решение о признании нормативного правового акта незаконными



Дело № 2-1277/2010

Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Хасынский районный суд Магаданской области в составе:

председательствующего судьи Головчанской Л.А.

при секретаре Рыжиковой Л.М.,

с участием помощника прокурора Хасынского района Упоровой С.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 19 августа 2010 года в пос. Палатка Хасынского района Магаданской области, дело по заявлению прокурора Хасынского района Магаданской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Собранию представителей муниципального образования «поселок Палатка» об оспаривании нормативного правового акта,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Хасынского района Магаданской области обратился в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Собранию представителей муниципального образования «поселок Палатка» об оспаривании нормативного правового акта, мотивируя свое заявление следующим:

14 мая 2010 года Собранием представителей муниципального образования «поселок Палатка» принято решение №9 «Об утверждении Положения о порядке предоставления жилых помещений по договорам найма, находящихся в собственности муниципального образования «поселок Палатка» (далее решение от 14.05.2010 №9). Решение от 14.05.2010 №9 вступило в силу 14.05.2010 года с момента обнародования. Прокурор считает, что данное решение противоречит законодательству по следующим основаниям. Так, в соответствии с п. 1.1. Положения, утвержденного решением от 14.05.2010 №9, оно разработано в целях более эффективного использования муниципального жилищного фонда, обеспечения конституционных прав граждан на жилище путем развития договорных отношений в жилищной сфере.

Пунктом 2.2. Положения установлено, что жилые помещения предоставляются физическим лицам по договору найма. Юридическим лицам жилое помещение может быть предоставлено во владение и (или) пользование на основании договора аренды, и исключительно с целью использования для проживания граждан.

Из вышеизложенного следует, что решение от 14.05.2010 №9 регулирует вопросы предоставления жилых помещений из жилищного фонда всем гражданам и юридическим лицам по их заявлениям.

Вместе с тем, в соответствии с п.3 ч.2 ст.50 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» в собственности поселений может находиться жилищный фонд социального использования для обеспечения малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями на условиях договора социального найма.

Таким образом, в собственности поселений находится только социальный жилищный фонд, предоставляемый малоимущим гражданам.

Кроме того, в соответствии с п.6 ч.1 ст. 14 данного Закона обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, относится к вопросам местного значения поселения.

Согласно п.1 ст.672 ГК РФ в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования жилые помещения предоставляются гражданам по договору социального найма жилого помещения.

Согласно п.3 этой же статьи договор социального найма жилого помещения заключается по основаниям, на условиях и в порядке, предусмотренных жилищным законодательством.

Следовательно, вышеуказанное решение СП МО «поселок Палатка» может регулировать только относящиеся к жилищному законодательству вопросы, связанные с договором социального найма. Иные виды договоров, указанные в проекте решения, относятся к гражданскому законодательству, поэтому их правовое регулирование в соответствии с п. «о» ст.71 Конституции РФ не входит в компетенцию органов местного самоуправления.

На основании изложенного и руководствуясь статьей 251 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, частью 3 статьи 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор района просит суд признать противоречащим законодательству, недействующими со времени принятия Решение Собрания представителей муниципального образования «поселок Палатка» от 14.05.2010 года № 9 «Об утверждении Положения о порядке предоставления жилых помещений по договорам найма, находящихся в собственности муниципального образования « поселок Палатка».

В судебном заседании помощник прокурора Хасынского района Упорова С.С. требования прокурора Хасынского района Магаданской области поддержала в полном объеме, обосновав их вышеизложенным.

Представитель Собрания представителей муниципального образования «поселок Палатка» в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела уведомлялись через администрацию муниципального образования «поселок Палатка». Согласно сообщению главы муниципального образования «поселок Палатка» председатель Собрания представителей «поселок Палатка» и его заместитель находятся в отпуске за пределами Магаданской области. Учитывая, что срок рассмотрения заявлений об оспаривании нормативных правовых актов, в соответствии со ст. 252 ГПК РФ, установлен в течение месяца со дня подачи указанного заявления, а также то, что суд не связан основаниями и доводами заявленных требований при рассмотрении вопроса о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части, суд считает возможным рассмотреть данное дело в отсутствие представителя Собрания представителей муниципального образования «поселок Палатка».

Выслушав помощника прокурора Хасынского района, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему:

Согласно статьям 1, 7 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

По вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.

Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам и иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 14 ЖК РФ(в ред. Федерального закона от 18.10.2007 N 230-ФЗ) К полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся:

4) определение порядка предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда;

В соответствии со ст. 92 ЖК РФ К жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся:

1) служебные жилые помещения;

2) жилые помещения в общежитиях;

3) жилые помещения маневренного фонда;

4) жилые помещения в домах системы социального обслуживания населения;

5) жилые помещения фонда для временного поселения вынужденных переселенцев;

6) жилые помещения фонда для временного поселения лиц, признанных беженцами;

7) жилые помещения для социальной защиты отдельных категорий граждан.

2. В качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.

3. Специализированные жилые помещения не подлежат отчуждению, передаче в аренду, внаем, за исключением передачи таких помещений по договорам найма, предусмотренным настоящим разделом.

В соответствии со ст. 14 ч.1 п. 6 Федерального закона от 06.10.2003г. №131-ФЗ (ред. 27.07.2010г.) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся: обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства.

В силу ст. 50 ч.2 п.3 данного закона в собственности поселений могут находиться: жилищный фонд социального использования для обеспечения малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями на условиях договора социального найма, а также имущество, необходимое для содержания муниципального жилищного фонда.

В соответствии п.п.1,3 ст. 672 ГК РФ в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования жилые помещения предоставляются гражданам по договору социального найма жилого помещения. Договор социального найма жилого помещения заключается по основаниям, на условиях и в порядке, предусмотренных жилищным законодательством.

В силу ст. 60 п.1 ЖК РФ по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель), обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю), жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом.

Согласно ч. 2 ст. 253 ГПК РФ, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части мо дня его принятия или иного указанного судом времени.

В судебном заседании установлено, что 14 мая 2010 года Собранием представителей муниципального образования «поселок Палатка» принято решение № 9 «Об утверждении Положения о порядке предоставления жилых помещений по договорам найма, находящихся в собственности муниципального образования «поселок Палатка» Решение от 14.05.2010 №9 вступило в силу 14.05.2010 года с момента обнародования. л.д. 7-12).

Пунктом 2.1 Положения предусмотрено, что жилищный фонд, предусмотренный для предоставления жилых помещений по договорам найма, формируется за счет:- освобождения жилых помещений муниципального жилищного фонда;- принятия в муниципальную собственность жилых помещений на основании судебных решений, в том числе жилых помещений, признанных бесхозяйными;- перевода нежилых помещений, находящихся в муниципальной собственности в жилые помещения муниципального жилищного фонда;

Пунктом 2.2. Положения установлено, что жилые помещения предоставляются физическим лицам по договору найма. Юридическим лицам жилое помещение может быть предоставлено во владение и (или) пользование на основании договора аренды, и исключительно с целью использования для проживания граждан.

Пунктами 3.1, 3.2 Положения предусмотрено, что жилое помещение, предоставляемое по договору найма, может быть передано гражданам по договору купли- продажи, в том числе с рассрочкой платежа, в соответствии с нормами действующего законодательства и договором. Право на приобретение жилого помещения по договору купли- продажи имеют граждане, нуждающиеся в улучшении жилищных условий и не являющиеся малоимущими и проживающие в жилых помещениях, предоставляемых по договорам найма, более пяти лет.

Таким образом, решением Собрания представителей МО «поселок Палатка» № 9 от 14 мая 2010 года утверждено Положение, регулирующее вопросы предоставления помещений из жилищного фонда всем гражданам и юридическим лицам и жилищный фонд не является специализированным.

Согласно ст. 49 ЖК РФ По договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.

2. Малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.

3. Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

4. Категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

В соответствии с п. «к» ч.1 ст. 72 Конституции РФ жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ могут регулировать правовые отношения, не урегулированные федеральным законом, но не могут ему противоречить.

Федеральным законодательством установлено, что определение порядка предоставления жилых помещений должно регулироваться федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ.

Следовательно, самостоятельного нормативного регулирования органы местного самоуправления по вопросу о порядке предоставления по договорам найма жилых помещений, находящихся в собственности муниципального образования «поселок Палатка», не имеют.

Кроме того согласно Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» в собственности поселений может находиться только социальный жилищный фонд, предоставляемый малоимущим гражданам, а также имущество, необходимое для содержания муниципального жилищного фонда.

В связи с чем, суд приходит к выводу, что Положение о порядке предоставления по договорам найма жилых помещений, находящихся в собственности муниципального образования «поселок Палатка» не соответствуют действующему законодательству, а решение об его утверждении является незаконным и недействующим со времени принятия.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198, 253 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Заявление прокурора Хасынского района Магаданской области удовлетворить.

Признать противоречащим законодательству, недействующим со времени принятия Решение Собрания представителей муниципального образования «поселок Палатка» от 14.05.2010 года № 9 «Об утверждении Положения о порядке предоставления жилых помещений по договорам найма, находящихся в собственности муниципального образования « поселок Палатка».

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в течение десяти дней со дня его составления в окончательной форме, то есть с 24.08.2010 года путем подачи кассационной жалобы в Магаданский областной суд через Хасынский районный суд Магаданской области.

Председательствующий судья Л.А. Головчанская