Дело № Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 17 ноября 2011 г. г. Химки Московской области Химкинский городской суд Московской области в составе: судьи Тягай Н.Н., при секретаре Ивановой В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ильясовой С.С. к ГУ - Главное Управление Пенсионного фонда РФ № 5 по г. Москве и Московской области о назначении досрочной трудовой пенсии по старости, У С Т А Н О В И Л: Ильясова С.С., ДД.ММ.ГГГГ рождения, обратилась в суд с иском к ГУ – ГУ ПФР № 5 по г. Москве и Московской области об обязании назначить ей досрочную трудовую пенсию в связи с педагогической деятельностью, обосновывая это тем, что решением комиссии по пенсионным вопросам (протокол № от ДД.ММ.ГГГГ) в назначении указанной пенсии ей было отказано по мотиву отсутствия требуемого специального трудового стажа. Как пояснила Истица, её работа была связана с педагогической деятельностью, специальный стаж которой составил более 25 лет. Ответчик необоснованно не включил в её специальный стаж период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (<данные изъяты> в должности учителя Учебно-воспитательного комплекса №. В судебном заседании представитель Истицы Ильясовой С.С. по доверенности Ковикова А.Ф. поддержала заявленные требования с учетом их уточнения по изложенным в иске основаниям, просила суд обязать Ответчика ГУ - ГУ ПФР № 5 по г. Москве и Московской области зачесть вышеуказанный период в специальный трудовой стаж и назначить Ильясовой С.С. досрочную трудовую пенсию по старости со дня обращения за её назначением с ДД.ММ.ГГГГ Представитель Ответчика – ГУ – ГУ ПФР № 5 по г. Москве и Московской области по доверенности Поляков М.И. исковые требования Ильясовой С.С. не признал, сослался на доводы, изложенные в решении комиссии по пенсионным вопросам и послужившие мотивом к отказу в назначении Истице досрочной трудовой пенсии. Выслушав участников процесса, исследовав представленные по делу доказательства, суд приходит к выводу, что иск обоснован и подлежит удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии с пп.19 п.1 ст.27 Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ» от ДД.ММ.ГГГГ № 173-ФЗ досрочная трудовая пенсия по старости назначается лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста. Пунктом 2 ст. 27 указанной статьи Закона предусмотрено, что Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены Списки работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» и утверждены правила исчисления периодов работы, дающей право на назначение указанных пенсий. Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утверждены Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 516. В силу п. 4 названных Правил в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено данными Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд РФ Из записей в трудовой книжке Истицы следует, что на основании приказа № от ДД.ММ.ГГГГ – ДД.ММ.ГГГГ Ильясова С.С. была принята на должность учителя физики в школу Учебно-воспитательный комплекс №; на основании распоряжения Правительства <адрес> №-РП от ДД.ММ.ГГГГ Учебно-воспитательный комплекс № реорганизован в ГОУ Центр образования №; на основании приказа №/а от ДД.ММ.ГГГГ по СОУОДО <адрес> присвоена высшая квалификационная категория, в данном учреждении Ильясова С.С. работает по настоящее время. Исключая из специального стажа работы Ильсовой С.С. период её работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (<данные изъяты> в должности учителя Учебно-воспитательного комплекса №, ГУ – ГУ ПФР № по <адрес> и <адрес> руководствовался тем, что наименование данного учреждения не предусмотрено Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждений для детей, в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 ст. 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №. В УВК № отсутствуют структурно выделенные подразделения такие как «школа», «»детский сад». Однако данный довод Ответчика нельзя признать обоснованным по следующим основаниям: Как указала в судебном заседании представитель Истицы Ильясовой С.С. по доверенности Ковикова А.Ф., работая в должности учителя физики в Учебно-воспитательном комплексе №, Истица осуществляла педагогическую деятельность, в связи с чем несостоятелен довод Ответчика об отказе включения спорного периода в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости. При этом, сторона Истца указала, что период ее работы в Центре образования № <адрес>, переименованном из Учебно-воспитательного комплекса №, был зачтен в ее специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, однако ее должностные обязанности в связи с переименованием учреждения не изменились. В своем Постановлении №-П от ДД.ММ.ГГГГ «По делу о проверке конституционности положений подпунктов 10,11,12 пункта 1 статьи 28 Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ», Конституционный Суд Российской Федерации прямо указал, что досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, занимавшимися преподавательской деятельностью в образовательных учреждениях, не связано с организационно-правовой формой данного учреждения и зависит исключительно только от длительности профессиональной деятельности лица, работающего по соответствующей профессии. Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении N 25 от 20.2005 года "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии" разъяснил в П. 9 о том, что необходимо учитывать, что вопрос в виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работникам (должностям, организациям), которые дают право на досрочное назначение пенсии по старости, должен разрешаться судом с учетом конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера, специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых функциональных обязанностей по занимаемым должностям, профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал). Таким образом, право на досрочное назначение пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности назначается в зависимости от вида деятельности, фактически выполняемой лицом работы, а не от наименования должности или правового статуса учреждения (организации). Помимо этого в соответствии с пунктами 1 - 5 ст. 12 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 3266-1 "Об образовании" образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников. Деятельность государственных и муниципальных образовательных учреждений регулируется типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, утверждаемых Правительством Российской Федерации, и разрабатываемыми на их основе уставами этих образовательных учреждений. Судом установлено, что приказом № от ДД.ММ.ГГГГ председателя Московского департамента образования открыт Учебно-воспитательный комплекс «Детский сад – многопрофильная школа» в муниципальном округе <данные изъяты> в составе: средней общеобразовательной школы-новостройки (<данные изъяты>, <адрес>) на <данные изъяты> мест и детского дошкольного учреждения (<данные изъяты>, <адрес>) на <данные изъяты>, Комплексу присвоен № и название «Лик». Согласно свидетельству (<данные изъяты>) от ДД.ММ.ГГГГ Учебно-воспитательный комплекс «Детский сад – многопрофильная школа» № «ЛИК Северного окружного управления Московского Департамента образования» зарегистрирован как дошкольное общеобразовательное учреждение, учредителем которого является Московский департамент образования. Как усматривается из лицензии серии СЛОД, рег. № Код Г, Учебно-воспитательный комплекс «Детский сад – многопрофильная школа» № «ЛИК Северного окружного управления Московского Департамента образования» имеет право на осуществление следующего вида деятельности: дошкольное начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование. Пунктом 2.1. устава Учебно-воспитательного комплекса № «Детский сад – многопрофильная школа» определено, что данное образовательное учреждение относится к учебным заведениям нового типа, ориентирован на обучение и воспитание детей с <данные изъяты> лет. Для реализации стоящих перед УВК целей и задач комплекс организует и осуществляет непрерывное развитие, обучение и воспитание детей дошкольного возраста на основе государственных программ базового среднего образования; использует новые технологии образования, экспериментальные курсы и программы; осуществляет расширенное и углубленное изучение предметов технического, гуманитарного и естественного циклов, иностранных языков; осуществляет подготовку учащихся к получению высшего образования, к творческому труду в различных сферах научной и практической деятельности и др. Приказом № от ДД.ММ.ГГГГ первого заместителя председателя Московского комитета образования Учебно-воспитательный комплекс «Детский сад – многопрофильная школа» № «ЛИК Северного окружного управления Московского Департамента образования» аттестован на дошкольное образование, начальное общее образование, основное общее образование, среднее (полное) общее образование) на срок до ДД.ММ.ГГГГ при наличии лицензии. Из справки № от ДД.ММ.ГГГГ, выданной директором ГОУ ЦО № усматривается, что Ильясова С.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения (<данные изъяты>), действительно работала учителем физики в Учебно-воспитательном комплексе № <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ (Приказ о зачислении № от ДД.ММ.ГГГГ.) где и работает по настоящее время в должности учителя физики с ДД.ММ.ГГГГ (Приказ № от ДД.ММ.ГГГГ). На основании Распоряжения Правительства <адрес> № - РП от ДД.ММ.ГГГГ Учебно-воспитательный комплекс № реорганизован в Государственное образовательное учреждение Центр образования № (приказ № от ДД.ММ.ГГГГ Департамента образования <адрес>). При норме педагогической нагрузки 18 часов в неделю, фактическая нагрузка составила: <данные изъяты> В пункте 10 своего Постановления от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии», Пленум Верховного Суда РФ разъяснил, что: «При разрешении споров, возникших между пенсионными органами и гражданами по вопросу включения в специальный стаж (стаж педагогической, лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, а также творческой деятельности) периодов работы в учреждениях, не являвшихся государственными либо муниципальными (подпункты 10-12 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации») следует иметь в виду, что ранее действовавший Закон Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О государственных пенсиях в Российской Федерации» не содержал требований о том, чтобы педагогическая, лечебная, творческая деятельность осуществлялась лишь в государственных или муниципальных учреждениях, назначение такой пенсии гарантировалось на равных основаниях работникам, занятым в учреждениях (организациях) здравоохранения, общеобразовательных школах и других учреждениях для детей, на сцене в театрах и театрально-зрелищных организациях и коллективах, независимо от их ведомственной подчиненности и формы собственности. По смыслу статей 8 (часть 2), 19 (части 1 и 2), 35 (часть 1), 37 (части 1 и 3), 39 (части 1 и 2) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации форма собственности как таковая не может служить достаточным основанием для дифференциации условий назначения трудовых пенсий по старости лицам, работающим в учреждениях для детей, учреждениях здравоохранения, театрах или театрально-зрелищных организациях в одних и тех же по своим функциональным обязанностям должностях и по одним и тем же профессиям. Принимая во внимание, что, сохраняя для лиц, осуществлявших педагогическую, лечебную, творческую деятельность на сцене в государственных или муниципальных учреждениях, льготные условия назначения трудовой пенсии по старости, законодатель не предусмотрел соответствующий правовой механизм, гарантирующий гражданам, занятым такой же по своим условиям и характеру профессиональной деятельностью, но не в государственных учреждениях для детей, учреждениях здравоохранения, театрах и театрально-зрелищных организациях, защиту риска от утраты профессиональной трудоспособности до достижения общего пенсионного возраста аналогичным образом или с использованием других адекватных досрочному выходу на пенсию правовых средств, до установления соответствующего правового механизма педагогическая, лечебная и творческая деятельность подлежит включению в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости на основании подпунктов 10-12 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» независимо от того, в чьем ведении находились учреждения, где работал истец, и кому принадлежало закрепленное за ними имущество – государству, муниципальному образованию, акционерному обществу и пр., поскольку само по себе не предопределяет различий в условиях и характере профессиональной деятельности названных работников и не свидетельствует о существовании таких различий. Решение этого вопроса иным образом может породить такое неравенство в сфере пенсионного обеспечения, которое приведет к несоразмерному ограничению конституционного права этих лиц на социальное обеспечение и тем самым нарушит предписания статей 19 (части 1 и 2), 39 (части 1 и 2) и 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации. Исходя из указанного, суд, признавая юридически значимым обстоятельством для разрешения данного конкретного спора именно осуществление Истицей в оспариваемый период педагогической деятельности, не находит оснований для отказа в удовлетворении требований о включении спорного периода работы Истицы в её специальный трудовой стаж, дающий право на установление досрочной трудовой пенсии, так как Ильясова С.С. работала в должности и исполняла обязанности, соответствующие Списку должностей и учреждений, работа в которых дает право на назначение досрочной пенсии, утвержденным Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №. Таким образом, работа Ильясовой С.С. в должности учителя Учебно-воспитательного комплекса № в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (<данные изъяты>) подлежит включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости на основании подпункта 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", поскольку наименование учреждения не определяет различие в условиях и характере ее профессиональной деятельности в указанной должности. Иное решение данного вопроса приведет к несоразмерному ограничению конституционного права на социальное обеспечение и тем самым нарушит предписания статей 19 (части 1 и 2) и 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации. Как следует из заявления Ильясовой С.С., Истица обратилась в ГУ-ГУ ПФР № по <адрес> и <адрес> о назначении досрочной трудовой пенсии по старости ДД.ММ.ГГГГ Учитывая, что на ДД.ММ.ГГГГ – дату обращения за назначением пенсии – ГУ–ГУ ПФР № по <адрес> и <адрес> в специальный стаж Ильясовой С.С. засчитал <данные изъяты> дней при требуемом специальном стаже 25 лет, а продолжительность оспариваемого периода составляет: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. - <данные изъяты>, суд удовлетворяет заявленные требования и, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, Р Е Ш И Л: Иск Ильясовой С.С. к ГУ - Главное Управление Пенсионного фонда РФ № по <адрес> и <адрес> о назначении досрочной трудовой пенсии по старости - удовлетворить. Обязать Государственное учреждение – Главное управление Пенсионного фонда Российской Федерации № по <адрес> и <адрес> назначить Ильясовой С.С., ДД.ММ.ГГГГ рождения, досрочную трудовую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ, засчитав в специальный трудовой стаж период работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (<данные изъяты>) в должности учителя Учебно-воспитательного комплекса №. Решение может быть обжаловано в течение 10 дней, с момента вынесения, в Московский областной суд через Химкинский городской суд. Судья: Тягай Н.Н.