Дело № 2-1501/2010 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Хасынский районный суд Магаданской области в составе председательствующего судьи Зубакиной С.Н. при секретаре Рыжиковой Л.М., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Хасынского районного суда в поселке Палатка гражданское дело по исковому заявлению Ефременко О.Е. к Муниципальному унитарному предприятию «Комэнерго» Хасынского района Магаданской области, Муниципальному общеобразовательному учреждению ответчик 2 о возмещении ущерба в сумме 15 723 рублей 66 копеек, УСТАНОВИЛ: Истец обратился в суд с иском к МУП «Комэнерго» о возмещении ущерба в размере 15723,66 рублей. Мотивирует исковые требования тем, что она является педагогическим работником Муниципального общеобразовательного учреждения <данные изъяты> и проживает в поселке городского типа <адрес>. В соответствии с абзацем 3 пункта 5 ст. 55 Закона РФ от 10.07.1992 года № 3266 - 1 «Об образовании» педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа). Однако истицей в период с июля 2007 года по декабрь 2008 года была произведена оплата коммунальных услуг, а именно освещения подъезда, эксплуатационных расходов, текущего ремонта жилого фонда, уборки двора, вывоза бытовых отходов, в полном объеме организации, предоставляющей указанные коммунальные услуги - МУП «Комэнерго» в сумме 15 723 рублей 66 копеек, в связи с чем просит взыскать указанную сумму с ответчика. Определением суда от 14 сентября 2010 года к участию в деле в качестве соответчика по делу привлечено МОУ ответчик 2. В судебное заседание истица не явилась, направила в суд телефонограмму, в которой просила дело рассмотреть в ее отсутствие. Пояснила, что на исковых требованиях настаивает, просит взыскать с ответчиков ущерб в размере 15 723 рублей 66 копеек, указала, что работает в ответчик 2 учителем <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ года по настоящее время. О том, что кроме положенных льгот по предоставлению бесплатного отопления и освещения им, как педагогическим работникам, положено предоставление бесплатных услуг по содержанию электропроводке, уборке дворов, эксплуатационных расходов, текущему ремонту, уборке подъезда и вывозу ТБО узнала только в июне 2010 года. В связи с чем, просила суд взыскать денежные средства, затраченные ею на оплату указанных коммунальных услуг за период в 01.07.2007 года по 31.12.2007 года в размере 4568 рублей 52 копейки, с 01.01.2008 года по 31.12.2008 год в сумме 11155 рублей 14 копеек, а всего 15723 рубля 66 копеек. Представитель МУП «Комэнерго» в судебное заседание не явился, в своем заявлении просил дело рассмотреть без участия представителя, исковые требования признает частично, за период с 29.06.2008 года по 31.12.2008 год в связи с вступлением в силу Закона Магаданской области от 11.06.2008 года № 1011-ОЗ, а до 29.06.2008 года предприятие не являлось стороной указанных правоотношений, поскольку был установлен иной порядок возмещения педагогам расходов, связанных с получением мер социальной поддержки. Представитель МОУ ответчик 2 в судебное заседание не явился, направил в суд телефонограмму, в которой просил дело рассмотреть в отсутствие представителя, пояснил, что с иском согласен, разъяснил, что МОУ ответчик 2 составляло заявку на выделение денежных средств для компенсации расходов по оплате жилья и коммунальных услуг педагогам и направляло в МУ «Централизованная бухгалтерия муниципальных учреждений образования и культуры <адрес>». МУ «Централизованная бухгалтерия муниципальных учреждений образования и культуры <адрес>» осуществляет финансово-хозяйственную деятельность всех муниципальных учреждений Хасынского района. Специалистом учреждения на год на каждого педагогического работка района составляется смета, в которой отражена сумма денежных средств, необходимых на возмещение педагогам затрат по предоставлению мер социальной поддержки. Данная смета составляется на основании заявок муниципальных учреждений, и направляется в администрацию района. Исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему. В соответствии с абз. 3 п.5 ст. 55 Закона РФ от 10.07.1992 года № 3266-1 «Об образовании» педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на получение пенсии за выслугу лет до достижения ими пенсионного возраста, на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на первоочередное предоставление жилой площади. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации. Согласно ч. 1 ст. 160 Жилищного кодекса РФ отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов. В силу требований статьи 8 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" до внесений изменений федеральные законы и иные нормативные правовые акты в части замены порядка предоставления в соответствии со статьей 160 Жилищного кодекса Российской Федерации компенсаций, сохраняется прежний порядок предоставления указанных льгот, установленный данными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами до принятия Жилищного кодекса Российской Федерации. В ст. 26.3.1 Федерального закона от 06.10.1999 года № 184 - ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» предусмотрено участие органов государственной власти субъектов РФ в осуществлении полномочий по предметам ведения РФ, а также полномочий по предметам совместного ведения. Органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе участвовать в осуществлении полномочий Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации, а также полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения, не переданных им в соответствии с пунктом 7 статьи 26.3 настоящего Федерального закона, с осуществлением расходов за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов), если это участие предусмотрено федеральными законами. Согласно ч.4, 6, 7 ст.8 Закона Магаданской области от 24.11.2008 года № 1060-ОЗ «Об образовании в Магаданской области» педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на первоочередное предоставление жилой площади. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются областным законодательством. Порядок и условия предоставления дополнительных мер социальной поддержки, предусмотренных в настоящей статье устанавливаются нормативным правовым актом Администрации Магаданской области. Финансирование дополнительных мер социальной поддержки работников образовательных учреждений, установленных пунктами 1,3,4 настоящей статьи осуществляется за счет средств областного бюджета. В соответствии со ст. 2 Закона Магаданской области № 528-ОЗ от 28.12.2004 года «Об установлении размера, условий и порядка возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающих на территории Магаданской области», действовавший на момент возникновения правоотношений, возмещение расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, указанных в статье 1 настоящего Закона, осуществляется в пределах действующих тарифов, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации. П.2 ст. 2 данного Закона предусматривает, что для определения размера возмещения расходов на оплату жилья и коммунальных услуг специалисты и работники, указанные в статье 1 настоящего Закона, представляют по месту работы заявление на имя руководителя и выписку из финансово-лицевого счета о составе семьи и размере занимаемой площади жилья Согласно ст. 3 п. 5 Закона бюджетные учреждения, в которых работают специалисты и работники, указанные в статье 1 настоящего Закона, составляют ведомости на основании предоставленных документов об оплате жилья и коммунальных услуг, начисляют и выплачивают суммы, причитающиеся к возмещению, и отражают их в бухгалтерском учете в соответствии со сметами бюджетных учреждений. Ст. 4 Закона определяет, что возмещение расходов по оплате жилья и коммунальных услуг специалистам и работникам, указанным в статье 1 настоящего Закона, производится за счет средств областного бюджета, предусматриваемых законом Магаданской области об областном бюджете на очередной финансовый год. В соответствии со ст.ст. 1 и 2 Закона Магаданской области от 11.06.2008 года № 1011-03 (в ред. Закона Магаданской области от 29.12.2008 года N 1104-03) «О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, проживающих в сельской местности, рабочих поселках, поселках городского типа» педагогические работники образовательных учреждений и совместно проживающие с ними члены их семей пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности в размере 100% платы за жилое помещение и 100 процентов платы за отопление. Согласно ст.3 данного Закона финансирование расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки, осуществляется за счет средств областного бюджета. Возмещение расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки производится организациям, предоставляющим жилищно-коммунальные услуги. В соответствии с ч. 2 ст. 154 ЖК РФ плата за жилое помещение для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме. Таким образом, федеральное законодательств сохраняет предоставление педагогическим работникам льгот в виде бесплатного жилья с отоплением и освещением в натуральной форме, а субъектам Российской Федерации передано право определять порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам, направлено на совершенствование механизма формирования межбюджетных отношений, и не регулирует правоотношения по предоставлению льгот для работников образования. В соответствии со ст. 15.1 ч.2 Федерального закона № 131 - ФЗ от 06.10.2003 года Органы местного самоуправления муниципального района вправе, участвовать в осуществлении иных государственных полномочий (не переданных им в соответствии со статьей 19 настоящего Федерального закона), если это участие предусмотрено федеральными законами, а также решать иные вопросы, не отнесенные к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенные из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, за счет доходов местных бюджетов, за исключением межбюджетных трансфертов, предоставленных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений. В судебном заседании установлено, что Департамент финансов администрации Магаданской области в 2007 и 2008 году направил муниципальному образованию «Хасынский район» на осуществление государственных полномочий по возмещению расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг педагогическим работкам денежные средства в размере 2322 тыс.руб. и 3365 тыс.руб. соответственно (л.д. 28-32). Порядком предоставления бюджетам муниципальных образований из областного бюджета субвенций на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг руководствуется как Департамент финансов администрации Магаданской области, так и муниципальные образования, о чем свидетельствуют направляемые отчеты о расходовании субвенций. Из сообщения администрации Хасынского района следует, что полученная из областного бюджета субвенция была распределена между муниципальными образовательными учреждениями (л.д.25-28). Также установлено, что муниципальное образовательное учреждение МОУ ответчик 2 составляло заявку на выделение денежных средств, для компенсации расходов по оплате жилья и коммунальных услуг и направляло в МУ «Централизованная бухгалтерия муниципальных учреждений образования и культуры <адрес>». МУ «Централизованная бухгалтерия муниципальных учреждений образования и культуры <адрес>» осуществляет финансово-хозяйственную деятельность всех муниципальных учреждений Хасынского района. Специалистом учреждения на год на каждого педагогического работка района составляется смета, в которой отражена сумма денежных средств, необходимых на возмещение педагогам затрат по предоставлению мер социальной поддержки. Данная смета составляется на основании заявок муниципальных учреждений, и направляется в администрацию района. Таким образом, судом установлено, что администрация муниципального образования «Хасынский район» на основании заявок в 2007-2008 году получала из областного бюджета субвенции для возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, проживающих в сельской местности, рабочих поселках и поселках городского типа, в том числе, на педагогических работников. Из предоставленных в судебное заседание отчетов о расходовании субвенций, предоставляемых из областного фонда компенсаций на возмещение расходов на предоставление льгот по оплате жилого помещения и коммунальных услуг за 2007-2008 годы и оборотных ведомостей следует, что администрация муниципального образования «Хасынский район» полученные из областного бюджета субвенции ежемесячно перечисляет в полном объеме в Централизованную бухгалтерию муниципальных учреждений образования и культуры <адрес>, которые в свою очередь перечисляют бюджетным муниципальным учреждениям, в частности - МОУ ответчик 2 (л.д.33-37). МУП «Комэнерго» создано в соответствии с постановлением администрации Хасынского района от ДД.ММ.ГГГГ №. Уставом МУП «Комэнерго» установлено, что предприятие является юридическим лицом, и создано в целях оказания и обеспечение потребителей Хасынского района тепловой энергией, коммунальными услугами и вправе осуществлять обслуживание жилищного фонда, инженерных сетей и объектов коммунального назначения, оказание услуг по содержанию жилищного фонда, коммунальных сетей и объектов, работы по благоустройству, обеспечению санитарного состояния обслуживаемого жилфонда. До вступления 29.06.2008 года в законную силу Закона Магаданской области от 30.05.2008 года № 1104-ОЗ «О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, проживающим в сельской местности и поселках городского типа», существовала иная процедура возмещения педагогическим работникам расходов по оплате коммунальных услуг - в виде компенсации по основному месту работы на основании Закона Магаданской области от 08.12.2004 года № 528-ОЗ. В этой связи, учитывая, что Департаментом финансов администрации Магаданской области финансирование на предоставление льгот педагогическим работникам в 2007-2008 годах администрации МО «Хасынский район» было произведено, а администрация муниципального образования «Хасынский район» данные суммы перечислила в образовательные учреждения, для возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки и образовательное учреждение МОУ ответчик 2 на основании предоставленных работниками документов об оплате жилья и коммунальных услуг начислили и выплатили причитающуюся к возмещению сумму оплаты, произведенную работником только за отопление, то суд считает, что надлежащим ответчиком по данному иску за период с 01.07.2007 года по 28.06.2008 года будет являться МОУ ответчик 2, а с 29.06.2008 года по 31.12.2008 года - МУП «Комэнерго». Согласно ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода). Согласно ст. 4 Закона Магаданской области от 28.11.2004 года № 511 - ОЗ «О границах и статусе муниципальных образований в Магаданской области» пос. <адрес> входит в состав Хасынского района и наделено статусом городского поселения. В судебном заседании установлено, что Ефременко О.Е. работает в МОУ ответчик 2 в должности учителя <данные изъяты> <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время (л.д.9), проживает в <адрес> в <адрес> (л.д. 10-12). Таким образом, как педагогический работник образовательного учреждения, проживающий в поселке городского типа, истица имеет право на льготу в виде бесплатного получения жилого помещения с отоплением и освещением. В период с 01.07.2007 года по 28.06.2008 года истице начислено и ею оплачено за освещение подъезда, эксплуатационные расходы, текущий ремонт жилого фонда, уборку двора, вывоз бытовых отходов 10 070 рублей 32 копейки, а именно: - электропроводка - 404,79 рублей - уборка дворов - 2115,02 рублей; - эксплуатацион. расходы - 2935,21 рублей; - текущий ремонт - 2803,44 рублей - вывоз ТБО - 1811,60 рублей В период с 29.06.2008 года по 31.12.2008 года - 5 653 рубля 34 копейки, а именно: - электропроводка - 219,67 рублей - уборка дворов - 1206,36 рублей - эксплуатационн. расходы - 1990,29 рублей - текущий ремонт - 1263,81 рублей - вывоз ТБО - 973,21 рублей Факт оплаты истицей указанных коммунальных услуг подтверждается представленными в судебное заседание расчетами задолженности и оплаты за жилье и коммунальные услуги (л.д. 6,7). Таким образом, суд считает, что действиями МУП «Комэнерго» по получению денежных средств, и действиями МОУ ответчик 2 по невозмещению затраченных денежных средств по оплате коммунальных услуг, истице Ефременко О.Е. причинен ущерб, в связи с чем суд считает возможным исковые требования истицы удовлетворить и взыскать в пользу Ефременко О.Е. в счет возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки, денежные средства в размере 10 070 рублей 32 копейки за период с 01.07.2007 года по 28.06.2008 года - с МОУ ответчик 2, и 5 653 рубля 34 копейки за период с 29.06. 2008 года по 31.12.2008 год - с МУП «Комэнерго». Согласно ч.1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано. В соответствии с п.п. 1 п. 1 ст. 333.19 НК РФ при цене иска в 15 723,66 рублей подлежала уплате государственная пошлина в сумме 628 рублей 95 копеек (4% цены иска, но не менее 400 рублей). Установлено, что при подаче иска истицей оплачена государственная пошлина в сумме 500 рублей (л.д. 16-17). Таким образом, пропорционально удовлетворенным исковым требованиям с ответчиков в пользу Ефременко О.Е. подлежит взысканию госпошлина: с МОУ ответчик 2 в размере 320 рублей и с МУП «Комэнерго» - 180 рублей. Кроме того, в бюджет муниципального образования «Хасынский район» с ответчиков подлежит взысканию госпошлина в размере 128,95 рублей (628,95 рублей - 500 рублей, оплаченных истицей), из них: с МОУ ответчик2 - 82,53 рублей и с МУП «Комэнерго» - 46,42 рублей. Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Взыскать с Муниципального общеобразовательного учреждения «ответчик2 в пользу Ефременко О.Е. денежные средства в возмещение расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки, за период с 01.07.2007 года по 28.06.2008 года в сумме 10 070 (десять тысяч семьдесят) рублей 32 копейки за счет средств поступающих из областного бюджета на возмещение расходов на предоставление мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающих на территории Магаданской области. Взыскать с Муниципального унитарного предприятия «Комэнерго» в пользу Ефременко О.Е. денежные средства в возмещение расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки, за период с 29.06.2008 года по 31.12.2008 года в сумме 5 653 (пять тысяч шестьсот пятьдесят три) рубля 34 копейки. Взыскать с Муниципального общеобразовательного учреждения «ответчик2...... в пользу Ефременко О.Е. госпошлину в размере 320 (триста двадцать) рублей. Взыскать с Муниципального унитарного предприятия «Комэнерго» в пользу Ефременко О.Е. госпошлину в размере 180 (сто восемьдесят) рублей. Взыскать с Муниципального общеобразовательного учреждения «ответчик2 в доход бюджета муниципального образования «Хасынский район» госпошлину в размере 82 (восемьдесят два) рубля 53 копейки. Взыскать с Муниципального унитарного предприятия «Комэнерго» в доход бюджета муниципального образования «Хасынский район» госпошлину в размере 46 (сорок шесть) рублей 42 копейки. Решение может быть обжаловано сторонами в судебную коллегию по гражданским делам Магаданского областного суда через Хасынский районный суд Магаданской области в течение десяти дней со дня принятия его в окончательной форме, то есть с 04 октября 2010 года. Председательствующий С.Н. Зубакина Копия верна. Судья С.Н. Зубакина