Ч.1 ст.16.2 КоАП РФ



Дело

РЕШЕНИЕ

     г.о. Химки                                                                                                           24 июля 2012 г.

Судья Химкинского городского суда Московской области Фоминов М.С.,

с участием Каверина В.С. и его защитника Рахимова М.З.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Каверина В.С. на постановление заместителя начальника Шереметьевской таможни по правоохранительной деятельности ФИО1 от /дата/ по делу об административном правонарушении, предусмотренного ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ

УСТАНОВИЛ:

Постановлением зам. начальника Шереметьевской таможни по правоохранительной деятельности ФИО1 от /дата/ по делу об административном правонарушении, Каверин В.С. был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ, и подвергнут наказанию в виде административного штрафа в размере однократной стоимости товаров, явившихся предметом административного правонарушения, что составило <данные изъяты>

Из постановления следует о том, что /дата/ около 1125 час. рейсом            Каверин В.С. прибыл из <данные изъяты> в Москву. При прохождении таможенного контроля в зале прилёта аэропорта Шереметьево терминала "<данные изъяты>" он проследовал в "зелёный" коридор сектора "<данные изъяты>" терминала "<данные изъяты>", предназначенный для перемещения физическими лицами через таможенную границу в сопровождаемом багаже товаров для личного пользования, не подлежащих обязательному таможенному декларированию, не задекларировав имевшиеся у него товары по установленной форме.

После чего, Каверин В.С. был остановлен государственным таможенным инспектором ОСТП № 1 ФИО2 для проведения таможенного контроля, в ходе которого при досмотре багажа Каверина В.С. у него были обнаружены различные <данные изъяты> в количестве <данные изъяты>, общая рыночная стоимость которых по состоянию на /дата/ составила <данные изъяты> о чём был составлен Акт таможенного досмотра.

Названные предметы были отнесены к товарам не для личного пользования, а поэтому подлежали обязательному таможенному декларированию.

Не согласившись с вынесенным постановлением, Каверин В.С. обратился в суд с жалобой, в которой просил оспариваемое постановление отменить. т.к. при его вынесении были допущены нарушения закона и его права: в акте таможенного досмотра не указаны фамилия должностного лица, его составившего, а также понятые.

/дата/ в присутствии двух понятых был составлен протокол осмотра вещей и документов. Однако как таковой осмотр не производился. О данном процессуальном действии он не был уведомлён, поэтому не смог принять в нём участие и дать свои пояснения в ходе изъятия.

Без его участия была назначена и проведена товароведческая экспертиза, в связи с чем он не смог заявить отвод эксперту, а также поставить на его разрешение соответствующие вопросы. С данным заключением он не согласен, т.к. доводы эксперта о рыночных ценах на исследованные образцы не подтверждены документально.

При предъявлении ему постановления об административном правонарушении должностное лицо, вынесшее это постановление - ФИО1 отсутствовал. Вместо него присутствовал уполномоченный ОАР Шереметьевской таможни ФИО Чья подпись стоит в этом протоколе, он не знает, поэтому данный документ не имеет юридической силы.

При назначении штрафа не было учтено, что он, Каверин В.С., является студентом, его доход состоит только из стипендии, которую он получает от государства.

В судебном заседании Каверин В.С. и его защитник жалобу поддержали и пояснили о том, что изъятые у Каверина В.С. бывшие в употреблении товары приобретены в <данные изъяты> на <данные изъяты>, без чеков, коробок и инструкций. Все эти вещи он приобрёл для своих друзей, сокурсников и родственников, которые собрали ему деньги для приобретения им "<данные изъяты>".

В подтверждение этого в суде ими были представлены ксерокопии расписок о займе денег на приобретение вышеназванных товаров.

    Выслушав объяснения Каверина В.С. и его защитника Рахимова М.З., проверив доводы жалобы, изучив материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к следующему.

Вина Каверина В.С. в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ, подтверждается следующими исследованными доказательствами:

- актом таможенного досмотра от /дата/ за , в котором перечислены различные <данные изъяты>, обнаруженные у Каверина В.С. в ходе проведения таможенного контроля.

Суд полагает, что данный документ может быть признан допустимым доказательством, даже при наличии в нём некоторых несущественных недостатков по следующим основаниям.

Во-первых, на обратной стороне данного акта указана фамилия должностного лица, его составившего - государственного таможенного инспектора ФИО2 – имеется её подпись, заверенная оттиском печати.

Во-вторых, акт таможенного осмотра составлялся в присутствии самого             Каверина В.С., о чём свидетельствует его подпись в этом документе.

В-третьих, с содержанием этого документа и по процедуре осмотра никаких претензий или даже мелких замечаний в адрес таможенного органа и должностных лиц, в том числе по поводу отсутствия понятых, им высказано не было, в том числе и в его объяснении, которое приложено к этому документу.

В-четвёртых, критикуя этот документ по форме, Каверин В.С. и его защитник, по существу не оспаривают его по содержанию, в частности, о количестве и ассортименте обнаруженного у Каверина В.С. в ходе осмотра вещей, подробно перечисленных в этом документе.

В этой связи суд не может признать недопустимым доказательством названный документ, имеющий незначительные технические погрешности, однако фактически содержащий достоверные сведения, подтверждённые другими независимыми объективными доказательствами - протоколом изъятия вещей от /дата/ и актом приёма-сдачи вещественных доказательств на хранение в камеру хранения вещественных доказательств Шереметьевской таможни от /дата/, протоколом осмотра вещей от /дата/, а также докладной и протоколом допроса государственного таможенного инспектора ОСТП ФИО2, в которых она подробно доложила о проведённом /дата/ таможенном досмотре багажа и ручной клади, ввозимых Кавериным В.С.

Достоверность всех этих документов никем не оспаривается, суд также не подвергает их сомнению, поскольку они составлены строго по закону и отражают работу, проделанную таможенным органом в пределах предоставленных законом полномочий в рамках данного административного дела.

Из копии паспорта Каверина В.С. усматриваются отметки о пересечении им границы РФ;

Из заключением эксперта, составленного с соблюдением требований ч. 2 ст. 27.11. КоАП РФ, следует о том, что рыночная стоимость изъятых у Каверина В.С. вещей, составила <данные изъяты>

Суд полагает, что при назначении и проведении названной экспертизы каких-либо нарушений закона допущено не было. Таможенным органом Каверин В.С. был своевременно извещён о назначении экспертизы, ему была предоставлена возможность полностью реализовать свои права в ходе проведения этой экспертизы.

Само заключение эксперта составлено подробно, а его выводы аргументированы и достаточно убедительны, поэтому у суда нет оснований подвергать сомнению компетентность эксперта, так же как и достоверность его обоснованного вывода о стоимости вещей.

Поэтому утверждения Каверина В.С. и его защитника о том, что экспертиза была назначена и проведена без их участия, в связи с чем Каверин В.С. не смог заявить отвод эксперту, а также поставить на его разрешение соответствующие вопросы, доводы эксперта о рыночных ценах на исследованные образцы не подтверждены документально, надуманны и не приняты судом во внимание.

Каких-либо нарушений закона при составлении протокола об административном правонарушении и вынесении постановления зам. начальника Шереметьевской таможни по правоохранительной деятельности ФИО1 от /дата/ по делу об административном правонарушении в отношении Каверина В.С. допущено не было.

Эти процессуальные документы заверены подписями соответствующих должностных лиц и соответствуют требованиям ст. 28.2 КоАП РФ.

Довод жалобы о том, что они не знают, чья подпись стоит в протоколе, а поэтому вышеназванный документ не имеет юридической силы, явно надуман и не принят судом во внимание.

В силу ч. 2 ст. 15 Конституции РФ граждане обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы, в том числе в области таможенного законодательства.

Частью 1 ст. 16.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за недекларирование по установленной форме (устной, письменной или электронной) товаров и (или) транспортных средств, подлежащих декларированию.

В соответствии со ст. 179 Таможенного кодекса Таможенного союза товары подлежат таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру либо в иных случаях, установленных в соответствии с Кодексом.

Согласно ст. 188 ТК ТС при таможенном декларировании товаров и совершении иных таможенных операций, необходимых для помещения товаров под таможенную процедуру, декларант обязан: произвести таможенное декларирование товаров, представить в таможенный орган документы, на основании которых заполнена таможенная декларация, если иное не установлено таможенным законодательством таможенного союза, предъявить декларируемые товары в случаях, установленных ТК ТС, либо по требованию таможенного органа; уплатить таможенные платежи и (или) обеспечить их уплату в соответствии с ТК ТС; соблюдать требования и условия использования товаров в соответствующей таможенной процедуре, выполнять иные требования, предусмотренные ТК ТС.

В соответствии со ст. 189 ТК ТС декларант несет ответственность в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза за неисполнение обязанностей, предусмотренных статьей 188 ТК ТС, а также за заявление недостоверных сведений, указанных в таможенной декларации, в том числе при принятии таможенными органами решения о выпуске товаров с использованием системы управления рисками.

В силу ст. 352 Таможенного кодекса Таможенного союза критерии отнесения товаров, перемещаемых через таможенную границу, к товарам для личного пользования, стоимостные, количественные и весовые нормы перемещения товаров для личного пользования с освобождением от уплаты таможенных платежей, случаи освобождения от уплаты таможенных платежей отдельных категорий товаров для личного пользования, а

также порядок применения таможенных пошлин, налогов устанавливаются международным договором государств - членов таможенного союза.

В соответствии со ст. 355 ТК ТС следует, что таможенное декларирование товаров для личного пользования осуществляется физическими лицами при их следовании через таможенную границу одновременно с представлением товаров таможенному органу. Таможенному декларированию в письменной форме подлежат товары для личного пользования, перемещаемые любым способом, в том числе временно ввозимые, стоимость и (или) количество которых превышает нормы перемещения таких товаров с освобождением от уплаты таможенных платежей, установленные международным договором государств - членов таможенного союза.

Таможенное декларирование товаров для личного пользования производится в письменной форме с применением ПТД. Форма ПТД, порядок ее заполнения, подачи и регистрации определяются решением Комиссии Таможенного союза. Физическое лицо вправе по своему желанию произвести таможенное декларирование товаров для личного пользования, не подлежащих таможенному декларированию в письменной форме с использованием пассажирской таможенной декларации.

Поскольку законодательством Таможенного союза не предусмотрен особый порядок ввоза на таможенную территорию Таможенного союза и оформления физическими лицами товаров, перемещаемых через таможенную границу и не предназначенных для личного пользования, поэтому указные товары оформляются в общем порядке.

Согласно п. 1 ст. 3 Соглашения между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан                    от 18 июня 2010 г. "О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском" (далее Соглашение) отнесение товаров, перемещаемых физическими лицами через таможенную границу, к товарам для личного пользования осуществляется таможенным органом с применением системы управления рисками исходя из: заявления физического лица о перемещаемых товарах (в устной или письменной форме с использованием пассажирской таможенной декларации) в случаях, установленных настоящим Соглашением; характера и количества товаров.

Если под видом товаров для личного пользования заявлены и выпущены товары, ввезенные с целью их использования в предпринимательской деятельности, то такие товары считаются незаконно перемещенными через таможенную границу, и к таким товарам после их выпуска применяются нормы ТК ТС без учета особенностей, установленных главой 49 Кодекса, и положений настоящего Соглашения.

В ходе таможенного оформления и таможенного контроля было установлено, что Каверин В.С. ввёз товары не предназначенные для личных, домашних и семейных нужд, в связи с чем товар, явившийся предметом правонарушения, обоснованно был изъят, о чём был составлен соответствующий протокол изъятия вещей.

Таким образом, товары подлежали обязательному декларированию, их перемещение по "зеленому коридору", без декларирования, как предназначенных для личных, домашних и семейных нужд образует состав административного правонарушения, предусмотренного       ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ.

Доводы в жалобе о том, что вещи Каверин В.С. приобрёл для своих друзей, сокурсников и родственников, которые собрали ему деньги для приобретения им этих вещей, суд считает необоснованными, надуманными, направленными исключительно для того, чтобы уйти от административной ответственности за совершённое им правонарушение.

Этот вывод суда косвенно подтверждается собственноручно написанным      Кавериным В.С. объяснением, в котором он /дата/ первоначально указал о том, что вещи приобрёл для подарков, и приобрёл на собственные средства.

Однако в дальнейшем, сам себя, опровергая, стал доказывать обратное о том, что эти вещи он приобрёл на заимствованные деньги и для других лиц.

В подтверждении этой выдуманной им версии Каверин В.С. представил суду копии не заверенных в установленном законом порядке так называемых расписок, о наличии которых он на протяжении всего административного расследования даже не упоминал.

Всё это ставит под сомнение как правдивость объяснений Каверина В.С., так и достоверность содержания представленных им расписок, которые суд не может признать в качестве допустимого доказательства и отвергает их.

Поскольку представленные им расписки ни по содержанию и тем более по форме не представляют юридической ценности как доказательство и правового значения не имеют, т.к. не меняют правовую квалификацию содеянного им правонарушения.

По мнению суда, все эти расписки не могут опровергнуть главный и достоверный вывод таможенного органа о том, что исходя из перечня, количества однородных специфичных вещей, ввезённых Кавериным В.С. на таможенную территорию Таможенного союза, они не были предназначены для личного пользования последнего.

Таким образом, представленные Шереметьевской таможней доказательства суд находит достаточными для установления события правонарушения и вины привлечённого к административной ответственности лица.

Вместе с тем, назначенное Каверину В.С. наказание в виде вышеназванного штрафа, по мнению суда, является излишне суровым и несоразмерным тяжести правонарушения и личности правонарушителя, т.к. последний является студентом, живёт на стипендию, поэтому он не имеет реальной возможности оплатить назначенный ему такой большой штраф.

Поэтому суд считает возможным с учётом всех обстоятельств дела и личности правонарушителя изменить обжалуемое постановление и назначить ему наказание в виде конфискации предметов административного правонарушения.

Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст. 24.5 КоАП РФ, а также отягчающих административную ответственность обстоятельств установлено не было.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.7- 30.8 КоАП РФ,

РЕШИЛ:

1) Изменить постановление заместителя начальника Шереметьевской таможни по правоохранительной деятельности ФИО1 по делу об административном правонарушении , вынесенное /дата/ по делу об административном правонарушении в отношении Каверина В.С.

2) Резолютивную часть названного постановления изложить в следующей редакции: Каверина В. С. признать виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ, и назначить ему наказание в виде конфискации предметов административного правонарушения.

<данные изъяты> в количестве           <данные изъяты>, сданные по Акту приема-передачи вещественных доказательств от /дата/ в камеру хранения вещественных доказательств Шереметьевской таможни, - конфисковать в доход государства.

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через горсуд в течение    10 дней со дня получения копии решения.

           Судья                                    М.С.Фоминов