Дело № 2-1205/2010 Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Хасынский районный суд Магаданской области В составе председательствующего судьи Головчанской Л.А. При секретаре Колпаковой Ю.В. С участием истца Туаевой К.Б. Рассмотрев в открытом судебном заседании п. Палатка 02 августа 2010 года Дело по иску Туаевой Клары Ботоевны к открытому акционерному обществу энергетики и электрификации «Магаданэнерго» в лице Южного отделения филиала «Магаданэнегосбыт» о взыскании денежных средств, Установил: Истец обратился в суд с иском к ответчику о взыскании денежных средств мотивируя исковые требования тем, что является педагогическим работником, вышедшим на пенсию. В образовательных учреждениях, расположенных в поселках городского типа Магаданской области, работала с 15.08.1976 года, 15.09.2004 года уволена по собственному желанию из МОУ «СОШ № 1» п. Палатка. Педагогический стаж работы в образовательных учреждениях составляет более 25 лет. К моменту выхода на пенсию она пользовалась мерами социальной поддержки, а именно - правом на бесплатную площадь с отоплением и освещением. В соответствии с абзацем 3 пункта 5 с. 55 Закона РФ от 10.07.1992 года № 3266-1 «Об образовании» педагогические работники образовательных учреждений пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в поселках городского типа. Размер, условия и порядок предоставления указанной меры социальной поддержки устанавливаются законодательными актами субъекта РФ. Согласно п.2 ст. 1 Закона Магаданской области от 11.06.2008г № 1011 - ОЗ правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением пользуются в том числе и вышедшие на пенсию педагогические работники образовательных учреждений, общий стаж работы которых в поселках городского типа Магаданской области составляет не менее 10 лет и которые к моменту выхода на пенсию пользовались мерами социальной поддержки. В ст. 2 названного закона указывается, что возмещение расходов, связанных с предоставлением данной меры социальной поддержки, производится организациям, предоставляющим жилищно- коммунальные услуги, в размере 100% платы за жилое помещение, освещение и отопление ежемесячно за счет средств областного бюджета. В нарушении данных норм ответчик в период с декабря 2008 года по декабрь 2009 год включительно производил начисление, без учета натуральной льготы. Так за данный период времени ею израсходовано электроэнергии на 2492 квт. час, оплачено 6823 рубля 88 копеек, данную сумму просит взыскать с ответчика в ее пользу, а также уплаченную государственную пошлину в сумме 400 рублей. В судебном заседании истец на иске настаивала, обосновав вышеизложенным. Ответчик в судебное заседание не явился, прислав заявление, что просит рассмотреть в его отсутствие, с иском согласны частично. Выслушав истца, исследовав материалы дела суд приходит к следующему: В соответствии с абз. 3 п.5 ст. 55 Закона РФ от 10.07.1992 года № 3266-1 «Об образовании» педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на получение пенсии за выслугу лет до достижения ими пенсионного возраста, на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на первоочередное предоставление жилой площади. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации. Согласно ст. 2 Федерального закона от 06.05.2003 года № 52-ФЗ « О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об основах Федеральной жилищной политики» и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг» размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных подпунктом 6 пункта 1 ст. 36 Федерального закона от 02.08.1995 № 122 - ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов», абзацем третьим пункта 5 статьи 55 Закона РФ «Об образовании» устанавливаются законодательными актами субъектов РФ и учитываются в межбюджетных отношениях. В ст. 26.3.1 Федерального закона от 06.10.1999 № 184 - ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» предусмотрено участие органов государственной власти субъектов РФ в осуществлении полномочий по предметам ведения РФ, а также полномочий по предметам совместного ведения. «Органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе участвовать в осуществлении полномочий Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации, а также полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения, не переданных им в соответствии с пунктом 7 статьи 26.3 настоящего Федерального закона, с осуществлением расходов за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации ( за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов), если это участие предусмотрено федеральными законами.» В соответствии со ст. 1 п.1 и ст. 2 Закона магаданской области от 11.06.2008 года № 1011 - ОЗ « О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, проживающих в сельской местности, рабочих поселках и поселках городского типа», вступившего в силу 28.06.2008г правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках и поселках городского типа Магаданской области пользуются: 2) вышедшие на пенсию педагогические работники образовательных учреждений, если общий стаж работы указанных лиц в сельской местности, рабочих поселках и поселках городского типа составляет не менее 10 лет и к моменту выхода на пенсию они пользовались мерами социальной поддержки, и совместно проживающие с ними члены их семей; п.1.ст.2 Возмещение расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки, производится организациям, предоставляющим жилищно-коммунальные услуги, в размере: - 100 процентов платы за электроснабжение; Возмещение расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки, производится ежемесячно, за исключением возмещения расходов на поставку твердого топлива, которое производится в начале отопительного сезона. Возмещение расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки, производится уполномоченным администрацией Магаданской области органом исполнительной власти в порядке, установленном нормативным правовым актом администрации Магаданской области. Законом Магаданской области от 29.12.2008г № 1011-ОЗ « О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, проживающих в сельской местности, рабочих поселках и поселках городского типа» внесены изменения, которые вступили в силу 01.01.2009г,, в соответствии с которым педагогическим работникам и членам их семей с 01.01.2009г. установлена льгота в размере 100% платы за освещение, а также вышедшим на пенсию педагогическим работникам образовательных учреждений, если общий стаж работы указанных лиц в сельской местности, рабочих поселках и поселках городского типа составляет не менее 10 лет и к моменту выхода на пенсию они пользовались мерами социальной поддержки, и совместно проживающие с ними члены их семей. Руководствуясь ст.3 данного Закона Финансирование расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки, осуществляется за счет средств областного бюджета. Таким образом, установлено, что федеральное законодательство сохраняет предоставление льгот в натуральной форме педагогическим работникам, а субъектам Российской Федерации передано право определять порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам, и направлено на совершенствование механизма формирования межбюджетных отношений, и не регулирует правоотношения по предоставлению льгот для работников образования. Статьей 4 Закона Магаданской области от 28.12.2004 года № 511-ОЗ «О границах и статусе муниципальных образований в Магаданской области» утверждены границы ранее образованных муниципальных образований без изменения их территорий, определенных соответствующими правовыми актами на момент принятия настоящего Закона, в соответствии с картографическим описанием, то есть в состав муниципального образования «Хасынский район» входят муниципальные образования "поселок Палатка", включающее поселок Палатка с прилегающей территорией сельского населенного пункта Хасын; "поселок Стекольный", которые наделены статусом городского поселения. Согласно трудовой книжки на имя Туаевой К.Б. - 15.08.1976 года она принята на работу в должности учителя математики в Палаткинскую среднюю школу приказ № 85 от 15.08.1976г и в должности педагогического работника проработала до 15.09.2004 года, уволена по ст. 80 ТК РФ собственное желание приказ № 116 от 24.09.2009г. (л.д. 15-22) Таким образом, как педагогический работник, проживающий в поселке городского типа, имеющем статус городского поселения, Туаева К.Б. имела право на льготу в виде бесплатного получения услуг по освещению, которая, на основании Закона Магаданской области № 1011-ОЗ, предоставляется ей бесплатно энергоснабжающей организацией. В судебном заседании Туаева К.Б. пояснила, что до выхода на пенсию она пользовалась мерами социальной поддержки в виде бесплатного предоставления жилого помещения с освещением. Согласно пенсионного удостоверения № 060596 Туаевой К.Б. назначена пенсия по возрасту 27.06.1996 года. (л.д. 23) Таким образом, установлено, что Туаева К.Б. имеет общий стаж работы в рабочих поселках в должности учителя к моменту выхода на пенсию более 10 лет, пользовалась мерами социальной поддержки по оплате за жилье и освещения, то с учетом требований указанных выше законов и нормативных правовых актов имеет право на льготу по оплате за освещение в указанный период времени. Из исследованного в судебном заседании устава ОАО ЭиЭ «Магаданэнерго» следует, что предметом деятельности указанного предприятия является, в том числе, обеспечение потребителей электрической энергией, а также проверка и ремонт приборов учета. Суд приходит к выводу, что ответчик, являясь организацией, снабжающей электроэнергией население поселка Палатка и в силу Законов «Об образовании» и «О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, проживающих в сельской местности, рабочих поселках и поселках городского типа» обязан предоставить Туаевой К.Б.., как педагогическому работнику, вышедшему на пенсию и проживающему в поселке городского типа, льготу в виде бесплатного освещения, но указанную льготу в нарушение требований закона ей не предоставили, то получив от Туаевой К.Б. за период с декабря 2008 года по декабрь 2009 года денежные средства в виде оплаты за потребленную электроэнергию, а именно освещение, в размере 6823 рубля 88 копеек, без установленных законом оснований, сберег часть своего имущества за счет истицы, приходящегося на оплату освещения. Методики расчета либо раздельного учета каждой составляющей расхода электрической энергии в жилом помещении, особенно при расчетах за потребленную электроэнергию по индивидуальным приборам учета, в настоящее время не существует. Вместе с тем, отсутствие нормативных актов, регулирующих механизм предоставления социальных гарантий (мер социальной поддержки) гражданам, установленных и гарантированных государством, не может являться основанием для отказа гражданам в предоставлении этих льгот. Согласно п.20 «Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг», утвержденных Постановлением Правительства РФ № 306 от 23.05.2006г. в качестве базовых условий определения потребности в электрической энергии на внутриквартирные нужды рекомендуется принимать наиболее типичную по площади для исследуемого жилищного фонда 1-комнатную квартиру, в которой проживает 1 человек. п. 21. Правил.. . Годовой расход электрической энергии на освещение (кВт·ч) с учетом преимущественного использования ламп накаливания определяется по формуле: Wосв. = S x Р уд. x Ki x N макс, где: S - общая площадь 1-комнатной квартиры (в общежитиях - 1 комнаты) (кв. м); Pуд. - удельная мощность приборов освещения в расчете на 1 кв.м общей площади 1-комнатной квартиры (в общежитиях - 1 комнаты) (рекомендуемое значение - 15 Вт/кв. м); Ki - коэффициент одновременного включения приборов освещения (рекомендуемое значение - 0,35); Nмакс. - количество часов использования приборов освещения в год Wосв- годовой расход электрической энергии на освещение. Поскольку в упомянутых «Правилах установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг» расчет по формуле № 8 приводится для определения расхода электроэнергии на освещение, и в этой формуле учитываются такие обстоятельства, как общая площадь квартиры, одновременное включение приборов освещения во всей квартире, максимальная продолжительность работы осветительных приборов, в ней имеются рекомендуемые значения об удельной мощности приборов освещения и о коэффициенте одновременного включения приборов освещения, то с учетом этих обстоятельств, суд находит возможным использовать данную формулу для определения количества электроэнергии, потребляемой истцом на освещение в спорный период. Для жителей Хасынского района максимальная продолжительность работы осветительных приборов и силовых токоприемников при пользовании электроэнергией, исходя из природных условий Крайнего Севера, установлена «Правилами пользования электрической энергией непромышленными потребителями», утвержденными решением исполнительного комитета Магаданского областного Совета депутатов трудящихся от 09.10.1959 года № 412, которые в настоящее время не утратили силу, и в соответствии с таблицей № 1 Приложения № 2 к этим Правилам, максимальная продолжительность работы приборов освещения составляет: - в январе, феврале, ноябре и декабре - 12 часов; - в марте, апреле, сентябре и октябре - 8 часов - в мае, июне, июле и августе - 4 часа Решая вопрос о возможности применения данных норм количества часов использования приборов освещения, суд исходит из того, что нормы продолжительности работы осветительных приборов, приведенные в Правилах пользования электрической энергией непромышленными потребителями, установлены с учетом природных условий Хасынского района, которые не изменились со времени их принятия, в связи с чем суд находит возможным применить указанные нормы при определении количества часов, в которые истец использовал приборы освещения. Таким образом, суд считает, что исходя из «Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и «Правил пользования электрической энергией непромышленными потребителями», количество электроэнергии потребляемой Туаевой К.Б. на освещение в спорный период 2009 года составит: 37,4 кв. м х 0, 015 х 0, 35 х 2880 ч,= 565, 49 квт. час, где 12 час х 4 мес. ( январь, февраль, ноябрь, декабрь) х 30 дней( среднее количество дней в месяце) = 1440 часов ; 8 часов х 4 мес ( март, апрель, сентябрь, октябрь) х 30 дней = 960 часов 4 часа х 4 мес. ( май, июнь, июль, август) х 30 дней = 480 часов Общее количество часов использования истцом осветительных приборов в период с января по декабрь 2009 год составляет 2880 часов ( 1440 + 960+ 480) 37, 4 -общая площадь квартиры, 0,015 -удельная мощность приборов освещения в расчете на 1 кв. м общей площади квартиры ( кВт/кВ.м) 0,35 - коэффициент одновременного включения. Приложением № 1 к приказу Департамента цен и тарифов администрации Магаданской области от 19 июля 2007 года N 11-3/э «Об утверждении на 2008 год отпускного тарифа на электрическую энергию ОАО «Магаданэнерго» и тарифов на электрическую энергию для потребителей в зоне централизованного электроснабжения», с 01.01.2008 года установлен тариф за электроэнергию в сумме 2 рубля 25 копеек за 1 кВт/ час. Приложением к приказу № 1 к приказу Департамента цен и тарифов администрации Магаданской области от 26.08.2008 года № 7-7/э «О тарифах для населения за электрическую энергию, вырабатываемую дизельными электростанциями в зоне децентрализованного электроснабжения» для населения, проживающего в городских населенных пунктах, с 01.01.2009 года установлен тариф за электроэнергию в сумме 2 рубля 81 копейки за 1 кВт/ час. Из представленной копии технического паспорта квартиры следует, что Туаева К.Б. проживает в однокомнатной квартире, площадь жилой комнаты составляет 37,4 кв.м. Согласно предоставленным квитанциям и выписки из лицевого счета абонента Туаевой К.Б. за период с 01.12.2008г по 22.03.2010 год оплачена сумма 7809 рублей 82 копейки. Туаевой К.Б.. подлежат возмещению денежные средства, затраченные ею на освещение, в период с декабря 2008 года по декабрь 2009 года в сумме: - декабрь 2008 года- 717 рублей 75 копеек - январь- декабрь 2009 год в сумме - 1589 рублей 03 копейки из расчета: 565,49 квт. час х 2, 81 руб. = 1589 рублей 03 копейки. А всего подлежит возмещению сумма 2306 рублей 78 копеек, данную сумму суд считает возможным взыскать с ответчика в пользу истца, в остальной части иска истцу отказать. При подаче иска истице уплачена государственная пошлина в сумме 400 рублей, в соответствие со ст. 98 ГПК РФ с ответчика также подлежит взысканию государственная пошлина пропорционально удовлетворенным исковым требованиям, которая на основании п.п. 1 п. 1 ст. 333.19 НК РФ составляет 400 рублей (4% цены иска, но не менее 400 рублей). На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования Туаевой Клары Ботоевны удовлетворить частично. Взыскать с Открытого акционерного общества энергетики и электрификации «Магаданэнерго» в лице Южного отделения филиала «Магаданэнергосбыт» в пользу Туаевой Клары Ботоевны возмещение расходов, затраченных на оплату освещения, за период с декабря 2008 года по декабрь (включительно) 2009 года денежные средства в размере 2306 рублей 78 копеек ( Две тысячи триста шесть рублей 78 копеек), возврат государственной пошлины в сумме 400 ( четыреста) рублей, в остальной части иска Туаевой Кларе Ботоевне отказать. Решение может быть обжаловано сторонами в судебную коллегию по гражданским делам Магаданского областного суда через Хасынский районный суд Магаданской области в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме, то есть с 07 августа 2010 года. Председательствующий: Судья Л.А.Головчанская