Решение о назначении досрочной трудовой пенсии по старости



/номер/

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

07 июня 2012 года г. Химки

Химкинский городской суд Московской области в составе председательствующего судьи Яцык А.В. с участием

истца Аникиной А.В.,

представителя ответчика Шевелевой И.В.,

при секретаре Гончаровой Ю.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Аникиной Светланы Дмитриевны к Государственному учреждению – Главному управлению Пенсионного фонда Российской Федерации № 5 по г. Москве и Московской области о признании недействительным протокола Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан и назначении досрочной трудовой пенсии по старости,

УСТАНОВИЛ:

Аникина А.В. предъявила иск к ГУ ПФР № 5 по г. Москве и Московской области о признании недействительным протокола заседания Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от /дата/ об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии и обязании ответчика назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости с /дата/

Истец Аникина А.В. в исковом заявлении и в судебном заседании указала, что /дата/ обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной пенсии, представила ответчику документы о работе на <данные изъяты>. Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от /дата/ в удовлетворении заявления отказано ввиду отсутствия требуемого специального стажа.

Истец полагала решение незаконным, в обоснование требований привела следующие доводы:

- истец работала в течение всего трудового стажа в должностях среднего медицинского персонала, занимаемые должности соответствую Списку должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в специальный стаж в соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ",

- периоды ее работы соответствуют правилам исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения,

- в специальный стаж не зачтены периоды работы общей длительностью <данные изъяты>. В качестве одного из обоснований такого решения ответчик ссылается на то, что учреждение "<данные изъяты>" не предусмотрено номенклатурой учреждений здравоохранения, при этом нигде в материалах дела учреждение с таким названием не фигурирует, а есть учреждение <данные изъяты> Кроме того, наименования "<данные изъяты>" Списком включены в перечень дошкольных учреждений,

- по утверждению ответчика должность "сестра-воспитательница" не предусмотрена Номенклатурой учреждений, при этом перечнем, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. № 397 предусмотрены должности: заведующие, руководители-воспитатели, воспитатели,

- ответчик указывает на разночтения в первичных документа наименования занимаемой истцом должности. Истец полагает разночтения не влияющими на стаж, льготный период и право на пенсию. Последней должностью является "старшая медсестра",

- исключение из специального стажа периодов, обозначенных, как административный отпуск, истец полагала незаконным, так как трудовое законодательство не содержит такого понятия, и его применение является некорректным,

- незаконным является невключение в специальный стаж периода обучения на курсах повышения квалификации.

Представитель ответчика Шевелева И.В. иск не признала, полагала решение комиссии соответствующим требованиям пенсионного законодательства и вынесенным по результатам документальной проверки.

Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от /дата/ Аникиной А.В. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии, по мнению комиссии специальный стаж составил <данные изъяты>

В специальный стаж включены следующие периоды работы:

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

в должности <данные изъяты> К указанным периодам применена льгота, предусмотренная п.п. "а" п. 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную деятельность в сельской местности – один год работы засчитан, как 1 и три месяца.

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

в <данные изъяты>.

В специальный стаж не приняты периоды работы:

- <данные изъяты>, так как учреждение с наименованием "<данные изъяты>" не предусмотрено Номенклатурой учреждений здравоохранения, утвержденной приказом Минздрава России от 03.11.1999 г. № 395, разделом "Наименование учреждений" Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781. Должность "сестра-воспитательница" не предусмотрена Номенклатурой должностей медицинского и фармацевтического персонала,

- с <данные изъяты>, так как учреждение с наименованием "<данные изъяты>" не предусмотрено Номенклатурой учреждений здравоохранения, утвержденной приказом Минздрава России от 03.11.1999 г. № 395, разделом "Наименование учреждений" Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781. Кроме того, имеются разночтения должности:

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

В период работы в <данные изъяты> Аникиной А.В. предоставлялись отпуска:

- <данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

в должности <данные изъяты>, так как в указанные период Аникина А.В. обучалась на курсах повышения квалификации и находилась в административном отпуске.

Суд, выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 27 Закона РФ от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" досрочное назначение трудовой пенсии по старости независимо от возраста производится лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Согласно п. 2 ст. 27 Закона РФ от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых назначается трудовая пенсия, предусмотренная пунктом 1 указанной статьи, Правила исчисления периодов работы и назначения трудовых пенсий утверждаются Правительством РФ.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 № 1066
Утверждены Списки должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения».

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781 утвержден "Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения".

Решением пенсионного органа в специальный стаж не были включены периоды работы Аникиной А.В. в должности <данные изъяты> с /дата/ по /дата/ (<данные изъяты>) и с /дата/ по /дата/ (<данные изъяты>) в должности старшей медсестры, поскольку, как указано в решении пенсионного органа, она осуществляла свою трудовую деятельность не в учреждениях здравоохранения, а в иных учреждениях, наименование и вид которых не предусмотрены соответствующими Списками.

У суда отсутствуют основания полагать должность сестры-воспитательницы связанной с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, так как данная должность является педагогической, а не медицинской и не предусмотрена ни в ранее действовавших, ни в действующих нормативно-правовых актах, регулирующих порядок назначения досрочной пенсии медицинским работникам.

Заявленные требования в части включения в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" периодов работы в указанных должностях могут быть удовлетворены лишь в отношении периодов работы, имевших место до /дата/ – даты окончания действия Перечня учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959года №1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства". Данный перечень предусматривал включение в стаж, предоставляющий право на назначение льготной пенсии по старости, периода работы в должности медицинской сестры (независимо от наименования должности) в детских яслях, детских садах, объединенных яслях-садах. Названный Перечень относил ясли-сады к списку лечебно-профилактических учреждений, учреждений охраны материнства и детства, санитарно-профилактических учреждений.

Периоды работы в специальный трудовой стаж периодов работы на занимаемых истцом должностях после /дата/ включению в специальный стаж не подлежат.

При изложенных обстоятельствах в специальный стаж работы истца, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, подлежит включению только период работы Аникиной А.В. в должности <данные изъяты> с /дата/ по /дата/. С /дата/ было введено в действие постановление Совета Министров-Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993года №953, нормы которого исключали возможность применения на территории Российской Федерации с этой даты постановления Совета Министров СССР от 17 декабря 1959года №1397.

В силу статьи 173 ТК РФ работникам, направленным на обучение работодателем или поступившим самостоятельно в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения высшего профессионального образования независимо от их организационно-правовых форм по заочной форме обучения, успешно обучающимся в этих учреждениях, работодатель предоставляет дополнительные отпуска с сохранением среднего заработка.

Учебные отпуска предоставлялись Аникиной А.В. с сохранением заработной платы и уплатой страховых пенсионных взносов, следовательно, такие отпуска приравниваются к периоду фактической работы.

Редакцией КЗоТ РФ, действовавшей до 06 октября 1992 г., было предусмотрено включение периодов отпуска по уходу за ребенком в стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию. Отпуск по уходу за ребенком была предоставлен после вступления в силу Закона РФ от 25 сентября 1992 г. № 3543-I "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации" и не подлежит учету в специальный стаж. Соответствующее разъяснение дано Конституционным Судом РФ в определениях от 21.02.2008 г. № 93-О-О, от 23.09.2010 г. № 1116-О-О и других, Минтруда РФ 22 мая 1996 г. в Разъяснениях № 5 "О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78, 78.1 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет".

Исключение из специального стажа периодов административных отпусков, то есть отпусков без сохранения содержания, является обоснованным.

Таким образом, включению в специальный стаж истца подлежат периоды:

- <данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

в должности <данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

в должности <данные изъяты>

Не подлежат включению в специальный стаж периоды:

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

Специальный стаж истца составляет <данные изъяты> и является недостаточным для назначения досрочной трудовой пенсии.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Иск Аникиной С. Д. к Государственному учреждению – Главному управлению Пенсионного фонда Российской Федерации № 5 по г. Москве и Московской области о признании недействительным протокола Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан и назначении досрочной трудовой пенсии по старости удовлетворить частично.

Засчитать в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии следующие периоды работы:

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Химкинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья А.В. Яцык

Решение в окончательной форме изготовлено 13 июня 2012 г.

Судья А.В. Яцык