РЕШЕНИЕ Химкинский городской суд Московской области в составе: председательствующего судьи - Кучинского Е.Н. при секретаре – Кистайкиной К.И., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Насыровой М.П. к Главному управлению Пенсионного Фонда РФ №5 по г.Москве и Московской области о назначении досрочной трудовой пенсии по старости, УСТАНОВИЛ: Насырова М.П. обратилась в суд с иском к ГУ-ГУ Пенсионного фонда №5 по г.Москве и Московской области о назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости, обосновывая это тем, что решением комиссии по пенсионным вопросам ей отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 №173-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», по мотиву отсутствия у нее требуемого специального стажа работы (25 лет), а именно: в зачет специального стажа не приняты периоды работы: - с /дата/ по /дата/ (/дата/), - с /дата/ по /дата/ (/дата/), - с /дата/ по /дата/ (/дата/) - в должности <данные изъяты>; - с /дата/ по /дата/ (/дата/) - <данные изъяты> - с /дата/ по /дата/ (/дата/) - в <данные изъяты>; с /дата/ по /дата/ (/дата/) - <данные изъяты>; с /дата/ по /дата/ (/дата/) - <данные изъяты>; - с /дата/ по /дата/ г. (/дата/) - <данные изъяты>; - с /дата/ по /дата/ (/дата/) - <данные изъяты> Насырова М.П. просила суд признать незаконным решение комиссии по пенсионным вопросам, зачесть ей в специальный стаж указанные выше периоды работы и обязать ГУ-ГУ ПФР РФ №5 по г.Москве и Московской области назначить ей досрочную трудовую пенсию с момента обращения, то есть с /дата/ Представитель Ответчика - Главное управление Пенсионного Фонда РФ №5 по г.Москве и Московской области возражал по существу заявленных требований, ссылаясь на то, что для назначения досрочной трудовой пенсии необходимо подтвердить наличие педагогической нагрузки в указанные периоды. При этом представитель ответчика не отрицал факт обращения истицы в пенсионный фонд с заявлением /дата/ Выслушав стороны, изучив представленные по делу доказательства, суд приходит к следующему: Как установлено судом, Насырова М.П., /дата/ года рождения, работала: - с /дата/ по /дата/, - с /дата/ по /дата/, - с /дата/ по /дата/ в должности <данные изъяты>; - с /дата/ по /дата/ в <данные изъяты>; - с /дата/ по /дата/ (/дата/) - <данные изъяты>, - с /дата/ по /дата/ в <данные изъяты> - с /дата/ по /дата/ - <данные изъяты>; - с /дата/ по /дата/ г. в <данные изъяты>; - с /дата/ по /дата/ в <данные изъяты>. Истица имела отпуск без сохранения заработной платы с /дата/ по /дата/ Также истица с /дата/ по /дата/ работала в <данные изъяты> Согласно п.п.19 п.1 ст.27 Федерального закона от 17.12.2001 №173-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», предусматривается досрочное назначение пенсии лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста. Списки соответствующих работ (профессий и должностей), с учетом которых назначается пенсия за выслугу лет, утверждаются Правительством РФ по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации. В соответствии с пп.10 п. 1 ст. 28 Закона РФ № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», досрочная трудовая пенсия по старости назначается лицам не менее 25 лет осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей независимо от их возраста. В соответствии с пунктом 3 статьи 28 Закона РФ № 173-ФЗ, Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пп.1-13 пункта 1 указанной статьи и правила исчисления сроков выслуги утверждаются Правительством РФ. Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781 Утверждены Списки работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 28 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" и утверждены правила исчисления периодов работы, дающих право на назначение указанных пенсий. Таким образом, основными условиями для приобретения права на пенсию за выслугу лет по пп. 10 п. 1 ст. 28 «О трудовых пенсиях в РФ» являются: наличие выслуги определенной продолжительности в должностях и организациях, предусмотренных Списком. Пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 28 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в РФ», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 28 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в РФ» утверждены: Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 28 Федерального Закона «О трудовых пенсиях»; Правила исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ». Согласно пункту 4 Правил исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. № 516 в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемые постоянно в течение полного рабочего дня. Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками производств, профессий и должностей. Ст. 55 Закона РФ «Об образовании» говорит о том, что педагогические работники образовательных учреждений пользуются правом на пенсию за выслугу лет. Права гражданина в области пенсионного обеспечения находятся в прямой зависимости от его трудовой или иной общественно-полезной деятельности, ее объема и характера. Основным критерием дифференциации условий и норм пенсионного обеспечения признаются труд и его результаты. Согласно ст. 39 Конституции РФ, гражданам «гарантируется социальное обеспечение.. . в.. . случаях, установленных законом. Государственные пенсии.. . устанавливаются законом». Ст. 55 Конституции РФ устанавливает, что «права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства». Из Определения Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 14 января 2005г. №9-Г04_35 следует, что в силу п.9 ст.30 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в РФ» при оценке пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 01 января 2002 года применяется порядок исчисления и подтверждения трудового стажа, в том числе стажа на соответствующих видах работ, который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до вступления в силу этого Федерального Закона. Согласно ст.96 Закона РФ от 20 ноября 1990года «О государственных пенсиях в Российской Федерации» (действовавшего в период трудовой деятельности заявителя) трудовой стаж подтверждался на основании документов, выдаваемых в установленном порядке организациями. В соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959г. №1397 «о пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», Постановления Госкомтруда СССР, Президиума ВЦСПС от 25.10.1978г. №24, Приказа Госкомитета СССР по народному образованию от 01.08.1989г. №635 «Об утверждении инструкции о порядке определения стажа научно-педагогической работы», в специальный стаж истца должны быть засчитаны периоды работы в должности старшей пионервожатой. В разделе "Наименование должностей" Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, должность пионервожатой не указана. И не предусматривалась вышеназванная должность и действовавшими до 1 января 2002 г. нормативными правовыми актами, которые принимались в соответствии с Законом Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. "О государственных пенсиях в Российской Федерации". Вместе с тем согласно п. 2 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397, учителям и другим работникам просвещения работа в штатных должностях пионервожатых включалась в стаж работы по специальности. Указанная работа подлежала включению в стаж при определенном условии. В силу п. 4 данного Положения период работы в должности "пионервожатая" засчитывался в стаж работы по специальности в том случае, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим Положением, проходило в учреждениях, организациях, должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на пенсию за выслугу лет. Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 29 января 2004 г. N 2-П, а также в ряде его определений, ст. 6 (ч. 2), 15 (ч. 4), 17 (ч. 1), 18, 19 и 55 (ч. 1) Конституции Российской Федерации по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано. Законодатель же не принял мер для создания правовой определенности, в результате чего педагогические работники не могли предвидеть в дальнейшем исключение из педагогического стажа работы в должности «пионервожатая». С учетом этого обстоятельства и исходя из вышеприведенной правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации период работы старшей пионервожатой подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, при условии соблюдения механизма его зачета, то есть работником должно быть выработано не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии, в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию. Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 г. № 781 был утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с п.п.19 п.1 ст.27 ФЗ РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и утверждены «Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с п.п.19 п.1 ст.27 ФЗ РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». В соответствии с указанными нормативными актами заместитель директора (без указания профиля), деятельность которого связана с образовательным (воспитательным) процессом пользуется правом назначения досрочной трудовой пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 03.04.2003г. №191 и приложениям к нему, продолжительность рабочего времени педагогических работников включает преподавательскую (учебную) работу, воспитательную, а также другую педагогическую работу, предусмотренную должностными обязанностями и режимом рабочего времени, утвержденными в установленном порядке. Истица имеет детей ФИО, /дата/г.р., и ФИО /дата/г.р. Согласно протоколу ... от /дата/ и дополнению к протоколу от /дата/1г. заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан, истице отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от /дата/ ...-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» по мотиву отсутствия у нее требуемого специального стажа работы (25 лет). При этом не засчитаны в специальный стаж периоды работы: 1) С /дата/ по /дата/ (/дата/), с /дата/ по /дата/ Данные периоды работы не приняты в подсчет педагогического стажа, т.к. по мнению ответчика, наименование должности и учреждения не предусмотрены Списками должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии. Период с /дата/ по /дата/ (1 мес.) в должности воспитателя в городском пионерском лагере при средней общеобразовательной школе ... был неверно повторно посчитан при наличии основного места работы в школе. Кроме того, период с /дата/ по /дата/ (/дата/), как следует из протокола, также не был включен ответчиком в связи с нахождением Истицы в отпуске по уходу за ребенком до 1,5 лет. 2) с /дата/ по /дата/ (/дата/) - в должности <данные изъяты>, т.к. Положением о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от /дата/ ..., предусматривалось, что время работы в должности пионервожатой засчитывается соответствующий стаж при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения досрочной пенсии, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на указанную пенсию. 3) с /дата/ по /дата/ (/дата/) - в <данные изъяты>, - с /дата/ по /дата/ (/дата/) - в <данные изъяты>, - с /дата/ по /дата/ (/дата/) - в <данные изъяты>. Данные периоды не приняты в подсчет педагогического стажа, т.к. в представленных архивных справках не указана должность лица, подписавшего справки и отсутствуют данные о переименованиях. При этом ответчиком направлен запрос в архив РАЙОНО г. Ташкент о документальном подтверждении условий выполнения нормы рабочего времени, но решение об исключении данного периода трудового стажа принято без наличия ответа на запрос. 4) с /дата/ по /дата/ (/дата/) - в <данные изъяты> т.к. наименование должности 5) с /дата/ по /дата/ (/дата/) - в должности <данные изъяты>, т.к. отсутствует документальное подтверждение 6) с /дата/ по /дата/ в должности <данные изъяты> - без указания Согласно записям в трудовой книжке Насыровой М.П., с /дата/ по /дата/ она работала в должности <данные изъяты> по приказам ... от /дата/ и ... от /дата/ (№№ записи 7-8). Работа в данной должности и данном учреждении в течение полного рабочего дня (на 1 полную ставку) также подтверждена архивной справкой ... МОУ СОШ ... <адрес>. Правильное ведение кадровой документации возложено не на работника, а на работодателя. С какими-либо приказами о переводе Насыровой на иные должности за период работы в СШ ... ее не знакомили, записи в трудовую книжку не внесли, в связи с чем ссылка ответчика на акт документальной проверки, с которым Насырова также не была ознакомлена, является необоснованным. В Перечне учреждений утвержденных Постановлением СМ СССР ..., имеется ссылка на учреждение - средние школы и должность - преподаватель. Таким образом, ссылка Ответчика на отсутствие должности и наименование учреждения в Списках не соответствует действительности и является необоснованной. Согласно представленным в ПФР документам, Насырова работала в детском <данные изъяты>» в должности <данные изъяты>. При этом обязанности при работе в качестве культорганизатора были тождественны обязанностям музыкального работника. Данная должность (п.1), как и организация - детский дом (п.3) поименованы Списке, утвержденными постановлением Правительства .... В должностные обязанности входило: ежедневное проведение музыкальных занятий, проведение утренников к праздничным и знаменательным датам, организация детский представлений, концертов и т.д. Отсутствие ответа на запрос из Республики Узбекистан не является основанием к отказу в пенсионных правах. Справки о заработной платы истицы за /дата/. подтверждают факт получение заработной платы за работу более 80% рабочего времени. Архивные справки представленные истицей подтверждают работу истицы с /дата/ по /дата/ (/дата/) - в должности музыкального руководителя в ДОУ д/с ... <адрес>, с /дата/ по /дата/ в должности <данные изъяты>, с /дата/ по /дата/ - в должности <данные изъяты>. Архивная справка от /дата/ подтверждает, что истица работала с /дата/ по /дата/ в должности <данные изъяты>; с /дата/ по /дата/ в должности <данные изъяты>. Согласно пункту 9 Постановления Пленума ВС РФ от 20.12,2005 года N 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста установленного статьей 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» (п. 1 ст. 27 и подпункты 7 - 13 п. 1 ст. 28 названного Закона), периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.). Период нахождения работницы в отпуске без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет должен включаться в стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, если данный отпуск был предоставлен во время действия законов, предусматривающих включение этого периода в указанный стаж (что подтверждено Верховным Судом РФ в Определении от 05.03.2009 N 19-В09-2). Статьей 167 КЗоТ РСФСР было предусмотрено включение периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком в стаж работы по специальности для назначения пенсии по выслуге лет. Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22.01.1981 N 235 «О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей» были установлены частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет. С 06.10.1992 вступил в силу Закон РФ от 25.09.1992 N 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР» (далее - Закон N 3543-1), согласно которому ст. 167 КЗоТ РСФСР была изложена в новой редакции. С этого времени период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях. Однако решение Ответчика в части отказа в удовлетворении требования истицы о включении в специальный стаж периода с /дата/ по /дата/ - времени отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет во время работы в СОШ ... - является неправильным, поскольку Ответчик не применил нормы материального права, подлежащие применению при разрешении данного спора. Исходя из смысла приведенных выше законодательных актов и ст. 167 КЗоТ РСФСР (в ред. от /дата/) период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в специальный стаж работы по специальности. Кроме того, п. 15 Постановления Пленума ВС РФ от 20Л2.2005 N 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» предусмотрено, что при разрешении споров, возникших в связи с невключением женщинам в стаж работы по специальности периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком при досрочном назначении пенсии по старости (ст. ст. 27 и 28 Закона N 173-ФЗ), следует исходить из того, что если указанный период имел место до /дата/ (времени вступления в силу Закона N 3543-1, с принятием которого названный период перестал включаться в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж работы по специальности независимо от времени обращения женщины за назначением пенсии и времени возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости. Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о включении в специальный стаж следующих периодов: - с /дата/ по /дата/, - с /дата/ по /дата/, - с /дата/ по /дата/ в должности <данные изъяты>; - с /дата/ по /дата/ в <данные изъяты>; - с /дата/ по /дата/ - в <данные изъяты>, - с /дата/ по /дата/ в <данные изъяты>, - с /дата/ по /дата/ - в <данные изъяты>; - с /дата/ по /дата/ в <данные изъяты>; - с /дата/ по /дата/ в <данные изъяты>. При этом суд исключает из специального стажа истца периоды: отпуск без сохранения с /дата/ по /дата/ и с /дата/ по /дата/ в должности <данные изъяты>, так как доказательств ведения преподавательской работы в суд не представлено. Учитывая включенные судом в специальный стаж периоды работы и ранее включенный ответчиком в специальный стаж период работы, специальный стаж истицы будет составлять 25 лет. Досрочная трудовая пенсия по старости истице должна быть назначена с /дата/ с момента обращения с заявлением о назначении пенсии Учитывая вышеизложенное, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ суд, РЕШИЛ: Иск Насыровой М.П. удовлетворить. Признать решение комиссии ГУ-ГУ ПФР РФ № 5 по г. Москве и Московской области от об отказе в назначении Насыровой М.П. досрочной трудовой пенсии незаконным. Включить Насыровой М.П. в специальный трудовой стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии периоды работы: - с /дата/ по /дата/, - с /дата/ по /дата/, - с /дата/ по /дата/ в должности <данные изъяты>; - с /дата/ по /дата/ в должности <данные изъяты>; - с /дата/ по /дата/ - в должности <данные изъяты> - с /дата/ по /дата/ в должности <данные изъяты>, - с /дата/ по /дата/ - в должности <данные изъяты> - с /дата/ по /дата/ в должности <данные изъяты>; - с /дата/ по /дата/ в должности <данные изъяты>. За исключением периодов: отпуск без сохранения заработной с /дата/ по /дата/ и периода работы с /дата/ по /дата/ в должности <данные изъяты>. Обязать ГУ-ГУ ПФР РФ №5 по г. Москве и Московской области назначить Насыровой М.П. досрочную трудовую пенсию по старости с 13.05.2011 года. Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Химкинский городской суд в течение 10 дней. Судья Кучинский Е.Н.
Именем Российской Федерации
г.Химки Московской области « 01 » декабря 2011 года
г. (/дата/) - в должности <данные изъяты>,
так как согласно акту документальной проверки (акт ... от /дата/) по приказам от
/дата/ г. усматривается должность Насыровой М.П. «руководитель музыкального
кружка».
не соответствует Списку должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж
работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии. А акт документальной
проверки у Ответчика отсутствует.
педагогического и страхового (трудового) стажа, а также факта уплаты страховых взносов с
/дата/ При этом ответчиком направлен запрос в Главное Управление по труду и
социальной защите населения г.Ташкента о документальном подтверждении условия
выполнения нормы рабочего времени, но решение об исключении данного периода трудового
стажа принято без наличия ответа на запрос.
причин.