Решение о взыскании денежных средств в возмещение расходов, связанных с предоставлением мер соц. поддержки



Дело № 2-1194/2010       

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Пос.Палатка Магаданская область                15 сентября 2010 года

Хасынский районный суд Магаданской области в составе

председательствующего судьи Головчанской Л.А.

при секретаре Сапожниковой Д.А.

с участием представителя администрации <данные изъяты> района Магаданской области Веретельниковой Н.А., действующей на основании доверенности от 09.02.2010 года,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Хасынского районного суда в поселке Палатка 15 сентября 2010 года гражданское дело по исковому заявлению Сердюковой С.Ю. к Муниципальному унитарному предприятию «<данные изъяты>» <данные изъяты> района Магаданской области, Муниципальному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа » пос. <данные изъяты>, администрации муниципального образования «<данные изъяты> район» о взыскании денежных средств,

УСТАНОВИЛ:

Сердюкова С.Ю. обратилась в суд с иском к МУП «<данные изъяты>» о взыскании денежных средств, мотивируя исковые требования тем, что она является педагогическим работником Муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа » пос. <данные изъяты> ( далее МОУ «СОШ » п. <данные изъяты>) и проживает в поселке городского типа <данные изъяты>. В соответствии с абзацем 3 пункта 5 ст. 55 Закона РФ от 10.07.1992 года № 3266 - 1 «Об образовании» педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа).

Однако истицей в период с июля 2007 года по декабрь 2008 года была произведена оплата отопления и коммунальных услуг, а именно освещения подъезда, эксплуатационных расходов, текущего ремонта жилого фонда, уборки двора, вывоза бытовых отходов, в полном объеме организации, предоставляющей указанные коммунальные услуги - МУП «<данные изъяты>» в сумме 24208 рублей 85 копеек, в связи с чем просит взыскать указанную сумму с ответчика.

Определением суда от 29 июля 2010 года к участию в деле в качестве соответчиков привлечены МОУ «СОШ » п. <данные изъяты> и администрация муниципального образования «<данные изъяты> район».

В судебное заседание истица не явилась, просит дело рассмотреть в ее отсутствие на иске настаивает.

Представитель МОУ СОШ п. <данные изъяты> в судебное заседание не явился, извещены надлежащим образом.

Представитель МУП «<данные изъяты>» в судебное заседание не явился, просит рассмотреть в их отсутствие исковые требования признают частично, за период с 29.06.2008 года по 31.12.2008 год в связи с вступлением в силу Закона Магаданской области от 11.06.2008 года № 1011-ОЗ, а до 29.06.2008 года предприятие не являлось стороной указанных правоотношений, поскольку был установлен иной порядок возмещения педагогам расходов, связанных с получением мер социальной поддержки.

Представитель администрации МО «<данные изъяты> район» с иском не согласилась по мотивам, изложенным в письменном возражении и приобщенном к материалам дела, и пояснила, что они не могут являться надлежащими ответчиками, поскольку Законом «Об образовании» предусмотрено, что субъект РФ устанавливает размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление мер социальной поддержки. Во исполнение указанных положений, субъектом РФ принят Закон Магаданской области от 11.06.2008 года № 1011 -ОЗ «О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, проживающих в сельской местности, рабочих поселках и поселках городского типа», который вступил в силу 29.06.2008 года. Согласно данному Закону финансирование расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки, предусматривается в областном бюджете. Администрация района лишь передает в Департамент финансов администрации области заявку, полученную от работодателей, в которой указана сумма денежных средств на год, необходимых для возмещения педагогам района расходов по оплате жилья, отопления и освещения. Затем, когда из областного бюджета в администрацию поступают указанные денежные средства, они перечисляются в МУ «Централизованная бухгалтерия муниципальных учреждений образования и культуры <данные изъяты> района Магаданской области», которое ведет бухгалтерский учет исполнения смет расходов и осуществляет контроль за финансово-хозяйственной деятельностью всех муниципальных учреждений образования и культуры.

Кроме того, согласно ст. 19 Федеральному закону от 06.10.2003 № 131-ФЗ наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Между тем, до настоящего времени не принят ни федеральный закон, ни закон субъекта, регламентирующий передачу этих полномочий органам местного самоуправления, в связи с чем, не считает администрацию <данные изъяты> района надлежащим ответчиком по делу.

Выслушав объяснения представителя администрации, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии с абз. 3 п.5 ст. 55 Закона РФ от 10.07.1992 года № 3266-1 «Об образовании» педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на получение пенсии за выслугу лет до достижения ими пенсионного возраста, на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на первоочередное предоставление жилой площади. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации.

Согласно ч. 1 ст. 160 Жилищного кодекса РФ отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.

В силу требований статьи 8 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" до внесений изменений федеральные законы и иные нормативные правовые акты в части замены порядка предоставления в соответствии со статьей 160 Жилищного кодекса Российской Федерации компенсаций, сохраняется прежний порядок предоставления указанных льгот, установленный данными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами до принятия Жилищного кодекса Российской Федерации.

В ст. 26.3.1 Федерального закона от 06.10.1999 года № 184 - ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» предусмотрено участие органов государственной власти субъектов РФ в осуществлении полномочий по предметам ведения РФ, а также полномочий по предметам совместного ведения. Органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе участвовать в осуществлении полномочий Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации, а также полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения, не переданных им в соответствии с пунктом 7 статьи 26.3 настоящего Федерального закона, с осуществлением расходов за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов), если это участие предусмотрено федеральными законами.

Согласно ч.4, 6, 7 ст.8 Закона Магаданской области от 24.11.2008 года № 1060-ОЗ «Об образовании в Магаданской области» педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на первоочередное предоставление жилой площади. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются областным законодательством. Порядок и условия предоставления дополнительных мер социальной поддержки, предусмотренных в настоящей статье устанавливаются нормативным правовым актом Администрации Магаданской области. Финансирование дополнительных мер социальной поддержки работников образовательных учреждений, установленных пунктами 1,3,4 настоящей статьи осуществляется за счет средств областного бюджета.

В соответствии со ст. 2 Закона Магаданской области № 528-ОЗ от 28.12.2004 года ( в редакции Законов Магаданской области от 06.02.2006 № 669-ОЗ, от 29.04.2006 № 708-ОЗ, от 11.06.2008 № 1012-ОЗ) «Об установлении размера, условий и порядка возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающих на территории Магаданской области», действовавший на момент возникновения правоотношений, возмещение расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, указанных в статье 1 настоящего Закона, осуществляется в пределах действующих тарифов, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации.

п.2 ст. 2 данного Закона предусматривает, что для определения размера возмещения расходов на оплату жилья и коммунальных услуг специалисты и работники, указанные в статье 1 настоящего Закона, представляют по месту работы заявление на имя руководителя и выписку из финансово-лицевого счета о составе семьи и размере занимаемой площади жилья

Согласно ст. 3 п. 5 Закона бюджетные учреждения, в которых работают специалисты и работники, указанные в статье 1 настоящего Закона, составляют ведомости на основании предоставленных документов об оплате жилья и коммунальных услуг, начисляют и выплачивают суммы, причитающиеся к возмещению, и отражают их в бухгалтерском учете в соответствии со сметами бюджетных учреждений.

Ст. 4 Закона предусматривает, что возмещение расходов по оплате жилья и коммунальных услуг специалистам и работникам, указанным в статье 1 настоящего Закона, производится за счет средств областного бюджета, предусматриваемых законом Магаданской области об областном бюджете на очередной финансовый год.

В соответствии со ст.ст. 1 и 2 Закона Магаданской области от 11.06.2008 года № 1011-03 (в ред. Закона Магаданской области от 29.12.2008 года N 1104-03) «О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, проживающих в сельской местности, рабочих поселках, поселках городского типа» педагогические работники образовательных учреждений и совместно проживающие с ними члены их семей пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности в размере: 100% платы за жилое помещение и 100 процентов платы за отопление.

Согласно ст.3 данного Закона финансирование расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки, осуществляется за счет средств областного бюджета.

Возмещение расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки производится организациям, предоставляющим жилищно-коммунальные услуги.

В соответствии с ч. 2 ст. 154 ЖК РФ плата за жилое помещение для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме.

Таким образом, федеральное законодательств сохраняет предоставление педагогическим работникам льгот в виде бесплатного жилья с отоплением и освещением в натуральной форме, а субъектам Российской Федерации передано право определять порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам, направлено на совершенствование механизма формирования межбюджетных отношений, и не регулирует правоотношения по предоставлению льгот для работников образования.

В соответствии со ст. 15.1 ч.2 Федерального закона № 131 - ФЗ от 06.10.2003 года Органы местного самоуправления муниципального района вправе, участвовать в осуществлении иных государственных полномочий (не переданных им в соответствии со статьей 19 настоящего Федерального закона), если это участие предусмотрено федеральными законами, а также решать иные вопросы, не отнесенные к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенные из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, за счет доходов местных бюджетов, за исключением межбюджетных трансфертов, предоставленных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений.

В судебном заседании установлено, что Департамент финансов администрации Магаданской области в 2007 и 2008 году направил муниципальному образованию «<данные изъяты> район» на осуществление государственных полномочий по возмещению расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг педагогическим работкам денежные средства в размере 2322 тыс.руб. и 3365 тыс.руб. соответственно (л.д. 24-28 ).

Порядком предоставления бюджетам муниципальных образований из областного бюджета субвенций на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг руководствуется как Департамент финансов администрации Магаданской области, так и муниципальные образования, о чем свидетельствуют направляемые отчеты о расходовании субвенций.

В судебном заседании представитель администрации <данные изъяты> района указала, что полученная из областного бюджета субвенция была распределена между муниципальными образовательными учреждениями, о чем свидетельствует оборотная ведомость. ( л.д. 109-113 )

Так установлено, что муниципальное общеобразовательное учреждение «СОШ » п. <данные изъяты> составляло заявку на выделение денежных средств, для компенсации расходов по оплате жилья и коммунальных услуг и направляло в «Централизованную бухгалтерию муниципальных учреждений образования и культуры <данные изъяты> района Магаданской области».

МУ «Централизованная бухгалтерия муниципальных учреждений образования и культуры <данные изъяты> района Магаданской области» осуществляет финансово-хозяйственную деятельность всех муниципальных учреждений <данные изъяты> района. Специалистом учреждения на год на каждого педагогического работка района составляется смета, в которой отражена сумма денежных средств, необходимых на возмещение педагогам затрат по предоставлению мер социальной поддержки. Данная смета составляется на основании заявок муниципальных учреждений, и направляется в администрацию района. ( л.д. 97-108, 113)

Таким образом, судом установлено, что администрация муниципального образования «<данные изъяты> район» на основании заявок в 2007-2008 году получала из областного бюджета субвенции для возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, проживающих в сельской местности, рабочих поселках и поселках городского типа, в том числе, на педагогических работников.

Из предоставленных в судебное заседание оборотных ведомостей следует, что администрация муниципального образования «<данные изъяты> район» полученные из областного бюджета субвенции ежемесячно перечисляет в полном объеме в Централизованную бухгалтерию муниципальных учреждений образования и культуры <данные изъяты> района, которые в свою очередь перечисляют бюджетным муниципальным учреждениям. ( л.д. 108-113)

МУП «<данные изъяты>» создано в соответствии с постановлением администрации <данные изъяты> района от <данные изъяты> года .

Уставом МУП «<данные изъяты>» установлено, что предприятие является юридическим лицом и создано в целях оказания и обеспечение потребителей <данные изъяты> района тепловой энергией, коммунальными услугами и вправе осуществлять обслуживание жилищного фонда, инженерных сетей и объектов коммунального назначения, оказание услуг по содержанию жилищного фонда, коммунальных сетей и объектов, работы по благоустройству, обеспечению санитарного состояния обслуживаемого жилфонда.

До вступления 29.06.2008 года в законную силу Закона Магаданской области от 30.05.2008 года № 1104-ОЗ «О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, проживающим в сельской местности и поселках городского типа», существовала иная процедура возмещения педагогическим работникам расходов по оплате коммунальных услуг - в виде компенсации по основному месту работы на основании Закона Магаданской области от 08.12.2004 года № 528-ОЗ.

В этой связи, учитывая, что Департаментом финансов администрации Магаданской области финансирование на предоставление льгот педагогическим работникам в 2007 -2008 годах администрации МО «<данные изъяты> район» было произведено, а администрация муниципального образования «<данные изъяты> район» данные суммы перечислила в образовательные учреждения, для возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки и образовательное учреждение «СОШ » п. <данные изъяты> на основании предоставленных работниками документов об оплате жилья и коммунальных услуг начислили и выплатили, причитающуюся к возмещению сумму оплаты, произведенную работником только за отопление, то суд считает, что надлежащим ответчиком по данному иску за период с 01.07.2007 года по 28.06.2008 года будет являться МОУ «СОШ » п. <данные изъяты>, а с 29.06.2008 года по 31.12.2008 года - МУП «<данные изъяты>».

Согласно ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Согласно ст. 4 Закона Магаданской области от 28.11.2004 года № 511 - ОЗ «О границах и статусе муниципальных образований в Магаданской области» пос. <данные изъяты> входит в состав <данные изъяты> района и наделено статусом городского поселения.

В судебном заседании установлено, что Сердюкова С.Ю. работает в МОУ «СОШ » п. <данные изъяты> с 1985 года в должности учителя ( л.д. 12), и проживает в поселке городского типа <данные изъяты> района Магаданской области (л.д. 7-11 ).

Таким образом, как педагогический работник общеобразовательного учреждения, проживающий в поселке городского типа, истица имеет право на льготу в виде бесплатного получения жилого помещения с отоплением.

В судебном заседании установлено, что за период с 01.07.2007 года по 28.06.2008 года истице начислено и ею оплачено за карт. плату, освещение подъезда, эксплуатационные расходы, текущий ремонт жилого фонда, уборку двора, вывоз бытовых отходов - 15605 рублей 15 копеек, а именно:

- квартплата - 142,80 рублей;

-электропроводка - 621,35 рублей;

-уборка дворов - 3247,85 рублей;

-эксплуатационные расходы- 4512,65 рублей;

-текущий ремонт- 4299,30 рублей;

-вывоз ТБО- 2781,20 рублей;

В период с 29.06.2008 года по 31.12.2008 года -8603 рубля 70 копеек, а именно:

- квартплата -71,40 рублей

- электропроводка- 331,50 рублей;

-уборка дворов -1820,70 рублей;

- эксплуатационные расходы- 3003,90 рублей;

-текущий ремонт - 1907,4 рублей;

-вывоз ТБО - 1468,80 рублей (л.д.5-6).

Таким образом, на основании изложенного, суд считает возможным взыскать в пользу Сердюковой С.Ю.в счет возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки, денежные средства в размере 15605 рублей 15 копеек за период с 01.07.2007 года по 29.06.2008 года - с МОУ «СОШ » п. <данные изъяты>, и 8603 рубля 70 копеек за период с 01.07. 2008 года по 31.12.2008 год - с МУП «<данные изъяты>».

В иске Сердюковой С.Ю. к администрации муниципального образования «<данные изъяты> район» суд считает возможным отказать.

Согласно ч.1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса

Установлено, что при подаче иска истцом уплачена государственная пошлина в сумме 926 рублей 20 копеек ( л.д. 13)

В соответствии с ч.1 ст. 98 ГПК РФ и на основании п.п. 1 п. 1 ст. 333.19 НК РФ с ответчика МУП «<данные изъяты>» в пользу Сердюковой С.Ю. подлежат возмещению судебные расходы в сумме 344 рубля 15 копеек и с муниципального общеобразовательного учреждения «СОШ » п. <данные изъяты>, судебные расходы в сумме 582 рубля 05 копеек.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Взыскать с Муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа » п. <данные изъяты> в пользу Сердюковой С.Ю. денежные средства в возмещение расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки, за период с 01.07.2007 года по 29.06.2008 года в сумме 15605 рублей 15 копеек ( Пятнадцать тысяч шестьсот пять рублей 15 копеек) за счет средств поступающих из областного бюджета на возмещение расходов на предоставление мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающих на территории Магаданской области, судебные расходы в сумме 582 рубля 05 копеек (Пятьсот восемьдесят два рубля 05 копеек).

Взыскать с муниципального унитарного предприятия «<данные изъяты>» в пользу Сердюковой С.Ю. денежные средства в возмещение расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки, за период с 01.07.2008 года по 31.12.2008 год в сумме 8603 рубля 70 копеек (Восемь тысяч шестьсот три рубля 70 копеек), возврат государственной пошлины в сумме 344 рубля 15 копеек (Триста сорок четыре рубля 15 копеек).

В удовлетворении исковых требований Сердюковой С.Ю. к муниципальному образованию «<данные изъяты> район» о взыскании денежных средств отказать.

Решение может быть обжаловано сторонами в судебную коллегию по гражданским делам Магаданского областного суда через Хасынский районный суд Магаданской области в течение десяти дней со дня принятия его в окончательной форме, то есть с 17 сентября 2010 года.

Председательствующий: Судья                                           Л.А.Головчанская