о признании незаконным требование налогового органа



Дело

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

30 ноября 2011 г. г. Химки Московской области

Химкинский городской суд Московской области в составе: судьи Тягай Н.Н., при секретаре Ивановой В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Кондратьева И.Ю. о признании незаконным требование налогового органа, заинтересованное лицо – МРИ ФНС России № 13 по Московской области,

УСТАНОВИЛ:

Кондратьев И.Ю. обратился в Химкинский городской суд Московской области с заявлением о признании незаконным требования от ДД.ММ.ГГГГ МРИ ФНС России по <адрес> об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ

В обоснование своих требований заявитель указал, что оспариваемое требование является незаконным и нарушает ее права, поскольку данное требование выставлено за период ДД.ММ.ГГГГ на автомобиль <данные изъяты>, принадлежавший Кондратьеву И.Ю. до ДД.ММ.ГГГГ <адрес> взыскания налоговой задолженности четко регламентирован законодательством, не может носить произвольный характер, ограничен определенными сроками, по истечении которых налоговый орган утрачивает право на принудительное взыскание налога и пени (в том числе в судебном порядке). Таким образом выставление требования об уплате транспортного налога с ДД.ММ.ГГГГ г. незаконно.

Представителем заинтересованного лица был представлен отзыв на заявление, в котором он просит отказать Кондратьеву И.Ю. в удовлетворении заявленных требований, так как задолженность по налогам Кондратьевым И.Ю. погашена не была.

В судебном заседании заявитель Кондратьев И.Ю. и его представитель Колесников А.П. уточнили заявление, просили суд признать требование от ДД.ММ.ГГГГ МРИ ФНС России по <адрес> об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в части взыскания задолженности по транспортному налогу за период ДД.ММ.ГГГГ незаконным.

Представитель заинтересованного лица в судебном заседании требования с учетом их уточнения не признала, возражала против их удовлетворения в полном объеме, просила отказать, пояснив суду, что требования заявителя необоснованны, поскольку за Кондратьевым И.Ю. имеется задолженность по налогам, которая в срок погашена не была.

Выслушав объяснения сторон, исследовав и изучив письменные материалы дела, суд установил следующее.

Заявитель Кондратьев И.Ю. являлся собственником автотранспортного средства <данные изъяты> государственный регистрационный знак с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ

В ДД.ММ.ГГГГ Кондратьевым И.Ю. было получено требование от ДД.ММ.ГГГГ МРИ ФНС России по <адрес> об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, в котором указано, о задолженности заявителя по транспортному налогу, пеням, штрафам по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ за период с ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> рублей, в том числе по земельному налогу за ДД.ММ.ГГГГ. в размере <данные изъяты> рублей.

В соответствии с абзацем 1 статьи 357 Налогового кодекса РФ плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 Налогового кодекса РФ, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Согласно пункту 1 статьи 358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством РФ.

Согласно ст. 360 НК РФ, налоговым периодом признается календарный год.

При этом, в силу положений ст. 362 НК РФ, сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.

Пунктом 3 ст. 362 НК РФ предусмотрено, что в случае регистрации транспортного средства и (или) снятия транспортного средства с регистрации (снятия с учета, исключения из государственного судового реестра и т.д.) в течение налогового (отчетного) периода исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде. При этом месяц регистрации транспортного средства, а также месяц снятия транспортного средства с регистрации принимается за полный месяц. В случае регистрации и снятия с регистрации транспортного средства в течение одного календарного месяца указанный месяц принимается как один полный месяц.

Согласно пункту 5 статьи 362 НК РФ, органы, осуществляющие государственную регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения сведения о транспортных средствах, а также о лицах, на которых зарегистрированы транспортные средства, по состоянию на 31 декабря истекшего календарного года до 1 февраля текущего календарного года, а также обо всех связанных с ними изменениях, произошедших за предыдущий календарный год.

С ДД.ММ.ГГГГ на территории <адрес> транспортный налог исчисляется в соответствии с Кодексом и <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ОЗ «О транспортном налоге в <адрес>»Ю, который определяет ставки, порядок и сроки уплаты налогов.

Приказом ФНС России от ДД.ММ.ГГГГ N ММ-7-6/86@ в целях повышения эффективности деятельности налоговых органов утвержден Порядок выполнения массовой печати и рассылки налоговых документов по назначению в условиях централизованной обработки данных, который устанавливает единые принципы выполнения массовой печати Межрайонной или Межрегиональной инспекцией ФНС России по централизованной обработке данных или иной инспекцией ФНС России, выполняющей функции централизованной обработки данных, требований с отправкой по назначению заказными почтовыми письмами без уведомления о вручении.

Ст.363 НК РФ установлен порядок и сроки уплаты налога и авансовых платежей по налогу.

В силу п.3 ст.363 НК РФ налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.

Ст.52 НК РФ предусмотрено, что в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. В налоговом уведомлении должны быть указаны размер налога, подлежащего уплате, расчет налоговой базы, а также срок уплаты налога. Форма налогового уведомления устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. Налоговое уведомление может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения. В случае, если указанными способами налоговое уведомление вручить невозможно, это уведомление направляется по почте заказным письмом. Налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

В соответствии с п.4 ст.57 НК РФ в случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления. При этом налогоплательщик обязан уплатить налог в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом налоговом уведомлении (п.6 ст.58 НК РФ).

Таким образом, по смыслу указанных норм права, обязанность по уплате транспортного налога возникает у налогоплательщика – физического лица со дня получения налогового уведомления. Следовательно, до дня получения указанным физическим лицом налогового уведомления на уплату транспортного налога у налогоплательщика не возникает обязанности по уплате этого налога.

В соответствии с пунктом 1 статьи 45 НК РФ неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога в срок, установленный законодательством о налогах и сборах, является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога, которое в случае направления по почте заказным письмом считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма (п. 6 ст. 69 НК РФ).

Как усматривается из материалов дела, МРИ ФНС России N 13 по <адрес> в адрес заявителя было направлено налоговое уведомление заказным письмом, о чем свидетельствует список , на которому стоит штемпель почтового отделения об отправке ДД.ММ.ГГГГ в адрес Кондратьева И.Ю. заказного письма.. В установленный срок транспортный налог уплачен не был, что не отрицалось Кондратьевым И.Ю. в судебном заседании.

В связи с неисполнением указанной обязанности заказным письмом Кондратьеву И.Ю. было направлено требование об уплате налога, которым заявителю было предложено уплатить задолженность по уплате транспортного налога за период ДД.ММ.ГГГГ г., пени, а также земельный налог за ДД.ММ.ГГГГ

При этом доказательств с достоверностью подтверждающих направление налоговых уведомлений об уплате транспортного налога за период с ДД.ММ.ГГГГ г. в адрес Кондратьева И.Ю., МРИ ФНС России по <адрес> суду не представлено.

Кроме того, в силу Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 283-ФЗ в п.3 введены абз. 2 и 3, согласно которым, направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления; налогоплательщики, указанные в абзаце первом настоящего пункта, уплачивают налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления, указанного в абзаце втором настоящего пункта.

Поскольку вышеуказанной нормой закона установлен запрет на взыскание с физических лиц транспортного налога более чем за три года, предшествующие году направления уведомления, суд находит, требования Кондратьева И.Ю. с учетом их уточнения законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.

Согласно ст. 142 НК РФ жалобы (исковые заявления) на акты налоговых органов, действия или бездействие их должностных лиц, поданные в суд, рассматриваются и разрешаются в порядке, установленном гражданским процессуальным, арбитражным процессуальным законодательством и иными федеральными законами.

Согласно ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:

нарушены права и свободы гражданина;

созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;

на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Согласно ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 255, 258, 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление Кондратьева И.Ю. о признании незаконным требование налогового органа – удовлетворить.

Признать требование от ДД.ММ.ГГГГ МРИ ФНС России по <адрес> об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в части взыскания задолженности по транспортному налогу за период с <данные изъяты> г. незаконным.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Московский областной суд через Химкинский городской суд.

Судья: Н.Н. Тягай