решение по иску прокурора Хилокского района в интересах Кузьминой Татьяны Витальевны к Администрации муниципального района «Хилокский район», о признании бездействия незаконным и о понуждении предоставить жилое помещение вне очереди



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

21 сентября 2011 года г. Хилок

Хилокский районный суд Забайкальского края в составе:

председательствующего судьи Гредасовой И.А.

представителя истца в лице заместителя прокурора Тюховой О.Н.

при секретаре: Анашкиной Е.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Хилок гражданское дело по иску: прокурора Хилокского района в интересах Кузьминой Татьяны Витальевны к Администрации муниципального района «Хилокский район», о признании бездействия незаконным и о понуждении предоставить жилое помещение вне очереди.

УСТАНОВИЛ:

Прокурор района обратился в суд в интересах Кузьминой Т.В. с иском к Администрации муниципального района «Хилокский район» о признании бездействия незаконным и о понуждении предоставить жилое помещение вне очереди, мотивируя следующим.

В рамках осуществления прокуратурой Хилокского района надзора за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи установлено следующее. В соответствии с ч.ч.1,3 ст.40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Статьей 1 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Закон №159-ФЗ) под детьми- сиротами понимаются лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель; под детьми, оставшимися без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением" в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке. В свою очередь, учреждениями для детей и детей, оставшихся без попечения родителей, являются образовательные учреждения, в которых содержатся (обучаются и/или) воспитываются такие дети. Согласно абз.2 ч.1 ст.8 Закона №159-ФЗ дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

По смыслу п.1 Типового положения об образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 01.07.1995 №676, подобное учреждение предназначено для содержания и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Как установлено, решением Хилокского районного суда Забайкальского края от 28.02.2007 Кузьмина Наталья Борисовна и Макаров Виктор Григорьевич лишены родительских прав в отношении своей дочери Кузьминой Татьяны Витальевны, 28.11.1992 года рождения. Распоряжением заместителя главы городского поселения «Хилокское» от 08.08.2008 №108, внесшим изменения в постановление главы городского поселения от 04.04.2007 №46, Кузьмина Т.В. поставлена на учет в качестве нуждающейся в первоочередном получении жилья в г. Хилке. В период с 28.06.2007 по настоящий момент, т.е. по 15.08.2011, Кузьмина Т.В. является воспитанницей ГОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Линевоозерский детский дом» ею окончено 6 классов МОУ СОШ №20 с. Линево-Озеро. Однако ввиду пребывания Кузьминой Т.В. с ноября 2011 года на учете у психиатра с диагнозом легкая умственная отсталость умеренно выраженного проявления с нарушением поведения дальнейшее ее обучение в образовательном учреждении не представляется возможным.

Вместе с тем, в связи с достижением 28.11.2010 совершеннолетнего возраста Кузьмина Т.В. утратила статуса ребенка, оставшегося без попечения родителя, и, соответственно, право на пребывание в ГОУ. При подобных обстоятельствах Кузьмина Т.В. должна быть выпущена из учреждения. Однако Кузьмина Н.Б. и Макаров В.Г. объекты недвижимого имущества в собственности не имеют; дом, расположенный по адресу: <адрес>, в котором проживает Кузьмина Н.Б., является собственностью Емельяновой Е.А. и находится в непригодном для проживания состоянии, что свидетельствует о невозможности закрепления его за Кузьминой Т.В. и выпуске её из ГОУ при отсутствии места жительства, поскольку в таком случае жизнь и здоровье воспитанницы детского дома будут поставлены под угрозу.

Статьей 8 Федерального закона №159-ФЗ установлено, что финансовое обеспечение дополнительных гарантий для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является расходным обязательством субъекта РФ.

В соответствии со ст. 1 Закона Забайкальского края от 18.12.2009 №304- ЗЗК «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Забайкальского края государственным полномочием по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), жилой площадью» органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Забайкальского края наделены государственным полномочием по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Постановление Правительства Забайкальского края от 18.05.2010 №195, утвердившее Порядок ведения учета детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), в качестве нуждающихся в жилых помещениях, также возложило обязанности по обеспечению гарантий лиц названных категорий на обеспечение жилым помещением и осуществлению контроля за предоставлением жилых помещений по договорам социального найма на органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края.

В силу ст.5 Закона №304-33K финансовое обеспечение осуществления органами местного самоуправления государственного полномочия по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилой площадью осуществляется за счет предоставляемых бюджетам муниципальных районов и городских округов субвенций из бюджета края на очередной финансовый год в порядке, установленном Правительством Забайкальского края.

Решением Совета городского поселения «Хилокское» от 07.10.2010 №175 норма предоставления жилого помещения по договору социального найма, исходя из которой определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения, для одиноко проживающего лица установлена в размере не менее 25 кв.м. общей площади жилого помещения.

Согласно ст. 10 Закона №159-ФЗ за защитой своих прав дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а равно их законные представители, опекуны (попечители) органы опеки и попечительства и прокурор вправе обратиться в установленном порядке в соответствующие суды Российской Федерации.

Просит суд признать бездействие администрации муниципального района «Хилокский район», выразившееся в непредоставлении Кузьминой Татьяне Витальевне как лицу из числа оставшихся без попечения родителей жилого помещения, незаконным.

Понудить администрацию муниципального района «Хилокский район» предоставить Кузьминой Татьяне Витальевне жилое помещение площадью не менее 25 кв.м., расположенное в черте г. Хилка Хилокского района Забайкальского края, отвечающее санитарным и техническим требованиям, для проживания на условиях договора социального найма.

В судебном заседании представитель истца – заместитель прокурора Тюхова О.Н. настаивает на исковых требованиях, суду пояснила, что 28.02.2007 Кузьмина Наталья Борисовна и Макаров Виктор Григорьевич лишены родительских прав в отношении своей дочери Кузьминой Татьяны Витальевны, 28.11.1992 года рождения. Распоряжением заместителя главы городского поселения «Хилокское» от 08.08.2008 №108, внесшим изменения в постановление главы городского поселения от 04.04.2007 №46, Кузьмина Т.В. поставлена на учет в качестве нуждающейся в первоочередном получении жилья в г. Хилке. В период с 28.06.2007 по настоящий момент, т.е. по 15.08.2011, Кузьмина Т.В. является воспитанницей ГОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Линевоозерский детский дом»; ею окончено 6 классов МОУ СОШ №20 с. Линево-Озеро. Однако ввиду пребывания Кузьминой Т.В. с ноября 2011 года на учете у психиатра с диагнозом легкая умственная отсталость умеренно выраженного проявления с нарушением поведения дальнейшее ее обучение в образовательном учреждении не представляется возможным.

Вместе с тем, в связи с достижением 28.11.2010 совершеннолетнего возраста Кузьмина Т.В. утратила статуса ребенка, оставшегося без попечения родителя, и, соответственно, право на пребывание в ГОУ. При подобных обстоятельствах Кузьмина Т.В. должна быть выпущена из учреждения. Однако Кузьмина Н.Б. и Макаров В.Г. объекты недвижимого имущества в собственности не имеют; дом, расположенный по адресу: <адрес>, в котором проживает Кузьмина Н.Б., является собственностью Емельяновой Е.А. и находится в непригодном для проживания состоянии, что свидетельствует о невозможности закрепления его за Кузьминой Т.В. и выпуске её из ГОУ при отсутствии места жительства, поскольку в таком случае жизнь и здоровье воспитанницы детского дома будут поставлены под угрозу. Просит суд признать бездействие администрации муниципального района «Хилокский район», выразившееся в непредоставлении Кузьминой Татьяне Витальевне как лицу из числа оставшихся без попечения родителей жилого помещения, незаконным.

Понудить администрацию муниципального района «Хилокский район» предоставить Кузьминой Татьяне Витальевне жилое помещение площадью не менее 25 кв.м., расположенное в черте г. Хилка Хилокского района Забайкальского края, отвечающее санитарным и техническим требованиям, для проживания на условиях договора социального найма.

Представитель администрации муниципального района «Хилокский район» Дымура К.С., с исковыми требованиями прокурора района не согласна, пояснила, что в соответствии со ст. 1 ЗЗК № 304 – ЗЗК от 18 декабря 2009 года Кузьмина Т.В. не приобрела право на внеочередное предоставление жилого помещения, так как она до сих пор является воспитанницей Государственного образовательного учреждения для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Линевоозерский детский дом». Кроме того субвенции из бюджета края поступили в недостаточном объеме.

Представитель <данные изъяты> ММС с исковыми требованиями прокурора Хилокского района согласна, суду пояснила Кузьминой Т.В. исполнилось 18 лет, она имеет право на предоставления жилья. Собственного жилья у нее не имеется, так как она проживает с матерью в доме, который находится в непригодном для проживания состоянии.

Выслушав доводы сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Статьей 1 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Закон №159-ФЗ) под детьми- сиротами понимаются лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель; под детьми, оставшимися без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением" в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке. В свою очередь, учреждениями для детей и детей, оставшихся без попечения родителей, являются образовательные учреждения, в которых содержатся (обучаются и/или) воспитываются такие дети.

Согласно абз.2 ч.1 ст.8 Закона №159-ФЗ дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

В силу ст.5 Закона №304-33K финансовое обеспечение осуществления органами местного самоуправления государственного полномочия по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилой площадью осуществляется за счет предоставляемых бюджетам муниципальных районов и городских округов субвенций из бюджета края на очередной финансовый год в порядке, установленном Правительством Забайкальского края.

В соответствии с ч. 2 ст. 57 ЖК РФ лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращению из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, жилые помещения предоставляется вне очереди по договору социального найма.

Как установлено судом и не оспаривалось ответчиком, Кузьмина Т.В., в интересах которой действует прокурор, относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жильем не обеспечена, собственного жилья не имеет, состоит на учете в администрации муниципального района «Хилокский район» как нуждающаяся во внеочередном предоставлении жилого помещения по договору социального найма.

Органом исполнительной власти по месту жительства Кузьминой Т.В., в чью обязанность входит обеспечение её жилым помещением, является Администрация муниципального района « Хилокский район».

Эта обязанность, в том числе, подтверждается фактом принятия на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Недостаточность финансирования, не позволяющая приобрести жилое помещение для всех нуждающихся в этом лиц, не влечет за собой освобождения органов местного самоуправления, на которые законом возложена обязанность предоставления жилых помещений, от ее исполнения.

Таким образом, обязанность предоставить Кузьминой Т.В. жилое помещение надлежит возложить на администрацию муниципального района «Хилокский район».

Решением Совета городского поселения «Хилокское» от 07.10.2010 №175 норма предоставления жилого помещения по договору социального найма, исходя из которой определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения, для одиноко проживающего лица установлена в размере не менее 25 кв.м. общей площади жилого помещения.

Таким образом, суд приходит к выводу, что Кузьмина Т.В. должна быть обеспечена жилым помещением с учетом требований п.п. 5-9 ст. 57 ЖК РФ общей площадью не менее 25 кв.м., отвечающим санитарным и техническим требованиям.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Прокурора Хилокского района в интересах Кузьминой Татьяны Витальевны к Администрации муниципального района «Хилокский район», о признании бездействия незаконным и о понуждении предоставить жилое помещение вне очереди, удовлетворить.

Признать бездействие администрации муниципального района «Хилокский район», выразившееся в непредоставлении Кузьминой Татьяне Витальевне как лицу из числа оставшихся без попечения родителей жилого помещения, незаконным.

Обязать администрацию муниципального района «Хилокский район» предоставить Кузьминой Татьяне Витальевне жилое помещение площадью не менее 25 кв.м., расположенное в черте г. Хилка Хилокского района Забайкальского края, отвечающее санитарным и техническим требованиям, для проживания на условиях договора социального найма.

Решение может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд в течение десяти дней путем подачи кассационной жалобы в Хилокский районный суд.

Судья Хилокского

Районного суда: И.А. Гредасова