Решение о признании договора найма жилого помещения недействительным и снятии с регистрационного учета



Дело

Решение

Именем Российской Федерации

05 июня 2011 года г. Химки Московской области

Химкинский городской суд Московской области в составе судьи Яцык А.В., с участием

истца Алимовой Е.А.,

представителя ответчика Доруда М.С.,

при секретаре Гончаровой Ю.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Алимовой Е.А. к Администрации городского округа Химки Московской области о признании права пользования жилым помещением и обязании к заключению договора социального найма жилого помещения и по встречному иску Администрации городского округа Химки Московской области к Алимовой Е.А. о признании договоров найма жилого помещения недействительным, выселении и снятии с регистрационного учета,

УСТАНОВИЛ:

Алимова Е.А. предъявила иск к Администрации г.о. Химки Московской области, заявлено требование о признании за истцом права пользования жилым помещением и признании права собственности в порядке бесплатной приватизации. В судебном заседании требования уточнены, заявлены требования о признании права пользования жилым помещением и обязании ответчика заключить с истцом договор социального найма жилого помещения.

Истец Алимова Е.А. в судебном заседании поддержала доводы искового заявления, где указано, что истец, как работник Химкинской центральной районной больницы, в /дата/ была вселена в общежитие по адресу: <адрес> предоставлением <данные изъяты>, то есть <данные изъяты>.м. /дата/ она была постоянно зарегистрирована по указанному адресу. В <данные изъяты> ей была предоставлена комната площадью <данные изъяты> кв.м. в двухкомнатной <адрес>, где она по настоящее время проживает, является добросовестным нанимателем, своевременно оплачивает проживание и коммунальные услуги.

/дата/ здание общежития было принято в собственность муниципального образования "<адрес>", /дата/ Администрацией получено свидетельство о государственной регистрации права собственности, объектом права собственности согласно свидетельства является жилое здание.

В силу жилищного законодательства с момента передачи дома в муниципальную собственность дом утратил статус общежития. В /дата/ Алимова Е.А. обратилась в Администрацию с заявлением о заключении договора социального найма, /дата/ ей было сообщено об отсутствии оснований для заключения договора социального найма.

Истец полагала, что отказ в заключении договора социального найма противоречит положениям Федерального закона от 29.12.2004 г. № 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации".

Представитель Администрации г.о. Химки Доруда М.С. иск не признала, в письменных возражениях и в судебном заседании указала, что жилое здание по вышеуказанному адресу находится в собственности Администрации муниципального образования "<адрес>" и относится к муниципальному жилищному фонду. Здание перешло в собственность муниципального образования г.о. Химки Московской области с /дата/, что подтверждается копией свидетельства о государственной регистрации права, выданного /дата/, в котором документом - основанием возникновения права собственности указаны Распоряжение от /дата/ и Акт приема-передачи имущества от /дата/

Истец ссылается на Акт о приеме - передачи здания (сооружения) от /дата/ и Постановление Главы городского округа Химки Московской области от /дата/ , согласно которым, по мнению истицы, произошла фактическая передача общежития. Данный вывод является неверным, поскольку ни акт приема-передачи здания (сооружения) от /дата/, ни Постановление Главы г.о. Химки МО от /дата/ не являются основанием возникновения права собственности на здание общежития.

После утверждения акта приема-передачи здания /дата/ <адрес> утратил статус общежития и стал относиться к муниципальному жилищному фонду с учетом положений ст. 7 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса РФ" от 29.12.2004 г. № 189-ФЗ. При этом, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от /дата/ -О, введение в законодательство нормы ст. 7 Вводного закона было обусловлено задачей защиты прав именно тех граждан, которые после передачи органам местного самоуправления общежитий, ранее принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям (учреждениям), выполнявшим в отношении указанных граждан функцию и наймодателя, и работодателя, оказались пользователями жилых помещений, принадлежащих другому наймодателю, не являющемуся их работодателем. То есть Конституционный суд установил категорию граждан, на которых распространяются положения ст. 7 Вводного закона - это лица, которые были заселены в качестве сотрудников соответствующего предприятия (учреждения) еще в здание общежития до его передачи в ведение органов местного самоуправления и до утраты им статуса общежития.

Согласно справке <данные изъяты> Алимова Е.А. по состоянию на /дата/ занимала в <адрес> одно койко-место (<данные изъяты>.) в комнате на два койко-места.

Со слов истца в /дата/ ей была предоставлена комната жилой площадью <данные изъяты> кв.м. в <адрес>, то есть после передачи здания, в котором находится спорное жилое помещение, в собственность муниципального образования. В связи с изложенным, спорное жилое помещение могло быть предоставлено Алимовой Е.А. только с согласия и соответствующего распоряжения Администрации г.о. Химки.

Представленные истцом договоры не удовлетворяют требованиям ст. 71 ГПК РФ, так как не заверены надлежащим образом.

Кроме того, в предоставленных истицей договорах имеется ссылка на Постановление Главы г.о. Химки от /дата/ , на основании которого якобы Алимовой Е.А. была предоставлена комната в <данные изъяты> кв.м. в <адрес>. В действительности данным Постановлением утверждено предоставление жилых помещений в <адрес> по списку на <данные изъяты> семьи, но Алимовой Е.А. в этом списке нет. Таким образом, Администрация г.о. Химки не давала согласие на предоставление истице комнаты жилой площадью <данные изъяты> кв.м. в <адрес>, поскольку Алимова Е.А., на момент передачи здания в собственность, уже была обеспечена жилым помещением в <адрес>. Данные обстоятельства подтверждаются также справкой ОАО <данные изъяты> от /дата/ .

Не соответствует действительности утверждение истца о добросовестной и своевременной оплате спорного жилого помещения. Так квитанциями от /дата/ Алимова Е.А. внесла плату только за <данные изъяты> Квитанции из <данные изъяты> не позволяют установить кто и за какое жилое помещение вносил оплату. В /дата/ оплачены только /дата/. Согласно справке <данные изъяты> и Списку граждан, проживающих в <адрес>, предоставленному <данные изъяты> письмом от /дата/, Алимовой Е.А. лицевой счет на жилое помещение в <адрес> не отрывался.

Ввиду изложенного, если Алимова Е.А. и была заселена в <адрес> на жилую площадь в <данные изъяты> кв.м., то это было сделано без ведома и согласия собственника и в нарушение существующих норм о распоряжении муниципальным жилищным фондом. В данном случае, статьей 301 Гражданского кодекса РФ предусмотрено право собственника истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.

Более того, исходя из положений ч. 1 ст. 166, ч. 1 ст. 167, ч. 1 ст. 168 ГК РФ, сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна независимо от признания ее таковой и недействительна с момента ее совершения. Поскольку в силу положений части первой ст. 167 ГК РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения, то предоставленные Алимовой Е.А. договоры найма жилого помещения от /дата/ и от /дата/ -П ничтожны в силу закона.

Единственным основанием для обращения в Администрацию г.о. Химки Московской области с требованием о заключении договора социального найма мог послужить факт предоставления Алимовой Е.А. до утраты зданием статуса общежития жилой площади в <адрес>, однако, как сообщила сама Алимова Е.А., с /дата/ она покинула данное жилое помещение, что в силу части 3 статьи 83 ЖК РФ влечет расторжение договора социального найма.

В остальных случаях основанием для заключения договора социального найма является принятое с соблюдением требований Жилищного Кодекса РФ решение органа местного самоуправления о предоставлении жилого помещения гражданину, состоящему на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (ч. ч. 3 и 4 ст. 57, ст. 63 Жилищного Кодекса РФ). Как видно из материалов дела, Алимова Елена Анатольевна на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемого по договору социального найма, не состоит, в связи с чем, правовые основания для заключения с истицей по основному иску договора социального найма жилого помещения, в том числе спорного жилого помещения площадью <данные изъяты> кв.м. в <адрес>. <адрес>, отсутствуют.

Администрацией предъявлен встречный иск о признании недействительным договора социального найма жилого помещения в общежитии от /дата/ и договора найма жилого помещения от /дата/ , заключенных между <данные изъяты> и Алимовой Е.А., применении к данным договорам последствий недействительности ничтожной сделки, признании Алимовой Е.А. неприобретшей право пользования спорным жилым помещением – комнатой в <адрес> в <адрес>, признании Алимовой утратившей право пользования жилым помещением – комнатой в <адрес>, ее выселении и снятии с регистрационного учета.

Прокурор Кириченко В.М. полагал иск Алимовой Е.А. о признании права пользования жилым помещением и обязании Администрации г.о. Химки к заключению с ней договора социального найма обоснованным и подлежащим удовлетворению, встречные требования – подлежащими отклонению.

ОАО "НПО Энергомаш имени академика В.П. Глушко" и Управление Росреестра по Московской области надлежащим образом извещены, представители в судебное заседание не явились, ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие.

В соответствии с ч. 1 ст. 27 Конституции Российской Федерации каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и место жительства.

В силу ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

В соответствии с п. 1 Решения Химкинского городского Совета народных депутатов от /дата/ «введенному <данные изъяты> строительному объекту по адресу: <адрес> присвоен статус общежития для молодых семей и одиноких специалистов на <данные изъяты> мест». Таким образом, общежитие научно-производственного объединения энергетического машиностроения им. <данные изъяты> было закреплено за <данные изъяты> как объект федерального имущества.

Согласно плану приватизации <данные изъяты> утвержденному распоряжением Министерства государственного имущества Российской Федерации от /дата/ здание общежития по адресу: <адрес> вошло в перечень имущества, не подлежащего приватизации. Согласно распоряжению Мингосимущества России от /дата/ -р здание общежития было оставлено на балансе <данные изъяты> для совместного использования с местной администрацией в качестве общежития.

/дата/ во исполнение Распоряжения Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по <адрес> от /дата/ «О безвозмездной передаче имущества, составляющего государственную казну РФ, в собственность муниципального образования «<адрес>» был утвержден Акт приема-передачи имущества, составляющего казну РФ, передаваемого в собственность муниципального образования "<адрес>", в соответствии с которым здание общежития, расположенного по адресу: <адрес> было передано в собственность муниципального образования «<адрес>».

Постановлением Главы г.о. Химки от /дата/ с изменениями (в части даты принятия в муниципальную собственность) от /дата/ здание общежития с оборудованием, объектами благоустройства, инженерными коммуникациями принято в собственность г.о. Химки с /дата/

/дата/ комиссией Комитета по управлению имуществом Администрации г.о. Химки и <данные изъяты> составлен акт о приеме-передаче здания.

Таким образом, фактически здание, в котором находится спорное жилое помещение, было передано Администрации г.о. <адрес> /дата/, а до этого находилось на балансе <данные изъяты> данная организация несла бремя содержания здания.

Из представленных истцом доказательств следует, что она была вселена в общежитие по вышеуказанному адресу по ходатайству руководителя Химкинской центральной районной центральной больницы, работником которой являлась, в /дата/, то есть до перехода здания в муниципальную собственность, согласно представленных <данные изъяты> являвшегося собственником общежития, списков проживала на законных основаниях, занимала комнату в <адрес>.

Справкой <данные изъяты> выпиской из перечня проживающих подтверждается, что Алимова Е.А., будучи с /дата/ зарегистрированной по месту жительства в общежитии по указанному выше адресу, по состоянию на /дата/ занимала одно койко-место (<данные изъяты> в комнате на два койко-места в <адрес>.

<данные изъяты> было создано Постановлением Главы г.о. Химки от /дата/ , за ним было закреплено имущество для ведения хозяйственной деятельности на праве хозяйственного ведения, директором организации был назначен ...

Постановлением Главы г.о. Химки от /дата/ было утверждено предоставление жилых помещений в общежитии по адресу: <адрес> по прилагаемому к постановлению списку. <данные изъяты> было поручено заключить договоры найма жилых помещений в общежитии не менее 6 кв.м. на одного человека с гражданами согласно принятому постановлению. Прилагаемым списком <данные изъяты> была выделена жилая площадь не менее <данные изъяты> кв.м., то есть предоставлено право заключения договоров найма по своему усмотрению в установленных пределах жилой площади.

Постановлением от /дата/ <данные изъяты> было исключено из списка.

/дата/ <данные изъяты> заключило с Алимовой Е.А. договор найма жилого помещения в общежитии – комнаты площадью <данные изъяты> кв.м. в <адрес>. В качестве основания заключения договора указано на Постановление Главы г.о. Химки от /дата/ , срок действия договора установлен с /дата/ по /дата/

Постановлением Главы г.о. Химки от /дата/ утвержден список лиц, с которыми <данные изъяты> поручено заключить договоры социального найма, Алимова Е.А. в данный список включена не была. Ввиду того, что договор найма на момент рассмотрения дела прекратил действие, оснований для его оценки с точки зрения недействительности не усматривает.

/дата/ между <данные изъяты> и Алимовой Е.А. заключен договор найма жилого помещения без указания срока действия, в пользование Алимовой Е.А. была предоставлена комната площадью <данные изъяты> кв.м. в <адрес>. В качестве основания заключения договора указано на Постановление Главы г.о. Химки от /дата/ .

Жилое помещение предоставлено Алимовой Е.А. уполномоченным собственником жилищного фонда лицом - <данные изъяты> в пределах полномочий, предоставленных Постановлением Главы г.о. Химки от /дата/ , оснований полагать помещение предоставленным без ведома и согласия собственника и признания договора найма недействительным, таким образом, не имеется.

2 <данные изъяты>

В соответствии со статьей 7 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.

Из указанной нормы следует, что общежития, которые принадлежали государственным или муниципальным предприятиям и учреждениям и переданы в иную форму собственности, утрачивают статус общежитий в силу закона и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма. При этом отсутствие договора социального найма, а также решения об исключении соответствующего дома из специализированного жилищного фонда не может препятствовать осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, поскольку их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления указанных документов.

Кроме того, Конституционный Суд РФ своим Постановлением № 4-П от 11.04.2011 г. признал статью 7 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" не соответствующей Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (части 1 и 2), 40 (часть 1) и 55 (часть 3), в той мере, в какой содержащаяся в ней норма - по смыслу, придаваемому ей сложившейся правоприменительной практикой, - не допускает возможность применения норм Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, если эти жилые помещения были предоставлены гражданам на законных основаниях после /дата/ (даты введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации) и здания, в которых они находятся, переданы в ведение органов местного самоуправления также после этой даты.

В соответствии со ст. 60 ЖК РФ по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных законом.

Пользование жилым помещением по договору социального найма осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом, договором социального найма данного жилого помещения (ст. 61 ЖК РФ).

Согласно ст. 62 ЖК РФ предметом договора социального найма жилого помещения должно быть жилое помещение (жилой дом, квартира, часть жилого дома или квартиры). Самостоятельным предметом договора социального найма жилого помещения не могут быть неизолированное жилое помещение, помещения вспомогательного использования, а также общее имущество в многоквартирном доме.

Жилое помещение, которое занимает истец, представляет собой изолированную комнату в коммунальной квартире, имеющей все коммунальные удобства, что полностью отвечает требованиям ст. 62 ЖК РФ.

Юридически значимым обстоятельством для разрешения дела является тот факт, что жилое помещение, занимаемое истцом, находится в жилом доме, принадлежавшем государственному предприятию, использовалось в качестве общежития и передано в ведение Администрации г.о. Химки Московской области, в связи с чем статус общежития с жилого дома снят прямым указанием закона. Доводы ответчика о том, что ссылки на ст. 7 ФЗ "О введении в действие ЖК РФ", не принимая во внимание сам ЖК РФ, неправильны, так как истец не признана нуждающейся в жилом помещении, правового значения для рассмотрения данного иска не имеют.

Как установлено в судебном заседании, Алимова Е.А. с <данные изъяты> по настоящее время – в спорном жилом помещении, смена комнаты произошла на договорных основаниях, то есть с ведома собственника жилого фонда, оплачивает проживание и коммунальные услуги, обеспечивает сохранность жилого помещения и поддерживает его в надлежащем состоянии, то есть добросовестно исполняет обязанности, вытекающие из договора социального найма жилого помещения. Лицевой счет на оплату проживания не был открыт на ее имя по не зависящим от нее причинам.

Спорное жилое помещение относится к жилищному фонду социального использования.

Истцом представлены платежные документы, из которых следует, что в период проживания она несла расходы по оплате жилья и коммунальных услуг.

<данные изъяты>

Спорное жилое помещение относится в жилищному фонду социального использования.

Статьей 63 ЖК РФ установлено, что договор социального найма жилого помещения заключается в письменной форме на основании решения о предоставлении жилого помещения жилищного фонда социального использования. Типовой договор социального найма жилого помещения утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

При изложенных обстоятельствах, суд считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ суд,

РЕШИЛ:

Иск Алимовой Е.А. к Администрации городского округа Химки Московской области о признании права пользования жилым помещением и обязании к заключению договора социального найма жилого помещения удовлетворить.

Признать за Алимовой Е.А. право пользования комнатой площадью <данные изъяты> кв.м. в <адрес>.

Обязать Администрацию городского округа Химки Московской области заключить с Алимовой Е.А. договор социального найма жилого помещения на комнату площадью <данные изъяты> кв.м. в квартире по адресу: <адрес>, в соответствии с Типовым договором социального найма, утвержденного Постановлением Правительства РФ от /дата/

В удовлетворении встречного иска Администрации городского округа Химки Московской области к Алимовой Е.А. о признании договоров найма жилого помещения недействительным, выселении и снятии с регистрационного учета отказать.

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Химкинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья А.В. Яцык

Решение в окончательной форме изготовлено 13 июня 2012 г.

Судья А.В. Яцык