Исковые требования прокурора удовлетворены



Дело № 2-1719/2010

Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

пос. Палатка                                                                                       26 ноября 2010 года

Хасынский районный суд Магаданской области

в составе председательствующего: судьи Лысенко А.А.,

при секретаре Колпаковой Ю.В.,

с участием прокурора Тимофеевой Т.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Хасынского района Магаданской области в защиту интересов Российской Федерации, прав и законных интересов неопределенного круга лиц к муниципальному унитарному предприятию «Феникс» об обязании ответчика совершить определенные действия,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Хасынского района обратился в суд с иском к МУП «Феникс» об обязании совершить определенные действия, мотивируя свои исковые требования следующим:

Прокуратурой района проведена проверка соблюдения трудового законодательства в области охраны труда в МУП «Феникс» пос. <данные изъяты>.

В соответствии со ст. 212 Трудового кодекса РФ обязанность по обеспечению безопасных условий труда в организации возлагается на работодателя. Работодатель обязан обеспечить соответствующие требованиям охраны труда условия на каждом рабочем месте, проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией работ по охране труда и технике безопасности.

Требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности.

Приказом Минздравсоцразвития РФ № 569 от 31.08.2007 N 569 "Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда". Порядок регулирует вопросы деятельности работодателей - юридических лиц и работодателей - физических лиц (далее - организации), за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, по проведению аттестаций рабочих мест по условиям труда, оформления и использования результатов аттестации, а также определяет методы исследований при проведении оценки условий труда. Аттестации рабочих мест по условиям труда подлежат все имеющиеся в организации рабочие места.

Аттестация рабочих мест по условиям труда предполагает проведение оценки условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда.

Аттестация рабочих мест по условиям труда включает гигиеническую оценку условий труда, оценку травмобезопасности и обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты (далее - СИЗ).

Результаты аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенной в соответствии с Порядком, используются в целях:

1) контроля состояния условий труда на рабочих местах и правильности обеспечения работников сертифицированными средствами индивидуальной и коллективной защиты;

2) оценки профессионального риска как вероятности повреждения (утраты) здоровья или смерти работника, связанной с исполнением им обязанностей по трудовому договору и в иных установленных законодательством случаях, контроля и управления профессиональным риском, которые предполагают проведение анализа и оценки состояния здоровья работника в причинно-следственной связи с условиями труда, информирование о риске субъектов трудового права, контроль динамики показателей риска, а также проведение мероприятий по снижению вероятности повреждения здоровья работников;

3) предоставления работникам, принимаемым на работу, достоверной информации об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения здоровья, о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов и полагающихся работникам, занятым на тяжелых работах и работах с вредными и (или) опасными условиями труда, гарантиях и компенсациях;

4) предоставления работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, бесплатной сертифицированной специальной одежды, специальной обуви и других СИЗ, а также смывающих и обезвреживающих средств в соответствии с установленными нормами;

5) подготовки статистической отчетности об условиях труда;

6) последующего подтверждения соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда;

7) подготовки контингентов и поименного списка лиц, подлежащих обязательным предварительным (при поступлении на работу) и периодическим (в течение трудовой деятельности) медицинским осмотрам (обследованиям) работников, а также внеочередных медицинских осмотров (обследований);

8) расчета скидок и надбавок к страховому тарифу в системе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

9) решения вопроса о связи заболевания с профессией при подозрении на профессиональное заболевание, о диагнозе профессионального заболевания;

10) обоснования принимаемых в установленном порядке решений о применении административного наказания в виде административного приостановления деятельности организаций, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственного оборудования, участков;

11) рассмотрения вопроса о приостановлении эксплуатации зданий или сооружений, машин и оборудования, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг вследствие непосредственной угрозы жизни или здоровью работников;

12) рассмотрения вопросов и разногласий, связанных с обеспечением безопасных условий труда работников и расследованием произошедших с ними несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

13) принятия мер по надлежащему санитарно-бытовому и профилактическому обеспечению работников организации;

14) обоснования ограничений труда для отдельных категорий работников;

15) включения в трудовой договор характеристики условий труда и компенсаций работникам за работу в тяжелых, вредных и (или) опасных условиях труда;

16) обоснования планирования и финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда в организациях, в том числе за счет средств на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

17) создания банка данных существующих условий труда на уровне организации, муниципального образования, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и на федеральном уровне;

18) проведения мероприятий по осуществлению федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

19) применения предусмотренных законодательством мер ответственности к лицам, виновным в нарушениях законодательства об охране труда.

Согласно п. 2.2 Устава МУП «Феникс» поселка <данные изъяты>, утвержденного постановлением администрации МО «поселок <данные изъяты>» 30.04.2009 г. , основными видами деятельности предприятия является: водоснабжение и водоотведение потребителей, вывоз и утилизация бытовых отходов; обслуживание, использование, обеспечение сохранности жилищного фонда, инженерных сетей и объектов коммунального назначения; ремонт жилого фонда, выполнение работ по благоустройству, обеспечение санитарного состояния обслуживаемой территории и т.д. На предприятии установлен штат в количестве 11 единиц (согласно штатного расписания, утвержденного руководителем МУП «Феникс» поселка <данные изъяты>). По сведениям представленным руководителем МУП «Феникс» поселка <данные изъяты>, аттестация рабочих мест с последующей их сертификацией в МУП «Феникс» поселка <данные изъяты> не проводилась. В соответствии со ст. 37 Конституции РФ каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.

Однако до настоящего времени аттестация рабочих мест в МУП «Феникс» не проведена, руководителем предприятия мер к проведению аттестации рабочих мест не принималось.

Бездействие руководителя МУП «Феникс» поселка <данные изъяты>, выражающееся в неисполнении установленной законом обязанности по проведению аттестации рабочих мест, нарушает конституционное право граждан на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.

           Одним из способов защиты гражданских прав согласно ст. 13 Гражданского кодекса РФ является присуждение к исполнению обязанности в натуре.

           Статья 45 ГПК РФ наделяет прокурора правом обратиться в суд с заявлением в защиту интересов Российской Федерации, а также прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

Обращение прокурора с иском в суд обусловлено в данном случае следующими обстоятельствами: в соответствии со ст. 37 Конституции Российской Федерации государство выступает гарантом безопасных условий труда, возмещает за счет средств внебюджетных фондов расходы, связанные с компенсацией причиненного в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний вреда жизни и здоровью.

На основании изложенного просит обязать МУП «Феникс» поселка <данные изъяты> провести аттестацию рабочих мест по условиям труда, исходя из наименований должностей руководителей, и профессий рабочих имеющихся на предприятии в срок не позднее 01 апреля 2011 года.

В судебном заседании прокурор Тимофеева Т.М. на удовлетворении исковых требований прокурора настаивала, обосновав их вышеизложенным.

Ответчик МУП «Феникс» поселка <данные изъяты> в судебное заседание не явился. О времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом. В связи с чем суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика.

Выслушав прокурора, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему:

В соответствии со ст. 37 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.

В соответствии со ст. 212 Трудового кодекса РФ обязанность по обеспечению безопасных условий труда в организации возлагается на работодателя. Работодатель обязан обеспечить соответствующие требованиям охраны труда условия на каждом рабочем месте, проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией работ по охране труда и технике безопасности.

В соответствии со ст. 211 Трудового кодекса РФ государственными нормативными требованиями охраны труда, содержащимися в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации по охране труда, устанавливаются правила, процедуры и критерии, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.

Требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности.

Приказом Минздравсоцразвития РФ № 569 от 31.08.2007 N 569 "Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда". Порядок регулирует вопросы деятельности работодателей - юридических лиц и работодателей - физических лиц (далее - организации), за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, по проведению аттестаций рабочих мест по условиям труда, оформления и использования результатов аттестации, а также определяет методы исследований при проведении оценки условий труда. Аттестации рабочих мест по условиям труда подлежат все имеющиеся в организации рабочие места.

Аттестация рабочих мест по условиям труда предполагает проведение оценки условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда.

Аттестация рабочих мест по условиям труда включает гигиеническую оценку условий труда, оценку травмобезопасности и обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты (далее - СИЗ).

Результаты аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенной в соответствии с Порядком, используются в целях:

1) контроля состояния условий труда на рабочих местах и правильности обеспечения работников сертифицированными средствами индивидуальной и коллективной защиты;

2) оценки профессионального риска как вероятности повреждения (утраты) здоровья или смерти работника, связанной с исполнением им обязанностей по трудовому договору и в иных установленных законодательством случаях, контроля и управления профессиональным риском, которые предполагают проведение анализа и оценки состояния здоровья работника в причинно-следственной связи с условиями труда, информирование о риске субъектов трудового права, контроль динамики показателей риска, а также проведение мероприятий по снижению вероятности повреждения здоровья работников;

3) предоставления работникам, принимаемым на работу, достоверной информации об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения здоровья, о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов и полагающихся работникам, занятым на тяжелых работах и работах с вредными и (или) опасными условиями труда, гарантиях и компенсациях;

4) предоставления работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, бесплатной сертифицированной специальной одежды, специальной обуви и других СИЗ, а также смывающих и обезвреживающих средств в соответствии с установленными нормами;

5) подготовки статистической отчетности об условиях труда;

6) последующего подтверждения соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда;

7) подготовки контингентов и поименного списка лиц, подлежащих обязательным предварительным (при поступлении на работу) и периодическим (в течение трудовой деятельности) медицинским осмотрам (обследованиям) работников, а также внеочередных медицинских осмотров (обследований);

8) расчета скидок и надбавок к страховому тарифу в системе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

9) решения вопроса о связи заболевания с профессией при подозрении на профессиональное заболевание, о диагнозе профессионального заболевания;

10) обоснования принимаемых в установленном порядке решений о применении административного наказания в виде административного приостановления деятельности организаций, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственного оборудования, участков;

11) рассмотрения вопроса о приостановлении эксплуатации зданий или сооружений, машин и оборудования, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг вследствие непосредственной угрозы жизни или здоровью работников;

12) рассмотрения вопросов и разногласий, связанных с обеспечением безопасных условий труда работников и расследованием произошедших с ними несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

13) принятия мер по надлежащему санитарно-бытовому и профилактическому обеспечению работников организации;

14) обоснования ограничений труда для отдельных категорий работников;

15) включения в трудовой договор характеристики условий труда и компенсаций работникам за работу в тяжелых, вредных и (или) опасных условиях труда;

16) обоснования планирования и финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда в организациях, в том числе за счет средств на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

17) создания банка данных существующих условий труда на уровне организации, муниципального образования, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и на федеральном уровне;

18) проведения мероприятий по осуществлению федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

19) применения предусмотренных законодательством мер ответственности к лицам, виновным в нарушениях законодательства об охране труда.

В судебном заседании установлено, что предметом деятельности МУП «Феникс» поселка Талая, согласно п.2.2 Устава предприятия, основными видами деятельности предприятия является: водоснабжение и водоотведение потребителей, вывоз и утилизация бытовых отходов; обслуживание, использование, обеспечение сохранности жилищного фонда, инженерных сетей и объектов коммунального назначения; ремонт жилого фонда, выполнение работ по благоустройству, обеспечение санитарного состояния обслуживаемой территории и т.д.

Согласно штатному расписанию, утвержденному директором предприятия, на предприятии установлен штат в количестве 12 единиц, в том числе:

- директор - 1;

           - главный бухгалтер - 1;

           - бухгалтер-кассир - 1;

- слесарь- ремонтник - 2;

           - рабочий по благоустройству на работах по удалению нечистот вручную - 1;

           - плотник - 1;

           - электромонтер по ремонту домовых распределительных сетей - 1;

           - уборщик помещений - 0,5;

           - водитель - 0,5;

           - слесарь аварийно-восстановительных работ - 2;

           - электро-газосварщик - 1.

Проверкой, проведенной прокуратурой Хасынского района установлено, что до настоящего времени аттестация рабочих мест в МУП «Феникс» поселка <данные изъяты> не проведена, руководителем предприятия мер к проведению аттестации рабочих мест не принималось.

Бездействие руководителя МУП «Феникс» поселка <данные изъяты>, выражающееся в неисполнении установленной законом обязанности по аттестации рабочих мест, нарушает конституционное право граждан на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.

С учетом изложенного суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора Хасынского района к муниципальному унитарному предприятию «Феникс» поселка <данные изъяты> об обязании провести аттестацию рабочих мест по условиям труда в количестве 12 единиц согласно штатному расписанию на 01 января 2010 года подлежат удовлетворению с установлением срока аттестации до 01 апреля 2011 года.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 12,56,195-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Иск прокурора Хасынского района удовлетворить.

Обязать муниципальное унитарное предприятие «Феникс» поселка <данные изъяты>     провести аттестацию рабочих мест по условиям труда, исходя из наименований должностей руководителей, и профессий рабочих имеющихся на предприятии в срок не позднее 01 апреля 2011 года.

Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня составления мотивированного решения в сроки, установленные гражданским процессуальным законодательством, то есть с 01 декабря 2010 года в Магаданский областной суд путем подачи жалобы через Хасынский районный суд.

Председательствующий                                                                         А.А. Лысенко