Решение о признании мер социальной поддержки



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

19 июля 2012 года г. Химки

Химкинский городской суд Московской области в составе судьи Дубровина Д.Е., при секретаре Дубовой А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Штульберга Б. Х. к Министерству социальной защиты населения Московской области, Раменскому Управлению социальной защиты населения Министерства социальной защиты населения Московской области об установлении факта преимущественного проживания, признании незаконным отказа в предоставлении мер социальной поддержки, признании права на получение мер социальной поддержки

УСТАНОВИЛ:

Штульберг Б.Х. обратился в суд с иском к Министерству социальной защиты населения Московской области, Раменскому Управлению социальной защиты населения Министерства социальной защиты населения Московской области, просил суд установить факт преимущественного проживания по адресу: <адрес>, признать незаконным отказ Министерства социальной защиты населения Московской области (Раменское Управление социальной защиты населения) в предоставлении мер социальной поддержки в оплате в размере 50 процентов занимаемой общей площади жилого помещения по указанному выше адресу, а также обязать Министерство социальной защиты населения Московской области (Раменское Управление социальной защиты населения) предоставить меры социальной поддержки в оплате в размере 50 процентов занимаемой общей площади жилого помещения.

В обоснование заявленных требований ссылалась на то, что он является собственником жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> (Свидетельством о государственной регистрации права от /дата/), где он постоянно проживает, несет расходы по оплате его содержания и ремонта и коммунальных услуг.

Как указал истец, он является бывшим малолетним узником концлагеря, что подтверждается Удостоверением выданным <адрес> РОСО /дата/ (удостоверение является бессрочным, действующим на всей территории Российской Федерации), а также инвалидом второй группы инвалидности, что подтверждается Справкой Бюро медико-социальной экспертизы «<данные изъяты> <адрес> серии (переосвидетельствованию не подлежит).

/дата/ истец обратился в Раменское управление социальной защиты населения с заявлением об оформлении мер социальной поддержки на оплату коммунальных услуг в доме по адресу фактического проживания в <адрес>, приложив документы, подтверждающие, что он не пользуется льготами по оплате коммунальных платежей по адресу постоянной регистрации: <адрес>.

/дата/2 года письмом за Раменским управлением социальной защиты населения истцу было отказано в предоставлении мер социальной поддержки, со ссылкой на то, что он вправе воспользоваться льготами только по месту постоянной регистрации.

/дата/ истец повторно обратился в Раменское управление социальной защиты населения, /дата/ года письмом за ему было повторно отказано в предоставлении мер социальной поддержки.

Истец в судебное заседание явился, заявленные требования поддержал в полном объеме.

Представитель Министерства социальной защиты населения Московской области и Раменского Управления социальной защиты населения Министерства социальной защиты населения Московской области, в судебном заседании просил суд в удовлетворении иска отказать, ссылаясь на то, что законных оснований для представления истцу мер социальной поддержки в оплате в размере 50 процентов занимаемой общей площади жилого помещения в Московской области не имеется, поскольку истец постоянно зарегистрирован на территории <адрес> и имеет право воспользоваться льготами только по месту постоянной регистрации.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы гражданского дела, суд находит заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

По делу установлено, что истец является бывшим малолетним узником концлагеря, что подтверждается Удостоверением выданным <данные изъяты> РОСО /дата/ (удостоверение является бессрочным, действующим на всей территории Российской Федерации), а также инвалидом второй группы инвалидности, что подтверждается Справкой Бюро медико-социальной экспертизы «<адрес> серии (переосвидетельствованию не подлежит).

/дата/ истец обратился в Раменское управление социальной защиты населения с заявлением об оформлении мер социальной поддержки на оплату коммунальных услуг в доме по адресу фактического проживания в <адрес>, приложив документы, подтверждающие, что он не пользуется льготами по оплате коммунальных платежей по адресу постоянной регистрации: <адрес>.

/дата/2 года письмом за Раменским управлением социальной защиты населения истцу было отказано в предоставлении мер социальной поддержки, со ссылкой на то, что он вправе воспользоваться льготами только по месту постоянной регистрации.

/дата/ истец повторно обратился в Раменское управление социальной защиты населения, /дата/ года письмом за ему было повторно отказано в предоставлении мер социальной поддержки.

Инвалидам в соответствии со ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предоставляется скидка не ниже 50 процентов на оплату жилого помещения (в домах государственного или муниципального жилищного фонда) и оплату коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилищного фонда), а в жилых домах, не имеющих центрального отопления, - на стоимость топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению.

Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (ст.28.2 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"),

Пунктом 8 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ установлено, что проживающим на территории Российской Федерации бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны, признанным инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), предоставляются ежемесячные денежные выплаты, меры социальной поддержки и льготы, установленные для инвалидов Великой Отечественной войны.

Закон Московской области от 23.03.2006 №36/2006-03 "О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Московской области" устанавливает в соответствии с Конституцией Российской Федерации, законодательством Российской Федерации меры социальной поддержки для отдельных категорий граждан, имеющих место жительства в Московской области.Согласно подпунктам 8, 9 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ "О ветеранах" указанным лицам предоставлено право на оплату в размере 50 процентов занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади) и коммунальных услуг.

В соответствии с пунктами 1, 6 статьи 23.2 указанного Федерального закона полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг и определению формы их предоставления переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

Пунктом 3 Порядка предоставления компенсации расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, имеющим место жительства в Московской области, утвержденного постановлением Правительства Московской области от 30.12.2008 № 1235/52, установлено, что ежемесячная денежная компенсация расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставляется в объеме мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области, территориальными структурными подразделениями Министерства социальной защиты населения Московской области по месту жительства получателя.

Таким образом, обязательным условием реализации мер социальной поддержки отдельным категориям граждан в соответствии с законодательством Московской области является наличие регистрации по месту жительства в Московской области либо решение суда об установлении юридического факта постоянного или преимущественного проживания в Московской области.

Согласно ч. 1 ст. 27 Конституции Российской Федерации каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.

В соответствии со ст. ст. 1, 2 Закона РФ "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" ограничение права граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации допускается только на основании закона.

Местом жительства признается жилой дом, квартира, а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Исчерпывающий перечень оснований ограничения права на выбор места жительства установлен ст. 8 упомянутого Закона, оснований для применения ограничений в отношении истца не усматривается.

Таким образом, законом определение места жительства гражданина не ставится в зависимость от места его регистрации, выбор места жительства осуществляется самим гражданином. Данная правовая позиция отражена в Постановлении Конституционного Суда РФ от 2 февраля 1998 г. № 4-П по делу о проверке конституционности пунктов 10, 12 и 21 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. № 713, где указано, что "механизм использования такого правового средства, как регистрация, не должен служить целям, не совместимым с ее уведомительным характером, поскольку иное приводит к чрезмерному ограничению прав и свобод граждан в области гражданских, жилищных, семейных и иных правоотношений" и в Постановлении от 4 апреля 1996 г. № 9-П по делу о проверке конституционности ряда нормативных актов <адрес> и <адрес> и <адрес>, регламентирующих порядок регистрации граждан, прибывающих на постоянное жительство в названные регионы, где указано, что "регистрационный учет не может служить основанием для ограничения права гражданина на выбор места жительства".

Согласно ст. 264 ГПК РФ суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций.

В соответствии со ст. 265 ГПК РФ суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение, только при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты, или при невозможности восстановления утраченных документов.

Документами, удостоверяющими факт постоянного проживания Штульберга Б.Х. по адресу: <адрес>, являются:

- свидетельства о государственной регистрации права от /дата/, в соответствии с которым он является собственником жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>,

- свидетельство о регистрации по месту пребывания, согласно которому Штельберг Б.Х. /дата/ года рождения, уроженец <адрес>, зарегистрирован по месту пребывания по адресу: <адрес> на период с /дата/ по /дата/;

- справка Администрации сельского поселения <адрес> от /дата/ о том, что истец постоянно проживает по указанному выше адресу,

- квитанции по оплате жилищно-коммунальных услуг (газ, электроэнергия).

Как следует из справок ТСЖ «<данные изъяты>» Штульберг Б.Х. по адресу регистрации: <адрес>, не проживает, льготами по оплате жилищно-коммунальных услуг не пользуется.

Учитывая вышеизложенное, суд считает доказанным, что Штульберг Б.Х. постоянно проживает на территории <адрес>, установление данного факта имеет для истца юридическое значение.

На основании выше изложенного, суд не может согласиться с отказом Министерства социальной защиты населения <адрес> (Раменское Управление социальной защиты населения) в предоставлении истцу мер социальной поддержки в оплате в размере 50 процентов занимаемой общей площади жилого помещения и считает возможным удовлетворить требования истца об обязании ответчика предоставить ему меру социальной поддержки в оплате в размере 50 процентов занимаемой общей площади жилого помещения по адресу: <адрес>

На основании изложенного, суд, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Установить факт преимущественного проживания Щтульберга Б. Х. /дата/ г.р. по адресу: <адрес>

Признать незаконным отказ Министерства социальной защиты населения Московской области (Раменское Управление социальной защиты населения) в предоставлении Штульбергу Б. Х. мер социальной поддержки в оплате в размере 50 процентов занимаемой общей площади жилого помещения по адресу: <адрес>

Обязать Министерство социальной защиты населения Московской области (Раменское Управление социальной защиты населения) предоставить Штульбергу Б. Х. меры социальной поддержки в оплате в размере 50 процентов занимаемой общей площади жилого помещения по адресу: <адрес>

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Федеральный судья: