О признании незаконным решения об отказе в государственном кадастровом учете



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

06 февраля 2012 г. г. Химки Московской области

Химкинский городской суд Московской области в составе: судьи Тягай Н.Н., при секретаре Ивановой В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Синюковой Н. В., Проскуриной И. В. о признании незаконным отказ в государственном кадастровом учете изменений земельного участка, заинтересованные лица – отдел кадастрового учета № 2 ФБУ «Кадастровая палата» по Московской области, Администрация г.о. Химки Московской области,

УСТАНОВИЛ:

Синюкова Н. В., Проскурина И. В., являющиеся собственниками земельного участка с кадастровым номером площадью <данные изъяты> кв.м. по <данные изъяты> доли каждый, расположенного по адресу: <адрес>, обратились в суд с заявлением об обжаловании решения ФБУ «Кадастровая палата» по Московской области от /дата/ об отказе проведения государственного кадастрового учета земельного участка в части уточнения местоположения границ и площади земельного участка. Заявители просили признать незаконным решение № отдела кадастрового учета ФБУ «Кадастровая палата» об отказе в государственном кадастровом учете изменений земельного участка.

В обоснование заявленных требований указали, что на основании свидетельства о праве на наследство по закону от /дата/, выданным нотариусом Солнечногорского нотариального округа Московской области Дерезиным В.В. /дата/, Заявители являются собственниками земельного участка с кадастровым номером площадью <данные изъяты> кв.м. по <данные изъяты> доли в праве каждый, расположенного по адресу: <адрес>, категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – для дачного строительства. В соответствии с правоустанавливающим документом площадь земельного участка составляет <данные изъяты> кв.м., который стоит на государственном кадастровом учете без описания местоположения границ объекта недвижимости, как это требует Федеральный закон «О государственном кадастре недвижимости». Для устранения данного недостатка Заявители обратились в МП «Кадастровый центр» о подготовке межевого плана. После проведения измерений площадь земельного участка составила <данные изъяты> кв.м. Согласовав размеры данного земельного участка в том числе и с Администрацией г.о. Химки Московской области, Заявители обратились в отдел кадастрового учета ФБУ «Кадастровая палата» по Московской области с заявлением о государственном учете изменений объекта недвижимости. Решением от /дата/ отдел кадастрового учета ФБУ «Кадастровая палата» по Московской области отказал Синюковой Н.В., Проскуриной И.В. в государственном кадастровом учете изменений земельного участка с кадастровым номером , поскольку площадь заявленного земельного участка больше площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости, на величину более чем 10%. Между тем, по мнению Заявителя, данное решение незаконно.

В судебном заседании представитель Заявителей по доверенности Цыганок Ю.М. поддержала заявленные требования в полном объеме.

Заинтересованное лицо – представитель филиала ФГУБ «ФКП Россреестра» по Московской области по доверенности Рачинская Л.М. возражала против удовлетворения заявленных требований, сославшись на законность принятого решения.

Заинтересованное лицо – представитель Администрации г.о. Химки Московской области в судебное заседание не явилась, о времени и месте слушания дела извещена надлежащим образом.

Дело с учетом мнения участников процесса рассмотрено в отсутствие представителя Администрации г.о. Химки Московской области в порядке ст.167 ГПК РФ.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд находит заявление Синюковой Н.В., Проскуриной И.В. обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям:

В силу ч.1 ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

Согласно ст.255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Судом установлено: Синюкова Н. В., Проскурина И. В., являются собственниками земельного участка с кадастровым номером площадью <данные изъяты> кв.м. по <данные изъяты> доли каждый, расположенного по адресу: <адрес>. Данный земельный участок перешел Заявителем в собственности в порядке наследования после смерти их отца – Артемьева В. А., умершего /дата/, которому данный земельный участок принадлежал на основании Постановления Главы А. Н. поссовета <адрес> от /дата/ за «О перерегистрации земельных участков», что подтверждается свидетельством о праве собственности на землю, выданным А. Н. поссовета <адрес> от /дата/ за .

Указанный земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, и принадлежащий на праве общей долевой собственности Заявителям (по <данные изъяты> доле в праве каждый) поставлен на кадастровый учет и ему присвоен номер Таким образом, согласно ч. 1 ст. 45 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" данный земельный участок является ранее учтенным.

Между тем суд отмечает, что границы земельного участка в соответствии с требованиями земельного законодательства не установлены.

В соответствии со ст. 11.1 Земельного кодекса РФ земельный участок как объект земельных отношений - часть поверхности земли (в том числе поверхностный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке.

В соответствии с ч.7 ст.36 ЗК РФ в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".

Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.

Суд отмечает, что на момент вынесения Постановления Главы Администрации <данные изъяты> Химкинского района Московской области от /дата/ за «О перерегистрации земельных участков» и выдаче Артемьеву В.А. свидетельства о праве собственности на землю действовала ст. 32 ЗК РСФСР, в соответствии с которой приступать к использованию земельных участков разрешалось после установления границ этих участков в натуре и выдачи документов, удостоверяющих право собственности, владения, пользования, аренды; местный совет народных депутатов может разрешить приступать к использованию земельных участков для сельскохозяйственных целей до выдачи указанных документов при условии указания границ земельного участка в натуре (на местности) с вручением чертежа (плана) земельного участка. Однако, границы, выделенного наследодателю земельного участка установлены в натуре не были, равно как и не были они описаны в указанном постановлении, что свидетельствует об отсутствии как такового объекта передаваемого Артемьеву В.А. в собственность.

В 2011 г. МП «Кадастровый центр» проводились землеустроительные работы по установлению границ земельного участка, принадлежащего в настоящее время Заявителям в порядке наследования по закону. В ходе землеустроительных работ было определено, что общая площадь данного земельного участка составляет 1692 кв.м. В результате выполненных работ составлен проектный план границ земельного участка.

Установленные границы земельного участка согласованы с заинтересованными сторонами и смежными землепользователями, что подтверждается актом согласования местоположения границы земельного участка.

/дата/ Синюкова Н.В. и Проскурина И.В. обратились в отдел кадастрового учета ФБУ «Кадастровая палата» по Московской области с заявлением о проведении государственного кадастрового учета изменений, связанных с уточнением местоположения границ и площади земельного участка.

/дата/ на основании пункта 1 части 5 статьи 27 Закона о кадастре недвижимости отдел кадастрового учета ФБУ «Кадастровая палата» по Московской области принял решение об отказе в осуществлении кадастрового учета, поскольку площадь заявленного земельного участка больше площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости, на величину более чем 10%.

Не согласившись с указанным решением об отказе, Заявители обжаловали его в суд.

Частью 1 статьи 16 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" установлено, что кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (постановка на учет объекта недвижимости), прекращением его существования (снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости.

Согласно ч. 2 ст. 16 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет в связи с изменением сведений об объекте недвижимости может быть осуществлен на основании представляемых в орган кадастрового учета заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с этим Законом для осуществления такого учета документов.

В силу статьи 17 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости", если иное не установлено настоящим законом, постановка на учет объекта недвижимости, учет изменений объекта недвижимости, учет части объекта недвижимости или снятие с учета объекта недвижимости осуществляется в срок не более чем двадцать рабочих дней со дня получения органом кадастрового учета соответствующего заявления о кадастровом учете (часть 1). При учете изменений объекта недвижимости датой завершения кадастрового учета признается день внесения органом кадастрового учета в государственный кадастр недвижимости новых сведений о соответствующем объекте недвижимости (часть 3).

Пунктом 6 части 1 статьи 22 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" определено, что при учете изменений объекта недвижимости и отсутствии сведений о зарегистрированном праве заявителя на такой объект в государственном кадастре недвижимости с заявлением о кадастровом учете в орган кадастрового учета должна быть представлена копия документа, устанавливающего или удостоверяющего право заявителя на соответствующий объект недвижимости.

В соответствии с частью 2 статьи 23 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" при учете изменений объекта недвижимости в случае принятия соответствующего решения заявителю или его представителю лично под расписку выдается кадастровая выписка об объекте недвижимости, содержащая внесенные в государственный кадастр недвижимости при кадастровом учете новые сведения о таком объекте недвижимости.

Исходя из комплексного анализа норм Федерального закона от /дата/ N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", уточнение местоположения границы земельного участка возможно в случаях: отсутствия в государственном кадастре недвижимости сведений о координатах характерных точек границы земельного участка; если содержащиеся в государственном кадастре недвижимости координаты характерных точек границы земельного участка определены с точностью ниже нормативной точности определения координат для земель определенного целевого назначения либо не позволяют однозначно определить положение характерных точек границ на местности; исправления ошибок в местоположении границ земельного участка.

Федеральный закон от /дата/ N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" установил следующий порядок внесения изменений в сведения о площади земельного участка:

Пунктом 1 части 5 статьи 27 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" установлено, что при кадастровом учете в связи с уточнением границ земельного участка орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении данного кадастрового учета в случае, если в результате данного кадастрового учета площадь этого земельного участка, определенная с учетом установленных в соответствии с настоящим законом требований, будет больше площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости, на величину более чем предельный минимальный размер земельного участка, установленный в соответствии с земельным законодательством для земель соответствующего целевого назначения и разрешенного использования, или, если такой размер не установлен, на величину более чем десять процентов площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости.

Из статьи 38 Закона о кадастре следует, что межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках (часть 1). При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в правоустанавливающем документе на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные в настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка (часть 9).

В силу частей 1, 3 статьи 39, частей 1, 2 статьи 40 Закона о кадастре местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию с заинтересованными лицами, в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления об учете изменений одного из указанных земельных участков в связи с уточнением местоположения его границ. Результат согласования местоположения границ оформляется в форме акта согласования местоположения границ. Местоположение границ земельного участка считается согласованным при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей.

Согласно статье 45 Закона о кадастре государственный кадастровый учет или государственный технический учет объектов недвижимости, осуществленные в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу настоящего закона или в переходный период его применения признается юридически действительным, и такие объекты считаются объектами недвижимости, учтенными в соответствии с настоящим законом (ранее учтенные объекты недвижимости) (часть 1). Отсутствие в государственном кадастре недвижимости кадастровых сведений о ранее учтенном земельном участке, предоставленном для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, о здании, сооружении, помещении или об объекте незавершенного строительства в объеме, необходимом в соответствии с частью 4 статьи 14 настоящего закона, не является основанием для отказа в выдаче (направлении) кадастрового паспорта такого объекта недвижимости. При этом отсутствие кадастровых сведений о таком объекте недвижимости в указанном объеме не может являться основанием для приостановления осуществления государственной регистрации прав на такой объект недвижимости или сделок с ним либо для отказа в осуществлении данной государственной регистрации (часть 1). Кадастровый паспорт ранее учтенного и не указанного в части 11 настоящей статьи земельного участка не выдается (не направляется) и орган кадастрового учета принимает решение об отказе в выдаче (направлении) такого паспорта в случае, если: отсутствуют кадастровые сведения о координатах характерных точек границ такого земельного участка; одна из границ такого земельного участка пересекает одну из границ другого земельного участка в соответствии с кадастровыми сведениями о последнем (часть 12).

Из системного толкования названных норм следует, что при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в правоустанавливающем документе на земельный участок. С заявлением о кадастровом учете в орган кадастрового учета должна быть представлена копия документа, устанавливающего или удостоверяющего право заявителя на соответствующий объект недвижимости.

Пунктом 9 статьи 3 Федерального закона от /дата/ N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" определено, что государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Материалы дела свидетельствуют о том, что /дата/ Артемьеву В.А., наследниками которого являются Заявители, для дачного строительства предоставлен в собственность земельный участок общей площадью <данные изъяты> кв.м. Земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м. прошел кадастровый учет с присвоением кадастрового номера , но при этом его границы в соответствии с требованиями земельного законодательства не были установлены. В результате проведения землеустроительных работ определены границы земельного участка Заявителей общей площадью <данные изъяты> кв.м. Установленные границы земельного участка согласованы с заинтересованными сторонами и смежными землепользователями. В связи с установлением границ названного земельного участка Синюкова Н.В., Проскурина И.В. обратились в отдел кадастрового учета ФБУ «Кадастровая палата» по Московской области с заявлением о проведении государственного кадастрового учета изменений, связанных с уточнением местоположения границ и площади земельного участка с кадастровым номером . Отдел кадастрового учета ФБУ «Кадастровая палата» по Московской области на основании пункта 1 части 5 статьи 27 Закона о кадастре отказал Заявителям в осуществлении кадастрового учета в связи с тем, что площадь заявленного земельного участка больше площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости, на величину более чем 10%.

Утверждение отдела кадастрового учета ФБУ «Кадастровая палата» по Московской области о том, что документы, представленные в судебное заседание подтверждают право Заявителей на участок площадью 1414 кв.м., в связи с чем превышение заявленной площади над подтвержденной составляет более чем на 10%, что также противоречит пункту 1 части 5 статьи 27 Закона о кадастре, судом не принимается, как основанное на ошибочном толковании правовых норм.

В соответствии с п. 1 ст. 33 ЗК РФ минимальные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, дачного строительства, устанавливаются законами субъектов РФ, а для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства - нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Решением Совета депутатов муниципального образования «Химкинский район» Московской области от /дата/ минимальный размер вновь предоставляемых земельных участков, предназначенных для дачного строительства установлен в размере 0,04 га.

Поскольку предельный минимальный размер земельного участка, предназначенный для дачного строительства установлен вышеуказанным Решением Совета депутатов муниципального образования «Химкинский район» Московской области от /дата/, ссылки отдела кадастрового учета ФБУ «Кадастровая палата» по Московской области на п.1 ч.5 ст.27 Закона о кадастре, согласно которому установлено, что при кадастровом учете в связи с уточнением границ земельного участка орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении данного кадастрового учета в случае, если такой размер не установлен, на величину более чем десять процентов площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости, необоснованны.

Результатом рассмотрения заявления гражданина, в случае признания заявления обоснованным, является решение, которым суд обязывает орган государственной власти, орган местного самоуправления, должностное лицо, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина (часть 1 статьи 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Руководствуясь ст.ст. 255, 258, 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать незаконным решение отдела кадастрового учета ФБУ «Кадастровая палата» по Московской области от /дата/ об отказе в государственном кадастровом учете изменений земельного участка с кадастровым номером .

Обязать отдел кадастрового учета ФБУ «Кадастровая палата» по Московской области внести изменения в государственный кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>.

Решение может быть обжаловано в течение месяца в Московский областной суд через Химкинский городской суд.

Судья: Н.Н. Тягай