О зачете периода в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии



Гражданское дело

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Химки МО 29 мая 2012 года

Химкинский городской суд Московской области в составе:

Судьи – Тягай Н.Н..

При секретаре – Даничкине А.В.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Косаревой Л.А. к ГУ-Главное Управление Пенсионного Фонда России №5 по г. Москве и Московской области о зачете периода работы в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости,

У с т а н о в и л:

Косарева Л.А. обратилась в суд с иском к ГУ ГУПФР №5 о зачете пери ода работы специальный педагогический стаж, обосновывая свое требование тем, что решением комиссии по пенсионным вопросам от /дата/ (протокол ) ей отказано в назначении досрочной трудовой пенсии, по мотиву отсутствия требуемого специального стажа.

Как указала истица, в зачет ее специального педагогического стажа ответчиком не принят период ее работы с /дата/ по /дата/ (продолжительностью <данные изъяты>) в должности учителя начальных классов в <данные изъяты>

В судебном заседании Косарева Л.А. уточнила исковые требования и просила суд зачесть в специальный стаж период ее работы с /дата/ по /дата/ (продолжительностью <данные изъяты>) в должности учителя начальных классов в <данные изъяты>

Представитель ответчика ГУ ГУПФР №5 по г. Москве и Московской области, не соглашаясь с заявленными Косаревой Л.А. требованиями, в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в протоколе комиссии по пенсионным вопросам и послужившие мотивом к отказу в назначении пенсии.

Выслушав стороны, изучив представленные по делу доказательства, суд находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с пп.19 п.1 ст.27 Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001г. № 173-ФЗ досрочная трудовая пенсия по старости назначается лицам, не менее 25 лет осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Пунктом 2 ст.27 указанной статьи Закона предусмотрено, что Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с п.п.1-13 пункта 1 данной статьи и Правила исчисления сроков выслуги утверждаются Правительством РФ.

Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781 утверждены Списки работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» и утверждены правила исчисления периодов работы, дающей право на назначение указанных пенсий.

Согласно Правилам исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. № 781, периоды выполнявшейся до 1 сентября 2000г. работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки).

Исключая из специального стажа Косаревой Л.А. период ее работы с /дата/ по /дата/ в должности учителя начальных классов в <данные изъяты>, ГУ ГУПФР №5 по г. Москве и Московской области исходил из того, что Актом документальной проверки установлено, что типовым положением об общеобразовательном учреждении предусмотрена реализация учебных программ, которые являются предметом деятельности Центр образования , однако данным Типовым положением не поименован Центр образования, как вид общеобразовательного учреждения; В типовом положении о вечернем (сменном) общеобразовательном учреждении упомянут Центр образования, но не предусмотрена реализация программ начального общего образования.

Судом установлено, что в оспариваемый период истица Косарева Л.А. работала в должности учителя начальных классов <данные изъяты>.

Должность «учитель» предусмотрена п. 1 раздела «наименование должностей» «Списка…», утвержденного Постановлением Правительства РФ №781 от 29.10.2002г.; пунктом 1.1 раздела «наименование учреждений» предусмотрено общеобразовательное учреждение "центр образования".

Как следует из представленного Устава государственного бюджетного образовательного учреждения г. Москвы <данные изъяты> (редакция ), целями деятельности, для которых создано учреждение являются (в том числе) создание условий для реализации гражданами Российской Федерации гарантированного государством права на получение общедоступного и бесплатного общего образования всех ступеней, если образование данного уровня гражданин получает впервые (п. 2.2); для достижения вышеуказанных целей учреждение осуществляет деятельность по реализации основных общеобразовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования (п. 2.3).

Действие законодательства РФ в области воспитания, образования распространяется на все воспитательные (дошкольные), образовательные учреждения на территории России.

Юридически значимым обстоятельством для разрешения данного конкретного спора суд признает осуществление истицей в оспариваемый период педагогической деятельности в государственном образовательном учреждении, реализующем программы начального общего, основного общего и среднего (полного) образования.

Как следует из заявления Косаревой Л.А., Истица обратилась /дата/ в ГУ-ГУ ПФР № 5 по г. Москве и Московской области о назначении досрочной трудовой пенсии по старости.

Таким образом, судом установлено, что в рассматриваемый период трудовая деятельность Косаревой Л.А. с /дата/ по /дата/ (продолжительностью <данные изъяты>) в должности учителя начальных классов в <данные изъяты> была непосредственно связана с осуществлением педагогической деятельности.

В своем Постановлении № 11-П от 03.06.2004 года «По делу о проверке конституционности положений подпунктов 10,11,12 пункта 1 статьи 28 Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ», Конституционный Суд Российской Федерации прямо указал, что досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, занимавшимися преподавательской деятельностью в образовательных учреждениях, не связано с организационно-правовой формой данного учреждения и зависит исключительно только от длительности профессиональной деятельности лица, работающего по соответствующей профессии.

В пункте 10 своего Постановления от 20.12.2005 г. № 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии», Пленум Верховного Суда РФ разъяснил, что: «При разрешении споров, возникших между пенсионными органами и гражданами по вопросу включения в специальный стаж (стаж педагогической, лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, а также творческой деятельности) периодов работы в учреждениях, не являвшихся государственными либо муниципальными (подпункты 10-12 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации») следует иметь в виду, что ранее действовавший Закон Российской Федерации от 29 ноября 1990 года № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» не содержал требований о том, чтобы педагогическая, лечебная, творческая деятельность осуществлялась лишь в государственных или муниципальных учреждениях, назначение такой пенсии гарантировалось на равных основаниях работникам, занятым в учреждениях (организациях) здравоохранения, общеобразовательных школах и других учреждениях для детей, на сцене в театрах и театрально-зрелищных организациях и коллективах, независимо от их ведомственной подчиненности и формы собственности. По смыслу статей 8 (часть 2), 19 (части 1 и 2), 35 (часть 1), 37 (части 1 и 3), 39 (части 1 и 2) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации форма собственности как таковая не может служить достаточным основанием для дифференциации условий назначения трудовых пенсий по старости лицам, работающим в учреждениях для детей, учреждениях здравоохранения, театрах или театрально-зрелищных организациях в одних и тех же по своим функциональным обязанностям должностях и по одним и тем же профессиям.

Принимая во внимание, что, сохраняя для лиц, осуществлявших педагогическую, лечебную, творческую деятельность на сцене в государственных или муниципальных учреждениях, льготные условия назначения трудовой пенсии по старости, законодатель не предусмотрел соответствующий правовой механизм, гарантирующий гражданам, занятым такой же по своим условиям и характеру профессиональной деятельностью, но не в государственных учреждениях для детей, учреждениях здравоохранения, театрах и театрально-зрелищных организациях, защиту риска от утраты профессиональной трудоспособности до достижения общего пенсионного возраста аналогичным образом или с использованием других адекватных досрочному выходу на пенсию правовых средств, до установления соответствующего правового механизма педагогическая, лечебная и творческая деятельность подлежит включению в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости на основании подпунктов 10-12 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» независимо от того, в чьем ведении находились учреждения, где работал истец, и кому принадлежало закрепленное за ними имущество – государству, муниципальному образованию, акционерному обществу и пр., поскольку само по себе не предопределяет различий в условиях и характере профессиональной деятельности названных работников и не свидетельствует о существовании таких различий. Решение этого вопроса иным образом может породить такое неравенство в сфере пенсионного обеспечения, которое приведет к несоразмерному ограничению конституционного права этих лиц на социальное обеспечение и тем самым нарушит предписания статей 19 (части 1 и 2), 39 (части 1 и 2) и 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации.

Исходя из указанного, суд, признавая юридически значимым обстоятельством для разрешения данного конкретного спора именно осуществление Истицей в оспариваемый период педагогической деятельности, не находит оснований для отказа в удовлетворении требований о включении спорного периода работы Истицы в её специальный трудовой стаж, дающий право на установление досрочной трудовой пенсии, так как Косарева Л.А. работала в должности и исполняла обязанности, соответствующие Списку должностей и учреждений, работа в которых дает право на назначение досрочной пенсии, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781, предусматривающего в разделе «Наименование должностей» - должность «учитель начальных классов».

При таких данных, период работы Косаревой Л.А. с /дата/ по /дата/ (продолжительностью <данные изъяты>) в должности учителя начальных классов в <данные изъяты> подлежит зачету в специальный трудовой стаж работы для назначения досрочной трудовой пенсии по старости.

При таких данных, учитывая, что ГУ-ГУ ПФР №5 по г. Москве и Московской области в специальный педагогический стаж Косаревой Л.А. засчитан период продолжительностью 22 года 03 мес. 28 дней, а требование о назначении досрочной трудовой пенсии истицей не заявлено, руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р е ш и л:

Иск Косаревой Л.А. к ГУ-Главное Управление Пенсионного Фонда России №5 по г. Москве и Московской области о зачете периода работы в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости - удовлетворить.

Обязать Государственное учреждение – Главное управление Пенсионного фонда Российской Федерации № 5 по г.Москве и Московской области зачесть в специальный педагогический стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по стрости Косаревой Л.А период ее работы:

- с /дата/ по /дата/ (продолжительностью <данные изъяты>) в должности учителя начальных классов в <данные изъяты>

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Химкинский городской суд в течение месяца.

Судья Н.Н. Тягай

Мотивированное решение изготовлено 01 июня 2012 г.

Судья Н.Н. Тягай