Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
16.04.2012 г. п.Славянка
Судья Хасанского районного суда Приморского края Кротова Н.И.
при секретаре Трегубенко Т.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании заявление Анненко Владимира Викторовича об обжаловании действий органа местного самоуправления,
У С Т А Н О В И Л :
Анненко В.В. обратился в суд с заявлением об обжаловании действий органа местного самоуправления, указывая на то, что информационным письмом администрации Хасанского муниципального района сообщила о приеме заявлений для предоставления земельных участков гражданам в аренду с целью ведения личного подсобного хозяйства, в том числе и земельный участок площадью 1000 кв.м., с кадастровым номером №, находящийся примерно в <адрес>. 19.07.2011 г. он подал заявление о предоставлении данного земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства в аренду сроком на 10 лет, расположенный в <адрес>. 25.07.2011 г. администрация письмом № 3747 от 25.07.2011 г. уведомила его о том, что для предоставления данного участка на праве аренды необходимы следующие документы: определение вида разрешенного использования, кадастровый паспорт земельного участка. 22.12.2011 г. он повторно подал в администрацию заявление с приложением всех необходимых документов. 20.02.2012 г. письмом № 841 администрацией ему было отказано в предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером № в <адрес> для ведения личного и подсобного хозяйства. Основанием для отказа послужила нецелесообразность передачи данного земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства. Считает решение администрации незаконным и необоснованным по следующим основаниям: 1) При предоставлении участков для ведения личного подсобного хозяйства следует исходить из норм, установленных ст. 34 Земельного кодекса РФ, а также Законом Приморского края № 90-КЗ от 29.12.2003 «О регулировании земельных отношений в Приморском крае» и Постановлением администрации Приморского края от 16.02.2007 г. № 43-па «Об утверждении положения о процедурах и критериях предоставления земельных участков, находящихся в собственности Приморского края для целей, не связанных со строительством». В соответствии с указанными нормами для предоставления земельного участка в целях ведения личного подсобного хозяйства необходимы следующие документы: заявление, кадастровый паспорт, копия документа, удостоверяющего личность. Перечисленные документы, а также ответ администрации Зарубинского городского поселения о виде разрешенного использования были предоставлены в администрации. 22.12.2011 г. Согласно ЗК РФ, а также Закона Приморского края № 90-КЗ земельный участок предоставляется в аренду гражданам РФ при наличии всех необходимых документов в отсутствии оснований для отказа, предусмотренных федеральным законодательством, если же такие основания имеются, то орган исполнительной Приморского края в 20-дневный срок, с момента поступления заявления направляет заявителю мотивированный отказ в предоставлении земельного участка. Таким образом, для того, чтобы отказ был признан мотивированным в нем необходимо сделать ссылку на нормы федерального законодательства, которые препятствуют предоставлению участка. Таким образом, для того, чтобы отказ был признан мотивированным в нем необходимо сделать ссылку на нормы федерального законодательства, которые препятствуют предоставлению участка. Однако, администрация в своем отказе не указала на нормы законы, которые могут быть нарушены, в случае предоставления земельного участка «нецелесообразно». Ни федеральным, ни региональным законодательством не предусмотрено такое основание. 2) Кроме того, с инициативой о предоставлении данного земельного участка выступала непосредственно администрация, его заявление с просьбой предоставить земельный участок было положительно рассмотрено и возвращено ему для сбора необходимых документов, формирования и постановки на кадастровый учет указанного земельного участка. Цель использования данного участка была объявлена и установлена администрацией как ведение личного подсобного хозяйства. Следовательно, отказывая в предоставлении земельного участка на таком надуманном основании как «Нелесообразно», администрация противоречит сама себе.
Просит признать незаконным решение администрации Хасанского муниципального района от 20.02.2012 г. и обязать администрацию предоставить в аренду земельный участок с кадастровым номером № в <адрес> для ведения личного и подсобного хозяйства.
Заявитель в судебное заседание не прибыл, о слушании дела извещен надлежащим образом.
Представитель заявителя Пестова К.А. поддержала доводы жалобы по указанным в ней основаниям.
Представитель администрации Хасанского муниципального района Антоненко П.В. в судебном заседании заявленные требования не признал, суду пояснил, что отказ администрации района обусловлен тем, что Зарубинское городское поселение считает нецелесообразным предоставление этого участка из-за сточной канавы. Сточная канава на этом участке не является гидротехническим сооружением и ее возможно самостоятельно ликвидировать. Полномочий у Зарубинского поселения о предоставлении земельного участка не имеется, они только могут определять вид разрешенного использования, но градостроительного регламента в поселении еще нет. Земельный участок находится в границах <адрес>.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения жалобы по следующим основаниям.
Согласно пункту 1 статьи 11 Земельного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путём выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учётом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
Пунктом 1 статьи 34 ЗК РФ определено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны: принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом; уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган; обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
Судом установлено, что 19.07.2011 г. входящий № № Анненко В.В. обратился в администрацию Хасанского муниципального района с заявлением о предоставлении ему земельного участка, расположенного в <адрес>, площадью 1500 кв.м. в аренду сроком на 10 лет.
Администрация Хасанского муниципального района письмом № от 25.07.2011 г. вернула Анненко В.В. заявление и приложенные к нему документы для формирования земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства.
22.12.2011 г. Анненко В.В. подал в администрацию Хасанского муниципального района заявление с приложением всех необходимых документов.
20.02.2012 г. письмом № администрацией Хасанского муниципального района Анненко В.В. было отказано в предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером № в <адрес> для ведения личного подсобного хозяйства, в связи с тем, что администрация Зарубинского городского поселения считает нецелесообразным предоставление данного земельного участка, так как он расположен на сточной канаве.
Согласно письму администрации Зарубинского городского поселения исх. № от 24.10.2011 г. разрешенный вид земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью 1000 кв.м. градостроительным регламентом не установлен. Администрация Зарубинского городского поселения считает нецелесообразным выделение данного земельного участка, так как он расположен на сточной канаве.
По мнению суда, указанный отказ органа местного самоуправления является незаконным по следующим основаниям.
Согласно п.2.8 Нормативно- правового акта от 06 мая 2009 г. № 16-НПА « О порядке предоставления земельных участков, находящихся в границах Хасанского муниципального района, государственная собственность на которые не разграничена, для целей, не связанных со строительством, условиями предоставления земельных участков гражданам и юридическим лицам в собственность, аренду, постоянное(бессрочное) пользование, безвозмездное срочное пользование являются:
Наличие свободного от прав третьих лиц земельного участка;
Наличие выданного администрацией поселения, в границах которого входит испрашиваемый земельный участок, условия об определении разрешенного использования земельного участка, технических условий подключения объекта к сетям инженерно- технического обеспечения;
Очередность подачи заявления.
Как следует из оспариваемого решения, основанием для отказа в предоставлении земельного участка явилось то, что, по мнению Зарубинского городского поселения, предоставление земельного участка нецелесообразно в связи с нахождением на этом участке сточной канавы.
Вышеуказанный нормативно- правовой акт в качестве условий выделения земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства не содержит требование о целесообразности предоставления такого участка, нет такого требования и в федеральном земельном законодательстве. При этом следует отметить, что администрация городского поселения не имеет полномочий разрешать вопрос о целесообразности предоставления земельного участка. Не может служить препятствием и то, что разрешенный вид использования не определен, поскольку до настоящего времени градостроительный регламент поселением не принят и права заявителя не могут быть ущемлены.
В этой связи заслуживает внимания то, что администрация Хасанского муниципального района сама опубликовала информационное сообщение о том, что спорный земельный участок может быть предоставлен гражданам для ведения личного подсобного хозяйства. Земельный участок сформирован как объект права и поставлен на кадастровый учет, а кроме того, причиной отказа явилось только ссылка о нецелесообразности предоставления земельного участка из-за нахождения сточной канавы, которая не является гидротехническим сооружением, и при желании может быть ликвидирована владельцем участка.
Таким образом, отказ в предоставлении земельного участка не основан на законе и нарушает права и законные интересы заявителя, в связи с чем, нарушенное право подлежит восстановлению путем принятия органом местного самоуправления соответствующего решения о предоставлении земельного участка в аренду.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 258 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Заявление Анненко Владимира Викторовича об обжаловании действий органа местного самоуправления удовлетворить.
Признать незаконным отказ администрации Хасанского муниципального района в предоставлении земельного участка с кадастровым номером № Анненко Владимиру Викторовичу и обязать администрацию Хасанского муниципального района устранить нарушение прав Анненко Владимира Викторовича путем принятия решения о предоставлении земельного участка с кадастровым номером № для ведения личного подсобного хозяйства Аненнко Владимиру Викторовичу.
Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Хасанский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья