о взыскании ущерба причиненного непредоставлением льгот



Дело № 2-1173/2010      

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

пос.Палатка        23 августа 2010 годаМагаданской области

Хасынский районный суд Магаданской области

в составе: председательствующего судьи Ярославцевой Е.Н.,

при секретаре Варнавской О.А.,

представителя ответчика - администрации Хасынского района Магаданской области Веретельниковой Н.А., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Хасынского районного суда Магаданской области гражданское дело по исковому заявлению Майорова ФИО5 к Муниципальному унитарному предприятию «Комэнерго» Хасынского района Магаданской области, Муниципальному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа » <адрес>, администрации муниципального образования «Хасынский район» о взыскании денежных средств,

УСТАНОВИЛ:

Майоров Л.А. обратился в суд с иском к МУП «Комэнерго» о взыскании денежных средств, мотивируя свои исковые требования тем, что он является педагогическим работником Муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа » <адрес> (далее - МОУ СОШ <адрес>) и проживает в поселке городского типа Палатка. В соответствии с абзацем 3 пункта 5 ст. 55 Закона РФ от 10.07.1992 года № 3266-1 «Об образовании» педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа).

Однако истцом в период с июля 2007 года по декабрь 2008 года была произведена оплата коммунальных услуг, а именно освещения подъезда, эксплуатационных расходов, текущего ремонта жилого фонда, уборки двора, вывоза бытовых отходов в полном объеме организации, предоставляющей указанные коммунальные услуги - МУП «Комэнерго» в сумме 18961 рубль 25 копеек, в связи с чем, истец просит взыскать указанную сумму с ответчика.

Определением суда от 26 июля 2010 года к участию в деле в качестве соответчиков привлечены МОУ СОШ <адрес> и администрация муниципального образования «Хасынский район».

В судебное заседание истец не явился, представил в суд заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представитель ответчика - МУП «Комэнерго» в судебное заседание не явился, представили в суд ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие; согласно отзыву на исковое заявление, с исковыми требованиями согласны частично, пояснили, что в связи с вступлением в силу Закона Магаданской области от 11.06.2008 года № 1011-ОЗ, предприятие не возражает против удовлетворения исковых требований за период с 29.06.2008 года по 31.12.2008 года, но не с 01.01.2007 года по 29.06.2008 года.

Представитель ответчика - МОУ «СОШ » <адрес> в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела уведомлены надлежащим образом; представили в суд заявление о рассмотрении дела без участия МОУ «СОШ » <адрес>.

В связи с чем, суд, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, принял решение о рассмотрении данного дела в отсутствие неявившихся истца, представителей ответчиков МУП «Комэнерго» и МОУ СОШ <адрес>.

Представитель ответчика - администрации МО «Хасынский район» в судебном заседании с иском не согласилась по мотивам, изложенным в письменном возражении, приобщенном к материалам дела, и пояснила, что администрация МО «Хасынский район» не может являться надлежащим ответчиком по делу, поскольку Законом «Об образовании» предусмотрено, что субъект Российской Федерации устанавливает размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление мер социальной поддержки. Во исполнение указанных положений, субъектом Российской Федерации принят Закон Магаданской области от 11.06.2008 года № 1011-ОЗ «О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, проживающих в сельской местности, рабочих поселках и поселках городского типа», который вступил в силу 29.06.2008 года. Согласно данному Закону финансирование расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки, предусматривается в областном бюджете. Администрация района лишь передает в Департамент финансов администрации области заявку, полученную от работодателей, в которой указана сумма денежных средств на год, необходимых для возмещения педагогам района расходов по оплате жилья, отопления и освещения. Затем, когда из областного бюджета в администрацию поступают указанные денежные средства, они перечисляются в МУ «Централизованная бухгалтерия муниципальных учреждений образования и культуры Хасынского района Магаданской области», которое ведет бухгалтерский учет исполнения смет расходов и осуществляет контроль за финансово-хозяйственной деятельностью всех муниципальных учреждений образования и культуры.

Кроме того, согласно ст. 19 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Между тем, до настоящего времени не принят ни федеральный закон, ни закон субъекта Российской Федерации, регламентирующий передачу этих полномочий органам местного самоуправления, в связи с чем, не считает администрацию Хасынского района надлежащим ответчиком по делу.

Выслушав мнение представителя ответчика - администрации МО «Хасынский район», исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии с абз. 3 п.5 ст. 55 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 года № 3266-1 «Об образовании» педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на получение пенсии за выслугу лет до достижения ими пенсионного возраста, на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на первоочередное предоставление жилой площади. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации.

Согласно ч. 1 ст. 160 Жилищного кодекса Российской Федерации отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.

В силу требований статьи 8 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» до внесения изменений в федеральные законы и иные нормативные правовые акты в части замены порядка предоставления в соответствии со статьей 160 Жилищного кодекса Российской Федерации компенсаций, сохраняется прежний порядок предоставления указанных льгот, установленный данными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами до принятия Жилищного кодекса Российской Федерации.

В ст. 26.3.1 Федерального закона от 06.10.1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» предусмотрено участие органов государственной власти субъектов Российской Федерации в осуществлении полномочий по предметам ведения Российской Федерации, а также полномочий по предметам совместного ведения. Органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе участвовать в осуществлении полномочий Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации, а также полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения, не переданных им в соответствии с пунктом 7 статьи 26.3 настоящего Федерального закона, с осуществлением расходов за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов), если это участие предусмотрено федеральными законами.

Согласно частям четвертой, шестой, седьмой статьи 8 Закона Магаданской области от 24.11.2008 года № 1060-ОЗ «Об образовании в Магаданской области» педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на первоочередное предоставление жилой площади. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются областным законодательством. Порядок и условия предоставления дополнительных мер социальной поддержки, предусмотренных в настоящей статье, устанавливаются нормативным правовым актом Администрации Магаданской области. Финансирование дополнительных мер социальной поддержки работников образовательных учреждений, установленных пунктами 1,3,4 настоящей статьи, осуществляется за счет средств областного бюджета.

В соответствии со ст. 2 Закона Магаданской области № 528-ОЗ от 28.12.2004 года (в редакции Законов Магаданской области от 06.02.2006 года № 669-ОЗ, от 29.04.2006 года     № 708-ОЗ, от 11.06.2008 года № 1012-ОЗ) «Об установлении размера, условий и порядка возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающих на территории Магаданской области», действовавшего на момент возникновения правоотношений, возмещение расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, указанных в статье 1 настоящего Закона, осуществляется в пределах действующих тарифов, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Пункт 2 статьи 2 данного Закона предусматривает, что для определения размера возмещения расходов на оплату жилья и коммунальных услуг специалисты и работники, указанные в статье 1 настоящего Закона, представляют по месту работы заявление на имя руководителя и выписку из финансово-лицевого счета о составе семьи и размере занимаемой площади жилья.

В силу пункта 5 статьи 3 Закона бюджетные учреждения, в которых работают специалисты и работники, указанные в статье 1 настоящего Закона, составляют ведомости на основании предоставленных документов об оплате жилья и коммунальных услуг, начисляют и выплачивают суммы, причитающиеся к возмещению, и отражают их в бухгалтерском учете в соответствии со сметами бюджетных учреждений.

Статья 4 Закона предусматривает, что возмещение расходов по оплате жилья и коммунальных услуг специалистам и работникам, указанным в статье 1 настоящего Закона, производится за счет средств областного бюджета, предусматриваемых законом Магаданской области об областном бюджете на очередной финансовый год.

В соответствии со ст.ст. 1 и 2 Закона Магаданской области от 11.06.2008 года №1011-03 (в ред. Закона Магаданской области от 29.12.2008 года № 1104-03) «О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, проживающих в сельской местности, рабочих поселках, поселках городского типа» педагогические работники образовательных учреждений и совместно проживающие с ними члены их семей пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности в размере: 100 процентов платы за жилое помещение и 100 процентов платы за отопление.

Согласно ст. 3 данного Закона финансирование расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки, осуществляется за счет средств областного бюджета.

Возмещение расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки производится организациям, предоставляющим жилищно-коммунальные услуги.

В соответствии с ч. 2 ст. 154 ЖК РФ плата за жилое помещение для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме.

Таким образом, федеральное законодательство сохраняет предоставление педагогическим работникам льгот в виде бесплатного жилья с отоплением и освещением в натуральной форме, а субъектам Российской Федерации передано право определять порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам, направлено на совершенствование механизма формирования межбюджетных отношений, и не регулирует правоотношения по предоставлению льгот для работников образования.

В соответствии с ч. 2 ст. 15.1 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 года органы местного самоуправления муниципального района вправе участвовать в осуществлении иных государственных полномочий (не переданных им в соответствии со статьей 19 настоящего Федерального закона), если это участие предусмотрено федеральными законами, а также решать иные вопросы, не отнесенные к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенные из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, за счет доходов местных бюджетов, за исключением межбюджетных трансфертов, предоставленных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений.

В судебном заседании установлено, что Департамент финансов администрации Магаданской области в 2007 и 2008 году направил муниципальному образованию «Хасынский район» на осуществление государственных полномочий по возмещению расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг педагогическим работкам денежные средства в размере 2322 тысяч рублей и 3365 тысяч рублей соответственно (л.д. 34-37).

Порядком предоставления бюджетам муниципальных образований из областного бюджета субвенций на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг руководствуется как Департамент финансов администрации Магаданской области, так и муниципальные образования, о чем свидетельствуют направляемые отчеты о расходовании субвенций.

В судебном заседании представитель администрации Хасынского района пояснила, что полученная из областного бюджета субвенция была распределена между муниципальными образовательными учреждениями, о чем свидетельствует оборотная ведомость.

Так, установлено, что муниципальное общеобразовательное учреждение СОШ <адрес> составляло заявку на выделение денежных средств, для компенсации расходов по оплате жилья и коммунальных услуг, и направляло в «Централизованную бухгалтерию муниципальных учреждений образования и культуры Хасынского района Магаданской области».

МУ «Централизованная бухгалтерия муниципальных учреждений образования и культуры Хасынского района Магаданской области» осуществляет финансово-хозяйственную деятельность всех муниципальных учреждений Хасынского района. Специалистом учреждения на год на каждого педагогического работка района составляется смета, в которой отражена сумма денежных средств, необходимых на возмещение педагогам затрат по предоставлению мер социальной поддержки. Данная смета составляется на основании заявок муниципальных учреждений, и направляется в администрацию района.

Таким образом, судом установлено, что администрация муниципального образования «Хасынский район» на основании заявок в 2007-2008 году получала из областного бюджета субвенции для возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, проживающих в сельской местности, рабочих поселках и поселках городского типа, в том числе на педагогических работников.

Из предоставленных в судебное заседание оборотных ведомостей следует, что администрация муниципального образования «Хасынский район» полученные из областного бюджета субвенции ежемесячно перечисляет в полном объеме в Централизованную бухгалтерию муниципальных учреждений образования и культуры Хасынского района, которые, в свою очередь, перечисляются бюджетным муниципальным учреждениям (л.д.93-98).

МУП «Комэнерго» создано в соответствии с постановлением администрации Хасынского района от ДД.ММ.ГГГГ .

Уставом МУП «Комэнерго» установлено, что предприятие является юридическим лицом, создано в целях оказания и обеспечение потребителей Хасынского района тепловой энергией, коммунальными услугами и вправе осуществлять обслуживание жилищного фонда, инженерных сетей и объектов коммунального назначения, оказание услуг по содержанию жилищного фонда, коммунальных сетей и объектов, работы по благоустройству, обеспечению санитарного состояния обслуживаемого жилфонда.

До вступления 29.06.2008 года в законную силу Закона Магаданской области от 30.05.2008 года № 1104-ОЗ «О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, проживающим в сельской местности и поселках городского типа», существовала иная процедура возмещения педагогическим работникам расходов по оплате коммунальных услуг - в виде компенсации по основному месту работы на основании Закона Магаданской области от ДД.ММ.ГГГГ -ОЗ.

В этой связи, учитывая, что Департаментом финансов администрации       Магаданской области финансирование на предоставление льгот педагогическим работникам в 2007-2008 годах администрации МО «Хасынский район» было произведено, а администрация муниципального образования «Хасынский район» данные суммы перечислила в образовательные учреждения для возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки, и МОУ СОШ <адрес> на основании предоставленных работниками документов об оплате жилья и коммунальных услуг начислили и выплатили причитающуюся к возмещению сумму оплаты, произведенную работником только за отопление, то суд считает, что надлежащим ответчиком по данному иску за период с 01.07.2007 года по 28.06.2008 года будет являться МОУ СОШ <адрес>, а с 29.06.2008 года по 31.12.2008 года - МУП «Комэнерго».

Согласно ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Согласно ст. 5 Закона Магаданской области от 28.11.2004 года № 511-ОЗ «О границах и статусе муниципальных образований в Магаданской области» <адрес> входит в состав Хасынского района и наделено статусом городского поселения.

В судебном заседании установлено, что Майоров Л.А. работает в МОУ СОШ <адрес> в должности учителя с ДД.ММ.ГГГГ года по настоящее время (л.д. 12), и проживает в поселке городского типа <адрес> (л.д. 7).

Таким образом, как педагогический работник образовательного учреждения, проживающий в поселке городского типа, истец имеет право на льготу в виде бесплатного получения жилого помещения с отоплением.

В судебном заседании установлено, что за период с 01.07.2007 года по 31.12.2007 года истцу начислено и им оплачено за освещение подъезда, эксплуатационные расходы, текущий ремонт жилого фонда, уборку двора, вывоз бытовых отходов сумма - 5454 рубля 42 копейки, а именно:

- электропроводка - 227,46 рублей,

- уборка дворов - 1125,18 рублей,

- эксплуатационные расходы - 1193,04 рублей,

- текущий ремонт - 1879,32 рублей,

- вывоз ТБО - 1029,42 рублей (л.д. 9).

За период с 01.01.2008 года по 28.06.2008 года истцу начислено и им оплачено за освещение подъезда, эксплуатационные расходы, текущий ремонт жилого фонда, уборку двора, вывоз бытовых отходов - 6642 рубля 76 копеек, а именно:

- электропроводка - 258,71 рублей,

- уборка дворов - 1415,81 рублей,

- эксплуатационные расходы - 2337,50 рублей,

- текущий ремонт - 1484,28 рублей,

- вывоз ТБО - 1146,46 рублей (л.д. 6).

Таким образом, за период с 01.07.2007 года по 28.06.2008 года истцу начислено и им оплачено за вышеперечисленные коммунальные услуги сумма 12097 рублей 18 копеек (5454 рубля 42 копейки + 6642 рубля 76 копеек).

За период с 29.06.2008 года по 31.12.2008 года истцу начислено и им оплачено за вышеперечисленные коммунальные услуги - 6675 рублей 36 копеек, а именно:

- электропроводка - 259,38 рублей,

- уборка дворов - 1424,46 рублей,

- эксплуатационные расходы - 2350,14 рублей,

- текущий ремонт - 1492,26 рублей,

- вывоз ТБО - 1149,12 рублей (л.д. 6).

Таким образом, за период с 29.06.2008 года по 31.12.2008 года в пользу истца подлежат возмещению расходы по вышеперечисленным коммунальным услугам в сумме 6675 рублей 36 копеек.

На основании изложенного, суд считает возможным взыскать в пользу Майорова Л.А. в счет возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки, денежные средства в размере 12097 рублей 18 копеек за период с 01.07.2007 года по 28.06.2008 года - с МОУ «СОШ » <адрес>, и 6675 рублей 36 копеек за период с 29.06.2008 года по 31.12.2008 года - с МУП «Комэнерго».

В иске Майорова Л.А. к администрации муниципального образования «Хасынский район» суд считает необходимым отказать.

Согласно ч.1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса.

При подаче иска истцом уплачена государственная пошлина в сумме 758 рублей 40 копеек (л.д. 5).

В соответствии с ч.1 ст. 98 ГПК РФ и на основании п.п. 1 п. 1 ст. 333.19 НК РФ с ответчика Муниципального унитарного предприятия «Комэнерго» в пользу Майорова Л.А. подлежат возмещению судебные расходы в сумме 267 рублей 01 копейка и с Муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа » <адрес> судебные расходы в сумме 483 рубля 88 копеек.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Майорова ФИО6 удовлетворить частично.

Взыскать с Муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа » <адрес> в пользу Майорова ФИО7 денежные средства в возмещение расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки, за период с 01.07.2007 года по 28.06.2008 года в сумме 12097 (двенадцать тысяч девяносто семь) рублей 18 копеек за счет средств, поступающих из областного бюджета на возмещение расходов на предоставление мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающих на территории Магаданской области, а также судебные расходы в сумме 483 (четыреста восемьдесят три) рубля 88 копеек.

Взыскать с Муниципального унитарного предприятия «Комэнерго» в пользу Майорова ФИО8 денежные средства в возмещение расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки, за период с 29.06.2008 года по 31.12.2008 года в сумме 6675 (шесть тысяч шестьсот семьдесят пять) рублей 36 копеек, а также судебные расходы в сумме 267 (двести шестьдесят семь) рублей 01 копейка.

В удовлетворении оставшейся части исковых требований Майорова ФИО9 отказать.

В удовлетворении исковых требований Майорова ФИО10 к муниципальному образованию «Хасынский район» о взыскании денежных средств отказать.

Решение может быть обжаловано сторонами в судебную коллегию по гражданским делам Магаданского областного суда через Хасынский районный суд Магаданской области в течение десяти дней со дня принятия его в окончательной форме, то есть с 27 августа 2010 года.

Председательствующий судья подпись Е.Н. Ярославцева

Копия верна: судья        Е.Н. Ярославцева