о назначении досрочной трудовой пенсии по старости



Дело

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

17 ноября 2011 г. г. Химки Московской области

Химкинский городской суд Московской области в составе: судьи Тягай Н.Н., при секретаре Ивановой В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ильясовой С.С. к ГУ - Главное Управление Пенсионного фонда РФ № 5 по г. Москве и Московской области о назначении досрочной трудовой пенсии по старости,

У С Т А Н О В И Л:

Ильясова С.С., ДД.ММ.ГГГГ рождения, обратилась в суд с иском к ГУ – ГУ ПФР № 5 по г. Москве и Московской области об обязании назначить ей досрочную трудовую пенсию в связи с педагогической деятельностью, обосновывая это тем, что решением комиссии по пенсионным вопросам (протокол от ДД.ММ.ГГГГ) в назначении указанной пенсии ей было отказано по мотиву отсутствия требуемого специального трудового стажа.

Как пояснила Истица, её работа была связана с педагогической деятельностью, специальный стаж которой составил более 25 лет. Ответчик необоснованно не включил в её специальный стаж период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (<данные изъяты> в должности учителя Учебно-воспитательного комплекса .

В судебном заседании представитель Истицы Ильясовой С.С. по доверенности Ковикова А.Ф. поддержала заявленные требования с учетом их уточнения по изложенным в иске основаниям, просила суд обязать Ответчика ГУ - ГУ ПФР № 5 по г. Москве и Московской области зачесть вышеуказанный период в специальный трудовой стаж и назначить Ильясовой С.С. досрочную трудовую пенсию по старости со дня обращения за её назначением с ДД.ММ.ГГГГ

Представитель Ответчика – ГУ – ГУ ПФР № 5 по г. Москве и Московской области по доверенности Поляков М.И. исковые требования Ильясовой С.С. не признал, сослался на доводы, изложенные в решении комиссии по пенсионным вопросам и послужившие мотивом к отказу в назначении Истице досрочной трудовой пенсии.

Выслушав участников процесса, исследовав представленные по делу доказательства, суд приходит к выводу, что иск обоснован и подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с пп.19 п.1 ст.27 Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ» от ДД.ММ.ГГГГ № 173-ФЗ досрочная трудовая пенсия по старости назначается лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Пунктом 2 ст. 27 указанной статьи Закона предусмотрено, что Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ утверждены Списки работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» и утверждены правила исчисления периодов работы, дающей право на назначение указанных пенсий.

Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утверждены Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 516.

В силу п. 4 названных Правил в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено данными Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд РФ

Из записей в трудовой книжке Истицы следует, что на основании приказа от ДД.ММ.ГГГГДД.ММ.ГГГГ Ильясова С.С. была принята на должность учителя физики в школу Учебно-воспитательный комплекс ; на основании распоряжения Правительства <адрес> -РП от ДД.ММ.ГГГГ Учебно-воспитательный комплекс реорганизован в ГОУ Центр образования ; на основании приказа /а от ДД.ММ.ГГГГ по СОУОДО <адрес> присвоена высшая квалификационная категория, в данном учреждении Ильясова С.С. работает по настоящее время.

Исключая из специального стажа работы Ильсовой С.С. период её работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (<данные изъяты> в должности учителя Учебно-воспитательного комплекса , ГУ – ГУ ПФР по <адрес> и <адрес> руководствовался тем, что наименование данного учреждения не предусмотрено Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждений для детей, в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 ст. 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ . В УВК отсутствуют структурно выделенные подразделения такие как «школа», «»детский сад».

Однако данный довод Ответчика нельзя признать обоснованным по следующим основаниям:

Как указала в судебном заседании представитель Истицы Ильясовой С.С. по доверенности Ковикова А.Ф., работая в должности учителя физики в Учебно-воспитательном комплексе , Истица осуществляла педагогическую деятельность, в связи с чем несостоятелен довод Ответчика об отказе включения спорного периода в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости. При этом, сторона Истца указала, что период ее работы в Центре образования <адрес>, переименованном из Учебно-воспитательного комплекса , был зачтен в ее специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, однако ее должностные обязанности в связи с переименованием учреждения не изменились.

В своем Постановлении -П от ДД.ММ.ГГГГ «По делу о проверке конституционности положений подпунктов 10,11,12 пункта 1 статьи 28 Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ», Конституционный Суд Российской Федерации прямо указал, что досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, занимавшимися преподавательской деятельностью в образовательных учреждениях, не связано с организационно-правовой формой данного учреждения и зависит исключительно только от длительности профессиональной деятельности лица, работающего по соответствующей профессии.

Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении N 25 от 20.2005 года "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии" разъяснил в П. 9 о том, что необходимо учитывать, что вопрос в виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работникам (должностям, организациям), которые дают право на досрочное назначение пенсии по старости, должен разрешаться судом с учетом конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера, специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых функциональных обязанностей по занимаемым должностям, профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал).

Таким образом, право на досрочное назначение пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности назначается в зависимости от вида деятельности, фактически выполняемой лицом работы, а не от наименования должности или правового статуса учреждения (организации).

Помимо этого в соответствии с пунктами 1 - 5 ст. 12 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 3266-1 "Об образовании" образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников. Деятельность государственных и муниципальных образовательных учреждений регулируется типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, утверждаемых Правительством Российской Федерации, и разрабатываемыми на их основе уставами этих образовательных учреждений.

Судом установлено, что приказом от ДД.ММ.ГГГГ председателя Московского департамента образования открыт Учебно-воспитательный комплекс «Детский сад – многопрофильная школа» в муниципальном округе <данные изъяты> в составе: средней общеобразовательной школы-новостройки (<данные изъяты>, <адрес>) на <данные изъяты> мест и детского дошкольного учреждения (<данные изъяты>, <адрес>) на <данные изъяты>, Комплексу присвоен и название «Лик».

Согласно свидетельству (<данные изъяты>) от ДД.ММ.ГГГГ Учебно-воспитательный комплекс «Детский сад – многопрофильная школа» «ЛИК Северного окружного управления Московского Департамента образования» зарегистрирован как дошкольное общеобразовательное учреждение, учредителем которого является Московский департамент образования.

Как усматривается из лицензии серии СЛОД, рег. Код Г, Учебно-воспитательный комплекс «Детский сад – многопрофильная школа» «ЛИК Северного окружного управления Московского Департамента образования» имеет право на осуществление следующего вида деятельности: дошкольное начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование.

Пунктом 2.1. устава Учебно-воспитательного комплекса «Детский сад – многопрофильная школа» определено, что данное образовательное учреждение относится к учебным заведениям нового типа, ориентирован на обучение и воспитание детей с <данные изъяты> лет. Для реализации стоящих перед УВК целей и задач комплекс организует и осуществляет непрерывное развитие, обучение и воспитание детей дошкольного возраста на основе государственных программ базового среднего образования; использует новые технологии образования, экспериментальные курсы и программы; осуществляет расширенное и углубленное изучение предметов технического, гуманитарного и естественного циклов, иностранных языков; осуществляет подготовку учащихся к получению высшего образования, к творческому труду в различных сферах научной и практической деятельности и др.

Приказом от ДД.ММ.ГГГГ первого заместителя председателя Московского комитета образования Учебно-воспитательный комплекс «Детский сад – многопрофильная школа» «ЛИК Северного окружного управления Московского Департамента образования» аттестован на дошкольное образование, начальное общее образование, основное общее образование, среднее (полное) общее образование) на срок до ДД.ММ.ГГГГ при наличии лицензии.

Из справки от ДД.ММ.ГГГГ, выданной директором ГОУ ЦО усматривается, что Ильясова С.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения (<данные изъяты>), действительно работала учителем физики в Учебно-воспитательном комплексе <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ (Приказ о зачислении от ДД.ММ.ГГГГ.) где и работает по настоящее время в должности учителя физики с ДД.ММ.ГГГГ (Приказ от ДД.ММ.ГГГГ). На основании Распоряжения Правительства <адрес> - РП от ДД.ММ.ГГГГ Учебно-воспитательный комплекс реорганизован в Государственное образовательное учреждение Центр образования (приказ от ДД.ММ.ГГГГ Департамента образования <адрес>). При норме педагогической нагрузки 18 часов в неделю, фактическая нагрузка составила: <данные изъяты>

В пункте 10 своего Постановления от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии», Пленум Верховного Суда РФ разъяснил, что: «При разрешении споров, возникших между пенсионными органами и гражданами по вопросу включения в специальный стаж (стаж педагогической, лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, а также творческой деятельности) периодов работы в учреждениях, не являвшихся государственными либо муниципальными (подпункты 10-12 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации») следует иметь в виду, что ранее действовавший Закон Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О государственных пенсиях в Российской Федерации» не содержал требований о том, чтобы педагогическая, лечебная, творческая деятельность осуществлялась лишь в государственных или муниципальных учреждениях, назначение такой пенсии гарантировалось на равных основаниях работникам, занятым в учреждениях (организациях) здравоохранения, общеобразовательных школах и других учреждениях для детей, на сцене в театрах и театрально-зрелищных организациях и коллективах, независимо от их ведомственной подчиненности и формы собственности. По смыслу статей 8 (часть 2), 19 (части 1 и 2), 35 (часть 1), 37 (части 1 и 3), 39 (части 1 и 2) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации форма собственности как таковая не может служить достаточным основанием для дифференциации условий назначения трудовых пенсий по старости лицам, работающим в учреждениях для детей, учреждениях здравоохранения, театрах или театрально-зрелищных организациях в одних и тех же по своим функциональным обязанностям должностях и по одним и тем же профессиям.

Принимая во внимание, что, сохраняя для лиц, осуществлявших педагогическую, лечебную, творческую деятельность на сцене в государственных или муниципальных учреждениях, льготные условия назначения трудовой пенсии по старости, законодатель не предусмотрел соответствующий правовой механизм, гарантирующий гражданам, занятым такой же по своим условиям и характеру профессиональной деятельностью, но не в государственных учреждениях для детей, учреждениях здравоохранения, театрах и театрально-зрелищных организациях, защиту риска от утраты профессиональной трудоспособности до достижения общего пенсионного возраста аналогичным образом или с использованием других адекватных досрочному выходу на пенсию правовых средств, до установления соответствующего правового механизма педагогическая, лечебная и творческая деятельность подлежит включению в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости на основании подпунктов 10-12 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» независимо от того, в чьем ведении находились учреждения, где работал истец, и кому принадлежало закрепленное за ними имущество – государству, муниципальному образованию, акционерному обществу и пр., поскольку само по себе не предопределяет различий в условиях и характере профессиональной деятельности названных работников и не свидетельствует о существовании таких различий. Решение этого вопроса иным образом может породить такое неравенство в сфере пенсионного обеспечения, которое приведет к несоразмерному ограничению конституционного права этих лиц на социальное обеспечение и тем самым нарушит предписания статей 19 (части 1 и 2), 39 (части 1 и 2) и 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации.

Исходя из указанного, суд, признавая юридически значимым обстоятельством для разрешения данного конкретного спора именно осуществление Истицей в оспариваемый период педагогической деятельности, не находит оснований для отказа в удовлетворении требований о включении спорного периода работы Истицы в её специальный трудовой стаж, дающий право на установление досрочной трудовой пенсии, так как Ильясова С.С. работала в должности и исполняла обязанности, соответствующие Списку должностей и учреждений, работа в которых дает право на назначение досрочной пенсии, утвержденным Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ .

Таким образом, работа Ильясовой С.С. в должности учителя Учебно-воспитательного комплекса в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (<данные изъяты>) подлежит включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости на основании подпункта 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", поскольку наименование учреждения не определяет различие в условиях и характере ее профессиональной деятельности в указанной должности.

Иное решение данного вопроса приведет к несоразмерному ограничению конституционного права на социальное обеспечение и тем самым нарушит предписания статей 19 (части 1 и 2) и 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации.

Как следует из заявления Ильясовой С.С., Истица обратилась в ГУ-ГУ ПФР по <адрес> и <адрес> о назначении досрочной трудовой пенсии по старости ДД.ММ.ГГГГ

Учитывая, что на ДД.ММ.ГГГГ – дату обращения за назначением пенсии – ГУ–ГУ ПФР по <адрес> и <адрес> в специальный стаж Ильясовой С.С. засчитал <данные изъяты> дней при требуемом специальном стаже 25 лет, а продолжительность оспариваемого периода составляет: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. - <данные изъяты>, суд удовлетворяет заявленные требования и, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

Иск Ильясовой С.С. к ГУ - Главное Управление Пенсионного фонда РФ по <адрес> и <адрес> о назначении досрочной трудовой пенсии по старости - удовлетворить.

Обязать Государственное учреждение – Главное управление Пенсионного фонда Российской Федерации по <адрес> и <адрес> назначить Ильясовой С.С., ДД.ММ.ГГГГ рождения, досрочную трудовую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ, засчитав в специальный трудовой стаж период работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (<данные изъяты>) в должности учителя Учебно-воспитательного комплекса .

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней, с момента вынесения, в Московский областной суд через Химкинский городской суд.

Судья: Тягай Н.Н.