о признании бездействия незаконным и понуждении к совершению определенных действий



Дело № 2-1657/2010

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

пос. Палатка         22 октября 2010 года

Магаданской области

Хасынский районный суд Магаданской области

в составе: председательствующего судьи Ярославцевой Е.Н.,

при секретаре Духовниковой О.С.,

с участием старшего помощника прокурора Хасынского района Прыкина Я.А.,

представителя ответчика администрации муниципального образования «поселок Стекольный» - Кожушной А.В., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

представителя третьего лица ГУ МЧС России по Магаданской области - Самойленко И.А., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Хасынского районного суда Магаданской области гражданское дело по иску и.о. прокурора Хасынского района Магаданской области Пашковского В.Л. к администрации муниципального образования «поселок Стекольный» о признании бездействия незаконным и понуждении к совершению определенных действий,

У С Т А Н О В И Л:

И.о. прокурора Хасынского района Магаданской области Пашковский В.Л. обратился в суд с исковым заявлением в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «поселок Стекольный» о признании бездействия незаконным и понуждении ответчика совершить определенные действия. В обоснование исковых требований указал, что согласно ч. 1 ст. 19 Лесного Кодекса РФ мероприятия по защите, воспроизводству лесов осуществляются органами местного самоуправления. Исходя из требований ч.1 ст. 97 ЛК РФ государственный пожарный надзор в лесах осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти в соответствии с Федеральным законом «О пожарной безопасности» и настоящим Кодексом. Отношения, возникающие в области обеспечения пожарной безопасности, регулируются Федеральным законом «О пожарной безопасности», принятыми в соответствии с ним государственными стандартами, правилами пожарной безопасности.

В соответствии с Федеральным законом «О пожарной безопасности» администрация муниципального образования «поселок Стекольный» обязана проводить мероприятия по контролю за соблюдением требований пожарной безопасности в пос. Стекольный.

Статья 1 Правил пожарной безопасности, утвержденных Приказом Министерства Российской Федерации по делам ГО и ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.03.2003 года № 313, определяет, что эти Правила устанавливают общие требования пожарной безопасности на территории Российской Федерации и являются обязательными для исполнения всеми организациями, предприятиями, учреждениями, независимо от форм собственности, вида деятельности и ведомственной принадлежности, их работниками, а также другими гражданами в целях защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.

В соответствии с ППБ 01-03 для населенных пунктов, расположенных в лесных массивах, органами местного самоуправления должны быть разработаны и выполнены мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных и торфяных пожарах на здания и сооружения (устройство защитных противопожарных полос, посадка лиственных растений, удаление в летний период сухой растительности и другие).

Пунктом 14 ППБ 01-03 установлено, что на территории сельских населенных пунктов, блок-контейнерных зданий, дачных и садоводческих поселков должны устанавливаться средства звуковой сигнализации для оповещения людней на случай пожара.

Исходя из требований ППБ, дороги и подъезды к зданиям и водоисточникам, используемым для целей пожаротушения, должны быть всегда свободными для проезда пожарной техники, содержаться в исправном состоянии, а зимой очищенными от снега и льда.

В нарушение требований законодательства администрацией муниципального образования «поселок Стекольный» в окружении поселка Стекольный Хасынского района Магаданской области не создана система противопожарных барьеров (устройство минерализированных полос), средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара в пос. Стекольный отсутствуют, проезды и подъезды к зданиям внутри квартальной застройки по ул.ул. Центральная, Зеленая, Кооперативная находятся в неисправном состоянии.

Кроме того, администрацией МО «пос. Стекольный» не организовано размещение наглядной агитации на противопожарную тематику в местах массового пребывания людей в пос. Стекольный.

Бездействие главы администрации МО «поселок Стекольный», выражающееся в нарушении правил пожарной безопасности, в неисполнении установленной обязанности по принятию мер к устранению вышеуказанных нарушений законодательства о пожарной безопасности создает угрозу жизни и здоровью жителей пос. Стекольный Хасынского района Магаданской области.

В связи с чем, прокурор просит признать незаконным бездействие главы администрации МО «п. Стекольный», обязать администрацию МО «п. Стекольный» в срок не позднее 6 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда:

- создать в окружении п. Стекольный Хасынского района Магаданской области систему противопожарных барьеров (устройство минерализованных полос);

- обеспечить п. Стекольный средствами звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара вблизи п. Стекольный;

- восстановить проезды и подъезды к зданиям внутри квартальной застройки по ул.ул.Центральная, Зеленая, Кооперативная в п. Стекольный и привести их в соответствие с требованиями ППБ 01-03;

- обеспечить размещение наглядной агитации на противопожарную тематику в местах с массовым пребыванием людей в п. Стекольный.

В судебном заседании участвующий в деле прокурор требования, заявленные в иске, поддержал в полном объеме, мотивировав доводами, изложенными в исковом заявлении.

Представитель администрации муниципального образования «поселок Стекольный» Кожушная А.В. требования и.о. прокурора признала в полном объеме, пояснила, что администрацией муниципального образования «поселок Стекольный» будут предприняты меры к устранению выявленных нарушений.

Представитель третьего лица - ГУ МЧС России по Магаданской области Самойленко И.А. исковые требования прокурора поддержал в полном объеме.

Выслушав мнение сторон, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона Российской Федерации от 21.12.1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (с последующими изменениями и дополнениями), чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери т нарушение жизнедеятельности людей».

Согласно статье 4 вышеуказанного Федерального закона единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций объединяет органы управления, силы и средства органов местного самоуправления, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций. Основной задачей единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуация является, в частности, ликвидация чрезвычайных ситуаций.

Пунктом «А» статьи 14 Федерального закона от 21.12.1994 года № 68 предусмотрено, что организации обязаны обеспечить организацию и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ на подведомственных объектах производственного и социального назначения и на прилегающих к ним территориях, в соответствии с планами предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Статья 1 Правил пожарной безопасности, утвержденных Приказом Министерства Российской Федерации по делам ГО и ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 года № 313 (ППБ 01-03), определяет, что эти Правила устанавливают общие требования пожарной безопасности на территории Российской Федерации и являются обязательными для исполнения всеми организациями, предприятиями, учреждениями, независимо от форм собственности, вида деятельности и ведомственной принадлежности, их работниками, а также другими гражданами в целях защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.

В соответствии с п.23 Правил пожарной безопасности дороги, проезды и подъезды к зданиям, сооружениям, открытым складам, наружным пожарным лестницам и водоисточникам, используемым для целей пожаротушения, должны быть всегда свободными для проезда пожарной техники, содержаться в исправном состоянии, а зимой быть очищенными от снега и льда. О закрытии дорог или проездов для их ремонта или по другим причинам, препятствующим проезду пожарных машин, необходимо немедленно сообщать в подразделения пожарной охраны. На период закрытия дорог в соответствующих местах должны быть установлены указатели направления объезда или устроены переезды через ремонтируемые участки и подъезды к водоисточникам.

Согласно пункту 112 Правил пожарной безопасности для населенных пунктов, расположенных в лесных массивах, органами местного самоуправления должны быть разработаны и выполнены мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных и торфяных пожарах на здания и сооружения (устройство защитных противопожарных полос, посадка лиственных насаждений, удаление в летний период сухой растительности и другие).

В силу пункта 114 Правил пожарной безопасности на территории сельских населенных пунктов, блок-контейнерных зданий, дачных и садоводческих поселков должны устанавливаться средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара и иметься запасы воды для целей пожаротушения, а также должен быть определен порядок вызова пожарной охраны.

В соответствии со ст. 19 Федерального закона от 21.12.1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся:

- создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах;

- создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях;

- оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем;

- организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре;

- принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы;

- включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов;

- оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения;

- установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.

Как установлено в судебном заседании, 15 сентября 2010 года Отделением государственного пожарного надзора по Хасынскому району вынесено предписание №68/1/6 в адрес администрации МО «Поселок Стекольный», которым выявлены нарушения требований пожарной безопасности:

- устроить минерализованную полосу вокруг п. Стекольный,

- устроить минерализованную полосу вокруг свалки п. Стекольный,

- установить средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара;

- привести в исправное состояние дороги, проезды и подъезды к зданиям внутри квартальной застройки по ул.ул. Центральная, Зеленая, Кооперативная в п. Стекольный;

- организовать приобретение наглядной агитационной продукции на противопожарную тематику и разместить в местах с массовым пребыванием людей (л.д.13-14).

Вышеперечисленные нарушения выявлены в ходе проверки органом государственного пожарного надзора юридического лица (л.д. 15-17).

Таким образом, в нарушение требований законодательства о пожарной безопасности система противопожарных барьеров (минерализированная полоса) в окружении поселка Стекольный Хасынского района Магаданской области не создана; поселок Стекольный не обеспечен средствами звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара вблизи поселка Стекольный; проезды и подъезды к зданиям внутри квартальной застройки по ул.ул. Центральная, Зеленая, Кооперативная в поселке Стекольный не приведены в исправное состояние; не обеспечено размещение наглядной агитации на противопожарную тематику в местах с массовым пребыванием людей в поселке Стекольный.

Изложенные нарушения создают угрозу жизни и здоровью жителей поселка Стекольный. Данный факт свидетельствует о бездействии администрации Муниципального образования «поселок Стекольный».

Согласно ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, одним из способов защиты гражданских прав является присуждение к исполнению обязательства в натуре.

В соответствии с требованиями Федерального закона «О пожарной безопасности» № 69-ФЗ от 21.12.1994 года (с последующими изменениями и дополнениями) администрация муниципального образования «поселок Стекольный» обязана проводить мероприятия по контролю за соблюдением требований пожарной безопасности в населенном пункте «поселок Стекольный».

В связи с изложенным, суд считает требования прокурора законными и обоснованными, подлежащими удовлетворению.

С учетом позиции участвующего в деле прокурора, пояснений представителя третьего лица о том, что проведение вышеизложенных мероприятий требует затрат по времени, суд полагает необходимым обязать Главу администрации муниципального образования «поселок Стекольный» исполнить данные требования противопожарного законодательства в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования и.о. прокурора Хасынского района Магаданской области Пашковского В.Л. к администрации муниципального образования «поселок Стекольный» о признании бездействия незаконным и понуждении к совершению определенных действий - удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Главы администрации муниципального образования «поселок Стекольный» и обязать Главу администрации муниципального образования «поселок Стекольный» в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу:

- создать в окружении п. Стекольный Хасынского района Магаданской области систему противопожарных барьеров (устройство минерализованных полос);

- обеспечить п.Стекольный средствами звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара вблизи п. Стекольный;

- восстановить проезды и подъезды к зданиям внутри квартальной застройки по ул.ул. Центральная, Зеленая, Кооперативная в п. Стекольный и привести их в соответствие с требованиями ППБ 01-03;

- обеспечить размещение наглядной агитации на противопожарную тематику в местах с массовым пребыванием людей в п. Стекольный.

В кассационном порядке решение может быть обжаловано сторонами в судебную коллегию по гражданским делам Магаданского областного суда через Хасынский районный суд Магаданской области в течение десяти дней со дня составления мотивированного решения, а именно с 27 октября 2010 года.

Председательствующий судья подпись Е.Н.Ярославцева

Копия верна: судья      Е.Н.Ярославцева