Дело № 2-1371/2011 О П Р Е Д Е Л Е Н И Е пос.Палатка «22» июля 2011 г. Магаданская область Хасынский районный суд Магаданской области в составе: председательствующего судьи Лысенко А.А. при секретаре Савченко И.Ю., с участием ст. помощника прокурора Хасынского района Магаданской области Тимофеевой Т.М., представителя ответчика Барановой Н.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Хасынского районного суда Магаданской области в пос.Палатка исковое заявление прокурора Хасынского района Магаданской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне истца, - Отделение надзорной деятельности в Хасынском районе Управления МЧС по Магаданской области, к Муниципальному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 1» поселка Палатка об обязании ответчика совершить определенные действия, У С Т А Н О В И Л: Прокурор Хасынского района Магаданской области обратился в суд с исковым заявлением в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Муниципальному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 1» поселка Палатка (далее по тексту - МОУ «СОШ № 1» п.Палатка) об обязании ответчика совершить определенные действия, мотивируя свои требования нижеследующим. Прокуратурой Хасынского района проведена проверка соблюдения пожарной безопасности МОУ «СОШ №1»п.Палатка, осуществляющим образовательную деятельность на территорииХасынского района, зарегистрированным по адресу: пос.Палатка Хасынского района ул.Ленина д.1. Согласно ст.3 Федерального закона от 21.12.1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» система обеспечения пожарной безопасности представляет собой совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на борьбу с пожарами. Одной из основных функций системы обеспечения пожарной безопасности является проведение противопожарной пропаганды и обучение населения мерам пожарной безопасности. Статья 25 указанного Закона гласит, что обучение мерам пожарной безопасности работников организаций проводится администрацией (собственниками) этих организаций в соответствии с законодательством Российской Федерации по пожарной безопасности по специальным программам, утвержденным соответствующими руководителями федеральной органов исполнительной власти и согласованным в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности. Пунктом 9 Положения о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденного Указом Президента Российской Федерации № 868 от 11.07.2004 года, установлено, что МЧС России в пределах своей компетенции издает нормативные правовые акты и иные документы по вопросам гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности, безопасности людей на водных объектах, осуществляет контроль за их исполнением, а также принимает по указанным вопросам решения, обязательные для исполнения федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями. Приказом МЧС России № 645 от 12.12.2007 года (в редакции от 22.06.2010 года) утверждены Нормы пожарной безопасности «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций» устанавливающие требования пожарной безопасности к организации обучения мерам пожарной безопасности работников организаций, к которым относятся органы государственной власти, органы местного самоуправления, учреждения, организации, крестьянские (фермерские) хозяйства, иные юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности. В соответствии с пунктом 4 названных Норм, основными видами обучения работников организаций мерам пожарной безопасности являются противопожарный инструктаж и изучение минимума пожарно-технических знаний (далее пожарно-технический минимум). На основании п.39 вышеуказанных Норм по разработанным и утвержденным в установленном порядке специальным программам пожарно-технического минимума непосредственно в организации обучаются: работники, осуществляющие круглосуточную охрану организации. Согласно информации МОУ «СОШ № 1» п.Палатка 5 работников данного учреждения осуществляют круглосуточную охрану здания названой школы. При этом, согласно информации отделения надзорной деятельности в Хасынском районе управления МЧС по Магаданской области, администрацией МОУ «СОШ № 1» п.Палатка специальная программа обучения пожарно-технического минимума с названным надзорным органом не согласовывалась. Пунктами 31, 34, 35, 39, 40, 51, 52, 53 Норм пожарной безопасности установлено, что руководители, специалисты и работники организаций, ответственные за пожарную безопасность, обучаются пожарно-техническому минимуму в объеме знаний требований нормативных правовых актов, регламентирующих пожарную безопасность, в части противопожарного режима, пожарной опасности технологического процесса и производства организации, а также приемов и действий при возникновении пожара в организации, позволяющих выработать практические навыки по предупреждению пожара, спасению жизни, здоровья людей и имущества при пожаре. Обязанности по организации обучения пожарно-техническому минимуму в организации возлагается на ее руководителя, организуется как с отрывом, так и без отрыва от производства. По разработанным и утвержденным в установленном порядке специальным программам пожарно-технического минимума, непосредственно в организации обучаются среди прочих: работники, ответственные за обеспечение пожарной безопасности в подразделениях; педагогические работники дошкольных образовательных учреждений; работники, осуществляющие круглосуточную охрану организации. Специальные программы разрабатываются и утверждаются администрациями (собственниками) организаций. Согласование специальных программ иных организаций осуществляется структурными подразделениями соответствующих территориальных органов МЧС России, в сферу ведения которых входят вопросы организации и осуществления государственного пожарного надзора. Отсутствие в МОУ «СОШ № 1» п.Палатка специальной программы обучения пожарно-техническому минимуму, согласованной с территориальным органом государственного пожарного надзора, представляет собой неисполнение учреждением возложенной на него ст.25 Федерального закона № 69-ФЗ от 21.12.1994 года «О пожарной безопасности» обязанности в области обеспечения пожарной безопасности. В результате отсутствия специальной программы обучения и, следовательно, непосредственного обучения пожарно-техническому минимуму работников учреждения, создаются условия, при которых учреждение не может гарантировать безопасность работников учреждения, лиц, посещающих помещения учреждения, а также ставит под угрозу их жизнь и здоровье в случае возникновения пожара. Бездействие администрации МОУ «СОШ № 1» п.Палатка противоречит принципам действующего законодательства в части обеспечения прав детей на охрану здоровья, как предусмотрено нормами ст.10 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». Администрация МОУ «СОШ № 1» п.Палатка несет в установленном законодательством РФ порядке ответственность за жизнь и здоровье работников учреждения, а том числе лиц, посещающих помещения учреждения. В связи с изложенным просит обязать МОУ «СОШ № 1» п.Палатка разработать специальную программу обучения пожарно-техническому минимуму в соответствии с требованиями Федерального закона от 21.12.1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» и Приказа МЧС России № 645 от 12.12.2007 года (в редакции от 22.06.2010 года), согласовать ее с отделением надзорной деятельности по Хасынскому району управления МЧС по Магаданской области, в срок не позднее 2 месяцев с момента вступления в законную силу судебного решения. В судебном заседании старший помощник прокурора района Тимофеева Т.М. от исковых требований отказалась, просила суд производство по гражданскому делу прекратить, в связи с отказом от иска. Отказ от иска мотивирован тем, что ответчиком добровольно исполнены исковые требования в период гражданского производства. Последствия, предусмотренные ст.221 ГПК РФ, известны и понятны. Представила суду соответствующее письменное ходатайство. Представитель ответчика в судебном заседании с исковым требованиями не согласна, так как в школе имеется программа обучения пожарно-техническому минимуму, работают по ней в течение нескольких лет, но до июня 2011 года она не была согласована с территориальным органом государственного пожарного надзора. Ведется журнал по проведению противопожарного инструктажа с работниками школы. Директор и заведующий хозяйством 1 раз в 3 года проходят обучение по противопожарной безопасности в МООООО ВДПО г.Магадана. Представила суду копии Пожарно-технического минимума для работников и ответственных за пожарную безопасность в МОУ «МОШ № 1» п.Палатка, утвержденного директором МОУ «СОШ № 1» п.Палатка 31.05.2011 года и согласованного госинспектором ОНД по Хасынскому району 20.06.2011 года; копии квалификационных удостоверений на зам. директора по АХР МОУ «СОШ № 1» п.Палатка Б. и директора МОУ «СОШ № 1» п.Палатка Н.Н.; копию Программы проведения противопожарного инструктажа в работниками школы, утвержденной директором МОУ «СОШ № 1» п.Палатка 01.09.2008 года. Представитель третьего лица - отделения надзорной деятельности в Хасынском районе Управления МЧС по Магаданской области в судебное заседание не явился, хотя о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. Согласно ч.2 ст.45 ГПК РФ прокурор, подавший заявление, пользуется всеми процессуальными правами и несет все процессуальные обязанности истца, за исключением права на заключение мирового соглашения и обязанности по уплате судебных расходов. В случае отказа прокурора от заявления, поданного в защиту законных интересов другого лица, рассмотрение дела по существу продолжается, если это лицо или его законный представитель не заявит об отказе от иска. При отказе истца от иска суд прекращает производство по делу, если это не противоречит закону или не нарушает права и законные интересы других лиц. Согласно ст.220 ГПК РФ суд прекращает производство по делу в случае, если истец отказался от иска и отказ принят судом. Суд считает, что отказ прокурора от исковых требований не противоречит закону и не нарушает чьих-либо прав и охраняемых законом интересов, в связи с чем у суда имеются законные основания для принятия отказа истца от иска. Руководствуясь ст.ст.220, 221 ГПК РФ, суд О П Р Е Д Е Л И Л: Принять отказ прокурора Хасынского района Магаданской области от иска к Муниципальному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 1» поселка Палатка. Производство по исковому заявлению прокурора Хасынского района Магаданской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне истца, - Отделение надзорной деятельности в Хасынском районе Управления МЧС по Магаданской области, к Муниципальному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 1» поселка Палатка об обязании ответчика совершить определенные действия прекратить. На определение может быть подана частная жалоба в течение десяти дней в Магаданский областной суд через Хасынский районный суд Магаданской области. Председательствующий судья А.А. Лысенко