решение по заявлению прокурора района



Дело № 2- 1360/2010

Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

         

Хасынский районный суд Магаданской области в составе:

председательствующего судьи Головчанской Л.А.

при секретаре Колпаковой Ю.В.,

с участием помощника прокурора Хасынского района Упоровой С.С.

представителя Собрания представителей МО «поселок Палатка» Орловой Е.И., действующей на основании доверенности от 27.08.2010г.

рассмотрев в открытом судебном заседании 30 августа 2010 года в пос. Палатка Хасынского района Магаданской области, дело по заявлению прокурора Хасынского района Магаданской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Собранию представителей муниципального образования «поселок Палатка» об оспаривании нормативного правового акта,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Хасынского района Магаданской области обратился в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Собранию представителей муниципального образования «поселок Палатка» об оспаривании нормативного правового акта, мотивируя свое заявление следующим:

27 февраля 2009 года Собранием представителей муниципального образования «поселок Палатка» принято решение № 3 «Об установлении тарифа на выдачу технического заключения по установке приборов учета тепловой энергии, горячего и холодного водоснабжения МУП «Комэнерго». Данным решением установлен тариф на выдачу технического заключения по установке приборов учета тепловой энергии, горячего и холодного водоснабжения для потребителей в размере 1380 рублей на одно жилое помещение.

Решение Собрания представителей № 3 вступило в силу 01 марта 2009 года, опубликовано в газете «Заря Севера» от 27.03.2009 года

Данное решение противоречит закону и не подлежит применению по следующим основаниям: Решение Собрания представителей № 3 принято на основании п.4 ч.1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131 - ФЗ « Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в соответствии с которым, органы местного самоуправления наделены правом установления тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями, если иное не предусмотрено федеральными законами.

В соответствии с постановлением Госстандарта РФ от 20 августа 2002 года № 307-ст. «Государственный стандарт РФ ГОСТ 51929-2002 «Услуги жилищно-коммунальные. Термины и определения», жилищно-коммунальные услуги: услуги исполнителя по поддержанию и восстановлению надлежащего технического и санитарно-гигиенического состояния зданий, сооружений, оборудования, коммуникаций и объектов жилищно- коммунального значения, вывозу бытовых отходов и подаче потребления электрической энергии, питьевой воды, газа, тепловой энергии, горячей воды.

Ст. 5 Федерального закона от 30.12.2004 г № 210- ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» не содержит такого полномочия, как установление тарифа на выдачу технического заключения по установке приборов учета тепловой энергии, горячего и холодного водоснабжения.

В соответствии с ч. 10 ст. 48 Градостроительного кодекса РФ порядок определения и предоставления технических условий и определения платы за подключение, а также порядок подключения объекта к сетям инженерно- технического обеспечения установлены Постановлением Правительства РФ от 13.02.2006г № 83 «Об утверждении Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и Правил подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно- технического обеспечения».

Согласно п. 9 указанных Правил организация, осуществляющая эксплуатацию сетей инженерно- технического обеспечения, обязана предоставить технические условия или информацию о плате за подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно -технического обеспечения осуществляется без взимания платы.

Таким образом, решение Собрания представителей МО «поселок Палатка» от 27.02.2009 № 3 « Об установлении тарифа на выдачу технического заключения по установке приборов учета тепловой энергии, горячего и холодного водоснабжения МУП «Комэнерго», противоречит федеральному законодательству с момента принятия.

На основании изложенного и руководствуясь статьей 251 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, частью 3 статьи 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор района просит суд признать противоречащим законодательству, недействующими со времени принятия решение Собрания представителей муниципального образования «поселок Палатка» от 27 февраля 2009 года № 3 « Об установлении тарифа на выдачу технического заключения по установке приборов учета тепловой энергии, горячего и холодного водоснабжения МУП «Комэнерго»

В судебном заседании помощник прокурора Хасынского района Упорова С.С. требования прокурора Хасынского района Магаданской области поддержала в полном объеме, обосновав их вышеизложенным, добавив, что ни в одном Федеральном законе нет понятия услуги по даче технического заключения по установке приборов учета тепловой энергии, горячего и холодного водоснабжение. Данное понятие содержится только в Градостроительном кодексе РФ. Техническое заключение выдается только для подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно- технического обеспечения. Кроме того Уставом муниципального предприятия «Комэнерго» не предусмотрено оказание такой услуги как предоставление технического заключения по установке приборов учета. Технические условия на установку индивидуальных приборов учета холодного, горячего водоснабжения, выдаваемые МУП «Комэнерго» содержат все пункты, указанные в паспорте на счетчик. В соответствии с Постановлением Правительства РФ № 520 от 14.07.2008г « Основы ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса» к регулируемым тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса относятся: тарифы на холодную воду; тарифы на горячую воду; тарифы на водоотведение; тарифы на очистку сточных вод; тарифы на утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов, других тарифов нет. На основании изложенного просит признать Решение Собрания представителей МО «поселок Палатка» № 3 от 27.02.2009 года противоречащим законодательству и недействующим со времени принятия.

          Представитель Собрания представителей муниципального образования «поселок Палатка» Орлова Е.И. в судебном заседании с заявлением прокурора не согласна и пояснила, что Решение принято в соответствии с требованиями действующего законодательства и не противоречит ему. Предприятие, оказывающее услуги населению является муниципальным унитарным предприятием и вправе заниматься любым видом деятельности по оказанию услуг населению. Дача заключения также является услугой, оказываемой населению по установке приборов учета холодного и горячего водоснабжения. Собрание представителей руководствовалось ст.17 ч. 1 п. 4 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», согласно данной статьи органы местного самоуправления наделены правом установления тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями. В связи с чем, просят в удовлетворении заявления прокурора района отказать.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему:

Согласно статьям 1, 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

По вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.

Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам и иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

В судебном заседании установлено, что Решением Собрания представителей муниципального образования «поселок Палатка» от 27.02.2009 года № 3 установлены тарифы на выдачу технического заключения по установке приборов учета тепловой энергии, горячего и холодного водоснабжения для потребителей МУП «Комэнерго». ( л.д. 7).

Данное решение вступило в силу 01.03.2009 года и опубликовано в газете «Заря Севера» 27 марта 2009 года ( л.д. 15)

Согласно данному Решению установлен тариф на выдачу технического заключения по установке приборов учета тепловой энергии, горячего и холодного водоснабжения для потребителей МУП «Комэнерго» в размере 1380 рублей ( с учетом НДС) на одно жилое помещение ( квартиру).

В соответствии п. 4 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003г № 131- ФЗ « Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают следующими полномочиями:

4) установление тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями, если иное не предусмотрено федеральными законами;

Федеральный закон «О защите прав потребителей» (в ред. Федеральных законов от 21.12.2004 N 171-ФЗ, от 25.10.2007 N 234-ФЗ) регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.

Согласно Уставу Муниципального унитарного предприятия «Комэнерго» основными задачами деятельности Предприятия являются обеспечение комплексного развития жилищно- коммунального хозяйства Хасынсокго района, обслуживание, ремонт и строительство объектов жилищно- коммунального хозяйства, удовлетворение общественных потребностей в продукции, товарах и услугах, получение прибыли.( л.д.24-31).

В соответствии с ч.1 ст. 779 ГК РФ По договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.

Таким образом МУП «Комэнерго» на основании Закона «О защите прав потребителя» и Устава предприятия МУП «Комэнерго» имеет право оказывать населению различные услуги в целях удовлетворения общественных потребностей в том числе и услугу по составлению технических условий на установку индивидуальных приборов учета тепловой энергии, горячего и холодного водоснабжения. ( л.д. 24-31)

Согласно ч. 10 ст. 48 Градостроительного Кодекса РФ порядок определения и предоставления технических условий и определения платы за подключение, а также порядок подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения может устанавливаться Правительством Российской Федерации.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ № 83 от 13.02.2006 года « Об утверждении Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно- технического обеспечения и Правил подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно- технического обеспечения» п.9 Правил организация, осуществляющая эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, обязана в течение 14 рабочих дней с даты получения указанного в пункте 8 настоящих Правил запроса определить и предоставить технические условия или информацию о плате за подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения либо предоставить мотивированный отказ в выдаче указанных условий при отсутствии возможности подключения строящегося (реконструируемого) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.

Выдача технических условий или информации о плате за подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения осуществляется без взимания платы.

Согласно пункта 1 Правил, установлено, что Правила регулируют отношения между организацией, осуществляющей эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, органами местного самоуправления и правообладателями земельных участков, возникающие в процессе определения и предоставления технических условий подключения строящихся, реконструируемых или построенных, но не подключенных объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, включая порядок направления запроса, порядок определения и предоставления технических условий, а также критерии определения возможности подключения.

Настоящие Правила применяются также в случаях, когда в результате строительства (реконструкции) сетей инженерно-технического обеспечения либо оборудования по производству ресурсов требуется подключение к технологически связанным сетям инженерно-технического обеспечения.

В соответствии с п.1 Правил "подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения" - процесс, дающий возможность осуществления подключения строящихся (реконструируемых) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, а также к оборудованию по производству ресурсов;

"точка подключения" - место соединения сетей инженерно-технического обеспечения с устройствами и сооружениями, необходимыми для присоединения строящегося (реконструируемого) объекта капитального строительства к системам тепло-, газо-, водоснабжения и водоотведения.

Как установлено в судебном заседании МУП «Комэнерго» предоставляет услуги по составлению и выдаче технических условий на установку индивидуальных приборов учета, которыми должны быть оснащены все здания, строения, сооружения в которых используются энергетические ресурсы, а не на подключение к сетям инженерно- технического обеспечения. ( л.д. 19-20)

Согласно ст. 5 Федерального закона № 210 - ФЗ от 30.12.2004г «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» представительные органы муниципальных образований осуществляют следующие полномочия в области регулирования тарифов и надбавок организаций коммунального комплекса:

1) утверждают в соответствии с документами территориального планирования муниципальных образований программу комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры;

2) утверждают инвестиционные программы организаций коммунального комплекса по развитию систем коммунальной инфраструктуры;

3) устанавливают надбавки к ценам (тарифам) для потребителей.

Как установлено в судебном заседании решением № 3 от 27.02.2009г. Собрания представителей муниципального образования «поселок Палатка» был установлен тариф на выдачу технического заключения по установке приборов учета тепловой энергии, горячего и холодного водоснабжения для потребителей МУП «Комэнерго», а не установлена надбавка к ценам ( тарифам) для потребителей.

Согласно Постановлению Правительства РФ № 520 от 14.07.2008г « Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса» Основы ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, разработанные в соответствии с Федеральным законом "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", определяют принципы и методы регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ценам (тарифам) для потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса, тарифов на подключение вновь создаваемых (реконструируемых) объектов недвижимости (зданий, строений, сооружений, иных объектов) к системе коммунальной инфраструктуры и тарифов организаций коммунального комплекса на подключение, а также предельных индексов максимально и минимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса.

В соответствии с п.6 данного Постановления к регулируемым тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса относятся:

1) тарифы на холодную воду;

2) тарифы на горячую воду;

3) тарифы на водоотведение;

4) тарифы на очистку сточных вод;

5) тарифы на утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов.

Данное Постановление свидетельствует лишь о том, что установление тарифа на выдачу технического заключения не относится к регулируемым тарифам на услуги организации коммунального хозяйства. При установлении тарифа на выдачу технического заключения по установке приборов учета, Собрание представителей МО «поселок Палатка», руководствовалось ст. 17 ч. 1 п. 4 Федерального закона № 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».

В силу части 1 статьи 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.

Сравнительный анализ приведенного решения Собрания представителей муниципального образования «поселок Палатка» № 3 от 27.02.2009 года « Об установлении тарифа на выдачу технического заключения по установке приборов учета тепловой энергии, горячего и холодного водоснабжения МУП «Комэнерго» с федеральными нормами приводит к выводу о том, что оспариваемый нормативный правовой акт принят в пределах компетенции муниципального образования, предоставленной ему пунктом 4 части 1 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", и не противоречит федеральному законодательству, в связи с чем в удовлетворении заявления прокурора Хасынского района необходимо отказать.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198, 253 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявления прокурора Хасынского района Магаданской области о признании противоречащим законодательству, недействующим со времени принятия решение Собрания представителей муниципального образования «поселок Палатка» от 27 февраля 2009 года № 3 « Об установлении тарифа на выдачу технического заключения по установке приборов учета тепловой энергии, горячего и холодного водоснабжения МУП «Комэнерго» отказать.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в течение десяти дней со дня его составления в окончательной форме, то есть с 04 сентября 2010 года путем подачи кассационной жалобы в Магаданский областной суд через Хасынский районный суд Магаданской области.

Председательствующий судья       Л.А. Головчанская