст. 31 ЗК РФ буквально установлено, что Администрация г.о.Химки обеспечивает выбор территорий под участки на основании одного-единственного документа: заявления гражданина. П.5 ст. 31 ЗК РФ буквально установлено, что результаты выбора оформляются специальным документом – актом о выборе земельного участка, который в данном случае не составлялся, в чем, по утверждению заявителя, и выразились бездействия Администрации г.о.Химки. Допускаемое п.6 ст. 31 ЗК РФ решение об отказе в размещении объекта может быть принято только на основании полностью проведенной процедуры выбора территории под участки, и на основании «отрицательных» заключений специалистов на специальном документе – Акте выбора. То есть, по утверждению заявителя, решение об отказе в размещении объекта не может приниматься в отрыве от процедуры выбора, напротив, решение производно от результатов процедуры выбора. На основании изложенного, считая, что Администрация г.о.Химки Московской области уклоняется от исполнения обязанности, установленной прямым указанием закона – пунктами 2-7 ст. 31 ЗК РФ, заявитель просит суд: 1. Признать незаконным бездействие Администрации г.о.Химки Московской области, выраженное в уклонении от исполнения обязанности, установленной прямым указанием закона - абзацем 1 пункта 2 статьи 31 ЗК РФ - уклонение от исполнения письменного заявления Заявителя от ДД.ММ.ГГГГ и уклонения от совершения обязательных действий по обеспечению выбора земельного участка посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования с предполагаемым местом размещения (испрашиваемого Заявителем): <адрес> с кадастровым № 2. Признать незаконным бездействие Администрации г.о.Химки Московской области, выраженное в уклонении от исполнения обязанности, установленной прямым указанием закона - абзацем 2 пункта 2 статьи 31 ЗК РФ - уклонение от направления запросов в соответствующие государственные органы, органы местного самоуправления, муниципальные организации о предоставлении необходимой информации о разрешенном использовании земельного участка (испрашиваемого Заявителем) и об обеспечении этого земельного участка объектами инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, техническими условиями подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения; 3. Признать незаконным бездействие Администрации г.о.Химки Московской области, выраженное в уклонении от исполнения обязанности, установленной прямым указанием закона - абзацем 1 пункта 3 статьи 31 ЗК РФ - уклонение от информирования населения о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка для строительства (испрашиваемого Заявителем); 4. Признать незаконным бездействие Администрации г.о.Химки Московской области, выраженное в уклонении от исполнения обязанности, установленной прямым указанием закона - пунктом 5 статьи 31 ЗК РФ - уклонение от оформления (обеспечения оформления) результатов выбора земельного участка Актом о выборе земельного участка для строительства, с приложением к данному Акту утвержденной Заинтересованным лицом схемы расположения земельного участка (испрашиваемого Заявителем) на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами его - участка выбора; 5. Признать незаконным бездействие Администрации г.о.Химки Московской области, выраженное в уклонении от исполнения обязанности, установленной прямым указанием закона - пунктом 6 статьи 31 ЗК РФ - уклонение от принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающего Акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта; 6. Признать незаконным бездействие Администрации г.о.Химки Московской области, выраженное в уклонении от исполнения обязанности, установленной прямым указанием закона - пунктом 7 статьи 31 ЗК РФ - уклонение от выдачи Заявителю в семидневный срок со дня утверждения решения о предварительном согласовании места размещения объекта его-решения - копии, с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории либо об отказе в размещении объекта; 7. Обязать Администрацию г.о.Химки Московской области исполнить обязанность, установленную прямым указанием закона - абзацем 1 пункта 2 статьи 31 ЗК РФ - исполнить письменное заявления Заявителя от ДД.ММ.ГГГГ и совершить обязательные действия по обеспечению выбора земельного участка посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования с предполагаемым местом размещения (испрашиваемого Заявителем): <адрес> с кадастровым № 8. Обязать Администрацию г.о.Химки Московской области исполнить обязанность, установленную прямым указанием закона - абзацем 2 пункта 2 статьи 31 ЗК РФ - направить запросы в соответствующие государственные органы, органы местного самоуправления, муниципальные организации о предоставлении необходимой информации о разрешенном использовании земельного участка (испрашиваемого Заявителем) и об обеспечении этого земельного участка объектами инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, техническими условиями подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения; 9. Обязать Администрацию г.о.Химки Московской области исполнить обязанность, установленную прямым указанием закона - абзацем 1 пункта 3 статьи 31 ЗК РФ - информировать население о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка для строительства (испрашиваемого Заявителем); 10. Обязать Заинтересованное лицо исполнить обязанность, установленную прямым указанием закона - пунктом 5 статьи 31 ЗК РФ - результаты выбора земельного участка оформить (обеспечить оформление) Актом о выборе земельного участка для строительства, с приложением к данному Акту утвержденной Администрацией схемы расположения земельного участка (испрашиваемого Заявителем) на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами его-участка выбора; 11. Обязать Администрацию г.о.Химки Московской области исполнить обязанность, установленную прямым указанием закона - пунктом 6 статьи 31 ЗК РФ - принять решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее Акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта, с предполагаемым местом размещения (испрашиваемого Заявителем) относительно ориентира: <адрес> с кадастровым № 12. Обязать Администрацию г.о.Химки Московской области исполнить обязанность, установленную прямым указанием закона - пунктом 7 статьи 31 ЗК РФ - выдать (обеспечить выдачу) Заявителю в семидневный срок со дня утверждения решения о предварительном согласовании места размещения объекта его-решения - копию, с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории либо об отказе в размещении объекта. Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено ООО «Площадь». Заявитель в судебном заседании поддержал заявленные требования в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении. Представитель Администрации г.о.Химки Московской области в судебном заседании возражала против удовлетворения требований Цветкова И.В. в полном объеме по основаниям, изложенным в письменных возражения на заявление Цветкова И.В. Представитель ООО «Площадь» в судебном заседании возражала против удовлетворения требований заявителя. Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, изучив представленные по делу доказательства, суд приходит к выводу, что требования Цветкова И.В. не обоснованны и не подлежат удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии с ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему. Согласно ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности. Статья 258 ГПК РФ гласит, что суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод. Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в порядке ст.31 Земельного Кодекса РФ, Цветков И.В., будучи заинтересованным в предоставлении ему земельного участка для строительства, обратился с письменным заявлением в уполномоченный орган местного самоуправления о выборе земельного участка (1-го участка п.п. 1.1) и предварительном согласовании места размещения объекта на испрашиваемом участке, в Администрацию г.о.Химки Московской области. Суд отмечает, что в силу абзаца 2 пункта 10 ст.3 ФЗ №137-Ф3 «О введении в действие Земельного Кодекса РФ» Администрация городского округа является тем органом, которое обязано исполнить обязанность по заявлению Заявителя: «Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов,...». В силу пунктов 1, 6.2, 6.10 ст.29 Устава г.о.Химки, принятого решением Совета депутатов Химкинского района Московской области №75/1 от 24.08.2005 г., установлена обязанность Администрации г.о.Химки: «6. Администрация городского округа в области. ..использования земли...: 6.2. Обеспечивает выбор и формирование земельных участков», а также «6.10. Организует проведение работ по землеустройству». Статья 31 ЗК РФ предусматривает, что гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты. (п.1). 2. Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями. Необходимая информация о разрешенном использовании земельных участков и об обеспечении этих земельных участков объектами инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, технические условия подключения объектов к сетям инженерно- технического обеспечения предоставляются бесплатно соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями в двухнедельный срок со дня получения запроса от органа местного самоуправления. 3. Органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства. Граждане, общественные организации (объединения), религиозные организации и органы территориального общественного самоуправления имеют право участвовать в решении вопросов, затрагивающих интересы населения, религиозных организаций и связанных с изъятием, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных и муниципальных нужд и предоставлением этих земельных участков для строительства. При предоставлении земельных участков в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации и этнических общностей для целей, не связанных с их традиционной хозяйственной деятельностью и традиционными промыслами, могут проводиться сходы, референдумы граждан по вопросам изъятия, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд и предоставления земельных участков для строительства объектов, размещение которых затрагивает законные интересы указанных народов и общностей. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимают решения о предварительном согласовании мест размещения объектов с учетом результатов таких сходов или референдумов. 4. Орган местного самоуправления информирует землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, законные интересы которых могут быть затронуты в результате возможного изъятия для государственных и муниципальных нужд находящихся соответственно в их пользовании и владении земельных участков, в связи с предоставлением этих земельных участков для строительства. В случае, если в целях размещения объектов необходимо выкупить земельные участки для государственных или муниципальных нужд из земель, находящихся в собственности граждан или юридических лиц, орган местного самоуправления информирует собственников этих земельных участков об их возможном выкупе. Порядок и условия предоставления такой информации могут быть установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации. 5. Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора. В случаях, предусмотренных федеральным законом, допускается утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории органом государственной власти субъекта Российской Федерации. В случае предполагаемого изъятия, в том числе путем выкупа, земельного участка для государственных или муниципальных нужд к акту о выборе земельного участка также прилагаются расчеты убытков собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков. 6. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта. 7. Копия решения о предварительном согласовании места размещения объекта с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории либо об отказе в размещении объекта выдается заявителю в семидневный срок со дня его утверждения. 8. Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет. В случае осуществления собственником земельного участка, землепользователем, землевладельцем, арендатором земельного участка строительства на земельном участке или иного его улучшения после информирования о возможном изъятии, в том числе путем выкупа, земельного участка для государственных или муниципальных нужд собственник земельного участка, землепользователь, землевладелец, арендатор земельного участка несут риск отнесения на них затрат и убытков, связанных со строительством на земельном участке или с иным его улучшением. В случае осуществления собственником земельного участка, землепользователем, землевладельцем, арендатором земельного участка строительства или осуществления иных улучшений земельного участка, расположенного в границах зарезервированных земель, после информирования указанных лиц о резервировании земель собственник такого земельного участка, землепользователь, землевладелец, арендатор такого земельного участка несут риск отнесения на них затрат и убытков, связанных со строительством на таком земельном участке или с иным его улучшением. В случае, если по истечении срока действия решения о предварительном согласовании места размещения объекта решение о предоставлении земельного участка не было принято, лица, права которых были ограничены, вправе требовать возмещения от исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 настоящего Кодекса и принявших такое решение, понесенных убытков. 9. Решение о предварительном согласовании места размещения объекта или об отказе в размещении объекта может быть обжаловано заинтересованными лицами в суд. В случае признания в судебном порядке недействительным решения о предварительном согласовании места размещения объекта исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса и принявшие такое решение, возмещает гражданину или юридическому лицу расходы, понесенные ими в связи с подготовкой документов, необходимых для принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта. 10. В субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге выбор земельных участков для строительства осуществляется органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, если иное не предусмотрено законами этих субъектов Российской Федерации. Как установлено судом, Цветков И.В. в своем заявлении от ДД.ММ.ГГГГ указал назначение объекта: территория под участок с № – для строительства плоскостных сооружений (в местах допустимого размещения объекта капитального строительства): всесезонной (универсальной) физкультурно - досуговой площадки, с зонами отдыха, рекреации, благоустройства, озеленения, прогулочной зоной; и организации проезда и прохода, с ограждением территории архитектурно выразительным металлическим забором на столбчатом железобетонном фундаменте (с калитками и воротами для прохода и проезда). Цветковым И.В. в заявлении указано предполагаемое место размещения объекта (с учетом того, что Администрация обеспечивает выбор земельного участка из нижеуказанной территории с номером № на основе документов государственного кадастра недвижимости – п.2 ст. 31 ЗК РФ относительно ориентира: <адрес> с кадастровым номером №согласно прилагаемой схеме). Заявителем обоснован примерный размер земельного участка площадью 31500 кв.м. и указано испрашиваемое право на вышеуказанный земельный участок – аренда 49 лет. Представленными суду документами подтверждено, что ООО «Площадь» предварительно согласовано место размещения предприятия транспорта и дорожного хозяйства на земельном участке ориентировочной площадью <данные изъяты>., расположенном в муниципальном образовании г.о.Химки по адресному ориентиру: <адрес>, категория земель – земли населенных пунктов (Постановление Администрации № от ДД.ММ.ГГГГ). Данный участок находится вблизи участка с кадастровым номером № и на представленной план-схеме по указанному адресному ориентиру графически отображено наложение испрашиваемого Цветковым И.В. земельного участка на земельный участок, испрашиваемый ООО «Площадь». Как указывалось выше, решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет (п.8 ст. 31 ЗК РФ). Таким образом, решение о предварительном согласовании предоставляет определенные права заявителю, которому согласовано место размещения объекта на определенном участке. Направленное заявителю письмо Заместителя Главы Администрации г.о.Химки И.В.Ивановой от ДД.ММ.ГГГГ фактически является отказом в предварительном согласовании места размещения объекта на испрашиваемом земельном участке (по адресу: <адрес> с кадастровым номером №, согласно прилагаемой схемы), предусмотренном ст. 31 ЗК РФ. В письме изложены причины отказа Администрации г.о.Химки, которая на первом же этапе рассмотрения заявления Цветкова И.В. выявила, что испрашиваемый земельный участок обременен правами третьего лица, в связи с чем, по мнению суда, дальнейшего исследования не было необходимости проводить. Согласно п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», суд удовлетворяет требование Заявителя, если установит, что оспариваемое бездействие нарушает права и свободы Заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативно- правовому акту. Исходя из вышеизложенного, суд приходит к выводу, что факты нарушения норм действующего законодательства РФ и прав заявителя действиями Администрацией городского округа Химки отсутствуют. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: В удовлетворении заявления Цветкова И.В. о признании незаконным бездействия Администрации г.о.Химки Московской области, выраженное в уклонении от исполнения обязанности, установленной прямым указанием специальных норм земельного законодательства – ст. 31 ЗК РФ, заинтересованные лица – Администрация г.о.Химки Московской области, ООО «Площадь», - отказать в полном объеме. Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Химкинский городской суд в течение 10 дней. Судья: