о возмещении расходов связанных с предоставлением мер социальной поддержки



Дело № 2-1488/2010       

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Пос.Палатка Магаданская область                         04 октября 2010 года

Хасынский районный суд Магаданской области в составе

председательствующего судьи Зубакиной С.Н.

при секретаре Рыжиковой Л.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Хасынского районного суда в поселке Палатка гражданское дело по исковому заявлению Ткачук Т.А к Муниципальному унитарному предприятию «Комэнерго» Хасынского района Магаданской области, Муниципальному образовательному учреждению дополнительного образования детей «<данные изъяты>, администрации муниципального образования «Хасынский район» о возмещении ущерба в сумме 13 849 рублей 58 копеек,     

УСТАНОВИЛ:

Истец обратился в суд с иском к МУП «Комэнерго» о возмещении ущерба в размере 13849,58 рублей. Мотивирует исковые требования тем, что она является педагогическим работником Муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей <данные изъяты> и проживает в поселке городского типа <адрес> В соответствии с абзацем 3 пункта 5 ст. 55 Закона РФ от 10.07.1992 года № 3266 - 1 «Об образовании» педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа).

Однако истицей в период октябрь-декабрь 2007 года и январь-декабрь 2008 года была произведена оплата коммунальных услуг, а именно освещения подъезда, эксплуатационных расходов, текущего ремонта жилого фонда, уборки двора, вывоза бытовых отходов, в полном объеме организации, предоставляющей указанные коммунальные услуги - МУП «Комэнерго» в сумме 13849 рублей 58 копеек, в связи с чем просит взыскать указанную сумму с ответчика.

Определением суда от 08 сентября 2010 года к участию в деле в качестве соответчиков по делу привлечены МОУ ДОД «<данные изъяты>» и администрация муниципального образования «Хасынский район».

В судебное заседание истица не явилась, направила в суд заявление, в котором просила дело рассмотреть в ее отсутствие, на иске настаивала.

Представитель МУП «Комэнерго» в судебное заседание не явился, в своем заявлении просил дело рассмотреть без участия представителя, исковые требования признает частично, за период с 29.06.2008 года по 31.12.2008 год в связи с вступлением в силу Закона Магаданской области от 11.06.2008 года № 1011-ОЗ, а до 29.06.2008 года предприятие не являлось стороной указанных правоотношений, поскольку был установлен иной порядок возмещения педагогам расходов, связанных с получением мер социальной поддержки.

Представитель МОУ ДОД «<данные изъяты>» в судебное заседание не явился, направил в суд заявление, в котором просил дело рассмотреть в отсутствие представителя, выразил согласие с иском.

Представитель администрации муниципального образования «Хасынский район» с иском не согласилась по мотивам, изложенным в письменном возражении и приобщенном к материалам дела, и пояснила, что они не могут являться надлежащими ответчиками, поскольку Законом «Об образовании» предусмотрено, что субъект РФ устанавливает размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление мер социальной поддержки. Во исполнение указанных положений, субъектом РФ принят Закон Магаданской области от 11.06.2008 года № 1011 -ОЗ «О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, проживающих в сельской местности, рабочих поселках и поселках городского типа», который вступил в силу 29.06.2008 года. Согласно данному Закону финансирование расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки, предусматривается в областном бюджете. Также указала, что администрация района наделяет муниципальные учреждения имуществом, а финансово-хозяйственную деятельность они осуществляют самостоятельно. В 2007 году и первом полугодии 2008 года областным законом предусматривалось возмещение расходов по основному месту работы педагога, однако работодатель в МУ «Централизованная бухгалтерия» с заявкой о необходимой сумме денежных средств не обращался и соответствующих документов для возмещения работникам понесенных расходов, не предоставил. Тогда как орган местного самоуправления несет ответственность в пределах лимитов, выделенных из областного бюджета на указанные цели.

Кроме того, согласно ст. 19 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Между тем, до настоящего времени не принят ни федеральный закон, ни закон субъекта, регламентирующий передачу этих полномочий органам местного самоуправления, в связи с чем, не считает администрацию Хасынского района надлежащим ответчиком по делу.

Исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии с абз. 3 п.5 ст. 55 Закона РФ от 10.07.1992 года № 3266-1 «Об образовании» педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на получение пенсии за выслугу лет до достижения ими пенсионного возраста, на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на первоочередное предоставление жилой площади. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации.

Согласно ч. 1 ст. 160 Жилищного кодекса РФ отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.

В силу требований статьи 8 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" до внесений изменений федеральные законы и иные нормативные правовые акты в части замены порядка предоставления в соответствии со статьей 160 Жилищного кодекса Российской Федерации компенсаций, сохраняется прежний порядок предоставления указанных льгот, установленный данными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами до принятия Жилищного кодекса Российской Федерации.

В ст. 26.3.1 Федерального закона от 06.10.1999 года № 184 - ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» предусмотрено участие органов государственной власти субъектов РФ в осуществлении полномочий по предметам ведения РФ, а также полномочий по предметам совместного ведения. Органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе участвовать в осуществлении полномочий Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации, а также полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения, не переданных им в соответствии с пунктом 7 статьи 26.3 настоящего Федерального закона, с осуществлением расходов за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов), если это участие предусмотрено федеральными законами.

Согласно ч.4, 6, 7 ст.8 Закона Магаданской области от 24.11.2008 года № 1060-ОЗ «Об образовании в Магаданской области» педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на первоочередное предоставление жилой площади. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются областным законодательством. Порядок и условия предоставления дополнительных мер социальной поддержки, предусмотренных в настоящей статье устанавливаются нормативным правовым актом Администрации Магаданской области. Финансирование дополнительных мер социальной поддержки работников образовательных учреждений, установленных пунктами 1,3,4 настоящей статьи осуществляется за счет средств областного бюджета.

В соответствии со ст. 2 Закона Магаданской области № 528-ОЗ от 28.12.2004 года «Об установлении размера, условий и порядка возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающих на территории Магаданской области», действовавший на момент возникновения правоотношений, возмещение расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, указанных в статье 1 настоящего Закона, осуществляется в пределах действующих тарифов, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации.

П.2 ст. 2 данного Закона предусматривает, что для определения размера возмещения расходов на оплату жилья и коммунальных услуг специалисты и работники, указанные в статье 1 настоящего Закона, представляют по месту работы заявление на имя руководителя и выписку из финансово-лицевого счета о составе семьи и размере занимаемой площади жилья

Согласно ст. 3 п. 5 Закона бюджетные учреждения, в которых работают специалисты и работники, указанные в статье 1 настоящего Закона, составляют ведомости на основании предоставленных документов об оплате жилья и коммунальных услуг, начисляют и выплачивают суммы, причитающиеся к возмещению, и отражают их в бухгалтерском учете в соответствии со сметами бюджетных учреждений.

Ст. 4 Закона определяет, что возмещение расходов по оплате жилья и коммунальных услуг специалистам и работникам, указанным в статье 1 настоящего Закона, производится за счет средств областного бюджета, предусматриваемых законом Магаданской области об областном бюджете на очередной финансовый год.

В соответствии со ст.ст. 1 и 2 Закона Магаданской области от 11.06.2008 года № 1011-03 (в ред. Закона Магаданской области от 29.12.2008 года N 1104-03) «О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, проживающих в сельской местности, рабочих поселках, поселках городского типа» педагогические работники образовательных учреждений и совместно проживающие с ними члены их семей пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности в размере 100% платы за жилое помещение и 100 процентов платы за отопление.

Согласно ст.3 данного Закона финансирование расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки, осуществляется за счет средств областного бюджета.

Возмещение расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки производится организациям, предоставляющим жилищно-коммунальные услуги.

В соответствии с ч. 2 ст. 154 ЖК РФ плата за жилое помещение для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме.

Таким образом, федеральное законодательств сохраняет предоставление педагогическим работникам льгот в виде бесплатного жилья с отоплением и освещением в натуральной форме, а субъектам Российской Федерации передано право определять порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам, направлено на совершенствование механизма формирования межбюджетных отношений, и не регулирует правоотношения по предоставлению льгот для работников образования.

В соответствии со ст. 15.1 ч.2 Федерального закона № 131 - ФЗ от 06.10.2003 года Органы местного самоуправления муниципального района вправе, участвовать в осуществлении иных государственных полномочий (не переданных им в соответствии со статьей 19 настоящего Федерального закона), если это участие предусмотрено федеральными законами, а также решать иные вопросы, не отнесенные к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенные из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, за счет доходов местных бюджетов, за исключением межбюджетных трансфертов, предоставленных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений.

В судебном заседании установлено, что Департамент финансов администрации Магаданской области в 2007 и 2008 году направил муниципальному образованию «Хасынский район» на осуществление государственных полномочий по возмещению расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг педагогическим работкам денежные средства в размере 2322 тыс.руб. и 3365 тыс.руб. соответственно.

Порядком предоставления бюджетам муниципальных образований из областного бюджета субвенций на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг руководствуется как Департамент финансов администрации Магаданской области, так и муниципальные образования, о чем свидетельствуют направляемые отчеты о расходовании субвенций.

Из сообщения администрации Хасынского района следует, что полученная из областного бюджета субвенция была распределена между муниципальными образовательными учреждениями.

Также установлено, что МОУ ДОД «<данные изъяты>» составляло заявку на выделение денежных средств, для компенсации расходов по оплате коммунальных услуг (отопления) и направляло в МУ «<данные изъяты>».

Таким образом, судом установлено, что администрация муниципального образования «Хасынский район» на основании заявок в 2007-2008 году получала из областного бюджета субвенции для возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, проживающих в сельской местности, рабочих поселках и поселках городского типа, в том числе, на педагогических работников.

Из предоставленных в судебное заседание отчетов о расходовании субвенций, предоставляемых из областного фонда компенсаций на возмещение расходов на предоставление льгот по оплате жилого помещения и коммунальных услуг за 2007-2008 годы и оборотных ведомостей следует, что администрация муниципального образования «Хасынский район» полученные из областного бюджета субвенции ежемесячно перечисляет в полном объеме в <данные изъяты>, которая, в свою очередь, перечисляет их бюджетным муниципальным учреждениям, в частности - МОУ ДОД «<данные изъяты>».

МУП «Комэнерго» создано в соответствии с постановлением администрации Хасынского района от ДД.ММ.ГГГГ .

Уставом МУП «Комэнерго» установлено, что предприятие является юридическим лицом, и создано в целях оказания и обеспечение потребителей Хасынского района тепловой энергией, коммунальными услугами и вправе осуществлять обслуживание жилищного фонда, инженерных сетей и объектов коммунального назначения, оказание услуг по содержанию жилищного фонда, коммунальных сетей и объектов, работы по благоустройству, обеспечению санитарного состояния обслуживаемого жилфонда.

До вступления 29.06.2008 года в законную силу Закона Магаданской области от 30.05.2008 года № 1104-ОЗ «О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, проживающим в сельской местности и поселках городского типа», существовала иная процедура возмещения педагогическим работникам расходов по оплате коммунальных услуг - в виде компенсации по основному месту работы на основании Закона Магаданской области от 08.12.2004 года № 528-ОЗ.

В этой связи, учитывая, что Департаментом финансов администрации Магаданской области было произведено финансирование администрации МО «Хасынский район» на предоставление льгот педагогическим работникам в 2007-2008 годах, а администрация муниципального образования «Хасынский район» данные суммы перечисляла в образовательные учреждения для возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки, а МОУ ДОД «<данные изъяты>» на основании предоставленных работниками документов об оплате жилья и коммунальных услуг начислило и выплатило причитающуюся к возмещению сумму оплаты, произведенную работником, только за отопление, то суд считает, что надлежащим ответчиком по данному иску за период с 01.10.2007 года по 28.06.2008 года будет являться МОУ ДОД «<данные изъяты>», а с 29.06.2008 года по 31.12.2008 года - МУП «Комэнерго».

Согласно ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Согласно ст. 4 Закона Магаданской области от 28.11.2004 года № 511 - ОЗ «О границах и статусе муниципальных образований в Магаданской области» пос. <адрес> входит в состав Хасынского района и наделено статусом городского поселения.

В судебном заседании установлено, что Ткачук Т.А. работает в МОУ ДОД «<данные изъяты>» в должности преподавателя с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время, проживает в <адрес> в <адрес>.

Таким образом, как педагогический работник образовательного учреждения, проживающий в поселке городского типа, истица имеет право на льготу в виде бесплатного получения жилого помещения с отоплением и освещением.

В период с 01.10.2007 года по 28.06.2008 года истице начислено и ею оплачено за освещение подъезда, эксплуатационные расходы, текущий ремонт жилого фонда, уборку двора, вывоз бытовых отходов 8 087,72 рублей, в том числе:

- электропроводка - 321,45 рублей

- уборка дворов       - 1707,67 рублей;

- эксплуатацион. расходы - 2532,52 рублей;

- текущий ремонт - 2092,24 рублей

- вывоз ТБО - 1433,84 рублей

в период с 29.06.2008 года по 31.12.2008 года - 5 761,86 рублей, в том числе:

- электропроводка - 223,86 рублей

- уборка дворов - 1229,52 рублей

- эксплуатационн. расходы - 2028,54 рублей

- текущий ремонт - 1288,08 рублей

- вывоз ТБО - 991,86 рублей

Факт оплаты истицей указанных коммунальных услуг подтверждается представленными в судебное заседание расчетами задолженности и оплаты за жилье и коммунальные услуги.

Таким образом, суд считает, что действиями МУП «Комэнерго» по получению денежных средств, и действиями МОУ ДОД «<данные изъяты>» по невозмещению затраченных денежных средств по оплате коммунальных услуг истице причинен ущерб, в связи с чем суд считает возможным исковые требования истицы удовлетворить и взыскать в пользу Ткачук Т.А. в счет возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки, денежные средства в размере 8 087 рублей 72 копейки за период с 01.10.2007 года по 28.06.2008 года - с МОУ ДОД «<данные изъяты>», и 5 761 рубль 86 копеек за период с 29.06.2008 года по 31.12.2008 год - с МУП «Комэнерго».

Согласно ч.1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.

В соответствии с п.п. 1 п. 1 ст. 333.19 НК РФ при цене иска в 13 879,58 рублей подлежала уплате государственная пошлина в сумме 553 рубля 99 копеек (4% цены иска, но не менее 400 рублей).

Установлено, что при подаче иска истицей оплачена государственная пошлина в сумме 553 рубля 90 копеек (л.д. 6).

Таким образом, пропорционально удовлетворенным исковым требованиям с ответчиков в пользу истца подлежит взысканию госпошлина: с МОУ ДОД «<данные изъяты>» в размере 323,51 рублей и с МУП «Комэнерго» - 230,39 рублей.

Кроме того, в бюджет муниципального образования «Хасынский район» с ответчиков подлежит взысканию госпошлина в размере 0,9 рублей (553,99 рублей - 553,90 рублей, оплаченных истицей), из них: с МОУ ДОД «<данные изъяты>» - 0,5 рублей и с МУП «Комэнерго» - 0,4 рублей.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Взыскать с Муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей «<данные изъяты> в пользу Ткачук Т.А. денежные средства в возмещение расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки, за период с 01.10.2007 года по 28.06.2008 года в сумме 8 087 (восемь тысяч восемьдесят семь) рублей 72 копейки за счет средств поступающих из областного бюджета на возмещение расходов на предоставление мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающих на территории Магаданской области.

Взыскать с Муниципального унитарного предприятия «Комэнерго» в пользу Ткачук Т.А. денежные средства в возмещение расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки, за период с 29.06.2008 года по 31.12.2008 года в сумме 5 761 (пять тысяч семьсот шестьдесят один) рубль 86 копеек.

В удовлетворении исковых требований Ткачук Т.А. к администрации муниципального образования «Хасынский район» отказать.

Взыскать с Муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей «<данные изъяты> в пользу Ткачук Т.А. госпошлину в размере 323 (триста двадцать три) рубля 51 копейку.

Взыскать с Муниципального унитарного предприятия «Комэнерго» в пользу Ткачук Т.А. госпошлину в размере 230 (двести тридцать) рублей 39 копеек.

Взыскать с Муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей «<данные изъяты> в доход бюджета муниципального образования «Хасынский район» госпошлину в размере 5 копеек.

Взыскать с Муниципального унитарного предприятия «Комэнерго» в доход бюджета муниципального образования «Хасынский район» госпошлину в размере 4 копейки.

Решение может быть обжаловано сторонами в судебную коллегию по гражданским делам Магаданского областного суда через Хасынский районный суд Магаданской области в течение десяти дней со дня принятия его в окончательной форме, то есть с 06 октября 2010 года.

Председательствующий                                                     С.Н. Зубакина

Копия верна. Судья                 С.Н. Зубакина