Ст. 19.13 КоАП РФ



РЕШЕНИЕ

03 февраля 2012 года г.о.Химки

Химкинский городской суд Московской области в составе судьи Гульченко И.А., с участием представителей ОАО «Международный аэропорт Шереметьево» - Градова В.Н., Горобцовой С.Е., действующих по доверенности, при секретаре Гуковой К.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ОАО «Международный аэропорт Шереметьево» на постановление мирового судьи го судебного участка Химкинского судебного района Московской области от /дата/ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.9.13 КоАП РФ в отношении юридического лица ОАО «Международный аэропорт Шереметьево», расположенного по адресу: <адрес>

УСТАНОВИЛ:

Постановлением мирового судьи -го судебного участка Химкинского судебного района Московской области от /дата/ ОАО «Международный аэропорт Шереметьево» признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ст.9.13 КоАП РФ, то есть уклонение от исполнения требований к обеспечению условий для доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20000 рублей.

Согласно данному постановлению ОАО «Международный аэропорт Шереметьево» совершил административное правонарушение, предусмотренное ст.9.13 КоАП РФ, при следующих обстоятельствах: /дата/ в ходе проведенной проверки исполнения требований законодательства о социальной защите прав инвалидов в РФ, в том числе в части обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур в деятельности ОАО «Международный аэропорт Шереметьево», расположенного по адресу: <адрес> и обеспечивающего обслуживание пассажиров в терминалах «В», «С», «Е», «F» выявлены нарушения: в вестибюлях общественных зданий терминалов «В» и «С» не установлены звуковые информаторы по типу телефонов-автоматов, которыми могут пользоваться посетители с недостатками зрения и текстофонов для посетителей с дефектами слуха; кабинки туалетов для инвалидов в терминалах «В», «С», «Е», «F» не оборудованы двусторонней связью с диспетчером или дежурным либо звонком; в зоне отдыха терминала «С» зоны отдыха для инвалидов не предусмотрены; стойки, предназначенные для обслуживания пассажиров (стойки заполнения таможенных деклараций, стойки регистрации, информационные стойки) в терминалах «В», «С», «F» не имеют нормативного понижения для инвалидов-калясочников и находятся на высоте более 1 м над уровнем пола; участки пола на путях движения на расстоянии 0,6 м перед дверными проемами терминала «С» не имеют рифленую или контрастно окрашенную поверхность.

Таким образом, ОАО «Международный аэропорт Шереметьево» нарушил требования ч.1 ст.15 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», ст.4 Закона Московской области «Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур в Московской области», СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения».

Не согласившись с указанным постановлением мирового судьи ОАО «Международный аэропорт Шереметьево» обратилось в Химкинский городской суд Московской области через своего представителя ФИО с жалобой, в которой сослалось на то, что «в действиях Общества отсутствует состав вменяемого административного правонарушения; разрешая спор суд сослался на положения ст.7 Конституции РФ, ч.1 ст.15 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», ст.4 Закона Московской области «Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур в Московской области», СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», содержание ст.7 Конституции РФ носит декларативный характер и реализуется посредством принятия специальных нормативных актов. Конституции РФ непосредственно не закрепляет полномочия органов публичной власти разного уровня в сфере социальной защиты инвалидов, их установление в конституционно заданных пределах относится к ведению федерального законодателя, который вправе определять содержание и объем соответствующей компетенции как органов государственной власти РФ, так и субъектов РФ; обязанность по осуществлению мер социальной защиты инвалидов, закрепленная в ч.1 ст.15 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», носит общий характер и не содержит указания на конкретные способы ее исполнения уполномоченными субъектами, равно как и не разграничивает ответственность за ее осуществление между названными субъектами; требования содержащиеся в ст.4 Закона Московской области «Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур в Московской области» не имеют отношения к фактическим обстоятельствам, нашедшим отражение в акте проверки, постановлении и иных документах по делу; СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» предназначен для проектирования, строительства и реконструкции зданий и сооружений; данным документом обязательный характер был предан лишь /дата/; терминалы аэропорта завершены строительством до /дата/, в материалах административного дела отсутствуют доказательства того, что указанные объекты подвергались реконструкции и капитальному ремонту после указанной даты, т.е. до придания нормативным актам о защите прав маломобильных граждан обязательного характера, которыми руководствовалась прокуратура и суд, вследствие их применение в данном случае недопустимо; судом не приведены доказательства, что Общество проводило реконструкцию терминалов аэропорта после /дата/; судом не исследовано и не принято во внимание обстоятельство того, что ОАО «Международный аэропорт Шереметьево» ежегодно планирует и осуществляет в рамках возможного финансирования в действующих терминалах аэропорта мероприятия, направленные на создание условий инвалидам для беспрепятственного доступа на этапах пути обслуживания и контроля для инвалидов, а также всех возможных удобств; опыт обслуживания в аэропорту Шереметьево маломобильных пассажиров получил положительную оценку инвалидов и свидетельствует о том, что на практике какие-либо физические, информационные или психологические препятствия для пользования инвалидами воздушным транспортом в Шереметьево отсутствуют; замечаний в отношении инфраструктуры со стороны контролирующих органов, а также жалоб от органов социальной защиты инвалидов, самих инвалидов в адрес ОАО «Международный аэропорт Шереметьево» не поступало; ОАО «Международный аэропорт Шереметьево» постоянно ведет работу по созданию условий инвалидам для беспрепятственного пользования объектами аэропорта». В связи с чем просит суд постановление мирового судьи №258-го судебного участка Химкинского судебного района Московской области от /дата/ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.9.13 КоАП РФ в отношении юридического лица ОАО «Международный аэропорт Шереметьево» отменить, производство по делу прекратить за отсутствием состава административного правонарушения.

В судебном заседании доводы жалобы ОАО «Международный аэропорт Шереметьево» представители поддержали в полном объеме, дополнив, что все нарушения, отмеченные в деле об административном правонарушении в отношении ОАО «Международный аэропорт Шереметьево» напрямую не связаны с теми требованиями, которые предусмотрены законодательством Московской области, в частности не детализирована необходимость установления звуковых информаторов по типу телефонов-автоматов, а четко указано на то, что в терминалах должны быть специальные оборудования, а в аэропорту данные оборудования имеются в достаточном количестве. Также в материалах дела об административном правонарушении доказательств во вменяемом правонарушении нет, согласно действующим норм и правил в части защиты прав инвалидов, могли бы явиться доказательства, подтверждающие факт того, что на объектах аэропорта производятся соответствующая реконструкции, в ходе которых требования нормативных актов не было учтено, но таких в деле нет. Объяснениям представителей мировой судья не дала надлежащую оценку, не приведены обоснования отклонения тех или иных доводов, в частности на листе 5 постановления мировой судья ссылается на ст.7 Конституции РФ, которая носит декларативный характер.

Судья, изучив материалы дела об административном правонарушении, приходит к следующему:

Как следует из обжалуемого ОАО «Международный аэропорт Шереметьево» постановления, факт совершения им правонарушения, предусмотренного ст.9.13 КоАП РФ, установлен мировым судьей №258-го судебного участка Химкинского судебного района Московской области на основании представленных в материалах дела: постановления о возбуждении дела об административном правонарушении от /дата/, рапорта помощника Московского прокурора по надзору за исполнением законов на воздушном и водном транспорте ФИО1, акта проверки от /дата/ с указанием выявленных нарушений действующего законодательства.

Доводы ОАО «Международный аэропорт Шереметьево», изложенные в жалобе о своей невиновности в совершении правонарушения, предусмотренного ст.9.13 КоАП РФ, поддержанные в судебном заседании представителями указанного юридического лица, судья находит несостоятельными, по следующим основаниям:

как обоснованно указано в постановлении мирового судьи, объектом административного правонарушения, предусмотренного ст.9.13 КоАП РФ, являются общественные отношения в области обеспечения доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной, социальной инфраструктуры. Данное правонарушение посягает на право инвалидов на социальную реабилитацию и достижение ими равных с другими гражданами возможностей в реализации конституционных и других прав.

В соответствии с ч.1 ст.15 Федерального Закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).

Ст.4 Закона Московской области «Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур в Московской области» установлено, что объекты социальной, транспортной и инженерной инфраструктур в процессе строительства, реконструкции, ремонта и благоустройства должны оснащаться следующими специальными приспособлениями и оборудованием: средствами визуальной и звуковой информации; специальными указателями около строящихся и ремонтируемых объектов; звуковой сигнализацией у светофоров; телефонами-автоматами или иными средствами связи, доступными для инвалидов; санитарно-гигиеническими помещениями; пандусами и поручнями у лестниц при входах в здание; пологими спусками у тротуаров в местах наземных переходов улиц, дорог, магистралей, остановок городского и пригородного пассажирского транспорта общего пользования; пандусами и поручнями у лестниц привокзальных площадей, платформ, остановок маршрутных транспортных средств и мест посадки и высадки пассажиров; пандусами при входах в здания, пандусами или подъемными устройствами у лестниц на лифтовых площадках, а также при входах в надземные и подземные переходы улиц, дорог и магистралей; специальными указателями маршрутов движения инвалидов по территории вокзалов, парков и других рекреационных зон.

Согласно положениям вышеназванных норм закона к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, подлежащим оснащению специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и доступа инвалидов и других маломобильных групп населения, относятся в том числе и объекты и сооружения транспортного обслуживания населения, связи и информации: железнодорожные вокзалы, автовокзалы, аэровокзалы, аэропорты, другие объекты автомобильного, железнодорожного, водного и воздушного транспорта, обслуживающие население.

Санитарные нормы и правила 35-01-2001 "Доступность здания и сооружений для маломобильных групп населения", утвержденные постановлением Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 16 июля 2001 г. N 73, в части общих требований к зданиям, сооружениям и их участкам также предусматривают, что в вестибюлях общественных зданий следует предусматривать установку звуковых информаторов по типу телефонов-автоматов, которыми могут пользоваться посетители с недостатками зрения и текстофонов для посетителей с дефектами слуха (п.3.56 СНиП); Замкнутые пространства зданий (помещения различного функционального назначения, кабинка туалета, лифт и т.п.), а также лифтовые холлы, где маломобильный гражданин, в том числе с дефектами слуха, может оказаться один, должны быть оборудованы двусторонней связью с диспетчером или дежурным. В иных случаях следует предусматривать кнопку звонка. В общественной уборной электрический звонок или извещатель должен выводиться в дежурную комнату. В таких помещениях (кабинах) должно предусматриваться аварийное освещение. (п.3.57); В зоне обслуживания посетителей общественных зданий и сооружений различного назначения следует предусматривать места для инвалидов и других маломобильных групп населения из расчета не менее 5% общей вместимости учреждения или расчетного количества посетителей, в том числе и при выделении зон специализированного обслуживания МГН в здании. (п.4.12); На каждом этаже, доступном для МГН, следует предусматривать зоны отдыха на 2 - 3 места, в том числе и для инвалидов на креслах-колясках. (п.4.14); При проектировании интерьеров, подборе и расстановке приборов и устройств, технологического и другого оборудования следует исходить из того, что зона досягаемости для посетителя в кресле-коляске должна находиться в пределах: при расположении сбоку от посетителя - не выше 1,4 м и не ниже 0,3 м от пола; при фронтальном подходе - не выше 1,2 м и не ниже 0,4 м от пола. Поверхность столов индивидуального пользования, прилавков и других мест обслуживания, используемых посетителями на креслах-колясках, должна находиться на высоте не более 0,8 м над уровнем пола. (п.4.14); Участки пола на путях движения на расстоянии 0,6 м перед дверными проемами и входами на лестницы и пандусы, а также перед поворотом коммуникационных путей должны иметь предупредительную рифленую и/или контрастно окрашенную поверхность, допускается предусматривать световые маячки. (п.3.21).

Довод ОАО «Международный аэропорт Шереметьево», указанный в жалобе, поддержанный в судебном заседании представителями указанного юридического лица, о том, что данные нормы и правила не распространяются на объекты, возведенные до их принятия либо, когда указанные нормы и правила носили рекомендательных характер (до 28 июня 2010 года), обоснованно отвергнут мировым судьей, поскольку согласно ст. 7 Конституции РФ - Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Не соблюдение требований указанных правовых актов нарушает конституционные права и свободы инвалидов и других маломобильных категорий граждан, лишая их равных возможностей с другими гражданами.

Положения ст. 15 Федерального Закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" о необходимости создания условий инвалидам для беспрепятственного пользования общественным транспортом и транспортными коммуникациями, средствами связи и информации, предусматривают права инвалидов на полноценное пользование услугами авиатранспорта, и учитывая социальную значимость объекта, не должны зависеть от состояния и времени постройки аэропорта.

Положения Закона требуют от предприятий, учреждений и организаций, связанных с обслуживанием населения, обязательно осуществлять меры по приспособлению действующих павильонов, внутренних территорий организаций для доступа к ним инвалидов. Объекты могут оснащаться приспособлениями и оборудованием как при изначальном строительстве, так и при реконструкции, ремонте или в рамках общего благоустройства.

Таким образом, мировым судьей обоснованно и достоверно установлен факт совершения ОАО «Международный аэропорт Шереметьево» административного правонарушения, предусмотренного ст.9.13 КоАП РФ, то есть уклонение от исполнения требований к обеспечению условий для доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур.

Доводы ОАО «Международный аэропорт Шереметьево», указанные в жалобе о том, что «опыт обслуживания в аэропорту Шереметьево маломобильных пассажиров получил положительную оценку инвалидов и свидетельствует о том, что на практике какие-либо физические, информационные или психологические препятствия для пользования инвалидами воздушным транспортом в Шереметьево отсутствуют; замечаний в отношении инфраструктуры со стороны контролирующих органов, а также жалоб от органов социальной защиты инвалидов, самих инвалидов в адрес ОАО «Международный аэропорт Шереметьево» не поступало, никоем образом не свидетельствуют о невиновности ОАО «Международный аэропорт Шереметьево» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.9.13 КоАП РФ, поскольку вина ОАО «Международный аэропорт Шереметьево» в совершении указанного правонарушения нашла свое подтверждение собранными по делу доказательствам, приведенными выше.

При таких обстоятельствах доводы жалобы не могут быть признаны состоятельными, оснований для отмены постановления мирового судьи, которое судья считает законным и обоснованным, вынесенным, вопреки доводам ОАО «Международный аэропорт Шереметьево», указанным в жалобе, поддержанным в судебном заседании представителями указанного юридического лица, на основе оценки всех представленных по делу доказательств в их совокупности, не имеется.

Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст. 24.5 КоАП РФ, суд не усматривает.

При назначении административного наказания ОАО «Международный аэропорт Шереметьево» мировым судьей был учтен характер совершенного административного правонарушения.

Обстоятельств, отягчающих либо смягчающих административную ответственность, суд не усматривает.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

Постановление мирового судьи -го судебного участка Химкинского судебного района Московской области от /дата/ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.9.13 КоАП РФ в отношении юридического лица ОАО «Международный аэропорт Шереметьево», расположенного по адресу: <адрес> оставить без изменения, жалобу ОАО «Международный аэропорт Шереметьево» - без удовлетворения.

Решение вступает в законную силу с момента его вынесения.

Судья подпись И.А.Гульченко