Об устранении нарушений законодательства об охране источников питьевого водоснабжения



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

город Хасавюрт «12» апреля 2010 года

Хасавюртовский районный суд Республики Дагестан в составе:

председательствующего - судьи Минтемировой З.А.,

с участием помощника прокурора Хасавюртовского района Исаева Э.Б.,

при секретаре Гамзатове Р.И.,

рассматривал в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Хасавюртовского района в защиту неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «село Боташюрт», Хасавюртовского района РД о признании бездействия незаконным, понуждении к действиям и запрещении экологически вредной деятельности,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Хасавюртовского района РД обратился в суд с иском в защиту неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «село Боташюрт», Хасавюртовского района РД (далее - МО «село Боташюрт») о признании бездействия незаконным, понуждении к действиям и запрещении экологически вредной деятельности.

В обоснование заявленных требований указано на то, что проведенной проверкой соблюдения санитарно-эпидемиологического законодательства и Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в части организации сбора и вывоза бытовых отходов органами местного самоуправления на территории МО «село Боташюрт» выявлены нарушения требований природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательств.

Так, в нарушение ч. 1 ст. 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды», ч. 1 ст. 13 Федерального закона «Об отходах производства потребления», ч. 2 ст. 21, ч. 1 ст. 22 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и ГОСТа Р 51617-2000 «Жилищно-коммунальные услуги. Общие технические условия», принятого постановлением Госстандарта РФ от 19.06.2000 г. № 158-СТ, в МО «село Боташюрт» в местах массового скопления населения отсутствуют контейнера для сбора отходов. На окраине села допускается несанкционированное размещение твердых бытовых отходов. Планово-санитарная очистка территории населенного пункта не налажена, тем самым на территории поселения не осуществляется надлежащий сбор и вывоз отходов потребления в соответствии с экологическими и санитарно-эпидемиологическими требованиями.

Вывозимые отдельными гражданами и самой администрацией твердые бытовые отходы складируются и хранятся на не типовом полигоне окраины села. Отходы: твердые бытовые отходы, шины, строительный мусор, бой стекла, полиэтиленовые бутылки, пакеты, картонная тара и др. складированы навалом.

При этом, вопреки требованиям ст. 24 Закона «Об охране окружающей среды», ст. 18 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», ст.ст. 10, 11, 12, 13, 18 и 26 ФЗ «Об отходах производства и потребления», ст.ст. 11, 22, 34 и 42 Федерального Закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», постановления Главного санитарного врача Российской Федерации от 30.05.2001 г. № 16 «О введении в действие санитарных правил», которым были утверждены и введены в действие санитарные правила «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов. СанПиН 2.1.7.1038-01» и СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления», утвержденных Главным государственным санитарным врачом РФ 30.04.2003 г. полигон для размещения отходов организован без отвода в установленном порядке земельного участка, проведения экологических и санитарных обследований, получения положительного заключения государственной экологической экспертизы и санитарно-эпидемиологического заключения,, без составления проекта полигона, его оборудования в соответствии с экологическими и санитарно-эпидемиологическими требованиями, без разработки нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, без выданного федеральным органом исполнительной власти в области обращения с отходами разрешения. На полигоне не осуществляется производственный контроль, не ведется мониторинг состояния окружающей среды.

Несмотря на ранее выявленные нарушения, требования вышеуказанных нормативных актов по организации очистки территории поселения от отходов производства и потребления, администрацией МО «село Боташюрт» не выполняются в полном объеме и в по настоящее время, что подтверждается актами совместной проверки прокуратуры Хасавюртовского района и Хасавюртовского межрайонного комитета по экологии и природопользованию Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Дагестан и территориального отдела «Роспотребнадзор» по РД в гор. Хасавюрте от 13.10.2009 г. № 166

Указанные нарушения закона допущены по вине должностных лиц органов местного самоуправления МО «село Боташюрт», Хасавюртовского района РД.

Так, в соответствии со ст. 132 Конституции РФ органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

Подпунктами 18, 19 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п. 1 ст. 8 ФЗ «Об отходах производства и потребления», подпунктом 18 п. 1 ст. 13 Закона РД «О местном самоуправлении в Республике Дагестан» установлено, что к вопросам местного значения поселения относятся организация сбора и вывоза твердых бытовых отходов и мусора, организация благоустройства и озеленения территории поселения, осуществление земельного контроля за использованием земель поселений и др.

Нормами ст.ст. 4, 22 Федерального закона от 30.03.1999г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами РФ. В соответствии со ст. 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством РФ.

Пунктом 1.4 СанПиН 42-128-4690-88 от 05.08.1998 г. «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» определено, что организация планово-регулярной системы и режим удаления бытовых отходов определяется на основании решений органов местного самоуправления.

Таким образом, законодатель установил, что на территории поселения органы местного самоуправления должны организовать очистку территории поселения, сбор, и вывоз твердых бытовых отходов и мусора.

Для решения указанных вопросов органам местного самоуправления поселения подпунктами 1, 2 и 3 п. 1 ст. 14, подп. 3 п. 1 и п. 2 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и подпунктами 1, 2 и 3 п. 1 ст. 13 Закона РД «О местном самоуправлении в Республике Дагестан» предоставлены соответствующие полномочия: формирование, утверждение и исполнение бюджета; владение, пользование и распоряжение муниципальным имуществом; создание муниципальных предприятий и учреждений, размещение муниципального заказа; установление местных налогов и сборов; принятие решения о привлечении граждан к выполнению социально значимых для поселения вопросов и т.д.

Вследствие нарушения правил обращения с отходами потребления и мусора загрязняется почва, атмосферный воздух, создается угроза загрязнения подземных вод, т.е. ставят под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие неопределенного круга граждан, находящихся на территории поселения, и создает опасность причинения вреда окружающей среде.

Согласно ст. 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды», ст. 15 Закона РФ «О недрах» и ст.ст. 11, 20, 24 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», хозяйственная и иная деятельность, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной деятельности, обязательности проведения проверки проектов и иной документации, обосновывающей хозяйственную и иную деятельность, запрещения хозяйственной и иной деятельности, последствия которых непредсказуемы для окружающей среды, а государственная система лицензирования и разрешения деятельности обеспечивает социальные, экологические и другие интересы населения, проживающего на данной территории и всех граждан Российской Федерации.

При отсутствии разрешительной документации на использование природных ресурсов и на осуществление хозяйственной деятельности невозможно определить степень прямого или косвенного воздействия осуществляемой хозяйственной деятельности на окружающую среду, проверить, создается ли в результате этого угроза загрязнения, истощения окружающей среды, оказывает ли такая деятельность вредное воздействие на человека, в связи с чем презумпция экологической опасности хозяйственной деятельности по размещению отходов производства и потребления на территории муниципального образования не может быть опровергнута в настоящее время.

Согласно части 1 статьи 9 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

Потому бездействием администрации МО «село Боташюрт» Хасавюртовского района РД нарушаются предусмотренные ст. 42 Конституции Российской Федерации и принятыми в ее исполнение законами права неограниченного круга лиц на охрану здоровья, благоприятную окружающую среду, на защиту от негативного воздействия и на благоприятные условия жизни и здоровья, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

В соответствии со ст. 1065 Гражданского кодекса РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.

Как следует из ст. 80 ФЗ «Об охране окружающей среды» деятельность, осуществляемая с нарушением требований законодательства об охране окружающей среды, подлежит приостановлению или прекращению по решению суда.

Статьей 12 Гражданского кодекса РФ одним из способов защиты гражданских прав предусмотрено восстановление положения, существовавшего до нарушения права и пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

По указанным основаниям истец просит признать незаконным бездействия администрации муниципального образования «село Боташюрт», Хасавюртовского района РД по организации сбора, вывоза и хранения и захоронения твердо-бытовых отходов в границах поселения; в шестимесячный срок с момента вступления в силу решения суда оборудовать полигон для временного размещения отходов производства и потребления в соответствии с СанПиН 2.1.7.1038-01 и СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления», утвержденных Главным государственным санитарным врачом РФ 30.04.2003 г.; в шестимесячный срок обязать главу администрации МО «село Боташюрт» разработать проект нормативов образования отходов и установления лимита на размещение отходов; в шестимесячный срок представить документы для получения разрешения на размещение отходов; обязать администрацию муниципального образования «село Боташюрт» Хасавюртовского района РД ликвидировать очаги захламления на окраине села в течение одного месяца с момента вступления в силу решения суда.

Представитель Хасавюртовской районной прокуратуры - помощник прокурора Исаев Э.Б. исковое заявление поддержал и просил удовлетворить его по указанным в нем основаниям.

Представитель МО «село Боташюрт», Хасавюртовского района РД Акбиев К.А. (действует по доверенности от 12.04.2010г.) исковые требования признал и пояснил суду, что исковое заявление является обоснованным. Ряд нарушений требований природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства, выявленные в ходе проверки, имели место. Незнание необходимости получения разрешительных документов на размещение твердых бытовых отходов, не соответствие отведенного для складирования отходов и т.д. привело к этим нарушениям. В настоящее время в этом направлении ведется определенная работа и выявленные и другие нарушения будут устранены.

Представитель третьего лица Управления «Роспотребнадзора» по РД в суд не явился, хотя был надлежащим образом извещен о дате, месте и времени судебного заседания.

В виду неявки представителя третьего лица по неуважительным причинам постановлено рассмотреть гражданское дело в его отсутствии.

Представитель третьего лица Хасавюртовского межрайонного комитета по экологии и природопользованию Минприроды РД Эльдаров М.Г.пояснил суду, что в ходе проведенной проверки в МО «село Боташюрт», Хасавюртовского района были выявлены ряд нарушений правил обращения с отходами потребления и мусора вследствие чего загрязняется почва, атмосферный воздух, создается угроза загрязнения подземных вод, т.е. ставится под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие неопределенного круга граждан, находящихся на территории поселения, и создается опасность причинения вреда окружающей среде. При отсутствии разрешительной документации на использование природных ресурсов и на осуществление хозяйственной деятельности невозможно определить степень прямого или косвенного воздействия осуществляемой хозяйственной деятельности на окружающую среду, проверить, создается ли в результате этого угроза загрязнения, истощения окружающей среды, оказывает ли такая деятельность вредное воздействие на человека.

Исследовав материалы дела, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, суд находит иск прокурора Хасавюртовского района подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из представленных истцом материалов, в МО «село Боташюрт» Хасавюртовского района РД допущены нарушения ч.1 ст.51 Федерального закона «Об охране окружающей среды», ч.1 ст.13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», ч.2 ст.21ч.1, ст.22 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», СанПиН 2.1.7.1038-01 и СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов», утвержденных Главным государственным санитарным врачом РФ 30.04.2003 г. и ГОСТа Р 51617-2000 «Жилищно-коммунальные услуги, общие технические условия», принятого постановлением Госстандарта РФ от 19.06.2000г № 158-СТ. В МО «село Боташюрт» в местах массового скопления населения отсутствуют контейнера для сбора отходов. На окраине села допускается несанкционированное размещение твердых бытовых отходов. Планово-санитарная очистка территории населенного пункта не налажена, тем самым на территории поселения не осуществляется надлежащий сбор и вывоз отходов потребления в соответствии с экологическими и санитарно-эпидемиологическими требованиями. Вывозимые отдельными гражданами и самой администрацией твердые бытовые отходы складируются и хранятся на не типовом полигоне окраины села. Отходы: твердые бытовые отходы, шины, строительный мусор, бой стекла, полиэтиленовые бутылки, пакеты, картонная тара и др. складированы навалом. На полигоне не осуществляется производственный контроль, не ведется мониторинг состояния окружающей среды, не ведется учет и отчетность движения отходов.

Указанные обстоятельства подтверждаются актом № 14 от 27.02.2010г., а также объяснением главы МО «село Боташюрт», Хасавюртовского района Айтекова А.З.

Таким образом, анализируя приведенные доказательства, суд считает требования истца обоснованными и подлежащими удовлетворению.

С ответчика в доход государства подлежит взысканию государственная пошлина в размере 200 руб.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление прокурора Хасавюртовского района удовлетворить.

Признать незаконным бездействия администрации муниципального образования «село Боташюрт», Хасавюртовского района РД по организации сбора, вывоза и хранения и захоронения твердо-бытовых отходов в границах поселения.

Обязать главу администрации муниципального образования «село Боташюрт», Хасавюртовского района РД в шестимесячный срок с момента вступления в силу решения суда оборудовать полигон для временного размещения отходов производства и потребления в соответствии с СанПиН 2.1.7.1038-01 и СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления», утвержденных Главным государственным санитарным врачом РФ 30.04.2003 г.

Обязать главу администрации муниципального образования «село Боташюрт», Хасавюртовского района РД в шестимесячный срок разработать проект нормативов образования отходов и установления лимита на размещение отходов.

Обязать главу администрации муниципального образования «село Боташюрт», Хасавюртовского района РД в шестимесячный срок представить документы для получения разрешения на размещение отходов.

Взыскать с МО «село Боташюрт», Хасавюртовского района РД государственную пошлину в сумме 200 рублей.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда Республики Дагестан в течение 10 дней со дня его принятия судом путем подачи жалобы через Хасавюртовский районный суд РД.

Текст решения отпечатан в совещательной комнате.

Судья З.А. Минтемирова