Дело №
РЕШЕНИЕ
г.о. Химки 05 сентября 2012 г.
Судья Химкинского городского суда Московской области Фоминов М.С.,
с участием защитника Кожухаря Д.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника главы Солнечногорского муниципального района Московской области Хортовой М.Г.,
на постановление государственного инспектора Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Центральному Федеральному округу Ревуновой Д.В. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.12 КоАП РФ, в отношении главы Солнечногорского муниципального района Московской области Панкратова Ю.А., а также представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением государственного инспектора Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Центральному федеральному округу Ревуновой Д.В., вынесенным /дата/ по делу об административном правонарушении, глава Солнечногорского муниципального района Московской области Панкратов Ю.А. был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.12 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере <данные изъяты>.
Одновременно этим же должностным лицом /дата/ в адрес главы Солнечногорского муниципального района Московской области Панкратова Ю.А. на основании ст. 29.13 КоАП РФ было вынесено представление о принятии мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Из оспариваемых постановлений следует о том, что в период с /дата/ по /дата/ ходе проведения административного расследования Департаментом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Центральному федеральному округу было установлено следующее:
В связи с обращением ФИО, поступившим из Солнечногорской городской прокуратуры Московской области по вопросу незаконного выделения земельных участков в водоохранной зоне и во втором поясе зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения г. Москвы <адрес> /дата/ было возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.12 КоАП РФ, в отношении главы Администрации Солнечногорского муниципального района Московской области Ю.А. Панкратова.
/дата/ совместно с представителями Солнечногорской городской прокуратуры Московской области, Солнечногорского отдела Управления Росреестра по Московской области и ГУ «Мособлводхоз» был осуществлен выезд на место по адресу: <адрес>, в ходе которого было установлено, что согласно данным дежурной кадастровой карты полосой вдоль берега <данные изъяты> водохранилища выделен <данные изъяты> земельный участок. При визуальном осмотре
было установлено, что участки располагаются между дорогой, ведущей в <данные изъяты> и <данные изъяты> водохранилищем.
Границы земельных участков не вынесены и не закреплены межевыми знаками. На <данные изъяты> земельных участках расположены бытовки. Кроме того, было установлено, что земельные участки имеют уклон местности в сторону <данные изъяты> водохранилища более 3 градусов, при этом ширина водоохранной зоны <данные изъяты> водохранилища составляет 200 м., а ширина прибрежной защитной полосы составляет 50 м.
При выезде на место также проводилось измерение ширины полосы территории, на которой находятся земельные участки, расположенной между <данные изъяты> водохранилищем и дорогой в <данные изъяты>, по результатам которого было установлено, что земельные участки расположены на расстоянии менее 100 метров от уреза воды <данные изъяты> водохранилища.
В ходе административного расследования было установлено, что по адресу: <адрес> расположен и предоставлен главой администрации Солнечногорского муниципального района Московской области Панкратовым Ю.А. в собственность земельный участок № площадью <данные изъяты> с кадастровым номером № из земель населенных пунктов, расположенный по адресу: <адрес>, для индивидуального жилищного строительства.
/дата/лавой администрации Солнечногорского муниципального района Московской области Ю.А. Панкратовым издано постановление за № о предоставлении в аренду ФИО1 земельного участка № в <адрес> сельского поселения <адрес>.
/дата/ между администрацией и гр. ФИО1 был заключен договор аренды земельного участка №. В соответствии с п. 1.1, 1.2 договора аренды земельного участка администрация передает за плату во временное пользование земельный участок № площадью <данные изъяты> с кадастровым номером № из земель населенных пунктов, расположенный по адресу: <адрес> для индивидуального жилищного строительства.
/дата/ между ФИО1. и ФИО2 был заключен договор передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка № от /дата/, который /дата/ зарегистрирован Солнечногорским отделом Управления Росреестра по Московской области.
/дата/ главой администрации Солнечногорского муниципального района Московской области Ю.А. Панкратовым вынесено постановление № о предоставлении в собственность гр. ФИО2 земельного участка № с кадастровым номером №, расположенного в <адрес>.
В последующем между администрацией и ФИО2 был заключен договор купли-продажи указанного земельного участка.
По результатам административного расследования с выездом на место и согласно имеющимся в материалах дела инструментальных измерений геодезической организации <данные изъяты> территории, расположенной в <данные изъяты> между дорогой на <данные изъяты> и береговой линией <данные изъяты> водохранилища было выявлено, что земельный участок № с кадастровым номером № расположен во втором поясе зоны санитарной охраны <данные изъяты> гидроузла (ЗСО) <данные изъяты> водохранилища.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.12.2008 за № 2054-р и в соответствии с ч. 2 ст. 26 Водного кодекса Российской Федерации (далее ВК РФ) <данные изъяты> водохранилище отнесено к водоемам, водные ресурсы которого используются для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения и является водным объектом федерального контроля и источником питьевого водоснабжения г. Москвы.
Согласно ч. 2 ст. 43 ВК РФ для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны. В зонах санитарной охраны водоисточников осуществление деятельности и отведение территории для жилищного строительства, строительства промышленных объектов и объектов сельскохозяйственного назначения запрещаются или ограничиваются в случаях и в порядке, которые установлены санитарными правилами и нормами.
Кроме того, земельный участок расположен в водоохраной зоне <данные изъяты> водохранилища, которая составляет 200 метров. Из этого следует, что названный земельный участок обременен специальным режимом осуществления хозяйственной и иной деятельности.
В соответствии с СП 2.1.4.1075-01 «Зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения г. Москвы», утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 08.11.2001 № 32, действовавших на момент предоставления в аренду земельного участка, «не допускается размещение земельных участков под дачное, садово-огородное и индивидуальное жилищное строительство... на расстоянии менее 150 метров от уреза воды источника питьевого водоснабжения при нормальном подпорном уровне для водохранилищ».
В соответствии с п. 3 и 14 ч.5 ст.27 ЗК РФ установлено, что ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности следующие земельные участки: в пределах которых расположены водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности; в первом и втором поясах зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
Таким образом, земельный участок № площадью <данные изъяты>. с кадастровым номером № выделен главой администрации Солнечногорского района, Московской области Панкратовым Ю.А. в 100-метровой полосе <данные изъяты> водохранилища, где не допускается размещение земельных участков под дачное, садово-огородное, индивидуальное жилищное строительство.
Соответственно жилищное строительство на данном земельном участке, обремененным специальным режимом осуществления хозяйственной и иной деятельности недопустимо в соответствии с действующим водным законодательством.
Таким образом, глава администрации Солнечногорского муниципального района Московской области Ю.А. Панкратов нарушил требования ч. 2 ст. 43 Водного кодекса РФ, СП 2.1.4.1075-01 «Зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения г. Москвы», п. 4.4.4. СП 2.1.4.2625-10, п. 3,14 ч.5 ст. 27 Земельного кодекса РФ и допустил нарушение порядка предоставления гражданам, юридическим лицам земельных участков в водоохранной зоне <данные изъяты> водохранилища.
В связи с этим глава Солнечногорского муниципального района, Московской области Панкратов Ю.А., допустивший перечисленные нарушения закона, названным постановлением был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.12 КоАП РФ.
/дата/ уполномоченным должностным лицом в адрес главы Солнечногорского муниципального района Московской области Панкратова Ю.А. на основании ст. 29.13 КоАП РФ и с учётом полученных данных, лёгших в основу постановления по делу об административном правонарушении, было вынесено представление о принятии мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Не согласившись с вынесенными постановлениями и назначением административного штрафа, защитник главы Солнечногорского муниципального района Московской области Панкратова Ю.А. – М.Г.Хортова обратилась в суд с жалобой, в которой просит названные постановления отменить, а производство по делу прекратить, мотивируя тем, что в действиях главы Солнечногорского муниципального района Московской области Панкратова Ю.А. отсутствует состав административного правонарушения.
До настоящего времени, как указано в жалобе, проекты зон санитарной охраны не утверждены. Границы водоохранных зон на землеустроительные планы, схемы землепользования не нанесены, в натуру не вынесены. Фактически границы поясов зон санитарной охраны могут быть указаны только после разработки и утверждения проектных материалов водоохранных зон водных объектов, с вынесением границ в натуру.
ФИО1 был предоставлен кадастровый паспорт на земельный участок, где не было указано ограничений и обременений в использовании истребуемого участка, и у главы Солнечногорского муниципального р-на не было оснований для отказа в предоставлении земельного участка гражданину под указанные им в заявлении цели.
Кроме того, к административной ответственности привлечено должностное лицо – глава Администрации Солнечногорского муниципального р-на Панкратов Ю.А. Однако согласно Устава Солнечногорского муниципального р-на такая должность муниципальной службы в Солнечногорском районе отсутствует. Панкратов Ю.А. является главой Солнечногорского муниципального р-на Московской области.
В судебном заседании защитник Кожухарь Д.В. жалобу поддержал и просил её удовлетворить по тем основаниям, которые изложены в жалобе.
Выслушав пояснения защитника, проверив доводы жалобы, изучив материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к следующему.
В соответствии с требованиями ч. 3 ст.30.6 КоАП РФ, судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременнее выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В силу ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Вина главы Солнечногорского муниципального района Московской области Панкратова Ю.А. в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.12 КоАП РФ, подтверждается следующими исследованными доказательствами:
- заявлением гр-ки ФИО, поступившим из Солнечногорской городской прокуратуры Московской области, в котором она указывает на факты незаконного выделения земельных участков в водоохранной зоне и во втором поясе зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения г. Москвы <данные изъяты> водохранилища в <адрес>;
- определением о возбуждении дела об административном правонарушении по ч.1 ст.8.12 КоАП РФ в отношении главы Солнечногорского муниципального р-на Московской области Ю.А. Панкратова и проведении административного расследования от /дата/ за №;
- актом обследования от /дата/, по которому представителями Солнечногорской городской прокуратуры Московской области, Солнечногорского отдела Управления Росреестра по Московской области и ГУ «Мособлводхоз» был осуществлен выезд <адрес>, в ходе которого было установлено, что согласно данным дежурной кадастровой карты полосой вдоль берега <данные изъяты> водохранилища выделен <данные изъяты> земельный участок.
При визуальном осмотре было установлено, что участки располагаются между дорогой, ведущей в <данные изъяты> и <данные изъяты> водохранилищем. Границы земельных участков не вынесены и не закреплены межевыми знаками. На <данные изъяты> земельных участках расположены бытовки. Кроме того, было установлено, что земельные участки имеют уклон местности в сторону <данные изъяты> водохранилища более 3 градусов, при этом ширина водоохранной зоны <данные изъяты> водохранилища составляет 200 м., а ширина прибрежной защитной полосы составляет 50 м.
При выезде на место также проводилось измерение ширины полосы территории, на которой находятся земельные участки, расположенной между <данные изъяты> водохранилищем и дорогой в <данные изъяты>, по результатам которого было установлено, что земельные участки расположены на расстоянии менее 100 метров от уреза воды <данные изъяты> водохранилища.
- постановлением главы администрации Солнечногорского муниципального района Московской области Ю.А. Панкратова от /дата/ за №, из которого видно, что гр-ну ФИО1 был предоставлен в аренду земельный участок № с кадастровым номером № в <адрес>;
- постановлением главы Солнечногорского муниципального р-на Московской области Панкратова Ю.А. от /дата/ № о предоставлении в собственность гр-ну ФИО2 земельного участка № с кадастровым номером №, расположенного в <адрес>;
- письмом Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области и план границ земельного участка;
- определением об истребовании сведений, необходимых для разрешения дела об административном правонарушении № от /дата/;
- письмом администрации Солнечногорского района, Московской области от /дата/ и другими материалами дела;
Составленный государственным инспектором Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Центральному Федеральному округу Ревуновой Д.В протокол об административном правонарушении за № от /дата/, изложен подробно, а содержащиеся в нём выводы мотивированы, убедительны и соответствуют требованиям ст. 28.2 КоАП РФ.
Судом бесспорно установлено, что /дата/ главой администрации Солнечногорского муниципального района Московской области Ю.А. Панкратовым вынесено постановление № о предоставлении в собственность гр. ФИО2 земельного участка № с кадастровым номером № площадью <данные изъяты>, расположенного в <адрес>.
В последующем между администрацией и ФИО2 заключен договор купли-продажи указанного земельного участка.
Указанный земельный участок расположен во втором поясе санитарной зоны <данные изъяты> водохранилища, в водоохраной зоне <данные изъяты> водохранилища, которая составляет 200 м.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.12.2008 г. № 2054-р и в соответствии с ч. 2 ст.26 Водного кодекса Российской Федерации Истринское водохранилище отнесено к водоемам, водные ресурсы которого используются для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения и является водным объектом федерального контроля и источником питьевого водоснабжения г. Москвы.
Согласно ч. 2 ст. 43 ВК РФ для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны. В зонах санитарной охраны водоисточников осуществление деятельности и отведение территории для жилищного строительства, строительства промышленных объектов и объектов сельскохозяйственного назначения запрещаются или ограничиваются в случаях и в порядке, которые установлены санитарными правилами и нормами.
В соответствии с СП 2.1.4.2625-10 «Зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения г. Москвы», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30.04.2010 г. за № 45 «не допускается размещение земельных участков под дачное, садово-огородное и индивидуальное жилищное строительство... на расстоянии менее 100 метров от уреза воды источника питьевого водоснабжения при нормальном подпорном уровне для водохранилищ».
В соответствии со ст. 39 ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" на территории РФ действуют федеральные санитарные правила. Соблюдение правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Проведенным административным расследованием с выездом на место совместно с представителями Солнечногорской городской прокуратуры Московской области, Солнечногорского отдела Росреестра по Московской области и ГУ «Мособлводхоз» установлено, что земельный участок находится на расстоянии менее 100 м. от уреза воды.
Подпунктами 3 и 14 п. 5 ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности следующие земельные участки: в пределах которых расположены водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности; в первом и втором поясах зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
Таким образом, постановление главы Солнечногорского муниципального р-на Московской области не соответствует требованиям действующего законодательства.
Поскольку при выделении земельного участка в <адрес> на территории 2 пояса зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения г. Москвы - <данные изъяты> водохранилища существовал нормативно установленный запрет на выделение земельные участков для индивидуального жилищного строительства.
Таким образом, названный земельный участок отнесен к землям, ограниченным в обороте, в том числе в 1 и 2 поясах зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
Содержание ограничений оборота земельных участков устанавливается ст. 43 Водного кодекса РФ, ФЗ "О санитарно-эпидемиологическеом благополучии населения", которыми запрещается предоставление земельных участков для ИЖС, что не учитывалось при вынесении главой Солнечногорского муниципального района Московской области Ю.А. Панкратовым при внесении постановления № от /дата/ о предоставлении в собственность гр. ФИО2 земельного участка №, расположенного в <адрес>
Использование ФИО2 названного земельного участка, по мнению суда, может привести к нарушению санитарных правил, что повлечёт нарушение прав неопределённого круга лиц на благоприятную среду обитания, интересов Российской Федерации в области земельных отношений.
Таким образом, глава Солнечногорского муниципального р-на Московской области Ю.А. Панкратов нарушил требования ч. 2 ст. 43 Водного кодекса РФ, п. 4.4.4. СП 2.1.4.2625-10 и допустил нарушение порядка предоставления гражданам, юридическим лицам земельных участков в водоохранной зоне <данные изъяты> водохранилища.
При этом суд считает необходимым отметить, что действующим законодательством, в том числе и Водным кодексом РФ не установлена обязанность и необходимость нанесения границ водоохранных зон на землеустроительные планы.
Кроме того, проведенным обследованием береговой полосы Истринского водохранилища совместно с представителями Солнечногорской городской прокуратуры Московской области, Солнечногорского отдела Управления Росреестра по Московской области и ГУ «Мособлводхоз» и имеющимся в материалах дела замерами геодезической организации <данные изъяты> территории, расположенной в <адрес> между дорогой на <данные изъяты> и береговой линией <данные изъяты> водохранилища, установлено, что спорный земельный участок расположен во втором поясе зоны санитарной охраны <данные изъяты> гидроузла (ЗСО) <данные изъяты> водохранилища.
Таким образом, отсутствие вынесения в натуре границ водоохранных зон, не освобождает всех должностных лиц от соблюдения требований действующего законодательства при выделении земельных участков во втором поясе зоны санитарной охраны источника питьевого водоснабжения г. Москвы - <данные изъяты> водохранилища.
Довод жалобы о том, что Панкратов Ю.А. не является специалистом в области геодезии, кадастровых работ и принимает соответствующие решения, исходя из сформированной землеустроительной документации и данных кадастрового учёта, не может быть принят во внимание.
Поскольку данное должностное лицо, наделённое определёнными полномочиями, не лишён был возможности при принятии тех или иных важных решений по выделению земельных участков в зоне санитарной охраны <данные изъяты> гидроузла <данные изъяты> водохранилища обратиться за консультацией к соответствующим специалистам в области природоохранного законодательства с целью безусловного соблюдения действующего законодательства и санитарных правил в этой области.
Довод жалобы о том, что к административной ответственности было привлечено должностное лицо – глава Администрации Солнечногорского муниципального р-на Панкратов Ю.А. Однако согласно Устава Солнечногорского муниципального р-на такая должность муниципальной службы в Солнечногорском районе отсутствует, поскольку Панкратов Ю.А. является главой Солнечногорского муниципального р-на Московской области, не может быть принят судом во внимание.
Поскольку незначительная стилистическая неточность в оспариваемом постановлении не может служить основанием для отмены по существу правильного и обоснованного решения органа административной юрисдикции.
Принимая своё постановление, орган административной юрисдикции исходил из места работы Ю.А. Панкратова - Администрация Солнечногорского муниципального района, которое расположено по адресу: <адрес>.
Кроме того, в жалобе изложена процедура выделения земельного участка, а сам участок выделялся Ю.А. Панкратовым, а не иным лицом, на основании сведений, предоставленных гражданином.
При этом при выделении земельного участка главой не учитывались требования ст. 43 Водного кодекса РФ, ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
Суд учитывает и то обстоятельство, что земельный участок образовывался и выделялся на основании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, в котором имеются координаты земельного участка, а также карты расположения земельного участка.
При этом при согласовании данной документации должным образом не проведена работа по установлению факта обременений данного земельного участка.
Кроме того, информация о расположении земельных участков имеет публичный характер, которая доступна также в сети интернет (публичная кадастровая карта), где явно видно, что земельные участок располагается на берегу Истринского водохранилища.
С учётом изложенного суд приходит к выводу о том, имеющиеся доказательства являлись достаточными для установления события правонарушения и вины привлечённого к административной ответственности лица, поэтому утверждение в жалобе о том, что в действиях главы Солнечногорского муниципального района Московской области Ю.А.Панкратова отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренный ч. 1 ст. 8.12 КоАП РФ, необоснован.
Действия Ю.А. Панкратова органом административной юрисдикции по ч. 1 ст. 8.12 КоАП РФ квалифицированы правильно, поскольку глава Солнечногорского муниципального р-на, Московской области допустил нарушение порядка предоставления гражданам, юридическим лицом земельных участков в водоохранной зоне <данные изъяты> водохранилища.
Назначенное ему административное наказание в пределах санкции названной статьи КоАП РФ, является соразмерным и справедливым, оснований для его отмены либо снижения отсутствуют.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст. 24.5 КоАП РФ, а также смягчающих административную ответственность обстоятельств установлено не было.
Каких-либо нарушений закона при возбуждении дела и в ходе административного расследования названного дела об административном правонарушении допущено не было.
Порядок привлечения главы Солнечногорского муниципального р-на, Московской области Ю.А. Панкратова к административной ответственности, а также при вынесении представления с целью принятия мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений, был соблюден.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены обжалуемых постановления и соответственно представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, суд не усматривает.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.7- 30.8 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Постановление государственного инспектора Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Центральному Федеральному округу Ревуновой Д.В., вынесенное /дата/ за № по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.12 КоАП РФ, в отношении Главы Солнечногорского муниципального р-на Московской области Панкратова Ю.А., а также представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения от /дата/ за №, оставить без изменения, а жалобу защитника Хортовой М.Г. – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через горсуд в течение 10 дней со дня получения копии данного решения.
Судья М.С.Фоминов