Решение о признании бездействия незаконным



К делу Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации

г.Химки 14 февраля 2012 года

Химкинский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи Агеенко В.Ш.

при секретаре судебного заседания Жуковой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению и.о. прокурора Четвертой прокуратуры по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах Московской области к Индивидуальному предпринимателю Чирковой А.Н. <данные изъяты>) о признании бездействия незаконным и понуждении к совершению действий,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор обратился в суд с исковым заявлением, в котором просил признать незаконным бездействие ИП Чирковой А.Н., выразившееся в не составлении паспортов на опасные отходы производства и потребления, образуемые в результате производственной деятельности по оказанию населению услуг по пошиву и ремонту одежды (ателье), в нежилом помещении, арендуемом у ФГУП «НПО им. С.А. Лавочкина» по <адрес> и обязать ответчика разработать и утвердить соответствующие паспорта опасных отходов с последующим оформлением свидетельства о классе опасности отходов в территориальном органе Ростехнадзора.

В судебном заседании представитель истца - прокурор ФИО на заявленных требованиях настаивала.

Ответчик ИП Чиркова А.Н. против удовлетворения исковых требований прокурора не возражала, просила учесть, что на предприятии уже отобраны образцы отходов, составлен договор о накоплении и транспортировке (вывозе) отходов, свидетельство территориального органа Ростехнадзора оформляется.

Изучив материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, суд признает заявленные прокурором требования законными и обоснованными, подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Четвертой прокуратурой по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах Московской области в <данные изъяты> проведена проверка соблюдения природоохранного законодательства, в том числе законодательства об отходах производства и потребления, индивидуальным предпринимателем Чирковой А.Н., который осуществляет деятельность по оказании населению услуг по пошиву и ремонту одежды (ателье), в нежилом помещении, арендуемом у ФГУП «НПО им. С.А. Лавочкина» по <адрес>

В ходе плановой проверки установлено, что при осуществлении предпринимательской деятельности ИП Чирковой А.Н. образуются отходы производства и потребления, в том числе в виде твердых бытовых отходов (ТБО), с целью вывоза и утилизации которых индивидуальным предпринимателем с ФГУП «НПО им. С.А. Лавочкина» готовится дополнительное соглашение к ранее заключенному договору на оплату коммунальных, эксплуатационных, административно-хозяйственных услуг и компенсацию затрат.

Согласно Федеральному классификационному каталогу отходов, утвержденному приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от /дата/ , к твердым коммунальным (бытовым) отходам относятся, в частности, мусор от бытовых помещений организации несортированный, имеющий IV класс опасности.

Вместе с тем, судом установлено, что на образующиеся в процессе предпринимательской деятельности ИП Чирковой А.Н. отходы производства и потребления паспорта не разработаны.

Статьей 42 Конституции Российской Федерации гарантировано право граждан на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществом экологическим правонарушением.

В соответствии со ст.3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов, в числе которых: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды; запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды; ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.

В соответствии с ч.2 ст.14 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I-IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды. Согласно ч.3 ст.14 Закона на отходы I-IV класса опасности на основании данных о составе и свойствах этих отходов составляется паспорт.

Согласно п.1 Инструкции по заполнению формы паспорта опасного отхода, утвержденной приказом Министерства природных ресурсов РФ от 02.12.2002 № 785, предусмотрено, что паспорт опасного отхода составляется и утверждается индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, в процессе деятельности которых образуются опасные отходы, по согласованию с территориальным органом МПР РФ по соответствующему субъекту РФ.

Обязанность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в процессе деятельности которых образуются отходы I-IV класса опасности, разрабатывать паспорта опасных отходов также предусмотрена ст.8 Закона Московской области «Об отходах производства о потребления в Московской области» от 08.11.2001 № 171/2001-ОЗ.

Более того, согласно п.п. 2.3, 2.42 Порядка организации работ по паспортизации опасных отходов, утвержденного приказом Ростехнадзора от 15.08.2007 № 570, деятельность по паспортизации опасных отходов осуществляется Ростехнадзором и его территориальными органами и включает в себя: подготовку заявителями сведений о происхождении, составе, свойствах отходов, конкретных объектах размещения отходов, технологиях их использования и обезвреживания и материалов отнесения отходов к конкретному классу опасности для окружающей природной среды; рассмотрение Ростехнадзором и его территориальными органами материалов, представляемых заявителями, о происхождении, составе и свойствах отходов, условиях и конкретных объектах размещения отходов. технологиях их использования и обезвреживания, отнесении отходов к конкретному классу опасности для окружающей природной среды, и подготовка документов о подтверждении (неподтверждении) отнесения отходов к конкретному классу опасности для окружающей природной среды; оформление и выдачу территориальными органами Ростехнадзора документов, подтверждающих отнесение опасного отхода к классу опасности отхода для окружающей природной среды (свидетельств о классе опасности отхода для окружающей природной среды) согласно образцу; согласование паспортов опасных отходов.

Таким образом, в нарушение Федерального закона «Об отходах производства и потребления», Закона Московской области «Об отходах производства и потребления в Московской области» индивидуальным предпринимателем Чирковой А.Н. не исполняются обязанности по инвентаризации отходов производства и потребления, надлежащей разработке и утверждению паспортов на отходы I-IV класса опасности, образуемые в процессе ее деятельности.

В соответствии со ст. 12 ГК РФ способами защиты гражданских прав является присуждение к исполнению в натуре и пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу нарушениями иными способами, предусмотренными законом.

Выявленные в деятельности индивидуального предпринимателя Чирковой А.Н. нарушения требований природоохранного законодательства ущемляют права неопределенного круга граждан, в том числе пользующихся услугами ИП Чирковой А.Н., а также работников организаций, оказывающих услуги в сфере вывоза и утилизации опасных производственных отходов, на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии, в связи с чем прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

При таких обстоятельствах заявленный прокурором иск подлежит удовлетворению.

Учитывая изложенное, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление и.о. прокурора Четвертой прокуратуры по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах Московской области к Индивидуальному предпринимателю Чирковой А.Н. <данные изъяты> о признании бездействия незаконным и понуждении к совершению действий удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Индивидуального предпринимателя Чирковой А.Н. <данные изъяты>), выразившееся в не составлении паспортов на образуемые опасные отходы производства и потребления.

Обязать Индивидуального предпринимателя Чиркову А.Н. <данные изъяты>) разработать и утвердить соответствующие паспорта опасных отходов с последующим оформлением свидетельства о классе опасности отхода в территориальном органе Ростехнадзора.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Химкинский городской суд в течение 30 дней.

Председательствующий:

Мотивированное решение изготовлено 14.02.2012

Судья: