Дело № 2-503/2011 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 05 августа 2011 года г.Хилок Хилокский районный суд Забайкальского края Гредасова И.А.. с участием помощника прокурора Крутских О.В. при секретаре: Анашкиной Е.С. Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Хилокского района в защиту интересов Российской Федерации к МУП «Харагунлес» о признании бездействия незаконным и о понуждении к действию УСТАНОВИЛА: Прокурор Хилокского района обратился в суд в защиту интересов Российской Федерации к МУП «Харагунлес» с вышеназванным иском, ссылаясь на следующее. Прокуратурой района с 23 мая 2011 года и по настоящее время систематически путем выезда на место с участием представителей Гослесслужбы края и облета на самолете Ан-2 Хилокского авиаотделения проводятся проверки соблюдения всеми заинтересованными ведомствами, а также арендаторами лесного фонда требований законодательства, регламентирующего охрану лесов от пожаров в части своевременности и достаточности мер, принимаемых к тушению лесных пожаров. В ходе проведения проверки установлено следующее. С начала пожароопасного периода 2011 г. на территории Харагунского участкового лесничества Хилокского территориального отдела Гослесслужбы края действовало 19 лесных пожаров, в том числе крупных, на общей площади 5712,2 га, на участках лесного фонда, возникших в аренде и примыкающих к участкам лесного фонда, арендованных МУП «Харагунлес» (пожар № 45, обнаруженный 12.05.2011 в кв. 22 Харагунского участкового лесничества, № 54, обнаруженный 28.05.201 в кв. 163, № 57, обнаруженный 31.05.0211, в кв. 107, № 58, обнаруженный 31.05.2011 в кв. 105, № 63, обнаруженный 04.06.2011 в кв. 107, № 70, обнаруженный 07.06.2011 в кв. 31, № 80, обнаруженный 12.06.2011 в кв. 19 того же лесничества). 09 июня 2011 года главой района Дядиным П.А. на основании постановления № 236 на территории района введен режим чрезвычайной ситуации. По данным Хилокского и Бадинского территориальных отделов Гослесслужбы края и Хилокского авиаотделения КГУ Читинская авиабаза огнем вследствие лесных пожаров на территории района уничтожена значительная площадь лесного массива. В соответствии с актом отнесения распределения лесного фонда по районам ответственности за тушение лесных пожаров, составленного во исполнение приказа Государственной лесной службы Забайкальского края № 222-а от 25.02.2011 г. «О распределении земель лесного фонда по территории Забайкальского края по зонам ответственности тушения лесных пожаров по зонам мониторинга пожарной опасности в 2011 году» площадь наземной зоны тушения пожаров по Хилокскому территориальному отделу составляет 491196 га., авиационной - 702400 га, в том числе по аренде МУП «Харагунлес» 20794 и 52414 га, соответственно. Согласно п. 3.3. Оперативного плана тушения лесных пожаров по Хилокскому территориальному отделу, а также акта распределения общей площади земель лесного фонда Хилокского отдела на районы наземной и авиационной зон тушения лесных пожаров на 2011 год, подписанного начальником Хилокского территориального отдела Гослесслужбы края и начальником Хилокского авиаотделения КГУ Читинская авиабаза М С.В., кв. 19, 105,10, 163 относится к зоне наземной охраны, кА. 126,128 к зоне авиационной охраны. Как следует из договора аренды лесного участка № 9-09 от 02.07.2009 Государственной лесной службой Забайкальского края МУП «Харагунлес» в лице директора П Н.А., действующего на основании устава, для заготовки древесины предоставлен в аренду участок лесного фонда общей площадью 73208 га. с номером государственного учета в лесном реестре № 19-2009-04, располагающийся в кварталах №№ 1-12, 16-29, 32-44, 48-53, 65-70, 76-80, 83-91, 96-97, 101-108, 113-119 Харагунского участкового лесничества, расположенного на территории Хилокского района. Проведенной проверкой установлено, что на сегодняшний день у МУП «Харагунлес» при проезде к арендованному участку лесного фонда на лесных дорогах имеется 2 КПП, один из которых расположен в кв. 55 Харагунского участкового лесничества на р. Хуртэй, второй в кв. 110 того же лесничества на р. Сарантуй в 5 км от с. Харагун. Со слов П Н.А. оба поста оборудованы навесами, шлагбаумами с запрещающими знаками. Лица, охраняющие посты, снабжены журналами для ведения записей канцелярскими принадлежностями. В то же время, вышеуказанные посты официально не зарегистрированы. На сегодняшний день подавляющее большинство лесных пожаров, в том числе на территории Харагунского лесничества, возникло по причине несанкционированного доступа граждан в лесной массив в пожароопасный период 2011 года, несмотря на введение на территории района режима чрезвычайной ситуации. Таким образом, в целях воспрепятствования несанкционированного доступа граждан в лесной массив при движении по лесной дороге в сторону арендованного МУП «Харагунлес» участков лесного фонда необходима доукомплектация двух уже имеющихся КПП. Подобные меры пожарной безопасности позволят существенно сократить число лесных пожаров, возникающих по причине неосторожного обращения с огнем местного населения в период пожароопасного сезона 2011 г. КГУ Читинская авиабаза с МУП «Харагунлес» заключен договор на выполнение работ по тушению лесных пожаров наземным способом. Начальником Хилокского авиаотделения М С.В. директору МУП «Харагунлес» П Н.А. направлялись отношения о необходимости прибытия на тушение лесных пожаров № 54 в кв. 163, № 57 в к. 107, № 58 в кв. 105 Харагунского лесничества. Также МУП «Харагунлес» привлекалось к тушению пожаров № 64 в кВ. 128 и № 80 в кв. 19 того же лесничества. Согласно базы данных регистратора ЕДДС Администрации МР «Хилокский район» МУП Харагун лес на пожаре № 57 задействована команда в составе 10 человек, 2 единицы техники; на пожаре № 58 задействована команда в составе 7 человек, 2 единицы техники, на пожаре № 80 задействована команда в количестве 7 человек, бульдозер и трактор. Как следует из объяснения лесника Харагунского участкового лесничества Хилокского территориального отдела Гослесслужбы края Ш Н.А., на тушении лесного пожара № 64 в кв. 128 Харагунского участкового лесничества задействованный на тушении вышеуказанного лесного пожара трактор ДТ-75 с ПКЛ-70, который при прокладке минполосы вышел из строя по причине того, что у него вылетел масляный патрубок, что потребовало привлечения к тушению пожара Т-130, принадлежащего ИП Ч А.Д. и Б 10-М, принадлежащего ОАО «РЖД». Неисправность техники делает невозможным тушение крупных лесных пожаров в кратчайшие сроки с наименьшим ущербом для лесного фонда. Более того, в ходе проведения проверок установлено, что на сегодняшний день Хилокским авиаотделением КГУ Читинская авиабаза используются радиостанции УКВ диапазона с частотой гражданского назначения 164575 МГц. Однако как в авиационной, так и в наземной зоне наблюдения связь с авиабортом, ПДУ авиаотделения района, территориальным отделом Гослесслужбы края, ОПО-16 ГУПС по Забайкальскому краю, а также с руководителем тушения лесного пожара (далее - РТП) у арендаторов лесного фонда, в том числе и у ИП МУП «Харагунлес», полностью отсутствует, несмотря на наличие 4 радиостанций. Проведенными проверками выявлено отсутствие должного взаимодействия между всеми вышеперечисленными службами, что снижает эффективность принимаемых ими мер по тушению крупных лесных пожаров, приводит к распространению пожаров на значительные площади, а также делает невозможным их своевременную ликвидацию с минимальными потерями, вследствие чего наносит непоправимый урон лесному фонду Российской Федерации. Связь с арендаторами лесного фонда, призванными к тушению лесных пожаров, осуществляется лишь на стадии передачи сообщения о необходимости исполнения условий договора на тушение лесного пожара при его возникновении и направлении отношения о необходимости прибытия на пожар. Дальнейшая координация действий арендаторов лесного фонда, привлеченных к тушению лесных пожаров, в том числе и со стороны РТП, полностью отсутствует, вследствие чего принимаемые ими действия должным образом не согласованы и не всегда эффективны. Последние не проинформированы о ходе распространения лесного пожара, его площади, интенсивности, необходимости принятия наиболее действенных и наиболее эффективных мер по тушению пожара, а также о текущих действиях иных служб и ведомств, привлеченных к тушению, при этом не имеют возможности обратной связи, поскольку сотовая связь имеется не везде. Отсутствие устойчивой радиосвязи между Хилокским авиаотделением КГУ Читинская авиабаза, Территориальными отделами Гослесслужбы края, ОПО-16 ГУПС Забайкальского края и арендаторами лесного фонда препятствует реализации вышеуказанных норм Указаний и Рекомендаций, и является основной причиной разрозненности действий всех служб, а также арендаторов лесного фонда при тушении лесных пожаров, что, в свою очередь, приводит к их распространению на значительные расстояния. Получение арендаторами лесного фонда, привлекаемыми к тушению лесных пожаров разрешений на использование радиочастотных каналов, приобретение ими радиочастотного (радиоэлектронного) оборудования, его регистрация и предоставление сведений о приобретении и регистрации радиочастотного оборудования, а также образовании позывных сигналов опознавания в Хилокское авиаотделение КГУ Читинская авиабаза, Хилокский территориальный отдел Гослесслужбы края и ОПО-16 ГУПС по Забайкальскому краю, заключение соглашения с вышеуказанными службами о взаимном программировании частот в целях обеспечения слаженного взаимодействия на тушении лесных пожаров на настоящий и предстоящие пожароопасные периоды является жизненно необходимым средством в борьбе с лесными пожарами. Вышеперечисленные действия, требуемые от арендаторов лесного фонда основаны на принципе разрешительного порядка доступа пользователей к радиочастотному спектру и платности; регламентированы в ст.ст. 22, 24 ФЗ «О связи» и Правилами регистрации радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств, утвержденными Постановлением Правительства РФ № 539 от 12.10.2004 г. «О порядке регистрации радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств» (в ред. Постановления правительства РФ от 17.03.2010 № 160), которыми определен порядок регистрации радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств гражданского назначения, используемых на территории Российской Федерации. Государственной лесной службой Забайкальского края с КГУ Читинская авиабаза заключен муниципальный контракт на тушение пожаров на территории Забайкальского края на период 2011 г. По справке, предоставленной начальником КГУ Читинская авиабаза Е.В.В. на 17.06.2011, на Хилокском авиаотделении работают три единицы воздушной техники: самолет Ан-2, вертолет Ми - 2, вертолет Ми-8. В ходе проверки установлено, что на сегодняшний день подготовленных площадок для вертолетов Ми-2 и Ми-8 на территории района не существует, подбор площадок осуществляется с воздуха. Пунктом 15 приложения № 5 к договору аренды № 9-09 на арендованном МУП «Харагунлес» участке лесного фонда предусмотрено наличие обустройство временной посадочной площадки для вертолета. По данным справочника летнабов, разработанного департаментом использования и восстановления лесного фонда МПР РФ размах винтов вертолета Ми-2 составляет 14,5 м., взлетный вес - 3555 кг., размах винтов вертолета Ми-8 составляет 21,3 м., взлетный вес - 1100 кг. Как следует из раздела 3 Федеральных авиационных правил к площадкам, расположенным на участке земли или акватории, утвержденных приказом Минтранса России от 04.03.2011 № 69 «Требования к посадочным площадкам для вертолетов» (далее - ФАП) п.п. 18,20-27,28,35,36, на посадочной площадке должна быть предусмотрена зона приземления и отрыва (далее - зона TLOF), зона конечного этапа захода на посадку и взлета (далее зона FATO) и зона безопасности. Зона FATO может быть любой конфигурации и должна иметь размеры, позволяющие для вертолетов с максимальной взлетной массой более 3100 кг. - поместить круг диаметром, не менее диаметра, равному длине вертолета с вращающимися винтами (далее - D), для полетов которого предназначена данная посадочная площадка. Для вертолетов с максимальной взлетной массой 3100 кг. и менее - поместить круг диаметром не менее 0,83 D самого большого вертолета для обслуживания которого предназначена данная посадочная площадка. топлива, не менее 500 л бензина, не менее 200 л машинного масла; а также обеспечить наличие запасных частей, наиболее часто выходящих из строя деталей, в том числе масляных патрубков (из расчёта не менее трёх на 1 самоходное средство), шлангов (из расчёта не менее двух на одно самоходное средство), звёздочек (из расчёта не менее двух на одно самоходное средство) при выезде к месту тушения лесных пожаров. В судебном заседании помощник прокурора Хилокского района Крутских О.В. на исковых требованиях прокурора настаивает. Ответчик - директор МУП «Харагунлес» П Н.А.. с исковыми требованиями прокурора согласен частично, представил заявление, в котором просит гражданское дело рассмотреть в его отсутствие. В своих возражениях к исковому заявлению указал, что за время пожароопасного периода на территории арендованного участка МУП «Харагунлес» возникло 2 очага лесных пожаров, которые в течение суток были ликвидированы силами МУП «Харагунлес» и пожарной частью с.Харагун: № 57 в квартале 107 - обнаружен 31 мая 2011 года и № 58 в квартале 105 - обнаружен 31 мая 2011 года, которые были обнаружены патрульным автомобилем, принадлежащего МУП «Харагунлес». Остальные пожары совершенно не относятся к деятельности МУП «Харагунлес», так как находятся в далёких сторонах от аренды МУП «Харагунлес». Пожары № 57 и № 58 возникли в один день на месте незаконных рубок неизвестными лицами, о чём было сообщено прокурору району Тоболову А.В. МУП «Харагунлес» оказывало помощь в тушении пожаров на других участках. Все пожары, на которых участвовало МУП «Харагунлес» были ликвидированы в кратчайшие сроки. На пожаре в квартале 128, вышел из строя трактор ДТ-75, который в течение 4-х суток работал в тяжёлых условиях. После ремонта он был задействован на тушении других пожаров. Также МУП «Харагунлес» были приобретены 4 рации, которыми работники пользуются на тушении лесных пожаров в радиусе 5 км. Устройство мин.полос выполнены в полном объёме. На лесных пожарах было затрачено 637.5 чел.часов, использовано 6 единиц техники, понесено затрат около 200000 рублей. Кроме того, МУП «Харагунлес» имеет в наличии согласно договора аренды: автомобиль дежурный, бульдозер, трактор с плугом. Техника находится в технически исправном состоянии, в штате имеется достаточное количество трактористов, бульдозеристов, водителей для обслуживания техники. Направлена заявка для получения разрешения на использование радиочастотных каналов по адресу: г.Чита, ул.Бабушкина, 52 пом.19. Имеется в наличии 4 рации, КПП, дежурство в пожароопасный период проходит согласно утверждённых графиков. КПП снабжены запрещающимися знаками, проводится инструктаж по мерам пожарной безопасности, заведён журнал для ведения записей. КПП, шлагбаум, а так же наличие вертолётной площадки зарегистрировано. Прилагается акт соблюдения арендатором условий договора аренды лесного участка на предмет готовности к пожароопасному сезону 2011 года от 15 апреля 2011 года. В судебное заседание третьи лица - представители Хилокского территориального отдела Государственной лесной службы Забайкальского края, Хилокского авиаотделения КГУ Читинская авиабаза, ФГУП Радиочастотный центр Сибирского Федерального округа по Забайкальскому краю не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены своевременно и надлежащим образом. Заслушав помощника прокурора, исследовав материалы дела, суд находит иск заявленным обоснованно и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии со ст. 53.1 ЛК РФ, введенной в действие Федеральным законом от 29.12.2010 N 442-ФЗ, предупреждение лесных пожаров включает в себя противопожарное обустройство лесов, и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров. Требования п.п. 2,3,9 ч. 2, ч. 5 вышеуказанной статьи предусматривают, что меры противопожарного обустройства лесов включают в себя в том числе, строительство, реконструкцию и эксплуатацию посадочных площадок для вертолетов, используемых в целях проведения авиационных работ по охране и защите лесов; прокладку просек, противопожарных разрывов, устройство противопожарных минерализованных полос, а также иные определенные Правительством Российской Федерации меры. Согласно п. 5 ч. 2 ст. 53.1 ЛК РФ, п.п. а п. 3 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением правительства РФ от 30.06.2007 № 417 с изменениями, внесенными Постановлением Правительства РФ от 05.05.2011 г. (далее - ППБЛ) обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров включает в себя: 1) приобретение противопожарного снаряжения и инвентаря; 2) содержание пожарной техники и оборудования, систем связи и оповещения; 3) создание резерва пожарной техники и оборудования, противопожарного снаряжения и инвентаря, а также горюче-смазочных материалов, при этом в соответствии с п.п. «в» п. 13 ППБЛ юридические лица и граждане, осуществляющие использование лесов, обязаны не только соблюдать нормы наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров при использовании лесов, утверждаемые Федеральным агентством лесного хозяйства, но и содержать средства предупреждения и тушения лесных пожаров в период пожароопасного сезона в готовности, обеспечивающей возможность их немедленного использования. Принятие же вышеуказанных мер противопожарного обустройства лесов на лесных участках, предоставленных в аренду при этом согласно ч. 3 данной статьи ЛК РФ и п. 5 ППБЛ возложено на лиц, использующих леса на основании проекта освоения лесов, то есть на арендаторов. Устройство и содержание МУП «Харагунлес» контрольно-пропускного (далее - КПП), предусмотренное п. 4 приложения № 5 к договору аренды № 9-09, относится к иным мерам противопожарного обустройства лесов. В соответствии с п. 3.24 п.п. 1.14 (2), 1.15 граф 3,5,7,10,11, 15-19, 22, 24 Оперативного плана тушения лесных пожаров по Хилокскому территориальному отделу на 2011 год, разработанному Хилокским территориальным отделом Гослесслужбы края и согласованным Главой МР «Хилокский район» Дядиным П.А. у МУП «Харагунлес» предусмотрено наличие следующей техники: съемной цистерны, трактора общего назначения с плугом, автомашины для перевозки людей свыше 6 тонн, автомашины до 6 тонн для грузопассажирских перевозок, легковой автомашины повышенной проходимости, бульдозера, трейлера, прицепной съемной цистерны, мотопомпы, 3 зажигательных аппаратов, 25 РЛО. Как следует из договора аренды № 9-09 п.п. 1, 7.1- 7.3, 7.7-7.9, 7.11, 7.19 у МУП «Харагунлес» должна иметься в наличии следующая техника и средства пожаротушения: лесопатрульный автомобиль УАЗ с модульным оборудованием, 2 прицепных съемных автоцистерны объемом не менее 1500 л., трактора с плугом ПКЛ-70 или ПЛ-1, 6 зажигательных аппаратов, 30 РЛО, 4 радиостанции. Согласно актам соблюдения арендатором условий договора аренды лесного участка на предмет готовности к пожароопасному периоду 2011 года от 28.03.2011 и 15.04.2011 у МУП «Харагунлес» фактически в наличии имелась следующая техника и средства пожаротушения: съемная цистерна, навесной насос, 5 зажигательных аппаратов, 30 РЛО, 4 радиостанции, 2 автомобиля для перевозки людей, трактор с плугом, бульдозер. Согласно п.п. 6-8, 19 п. 3, п.п. 5 п. 4 раздела 2 Приказа Минсельхоза РФ от 22.12.08 года № 549 «Об утверждении нормативов наличия сил и средств пожаротушения в местах использования лесов такие средства пожаротушения как бульдозеры, тракторы с плугом или иным почвообрабатывающим орудием, бортовые автомобили повышенной проходимости и вездеходы должны быть в постоянной готовности для использования при тушении лесных пожаров, при этом на всех средствах транспорта, работающих в лесах, должны быть: лопата, топор, емкость для воды объемом 10 - 12 литров. А такие средства как носимые и возимые радиостанции УКВ диапазона при наличии организованной связи с пожарной охраной и лесничествами должны быть постоянно на пункте сосредоточения противопожарного инвентаря и на разрабатываемых лесосеках, для реализации возможности положений ч. 2 ст. 53.4 ЛК РФ и п. «г» п. 13 ППБЛ, передать сообщение о пожаре поскольку лица, использующие леса, в случае обнаружения лесного пожара на соответствующем лесном участке немедленно обязаны сообщить об этом в специализированную диспетчерскую службу и принять все возможные меры по недопущению распространения лесного пожара. В соответствии с п.п. 32,35 Письма Федерального Агентства лесного хозяйства Минсельхоза России от 10.11.2009 г. № АС-03-54/7018 вопросы тушения лесных пожаров, перечня работ, состава и учета затрат на тушение лесных пожаров регулируются в том числе Инструкцией по авиационной охране лесов, утвержденной приказом Федеральной службы лесного хозяйства РФ № 122 от 22.09.1997, рекомендациями по обнаружению и тушению лесных пожаров, утвержденных Рослесхозом 17.12.1997, Указаниями по обнаружению и тушению лесных пожаров, утвержденных приказом Федеральной службы лесного хозяйства от 30.06.1995 г. № 100. Так, согласно п. 1.1. Указаний по обнаружению и тушению лесных пожаров, утвержденных и введенных в действие на территории российской Федерации приказом Федеральной службы лесного хозяйства России от 30.06.1991 № 100 (далее - Указания), осуществление задач по обеспечению своевременного обнаружения и ликвидации пожаров в лесах требует надлежащей организации работы специализированных наземных и авиационных лесопожарных подразделений, оснащенных средствами обнаружения и тушения пожаров, подготовки лесопожарных формирований из местного населения, рабочих и служащих, а также привлечения противопожарной техники, транспортных и других средств предприятий, организаций и учреждений. При этом работа всех указанных сил и средств должна строиться таким образом, чтобы каждый пожар на территории лесного фонда мог быть обнаружен в начале его возникновения, сообщение о пожаре было немедленно передано соответствующему пункту, организующему тушение, и а необходимые силы и средства пожаротушения своевременно прибыли к месту пожара и обеспечили его ликвидацию в кратчайший срок. Согласно п. 2.9 Указаний, п. 2.9 Рекомендаций по обнаружению и тушению лесных пожаров, утвержденных Рослесхозом от 17.12.1997 г. (далее - Рекомендации), связь с пожарными командами или бригадами, работающими на тушении пожара, а также с работниками, осуществляющими наземное патрулирование (при наличии у них средств радиосвязи), поддерживается в течение всего периода работ по тушению пожаров или по патрулированию лесов. Для обеспечения оперативной связи на значительные расстояния, а также для связи с подвижными объектами (патрульными воздушными судами, наземными патрульными командами и др.) организуется радиосвязь, при этом для осуществления радиосвязи могут использоваться радиостанции различного типа. Как следует из п.п. 4.2, 4.4. Указаний, п. 4.4. Рекомендаций, руководство работами по тушению пожара в районах авиационной охраны лесов, руководство тушением лесных пожаров осуществляется старшими по должности работниками из числа находящихся на пожарах парашютно-пожарных и авиадесантных команд, групп. В случаях невозможности ликвидации лесного пожара своими силами авиаотделение принимает меры к привлечению сил и средств лесопользователей, с которыми заключены договоры на тушение пожаров на период пожароопасного сезона. Вся работа по тушению пожаров должна строиться на основе твердой дисциплины и единоначалия. Распоряжения вышестоящего руководителя являются обязательными для всех руководителей отрядов, команд, групп. РТП подчиняются все силы, прибывшие на тушение пожара. Получив необходимую информацию о пожаре и выработав план его тушения, РТП производится организация расстановки имеющихся сил и средств пожаротушения согласно разработанному плану, при этом последний обязан организовать устойчивую оперативную связь с отрядами, командами, авиаотделением, территориальным отделом Гослесслужбы и лесопользователями, привлеченными к тушению лесного пожара Необходимым условием успешной борьбы с лесными пожарами, особенно крупными, является правильная структурная организация сил пожаротушения, которая может меняться в зависимости от размера пожара и его сложности, наличия сил и средств тушения. Руководители отрядов (далее - РО) назначаются руководителем тушения пожара и выполняют его замысел по осуществлению общего плана ликвидации пожара. РО должны определять систему связи между подразделениями и соседними отрядами для обеспечения их взаимодействия, систематически информировать руководителя тушения пожара о пожарной обстановке в секторе пожара, о выполнении поставленных задач и о работе подчиненных ему подразделений. Руководитель участка (далее - РУ) лесопожарной команды, бригады должны организовать наземную разведку с целью получения достоверной информации о пожаре и местности, необходимой для выполнения поставленных перед командой задач, а также организовать связь и обеспечить учет выполненных работ, обеспечить координацию работ с соседними командами. Согласно п. 6.9. Рекомендаций при тушении крупных пожаров прежде всего должны быть правильно организованы управление и руководство значительным числом людей, действием отрядов, команд (бригад), обеспечены согласованность и связь между отрядами. Как следует из п. 2.3.1 Инструкции по авиационной охране лесов, утвержденной приказом Рослесхоза № 122 от 22.09.1997 взаимодействие авиационной и наземной охраны лесов авиационная охрана лесов, должно проводиться в тесном взаимодействии с работой наземных служб, что обеспечивает наиболее эффективное использование авиационных сил и средств, при этом авиаотделения не только доставляют к пожару воздушным транспортом наземные силы и средства, но и обеспечивают радиосвязь руководителя тушения с патрульным воздушным судном. В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 57 ЛК РФ, п. 1.5.3 Инструкции по авиационной охране лесов, утвержденной приказом Рослесхоза от 22.09.1997 № 122 авиационные работы по охране и защите лесов включают в себя не только авиационное патрулирование, тушение лесных пожаров, но и доставку воздушными судами лесопожарных формирований, пожарной техники и оборудования, противопожарного снаряжения и инвентаря к месту тушения лесного пожара и обратно, при этом согласно п. 2 ч. 1 ст. 53.4 ЛК РФ тушение лесного пожара также включает в доставку людей и средств тушения лесных пожаров к месту тушения лесного пожара и обратно. Таким образом, отсутствие посадочной площадки для вертолетов на арендованном МУП «Харагунлес» участке лесного фонда затрудняет реализацию вышеуказанных норм закона. В соответствие со ст. 40 Воздушного кодекса РФ, посадочная площадка представляет собой участок земли, предназначенный для взлета, посадки или для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов. Требования к посадочной площадке устанавливаются Федеральными авиационными правилами. Средний уклон зоны FATO в любом направлении должен составлять не более 3%, Локальный уклон любой части зоны подхода, измеряемый по размеру колеи вертолета, не превышать 7 %. Поверхность зоны FATO должна быть свободной от препятствий и выдерживать воздействие струи несущего винта. На посадочной площадке предусматриваются не менее одной зоны TLOF, которая может располагаться в пределах зоны FATO или вне ее. Зона TLOF может быть любой конфигурации и должна иметь достаточные размеры, чтобы вместить круг диаметром 0,83D вертолета, для полетов которого рассчитана данная зона. Уклоны зоны TLOF устанавливаются достаточными для предотвращения скопления воды на поверхности зоны, но не должны превышать 2% в любом направлении. Зона TLOF должна выдерживать нагрузку, создаваемую воздушными судами, для посадки которых она рассчитана. Вокруг зоны FATO располагается зона безопасности, поверхность которой не обязательно должна быть твердой. В зоне безопасности не допускается наличие предметов, которые в силу их функционального назначения не должны располагаться в этой зоне. Объекты, которые в силу их функционального назначения необходимо размещать в зоне безопасности, должны быть ломкими объектами и не выше 0,25 метров. Если они располагаются вдоль границы зоны FATO, то они не должны выходить за пределы плоскости, берущей начало на высоте 0,25 метров над границей зоны FATO и восходящей в сторону от зоны FATO с градиентом 5%. Зона безопасности, окружающая зону FATO, предназначенную для использования вертолетами в визуальных метеорологических условиях, простирается за пределы контура зоны FATO на расстояние 0,5D вертолета, для обслуживания которого рассчитана посадочная площадка. В случае если зона FATO имеет форму четырехугольника, каждая внешняя сторона зоны безопасности должна быть не менее 2D; если зона FATO имеет форму окружности, диаметр зоны безопасности должен быть не менее 2D. Зона безопасности, окружающая зону FATO, предназначенную для полетов вертолетов в приборных метеорологических условиях, должна иметь размеры в поперечном направлении, не менее 45 м с каждой стороны от осевой линии и в продольном направлении, не менее 60 м от границ зоны FATO. Восходящий уклон поверхности зоны безопасности, когда она является твердой, в направлении от границы зоны FATO не должен превышать 4%. На посадочной площадке обеспечивается, чтобы препятствия со стороны зоны FATO не были выше боковой поверхности ограничения препятствий, простирающейся с восходящим уклоном 45 от границы зоны безопасности до высоты 10 м. Вертолетные посадочные площадки без искусственного покрытия обозначаются согласно приложению N 7 к ФАП. Знаки посадочной площадки без искусственного покрытия могут представлять собой дорожные сигнальные конусы или автопокрышки, окрашенные в контрастный цвет, или флажки. Места стоянки, не имеющие искусственного покрытия, обозначаются четырьмя дорожными сигнальными конусами, автопокрышками или флажками, расположенными по углам квадрата. Посадочные площадки для вертолетов оборудуются ветроуказателем. Ветроуказатель должен иметь размеры не менее размеров, указанных в приложении N 3 к ФАП. Цвет, расположение и конструкция ветроуказателя должны соответствовать требованиям пункта 16 настоящих ФАП согласно которого посадочная площадка оборудуется не менее чем одним ветроуказателем. Ветроуказатель должен располагаться таким образом, чтобы он был хорошо виден со всех точек летного поля. Он не должен затеняться естественными препятствиями со всех направлений и свободно вращаться вокруг оси мачты. Цвет ветроуказателя выбирается таким образом, чтобы он контрастировал с окружающей местностью. В тех случаях, когда для обеспечения необходимой контрастности ветроуказателя необходимо использовать сочетание двух цветов, используются сочетания оранжевого с белым, красного с белым или черного с белым. Цвета располагаются в виде пяти чередующихся полос таким образом, чтобы первая и последняя полосы имели более темный цвет. Согласно п.п. 11- 15 ФАП элементы посадочных площадок обозначаются маркировочными знаками (далее - маркеры), которые должны быть объектами с массой и конструкцией, представляющими минимальную опасность для воздушного судна в случае столкновения с его частями. Маркеры должны устанавливаться таким образом, чтобы обеспечивать необходимое безопасное расстояние до воздушных винтов и должны закрепляться таким образом, чтобы предотвращать их смещение струей воздуха, создаваемой двигателями и воздушными винтами. Входные маркеры устанавливаются симметрично оси площадки по краям ее торцов таким образом, чтобы длинная сторона маркера была перпендикулярна осевой линии площадки. Поверхность входного маркера должна иметь со стороны площадки чередующиеся вертикальные полосы красного и белого цвета, с противоположной стороны - вертикальные чередующиеся полосы черного и белого цвета. Крайние полосы имеют черный или красный цвет соответственно. Размеры и форма маркеров указаны в приложении N 1 к ФАП. Входные маркеры устанавливаются на линии начала и конца площадки на расстоянии от 1 до 5 м от ее боковых границ. На посадочной площадке, не имеющей искусственного покрытия, в качестве входных маркеров, обозначающих начало и конец площадки, допускается применение трех флажков. Флажки устанавливаются от края площадки с шагом 2 м на линии, перпендикулярной оси площадки в соответствии с приложением N 2 к ФАП. Флажки и автопокрышки могут быть белого, красного или черного цвета при условии обеспечения контраста с фоном местности. Таким образом, взлетно-посадочная площадка для вертолета Ми-2 должна быть размерами 35х15 м., удаление препятствий в виде лесного массива от данной площадки должно быть на расстоянии 40 м. Площадка для вертолета Ми-8 должна быть размерами 50х50м., при этом препятствия в виде лесного массива должны быть удалены от нее на расстояние 10 м. В обоих случаях уклон площадок не должен превышать 2 %. Площадки должны быть оснащены опознавательными знаками и ветроуказателями. Согласно ст. 7 ФЗ РФ № 68 от 21.12.1994 «О защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (в ред. от 29.12.2010 N 442-ФЗ) мероприятия, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций, каковыми являются лесные пожары, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, проводятся заблаговременно. Таким образом, при исследованных в судебном заседании обстоятельств, суд приходит к выводу, что прокурор Хилокского района правомерно обратился в суд с исковым заявлением, поэтому заявление прокурора подлежит удовлетворению в полном объёме. Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, судья РЕШИЛА: Исковые требования прокурора Хилокского района удовлетворить. 1.Признать бездействие МУП «Харагунлес» по обеспечению исправности техники в пожароопасный период, ремонту трактора ДТ-75, вышедшего из строя на пожаре № 68 в Харагунском участковом лесничестве, и содержании данной техники в постоянной готовности, обеспечивающей возможность немедленного использования на тушении лесных пожаров, а также организации радиосвязи, устройству и регистрации КПП, оборудованию посадочной площадки для вертолета незаконным. 2.Обязать произвести ремонт вышеуказанной техники, обеспечив нахождение трактора ДТ-75, а также бульдозера, автомашин для перевозки людей в постоянной готовности, для реализации возможности их немедленного использования на тушении лесных пожаров с момента получения сообщения о необходимости прибытия к месту тушения путем выезда в лесной массив. 3. Сформировать достаточный запас ГСМ в объёме не менее 1 тонны дизельного топлива, не менее 500 л бензина, не менее 200 л машинного масла; а также обеспечить наличие запасных частей, наиболее часто выходящих из строя деталей, в том числе масляных патрубков (из расчёта не менее трёх на 1 самоходное средство), шлангов (из расчёта не менее двух на одно самоходное средство), звёздочек (из расчёта не менее двух на одно самоходное средство) при выезде к месту тушения лесных пожаров. 4.Обеспечить постоянное наличие в штате бульдозеристов, трактористов и шоферов для обслуживания вышеуказанной техники. 5.Получить разрешение на использование радиочастотных каналов путем подачи заявки в ФГУП Радиочастотный центр Сибирского Федерального округа по Забайкальскому краю, расположенному по адресу: г. Чита, ул. Бабушкина, 52 пом. 19. 6.Приобрести радиочастотное (радиоэлектронное) оборудование, исходя, в том числе из нормативов, указанных в договоре аренды № 9-09, зарегистрировав радиостанции в Роскомнадзоре г. Чита по Забайкальскому краю, расположенного по адресу: г. Чита, ул. Подгорбунского, 9, получив свидетельство о его регистрации и свидетельство об образовании позывных сигналов опознавания. 7.Предоставить сведения о приобретении и регистрации радиочастотного (радиоэлектронного) оборудования и данные об образовании позывных сигналов опознавания в Хилокское авиаотделение КГУ Читинская авиабаза, Хилокский территориальный отдел Гослесслужбы края и ОПО-16 ГУПС по Забайкальскому краю. 8.Заключить соглашение с Хилокским авиаотделением КГУ Читинская авиабаза, Хилокским территориальным отделом Гослесслужбы края, ОПО-16 ГУПС по Забайкальскому краю о взаимном программировании частот вышеуказанных структур в целях обеспечения слаженного взаимодействия на тушении лесных пожаров на настоящий и предстоящие пожароопасные периоды на основании соглашения, заключенного руководителями вышеуказанных структур на краевом уровне. 9. Оборудовав имеющиеся КПП местами для временного проживания лиц, охраняющих посты, а также шлагбаумами, снабженными запрещающими знаками, проинструктировав работников о мерах пожарной безопасности в лесах и строгом соблюдении требований постановления главы администрации района от 09.06.2011 № 236 «О введении на территории Муниципального района «Хилокский район» режима чрезвычайной ситуации, обеспечив наличие копий вышеуказанного постановления на КПП. Обеспечить постоянное пребывание на КПП охраняющих посты лиц, на протяжении всего пожароопасного периода 2011 г. 10.Снабдить работников КПП для поддержания связи радиостанциями либо сотовыми телефонами, а также журналами и канцелярскими принадлежностями для ведения записей следующего содержания: (дата и время обнаружения граждан в лесном массиве / марка и государственный регистрационный номер автотранспортных средств и самоходной техники / Ф.И.О. лиц, находящихся в лесном массиве / цель их въезда в лесной массив / маршрут передвижения / иные данные (адрес места проживания, телефон и др.) / сведения об игнорировании их требований о запрете дальнейшего проезда в лесной массив / совершении противоправных действий. 11. Надлежащим образом зарегистрировать КПП, предоставив сведения об их местонахождении в администрацию сельского поселения «Харагунское», отдел ГО и ЧС администрации МР «Хилокский район», Хилокским территориальный отдел Гослесслужбы края и ОВД по Хилокскому району. 12. С участием представителей Хилокского территориального отдела Гослесслужбы края и Хилокского авиаотделения на арендованном участке лесного фонда имеющий государственный номера учета в лесном реестре № 19-2009-04, расположенном на территории Харагунского участкового лесничества Хилокского территориального отдела Гослесслужбы края произвести выбор места для взлетно-посадочной площадки для вертолетов Ми-2 и Ми-8, исходя из технических характеристик площадки, предусмотренной для вертолета Ми-8, оборудовав ее в соответствии с требованиями раздела № 3 и приложений №№ 1,2,7 Федеральных авиационных правил, утвержденных приказом Минтранса России от 04.03.2011 № 69, предоставив сведения о местонахождении посадочной площадки в вышеуказанные органы. Решение может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд в течение 10 суток через Хилокский районный суд. Судья Хилокского районного суда: И.А. Гредасова